К примеру, лечение телесных заболеваний (если оно вызвано психосоматикой, накопленным в теле эмоциональным напряжением). Или наоборот, телесно-ориентированные направления психотерапии, где через тело изменяется психика человека, уходят эмоциональные травмы.
Выражение эмоций через движение мы видим во многих видах искусств, в первую очередь в танце. Что еще?
Предлагаю обсудить не совсем очевидное, но достаточно важное, особенно в рамках нашего форума, применение. Осознание эмоций через движение. Здесь часто встречается фраза, что «аспи не имеют чувств». Это не так. Они их не осознают. Не умеют. Этого не дано «по-умолчанию» в базовом наборе функций. Но этому можно научиться.
Даже больше.. Неумение осознавать свои эмоции не является для человека недостатком. Оно является преимуществом. Объясню почему.
Когда человек интуитивно учится чему-то, как и учатся эмоциям нейротипики, он это делает путем прямого подражания. Тому кто рядом.. Как правило, это родители и близкое окружение.. Какие учителя – такой и ученик.. Он копирует ВСЕ. Как достоинства, так и недостатки.. Как эффективные паттерны и стратегии, так и совершенно кривые и неэффективные.. Потому что интуитивно.. Потому что не осознает. Чему может научить ребенка плохой, скажем, пианист? Точно так же плохо играть на пианино, как и учитель. Ребенок «просто берет» - он не имеет возможности выбирать, ЧТО он возьмет. А переучиваться уже приобретенному навыку (неважно кривому или нет) в разы сложнее. А, кроме того, надо еще осознать необходимость переучиваться. Вот и имеем мир состоящий из роботов функционирующих по Павлову «стимул-реакция». Лампочка загорелась - слюна потекла.
Самые эффективные методики, основанные на взаимосвязи психики и тела разработали именно люди, которых «жизнь заставила» учиться сознательно. Неважно методики это лечения тела или психики.
Моше Фельденкрайз – физик, инженер, математик, мастер дзюдо. В юности получил травму колена и врачи угрожали ему операцией. Фельденкрайз отказался от операции, он интенсивно занялся анатомией, биомеханикой исследованием поведения, достигая глубокого понимания функций движения и их взаимосвязи с поведением, психическими и социальными факторами. Фельденкрайз собрал всё лучшее, что есть на Западе и на Востоке. Истоки метода Фельденкрайза вообрали в себя дзюдо и йогу, а также физику, инженерное искусство и математику.
Александер – актер, испытывавший с детства проблемы со здоровьем, к тому же потерявший в один прекрасный момент голос. Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности. В основе изучения самого себя у Александера был положен закон о причине и следствии: каждое действие обязательно должно вызвать противодействие. Если человек страдает от какого-либо недуга, будь то головная боль, бессонница или артрит, этому соответствует определенная внутренняя причина.
И самая близкая к теме топика личность - известный психотерапевт Милтон Эриксон. Какое-то время он был полностью обездвижен, кроме того, он был ограничен еще и в других функциях.. Но он научился столь тщательно наблюдать за собой, что довел до совершенства это умение. Он научился определять мельчайшие двигательные импульсы у себя, и это привело его к тонкому чувствованию других. За счет чего он и стал известным психотерапевтом, в его честь назвали «эриксоновский гипноз».
Самое для меня важное, что при хорошо налаженном осознании эмоций, точно так же, через движение (координацию) этими эмоциями можно управлять. Но это уже вторая часть Марлезонского балета..Милтон Эриксон от рождения был лишен правильного цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве страдал от нарушения процесса чтения и дислексии, а в семнадцатилетнем возрасте Милтон перенёс полиомиелит и смог вести полноценную жизнь благодаря разработанной им самим программе реабилитации.
Обучая психиатров и студентов-медиков эриксоновскому гипнозу, доктор Милтон Эриксон основной акцент делал на умении наблюдать. Он был убежден, что гипнотический тренинг может значительно развить эту способность. Его необыкновенная наблюдательность стала легендой. Говоря о том, что физические ограничения значительно усилили эту способность, он рассказывал: "В семнадцать лет я перенес полиомиелит. Я лежал в постели, не чувствуя своего тела, не в состоянии определить положение моих рук или ног на кровати. Часами я пытался ощутить, где сейчас моя ладонь, или ступня, или пальцы на ногах. Я стал обостренно ощущать, что такое движение. Позднее, в университете, я изучил природу мышц и придумал, как эффективнее использовать мои собственные уцелевшие после полиомиелита мышцы. Я учился хромать с минимальным напряжением - на это ушло десять лет.
Я стал обостренно воспринимать физические движения окружающих, и это было чрезвычайно полезно. Люди порой совершают мелкие предательские движения, которые многое могут сообщить опытному наблюдателю. Большая часть наших связей с окружающими отражается в движениях нашего тела, а не в нашей речи. Я обнаружил, что могу определить хорошего пианиста не по звукам исполняемой им музыки, а по тому, как его пальцы прикасаются к клавишам. Уверенное прикосновение, нежное прикосновение, сильное и одновременно точное прикосновение. Истинная игра подразумевает изысканные физические движения".
Доктор Милтон Эриксон не может определить хорошего пианиста по звукам музыки, так как лишен музыкального слуха. Эту свою особенность он также считает плюсом для работы. "Способ построения речи может о многом сообщить, - говорит он. - Из-за тоновой глухоты я начал обращать особое внимание на модуляции голоса и меньше отвлекаться на содержание сказанного. Многие модели поведения отражаются скорее в том, как человек говорит, чем в том, что он говорит".
Часто повторяя, что задача психотерапии - помочь человеку расширить границы своих возможностей, Милтон Эриксон всю жизнь действовал в этих границах. Когда в 1919 году он был полностью парализован, врачи сообщили, что он больше никогда не сможет ходить. Часами концентрируя внимание на мельчайших импульсах, возникающих в мышцах ног, он сначала добился еле заметных движений. Спустя год он уже передвигался с помощью костылей. Ему даже удалось найти сидячую работу на консервном заводе, чтобы собрать деньги на обучение в университете.
К аналогичным выводам приходили и другие люди. Достаточно просто внимательно заниматься каким-то двигательным навыком. Накапливать и анализировать информацию.
Еще раз попробую объяснить своими словами (немного с другой стороны):
Вот смотрите, возьмем, к примеру, фигурное катание. Там есть разнообразные прыжки: аксель, тулуп, риттбергер. Для непосвященного человека отличить один прыжок от другого нереально. Если вы сами занимаетесь фигурным катанием и умеете делать эти прыжки - то вам это будет сделать легко, ваше тело знает как они выглядят изнутри. При этом вам не надо будет знать какие внешние отличия у этих прыжков. Не надо знать по каким внешним признакам их различать у другого.
Если вы сами делать их не умеете, но фигурным катанием увлекаетесь, то вы можете штудировать справочники и учебники по фигурному катанию, изучать отличия с какой ноги какой прыжок делается, с ребра или зубца, какой выход на прыжок.. Изучив все это вы тоже сможете отличать визуально прыжки один от другого.
Вот с эмоциями примерно так же. Кто умеет сам - тому нет необходимости изучать мимические тонкости. Он их даже не знает. Он интуитивно различает, потому что его тело знает эти мелочи. А кто-то изучает книги по эмоциям, смотрит сериалы типа "Обмани меня". Это сложнее - научиться отличать логикой, накопить эту базу данных, статистику.
Поэтому выхода два: либо научиться выражать - остальное придет само, либо изучать выражение. "Научиться выражать" эффективнее по многим параметрам.