Осознание чувств через движение

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
Аватара пользователя
pti
аспи
Сообщения: 665
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 04:51
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Что со мной?

Сообщение pti » 22 мар 2014, 04:49

Я думаю, для многих не будет новостью, что тело и психика человека неразрывно связаны. Эту мысль можно встретить почти в каждой книжке по психологии. Но знание, если оно чисто теоретическое, ничего не дает. Какие применения можно найти этому факту?

К примеру, лечение телесных заболеваний (если оно вызвано психосоматикой, накопленным в теле эмоциональным напряжением). Или наоборот, телесно-ориентированные направления психотерапии, где через тело изменяется психика человека, уходят эмоциональные травмы.
Выражение эмоций через движение мы видим во многих видах искусств, в первую очередь в танце. Что еще?

Предлагаю обсудить не совсем очевидное, но достаточно важное, особенно в рамках нашего форума, применение. Осознание эмоций через движение. Здесь часто встречается фраза, что «аспи не имеют чувств». Это не так. Они их не осознают. Не умеют. Этого не дано «по-умолчанию» в базовом наборе функций. Но этому можно научиться.
Даже больше.. Неумение осознавать свои эмоции не является для человека недостатком. Оно является преимуществом. Объясню почему.

Когда человек интуитивно учится чему-то, как и учатся эмоциям нейротипики, он это делает путем прямого подражания. Тому кто рядом.. Как правило, это родители и близкое окружение.. Какие учителя – такой и ученик.. Он копирует ВСЕ. Как достоинства, так и недостатки.. Как эффективные паттерны и стратегии, так и совершенно кривые и неэффективные.. Потому что интуитивно.. Потому что не осознает. Чему может научить ребенка плохой, скажем, пианист? Точно так же плохо играть на пианино, как и учитель. Ребенок «просто берет» - он не имеет возможности выбирать, ЧТО он возьмет. А переучиваться уже приобретенному навыку (неважно кривому или нет) в разы сложнее. А, кроме того, надо еще осознать необходимость переучиваться. Вот и имеем мир состоящий из роботов функционирующих по Павлову «стимул-реакция». Лампочка загорелась - слюна потекла.
Самые эффективные методики, основанные на взаимосвязи психики и тела разработали именно люди, которых «жизнь заставила» учиться сознательно. Неважно методики это лечения тела или психики.
Моше Фельденкрайз – физик, инженер, математик, мастер дзюдо. В юности получил травму колена и врачи угрожали ему операцией. Фельденкрайз отказался от операции, он интенсивно занялся анатомией, биомеханикой исследованием поведения, достигая глубокого понимания функций движения и их взаимосвязи с поведением, психическими и социальными факторами. Фельденкрайз собрал всё лучшее, что есть на Западе и на Востоке. Истоки метода Фельденкрайза вообрали в себя дзюдо и йогу, а также физику, инженерное искусство и математику.
Александер – актер, испытывавший с детства проблемы со здоровьем, к тому же потерявший в один прекрасный момент голос. Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности. В основе изучения самого себя у Александера был положен закон о причине и следствии: каждое действие обязательно должно вызвать противодействие. Если человек страдает от какого-либо недуга, будь то головная боль, бессонница или артрит, этому соответствует определенная внутренняя причина.
И самая близкая к теме топика личность - известный психотерапевт Милтон Эриксон. Какое-то время он был полностью обездвижен, кроме того, он был ограничен еще и в других функциях.. Но он научился столь тщательно наблюдать за собой, что довел до совершенства это умение. Он научился определять мельчайшие двигательные импульсы у себя, и это привело его к тонкому чувствованию других. За счет чего он и стал известным психотерапевтом, в его честь назвали «эриксоновский гипноз».
Милтон Эриксон от рождения был лишен правильного цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве страдал от нарушения процесса чтения и дислексии, а в семнадцатилетнем возрасте Милтон перенёс полиомиелит и смог вести полноценную жизнь благодаря разработанной им самим программе реабилитации.

Обучая психиатров и студентов-медиков эриксоновскому гипнозу, доктор Милтон Эриксон основной акцент делал на умении наблюдать. Он был убежден, что гипнотический тренинг может значительно развить эту способность. Его необыкновенная наблюдательность стала легендой. Говоря о том, что физические ограничения значительно усилили эту способность, он рассказывал: "В семнадцать лет я перенес полиомиелит. Я лежал в постели, не чувствуя своего тела, не в состоянии определить положение моих рук или ног на кровати. Часами я пытался ощутить, где сейчас моя ладонь, или ступня, или пальцы на ногах. Я стал обостренно ощущать, что такое движение. Позднее, в университете, я изучил природу мышц и придумал, как эффективнее использовать мои собственные уцелевшие после полиомиелита мышцы. Я учился хромать с минимальным напряжением - на это ушло десять лет.

Я стал обостренно воспринимать физические движения окружающих, и это было чрезвычайно полезно. Люди порой совершают мелкие предательские движения, которые многое могут сообщить опытному наблюдателю. Большая часть наших связей с окружающими отражается в движениях нашего тела, а не в нашей речи. Я обнаружил, что могу определить хорошего пианиста не по звукам исполняемой им музыки, а по тому, как его пальцы прикасаются к клавишам. Уверенное прикосновение, нежное прикосновение, сильное и одновременно точное прикосновение. Истинная игра подразумевает изысканные физические движения".
Доктор Милтон Эриксон не может определить хорошего пианиста по звукам музыки, так как лишен музыкального слуха. Эту свою особенность он также считает плюсом для работы. "Способ построения речи может о многом сообщить, - говорит он. - Из-за тоновой глухоты я начал обращать особое внимание на модуляции голоса и меньше отвлекаться на содержание сказанного. Многие модели поведения отражаются скорее в том, как человек говорит, чем в том, что он говорит".

Часто повторяя, что задача психотерапии - помочь человеку расширить границы своих возможностей, Милтон Эриксон всю жизнь действовал в этих границах. Когда в 1919 году он был полностью парализован, врачи сообщили, что он больше никогда не сможет ходить. Часами концентрируя внимание на мельчайших импульсах, возникающих в мышцах ног, он сначала добился еле заметных движений. Спустя год он уже передвигался с помощью костылей. Ему даже удалось найти сидячую работу на консервном заводе, чтобы собрать деньги на обучение в университете.
Самое для меня важное, что при хорошо налаженном осознании эмоций, точно так же, через движение (координацию) этими эмоциями можно управлять. Но это уже вторая часть Марлезонского балета..
К аналогичным выводам приходили и другие люди. Достаточно просто внимательно заниматься каким-то двигательным навыком. Накапливать и анализировать информацию.

Еще раз попробую объяснить своими словами (немного с другой стороны):
Вот смотрите, возьмем, к примеру, фигурное катание. Там есть разнообразные прыжки: аксель, тулуп, риттбергер. Для непосвященного человека отличить один прыжок от другого нереально. Если вы сами занимаетесь фигурным катанием и умеете делать эти прыжки - то вам это будет сделать легко, ваше тело знает как они выглядят изнутри. При этом вам не надо будет знать какие внешние отличия у этих прыжков. Не надо знать по каким внешним признакам их различать у другого.
Если вы сами делать их не умеете, но фигурным катанием увлекаетесь, то вы можете штудировать справочники и учебники по фигурному катанию, изучать отличия с какой ноги какой прыжок делается, с ребра или зубца, какой выход на прыжок.. Изучив все это вы тоже сможете отличать визуально прыжки один от другого.
Вот с эмоциями примерно так же. Кто умеет сам - тому нет необходимости изучать мимические тонкости. Он их даже не знает. Он интуитивно различает, потому что его тело знает эти мелочи. А кто-то изучает книги по эмоциям, смотрит сериалы типа "Обмани меня". Это сложнее - научиться отличать логикой, накопить эту базу данных, статистику.
Поэтому выхода два: либо научиться выражать - остальное придет само, либо изучать выражение. "Научиться выражать" эффективнее по многим параметрам.
Последний раз редактировалось ghoststory 27 авг 2014, 11:01, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Подготовка к перенесению темы
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают

RMO
участник
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 12 июл 2014, 23:43
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение RMO » 20 июл 2014, 19:02

Не так давно я нашел способ узнавать о чувствах других людей, даже незнакомых. Этот прием больше похож на сознательный трюк. Но приемом пока не пользуюсь :) Но угаданные эмоции меня слегка перегружают, я не знаю что с ними делать, в результате этим трюком я не пользуюсь ) точнее пользуюсь только для того, чтобы узнать свои собственные эмоции (вот это реально полезно).

Sergio
аспи
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 22 янв 2014, 09:08
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение Sergio » 20 июл 2014, 19:54

Что за трюк?

RMO
участник
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 12 июл 2014, 23:43
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение RMO » 20 июл 2014, 20:12

Sergio писал(а):Что за трюк?
Трюк - следить за сменой паттернов поведения. Это немного сложно объяснить заочно.. Паттерн поведения -это вроде абзаца в тексте. Легче всего увидеть его в движениях танцующих: они используют сначала один стиль движения, потом меняют его на другой, и в целом получается танец. Собственно, этот трюк я узнал из танго, которым я занимаюсь.

Так вот, смена таких паттернов поведения и происходит на основе чувств человека. Проследив за спонтанными изменениями своего поведения, я могу осознать свои чувства. Некоторая трудность состоит в том, что мне иногда сложно менять поведение, я слишком зацикливаюсь на некоторых движениях, паттернах. Предполагаю, что именно поэтому мои чувства были от меня скрыты. Но я тренировал способность переключаться, и как раз после этого я начал и различать свои чувства и чувства других.

Причем когда я выясняю, что я, например, сержусь, мне приходится заставлять себя вести себя как сердитый человек. Иначе все это будет копиться внутри, и я буду выглядеть злюкой.

Kate
участник
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 09 июл 2014, 02:07
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение Kate » 20 июл 2014, 21:03

RMO писал(а):Трюк - следить за сменой паттернов поведения. Это немного сложно объяснить заочно.
Да, на словах сложно понять о чем речь)

Кажется, собственные эмоции я отслеживала по музыке, стараясь всегда подбирать альбом, наиболее "близкий" мне в конкретный момент времени.

RMO
участник
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 12 июл 2014, 23:43
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение RMO » 20 июл 2014, 21:05

Sergio писал(а):Я вот сейчас подумал, какое у меня поведение при каких эмоциях и понял, что вариантов то совсем мало. Либо весёлое настроение (тогда могу над чем-то и посмеяться), либо злюсь, тогда огрызаюсь на всех и типа психую. Во всех остальных случаях моё поведение так сказать нейтральное и все остальные эмоции я как-бы переживаю внутри себя и моё поведение от них не зависит (либо зависит очень слабо).
А вы попробуйте специально поменять свое поведение, спонтанно. Вот тут то мои эмоции и вылезают. Если я не делаю это сознательно, у меня тоже ничего не получается.

RMO
участник
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 12 июл 2014, 23:43
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение RMO » 20 июл 2014, 21:22

Kate писал(а): Кажется, собственные эмоции я отслеживала по музыке, стараясь всегда подбирать альбом, наиболее "близкий" мне в конкретный момент времени.
Кстати, тоже вариант, надо попробовать..

Sergio
аспи
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 22 янв 2014, 09:08
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение Sergio » 20 июл 2014, 22:27

RMO писал(а):А вы попробуйте специально поменять свое поведение, спонтанно. Вот тут то мои эмоции и вылезают. Если я не делаю это сознательно, у меня тоже ничего не получается.
Не совсем понимаю, как это сделать. Но надо попробовать.

Аватара пользователя
pti
аспи
Сообщения: 665
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 04:51
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Осознание чувств через движение

Сообщение pti » 21 июл 2014, 03:36

RMO писал(а):смена таких паттернов поведения и происходит на основе чувств человека. Проследив за спонтанными изменениями своего поведения, я могу осознать свои чувства. Некоторая трудность состоит в том, что мне иногда сложно менять поведение, я слишком зацикливаюсь на некоторых движениях, паттернах. Предполагаю, что именно поэтому мои чувства были от меня скрыты. Но я тренировал способность переключаться, и как раз после этого я начал и различать свои чувства и чувства других.
Действительно, это сложно объяснить заочно. RMO попал в точку.. вернее в мой специнтерес..
Выученные стереотипные паттерны движений как правило копируются с авторитета (в детстве с родителей или при дальнейшем обучении), а при смене типа движения вылазит сущность самого человека. Особенно видно по движениям человека в состоянии стресса..
У аспи поэтому и бывают такие "необычные" для большинства движения, потому что они "не скопированы" с авторитетов.

Тоже вижу по таким вот неосознанным жестам эмоции людей, причем у меня это пришло потом, после длительного наблюдения за своими паттернами движения. Теперь это происходит на автомате, то есть сознательно я это не включаю и не выключаю, а в этом уже сложность.. потому что за счет этого по сути я постоянно "отгребаю" чужие эмоции, с которыми потом приходится справляться (но этот навык уже тоже есть) проблема лишь с дополнительных усилиях на это.

На этих фишках основаны некоторые психотехники по управлению своим состоянием. Ведь то, что переводится из неосознанного в разряд осознанного - этим уже можно управлять. К примеру, начать наблюдать за своими повседневными действиями. Как я завязываю шнурки, как наливаю чаю.. Пытаться замедлить эти движения до предела.. увидеть ЧТО конкретно я делаю, попытаться воспроизвести это детально в уме..
RMO писал(а):Собственно, этот трюк я узнал из танго, которым я занимаюсь.
Я тоже это придумала, начав заниматься жонглированием. Потому уже начала изучать идеомоторику и психологию движения (биомеханику, психофизиологию Бернштейна, методику Фельденкрайза и т.д.) - там это все описано, то, к чему я пришла сама, занимаясь непосредственно разбором своих движений.

Расширение своих двигательных паттернов - это расширение набора своих реакций. Предоставление большей свободы выражения эмоций своему телу.
Умственное представление движений (а это уже суть - йога, ведь йога - это не "завязаться узлом", а именно представить в уме так, чтобы "пошли" мышцы) - это обучение управлению своими состояниями. Потому что эмоции - это тоже физиология, только по большей части вегетативной нервной системы (расширение сосудов,изменение сердечного ритма и т.д.) - но этим тоже можно управлять.

Далее.. Не все йогурты одинаково полезны.. То есть не все движения энергетически эффективны. Обучая свое тело энергетически эффективным движениям (чтобы при движении мышцы антогонисты не работали друг против друга - мышцы-сгибатели расслаблялись при напряжении аналогичных мышц-разгибателей), мы можем научить свое тело вообще не замечать нагрузки от "протекания эмоций" - потому что течь будет правильно, эффективно. Вспомните свой опыт обучения любому движению (велосипед или что-то еще) сколько сил занимало движение вначале обучения - и сколько стало тратиться потом, когда мышцы нашли свои траектории и выучили их.
Вот поэтому я и занимаюсь двигательными вещами - мне это помогает управлять собой. В общем-то в этой теме в посте выше я многие вещи описала. Еще добавлю занятия игрой на ударной установке - там идет хорошая развитие независимого (друг от друга) действия конечностей. Вообще занятия музыкой, танцами полезны..

Занималась айкидо - путем копирования тренера (как все) у меня ничего не получалось..
Потом, уже бросив занятия айкидо, прочитала все эти книжки поняла как оно действует, как работают все эти "рычаги" в теле и как хрупкая девушка может завалить крупного мужчину. Вот это как раз про "эффективность" применения тела. Тренировалась "понимать" с сыном дома.. В спокойной обстановке (не на занятиях). Это тоже очень помогло в отслеживании своих движений.
Еще большое значение имеет плавность движений и ритм.. В общем, для меня все это дико интересно и Остапа опять понесло.. Торможусь..
В общем, такие вещи сильно изменили мне жизнь..
Kate писал(а):Кажется, собственные эмоции я отслеживала по музыке, стараясь всегда подбирать альбом, наиболее "близкий" мне в конкретный момент времени.
По музыке тоже отслеживаю - есть такое дело..
RMO писал(а):А вы попробуйте специально поменять свое поведение, спонтанно. Вот тут то мои эмоции и вылезают. Если я не делаю это сознательно, у меня тоже ничего не получается.
Без опыта наблюдения - они не вылезут.. точнее вылезут но не осознаются.. А вот МЕНЯТЬ таким образом свое состояние СПЕЦИАЛЬНО можно. Я сама придумала такую штуку.. а потом уже прочитала в книжках по НЛП - там есть такое.. Резко поменять стиль движения. Особенно позу.. Особенно если сильно поменять.. К примеру вас давит депрессия или вы от этого сидите сжавшись в комок и уткнувшись в монитор. Надо кувыркнуться несколько раз, встать на руки или на голову. Чем сильнее поменяешь позу - тем больший эффект "сброса состояния" будет виден.
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают

Аватара пользователя
pti
аспи
Сообщения: 665
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 04:51
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Самодиагностика и очередная история)

Сообщение pti » 21 июл 2014, 03:57

Или вот комбинация двух приведенных выше способов.
К примеру у меня эмоция, давит, мне "плохо".. Не обязательно даже чтобы был навык определения конкретной эмоции, которая давит. Подбираю музыку, которая в данный момент соответствует моему состоянию, и начинаю что-то делать. Именно делать. Без "делать" - это катание в уме ваты.. Не поможет. Надо тело.. надо выражать.. Можно петь под нее. Можно танцевать..
У меня с именно такими способами (пение и танец) совсем плохо еще - стыд на такого рода самопроявления (даже если я одна дома), но у меня выход - стучать. Барабанить под музыку. Я же занималась ударкой.. При этом мозг занят сложной раскоординацией и "попаданием" в такт и телесно идет выражение соответствующей эмоции.
В итоге имеем два ключевых параметра, используемых в психотерапии для снятия эмоционального напряжения: отключение мозгов (переключение на что-то другое, расцикливание, убирание мыслей) и действия телом (движение, выражение эмоции).

Это не значит, что я с утра до вечера этим занимаюсь. При хорошо налаженных энергетически эффективных движениях - со временем уходит необходимость выражать все вот так "буквально". Многие бытовые, стандартные проходят сами, "усилием мысли", точнее просто от осознания, от мысли в стиле "упс, тревога".. Остается выражать специально только новые или сильные эмоции.
Это все тоже на автомате потом. Я и забыла уже это все и теорию и практику, почти не колбасит..
Но вот буквально вчера была очень сильная эмоция, которая осознавалась как обида.. а при ней особо ничего не сделаешь - возникает какой-то ступор и хочется свернуться в точку, начинаешь "избегать" этот мир.. автоматически воткнула плеер в уши и шла по улице стуча руками в такт музыки.. полегчало.. А потом уже стало доходить, что обида - это же невыраженная любовь или агрессия.. а стучала я под Металлику.. выбралась она у меня сама.. ну понятно, что это было.. а отсюда вывод - агрессию у себя я вижу еще далеко не всегда.. особенно под соусом "обиды"..
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя