Манифест о депатологизации
Добавлено: 09 май 2013, 20:07
Почему не следует называть синдром Аспергера болезнью.
Резон первый: надо называть вещи своими именами.
Что такое вообще болезнь?
Сказать "то, что большинство врачей считают болезнью" - неубедительно, тогда впору спросить врачей, почему они сочли болезнью это и не сочли то, и получается замкнутый круг.
Болезнь - это разрушительный процесс внутри организма, приближающий его к смерти.
Если у человека на лбу светится надпись "убей меня" - это опасно для его жизнь, но это не болезнь, в случае смерти непосредственная ее причина будет вне его организма.
С определением психических болезней следует быть особо осторожным.
Психическую болезнь лучше отсчитывать от таких конкретных и бесспорных вещей, как бред, буйство и распад личности. Болезнь - процесс внутри психики, могущий стать непосредственной причиной этих бед. В СССР был такой диагноз "мания правдоискания": людей, неугодных власти, наказывали заключением в дурку. Причем от этой "болезни" можно было по-настоящему сойти с ума: из-за изматывающей травли со стороны государственной машины. Это не дает основания считать психической болезнью несогласие с советским строем, так как непосредственной причиной помешательства являлось не оно.
Можно, с такой точки зрения, назвать СА болезнью?
Примитивному человеку свойственно считать больными всех, кто не вписывается в привычную картину.
Стоит упомянуть еще расовые различия. В наше просвещенное время никто не считает принадлежность к черной расе болезнью, не придумывает научных названий вроде "гиперпигментация кожи". Хотя древние греки считали именно так: дескать, Фаэтон при падении создал над Африкой невероятную жару, из-за которой и почернела кожа тамошних жителей.
Человек, родившийся негром, достоин сочувствия: он, скорее всего, родился в нищей голодной Африке, а может быть, в развитой стране, но в бедной необразованной семье потомков рабов. Это даже может стать причиной смерти - от голода или от рук расистов.
Каждая раса, по сравнению с другими, имеет некоторые телесные преимущества и недостатки.
Если бы люди, отстаивающие патологичность СА, применяли ту же логику к расовым вопросам - они бы сочли "гиперпигментацию кожи" болезнью.
Причина, по которой Аспи страдает - недостаток навыков, необходимых, чтобы выжить в обществе.
Но СА является лишь опосредованной причиной этого неумения. Общество не умеет воспитывать непохожих людей. Оно их травит, отвергает или пытается вправить мозги.
Резон второй: статус болезни в данном случае вреден.
Вообще говоря, мало кому понравится, если его объявят больным на голову, такое определение влечет неконструктивное отношение общества к человеку, так что применять его следует с осторожностью, только там, где целесообразность перевешивает ущерб.
Если, например, человек на всех кидается - его объявляют больным, потому что нужно основание, чтобы изолировать его от общества и подвергнуть принудительному лечению, а извлечь пользу из статуса психически здорового он не сможет все равно, терять ему нечего.
Главный недостаток Аспи - их неумение общаться с обществом, и статус больного только углубляет эту пропасть.
Но самое главное не это.
Аспи должен проделать огромную работу над собой, чтобы выработать социальные навыки, которых ему недодало воспитание.
Копировать методы нейротипиков здесь бесполезно, Аспи - иная сущность и ему нужны иные инструменты.
Определение "синдром Аспергера - это расстройство" чаще всего ведет к одному из двух видов неконструктивного поведения.
Основная идея мужественного больного человека - равняться на здоровых. В случае с СА это тупик, так как во-первых, избавиться от этого синдрома невозможно, во-вторых, если б было возможно, это означало бы потерять весь жизненный опыт (так как он сформирован именно этим мышлением), и в-третьих, это тупик, так как для Аспи требуются иные методы, чем для нейротипиков.
Если же Аспи, поверивший в свою болезнь, менее мужественен - он привяжется к своему статусу больного.
"Я больной, что вы ожидаете от меня дела, вы меня лучше пожалейте". Все неудачи на тяжком пути обретения социальных навыков он будет списывать на мантру, услышанную от авторитетного специалиста: "синдром Аспергера неизлечим".
Статус болезни переносит "гнев" пациента с дефицита социальных навыков (того, с чем можно бороться) на сам СА (с которым бороться невозможно). Благовидный предлог, чтобы ничего не делать.
Ранее гомосексуальность считалась болезнью. Если пытались лечить - то только калечили, а настоящей причиной такого определения являлась гомофобия общества.
Почему не депатологизируют
Потому что считают болезнью все непривычное (если никто, с кем приходиться считаться, не заставил отказаться от такого мнения).
Расовые теории вышли из моды, потому что Гитлер, наиболее рьяный их глашатай, потерпел поражение в мировой войне. Да и сами угнетенные народы в борьбе выбили себе кое-какие права.
Гомосексуальность депатологизировали потому, что борьба гомо за свои права набрала обороты, в то время как контрборьба становилась все более неблагодарной и несущей репутационные потери для тех, кто ею непосредственно занимался. Приведет, например, мать ребенка к врачу, скажет "он гомосексуален, вылечите". Он попытается лечить, только покалечит, за что мамаша огреет его сковородкой.
Потому что многие Аспи, к сожалению, полюбили свой статус больных, так как он позволяет себя жалеть и оправдывать все неудачи.
Потому что обществу неудобно признать, какое оно тупое и жестокое, что не умеет воспитывать непохожих людей, а признание СА болезнью снимает с общества эту вину.
Резон первый: надо называть вещи своими именами.
Что такое вообще болезнь?
Сказать "то, что большинство врачей считают болезнью" - неубедительно, тогда впору спросить врачей, почему они сочли болезнью это и не сочли то, и получается замкнутый круг.
Болезнь - это разрушительный процесс внутри организма, приближающий его к смерти.
Если у человека на лбу светится надпись "убей меня" - это опасно для его жизнь, но это не болезнь, в случае смерти непосредственная ее причина будет вне его организма.
С определением психических болезней следует быть особо осторожным.
Психическую болезнь лучше отсчитывать от таких конкретных и бесспорных вещей, как бред, буйство и распад личности. Болезнь - процесс внутри психики, могущий стать непосредственной причиной этих бед. В СССР был такой диагноз "мания правдоискания": людей, неугодных власти, наказывали заключением в дурку. Причем от этой "болезни" можно было по-настоящему сойти с ума: из-за изматывающей травли со стороны государственной машины. Это не дает основания считать психической болезнью несогласие с советским строем, так как непосредственной причиной помешательства являлось не оно.
Можно, с такой точки зрения, назвать СА болезнью?
Примитивному человеку свойственно считать больными всех, кто не вписывается в привычную картину.
Стоит упомянуть еще расовые различия. В наше просвещенное время никто не считает принадлежность к черной расе болезнью, не придумывает научных названий вроде "гиперпигментация кожи". Хотя древние греки считали именно так: дескать, Фаэтон при падении создал над Африкой невероятную жару, из-за которой и почернела кожа тамошних жителей.
Человек, родившийся негром, достоин сочувствия: он, скорее всего, родился в нищей голодной Африке, а может быть, в развитой стране, но в бедной необразованной семье потомков рабов. Это даже может стать причиной смерти - от голода или от рук расистов.
Каждая раса, по сравнению с другими, имеет некоторые телесные преимущества и недостатки.
Если бы люди, отстаивающие патологичность СА, применяли ту же логику к расовым вопросам - они бы сочли "гиперпигментацию кожи" болезнью.
Причина, по которой Аспи страдает - недостаток навыков, необходимых, чтобы выжить в обществе.
Но СА является лишь опосредованной причиной этого неумения. Общество не умеет воспитывать непохожих людей. Оно их травит, отвергает или пытается вправить мозги.
Резон второй: статус болезни в данном случае вреден.
Вообще говоря, мало кому понравится, если его объявят больным на голову, такое определение влечет неконструктивное отношение общества к человеку, так что применять его следует с осторожностью, только там, где целесообразность перевешивает ущерб.
Если, например, человек на всех кидается - его объявляют больным, потому что нужно основание, чтобы изолировать его от общества и подвергнуть принудительному лечению, а извлечь пользу из статуса психически здорового он не сможет все равно, терять ему нечего.
Главный недостаток Аспи - их неумение общаться с обществом, и статус больного только углубляет эту пропасть.
Но самое главное не это.
Аспи должен проделать огромную работу над собой, чтобы выработать социальные навыки, которых ему недодало воспитание.
Копировать методы нейротипиков здесь бесполезно, Аспи - иная сущность и ему нужны иные инструменты.
Определение "синдром Аспергера - это расстройство" чаще всего ведет к одному из двух видов неконструктивного поведения.
Основная идея мужественного больного человека - равняться на здоровых. В случае с СА это тупик, так как во-первых, избавиться от этого синдрома невозможно, во-вторых, если б было возможно, это означало бы потерять весь жизненный опыт (так как он сформирован именно этим мышлением), и в-третьих, это тупик, так как для Аспи требуются иные методы, чем для нейротипиков.
Если же Аспи, поверивший в свою болезнь, менее мужественен - он привяжется к своему статусу больного.
"Я больной, что вы ожидаете от меня дела, вы меня лучше пожалейте". Все неудачи на тяжком пути обретения социальных навыков он будет списывать на мантру, услышанную от авторитетного специалиста: "синдром Аспергера неизлечим".
Статус болезни переносит "гнев" пациента с дефицита социальных навыков (того, с чем можно бороться) на сам СА (с которым бороться невозможно). Благовидный предлог, чтобы ничего не делать.
Ранее гомосексуальность считалась болезнью. Если пытались лечить - то только калечили, а настоящей причиной такого определения являлась гомофобия общества.
Почему не депатологизируют
Потому что считают болезнью все непривычное (если никто, с кем приходиться считаться, не заставил отказаться от такого мнения).
Расовые теории вышли из моды, потому что Гитлер, наиболее рьяный их глашатай, потерпел поражение в мировой войне. Да и сами угнетенные народы в борьбе выбили себе кое-какие права.
Гомосексуальность депатологизировали потому, что борьба гомо за свои права набрала обороты, в то время как контрборьба становилась все более неблагодарной и несущей репутационные потери для тех, кто ею непосредственно занимался. Приведет, например, мать ребенка к врачу, скажет "он гомосексуален, вылечите". Он попытается лечить, только покалечит, за что мамаша огреет его сковородкой.
Потому что многие Аспи, к сожалению, полюбили свой статус больных, так как он позволяет себя жалеть и оправдывать все неудачи.
Потому что обществу неудобно признать, какое оно тупое и жестокое, что не умеет воспитывать непохожих людей, а признание СА болезнью снимает с общества эту вину.