Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?»

Обсуждение материалов, опубликованных на сайте http://www.aspergers.ru
Аватара пользователя
Инна И.
аспи
Сообщения: 1866
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 11:44
Пол: Не указано
Статус: Аутичный
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение Инна И. » 16 ноя 2013, 14:51

Phobos писал(а):Всё это как-то не очень увязывается с постоянно повторяемым тезисом, что аутичные якобы не замечают внешних проявлений "тонких" эмоций. Мне кажется, что я их просто не могу интуитивно (быстро) распознавать, включая в контекст то, что замечаю.
Тоже нередко замечаю такие вот "что-то не так", которые как правило не могу интерпретировать в риалтайме. Но вопросов обычно не задаю и иногда даже сама себя как бы пытаюсь убедить в том, что ничего такого не заметила. Видимо потому, что подобные замечаемые изменения как правило связаны с чем-то негативным, пугающим (или, по крайней мере, бессознательные ожидания именно таковы), а моя реакция по умолчанию на страшное - спрятаться "в домик".
Доморощенный психолух с многолетним стажем самокопания

Аватара пользователя
an4aso
аспи
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 18 июл 2012, 23:13
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение an4aso » 17 ноя 2013, 01:14

Тоже замечаю изменения в эмоциональном фоне и задаю вопросы относительно этих изменений поскольку не могу интерпретировать.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение Vorona » 26 ноя 2013, 19:17

Запоминающаяся иллюстрация слабости ЦС из книги Ф. Аппе «Введение в психологическую теорию аутизма»:
Ф. Аппе писал(а):Идею ослабления центрального согласования, наверное, проще всего передает такой случай:

Врач, обследуя способного аутичного мальчика, показывает ему игрушечную кроватку и просит сказать, как называются отдельные части. Ребенок правильно называет саму кровать, матрас и одеяло. Врач показывает на подушку и спрашивает: «А это что такое?». Мальчик отвечает: «Это пельмень».

Этот ребенок не шутил, у него было хорошее зрение, как заметил врач, подушка действительно была похожа на пельмень, если абстрагироваться от контекста. Однако, обычно испытуемые ориентируются в своих интерпретациях на контекст, в котором предъявляются стимулы. Теория центрального согласования предполагает, что аутисты необычно свободны от таких ограничений, накладываемых контекстом.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

oleg1gf
постоянный пользователь
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 25 сен 2012, 13:32
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение oleg1gf » 28 ноя 2013, 14:59

А я не согласен с интерпретацией Аппе. Сама же пишет - "Этот результат особенно интересен с учётом того, что люди с аутизмом (на этих уровнях интеллекта) несомненно способны читать осмысленно, когда их явно просят об этом. В самом деле, при инструктировании читать осмысленно различие между группами в задании на омографы исчезает." То есть, проблемы с ЦС у аутистов не больше, чем у НТ. Можно предположить, что у НТ обнаружение гештальта резко снижает интерес к дальнейшему изучению объекта, а у аутистов этого не происходит. Это предположение гораздо лучше объясняет результаты тестов. И его сравнительно легко проверить - если оно верно, то на более сложных тестах, наличие гештальта должно помогать (или мешать - в зависимости от теста) и аутистам.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение Vorona » 25 фев 2015, 17:06

Vorona писал(а):Ещё про слабое ЦС из аннотации к статье Ф. Аппе и П. Витала "What aspects of autism predispose to talent?"
Приблизительный перевод аннотации и начала статьи:
Phil. Trans. R. Soc. B (2009) 364, 1369–1375
doi:10.1098/rstb.2008.0332


Какие аспекты аутизма предрасполагают к талантам?
Франческа Аппе и Педро Витал

В этой статье мы рассмотрим вопрос, почему поразительные специфические навыки гораздо чаще встречаются при состояниях из аутического спектра (САС), чем в других группах? Проводится краткий обзор имеющихся на настоящее время когнитивных описаний САС в их связи со специфическими навыками. Вклад в оригинальность при САС могут вносить затруднения с моделью психического, поскольку лица, которые не «прочитывают сознания других» автоматически, могут в большей степени являться способными мыслить независимо от превалирующей моды и популярных теорий. Однако оригинальность сама по себе не означает таланта. В качестве механизма, «высвобождающего» специфические навыки при САС, была предложена исполнительная дисфункция, однако другие группы с исполнительными трудностями не показывают повышенной частоты талантов. Наиболее перспективной как характеристика, предрасполагающая к развитию талантов, или «стартовый механизм», представляется смещение в сторону обработки информации с фокусировкой на деталях («слабое согласование», «усиленное функционирование восприятия»).

1. ВВЕДЕНИЕ
Специфические навыки, такие как молниеносное умножение, выявление простых чисел, календарные расчёты, рисование с идеальной перспективой, абсолютный слух, мгновенное воспроизведение только что услышанной музыки и исключительная память на факты гораздо чаще встречаются при состояниях из аутического спектра (САС: аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм и PDD-NOS), чем у любой из групп, изученных к настоящему времени (см. Treffert 2009). Хотя надёжные эпидемиологические данные отсутствуют, из оценок по опросам родителей и опекунов (Rimland 1978) предполагается, что около одного из 10-ти лиц с САС есть талант, выбивающийся из линии других их способностей (но см. ещё более высокую оценку у Howlin et al. (2009)), по сравнению с возможно 0.6–0.1% среди лиц с другими нарушениями развития или интеллектуальными нарушениями (Hill 1977; Saloviita et al. 2000). Причина этой ассоциированности между специфическими способностями и САС остаётся неясной. В этой статье мы даём краткий обзор трёх существующих на данный момент когнитивных описаний САС и обсуждаем их способности объяснить специфические навыки. Затем мы представим некоторые данные нашего собственного исследования большой выборки близнецов из общей популяции, проведённого с целью изучения связи между аутоподобными чертами и талантом. Начнем мы, однако, с краткого введения, посвящённого единству или, напротив, разбиваемости на составные части природы ядра поведенческих и когнитивных особенностей при САС.

читать дальше »
2. «РАЗБИВАЕМАЯ НА ЧАСТИ ТРИАДА»?
Аутизм и синдром Аспергера (далее совместно именуемые здесь общим термином «САС») диагностируются на основе качественных нарушений социального взаимодействия и коммуникации, с ограниченным и повторяющимся поведением и интересами (restricted and repetitive behaviours and interests (RRBI)). Все три аспекта того, что называется «триадой» аутизма (после публикации Wing & Gould (1979) о социальных и коммуникативных нарушениях и нарушениях воображения), должны непременно сопутствовать друг другу для постановки диагноза. Однако в другой статье мы (а также другие исследователи; например Wing & Wing 1971; Bishop 1989; Goodman 1989; Mandy & Skuse 2008) приводим аргументы за то, что три части диагностической триады в действительности отделяемы друг от друга (см. Happe´ et al. 2006; Happe´ & Ronald 2008). Если очень коротко, то в выборках из общей популяции было выявлено, что индивидуальные различия в социальном взаимодействии, коммуникации и RRBI коррелируют лишь умеренно (Ronald и др. 2006a), что можно обнаружить изолированные нарушения лишь в одной (или двух) части (частях) триады (например, у родственников лиц с САС; Piven et al. 1997; Pickles et al. 2000), и что для различных частей триады, похоже, действуют в значительной степени не перекрывающиеся генетические эффекты (например, Ronald et al. 2006a,b; противоположную точку зрения, см. у Constantino et al. 2004). Хотя мы признаем, что эта «разбиваемая триада» всё ещё является рабочей гипотезой, мы принимаем её в качестве отправной точки для данной работы: мы задаёмся вопросом не о том, почему САС связаны с талантами, а о том, какие из (потенциально разъединимых) аспектов САС предрасполагают к таланту.

3. СОВРЕМЕННЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ОПИСАНИЯ САС: «СТАРТОВЫЙ МЕХАНИЗМ» ТАЛАНТА
(а) Слепота сознания
К настоящему времени достигнуто хорошее согласие в том, что сердцевина САС — трудности в распознавании и представлении психических состояний (Frith 2003), которые отражены в аномалиях в функционировании мозга (например, Happe´ et al. 1996). Хотя существует ряд альтернативных описаний природы первичных социальных дефицитов (например, снижение замечаемости социальных стимулов; Klin et al. 2003), тот факт, что большинству людей с САС трудно ставить себя на чужое место, или «читать сознание», успешно объясняет бóльшую часть картины и нарушенного, и незатронутого социально-коммуникативного поведения при САС, а также инспирирует практическую работу по ранней диагностике и вмешательству (обзор см. у Baron-Cohen et al. 2000).

Может ли нарушение распознавания психических состояний помочь объяснить связь между САС и талантом? По-видимому, стоит рассмотреть три возможности. Во-первых, можно высказать предположение, что у людей с САС освобождены как умственные, так и временные ресурсы, которые у так называемых «нейротипиков» используются для отслеживания и запоминания социального содержания, и что это может способствовать развитию талантов. Идея кортикального «перепосвящения» была предложена Waterhouse (1988). Так, Grelotti et al. (2005) сообщил о случае мальчика с САС, который не активировал веретенообразную извилину в качестве реакции на лица, но сделал это в ответ на персонажей мультфильма «Digimon», в котором он был экспертом. Если перераспределение нейронных и когнитивных ресурсов из обработки социальной информации в нечто другое (относящееся к савантическим навыкам) объясняло бы связь между САС и талантом, мы могли бы предсказать обратную корреляцию между социальными интересами и савантическими талантами при САС, и, возможно, у населения в целом. Но не смотря на стереотип эксцентричного гения или художника, не понимающего тех, его/её окружает, на сегодняшний день имеется мало свидетельств в поддержку этой идеи, и она никем не предполагается как причина (см., однако, рассмотрение систематизации и эмпатии у Baron-Cohen (2002)). Конечно, тем, кто обладает исключительными талантами, возможно, будет сложнее найти похожих на них сверстников, чтобы завязать с ними близкую дружбу, или они могут тратить время на занятия, что ограниченивает часы на общение.

Во-вторых, трудности с отслеживанием психических состояний других могут вносить свой вклад в оригинальность, выражающуюся при развитии талантов. Следует отметить, что типично развивающиеся (ТР) дети теряют оригинальность точки зрения, например, в их искусстве в результате перенятия стереотипных форм у своих сверстников (подумайте, например, о рисовании лучей у Солнца или птицах, изображаемых как «галочки»). Безусловно, непременное и автоматическое распознавание психических состояний других и желание рассматриваться другими как часть своей группы, зашоривает большинство ТР молодёжи. Люди с САС, с другой стороны, могут не обращать внимания на то, что другие думают, что считается модным, или какой образ мыслей считается правильным, или как другие воспринимают их самих или их работу. Таким образом, у людей с САС, пожалуй, больше возможностей, чем у ТР людей думать свои собственные мысли независимо от того, что думают другие. Это содействует оригинальности в смысле уникальности мировоззрения. Тем не менее, оригинальность этого сорта не гарантирует талант — идея может быть просто экстравагантный, не давая превосходства над традиционным образом мыслей. Так, и Каннер, и Аспергер подчёркивали необычность идей молодых людей в своих первых описаниях САС — некоторые из них были интересными и, возможно, проницательными, некоторые — причудливыми и неадекватными. Каннер описывает, например, Дональда: «Когда его попросили вычесть 4 из 10, он ответил: "Я нарисую шестиугольник''» (Kanner 1943, p. 222). Ещё один из первых случаев Каннера, Альфред, описывается следующим образом: «Однажды он остановился и спросил, крайне озадачено, почему на листах истории болезни печатается "Больница Джона Хопкинса": "Зачем им нужно сообщать об этом?" Это, согласно ему, являлось реальной проблемой огромного значения, призывающей ко множеству размышлений и дискуссий. Поскольку истории болезней хранятся в больнице, откуда следует необходимость в названии на каждом листе, ведь пишущий на них знает, где он пишет?» (Kanner 1943, p. 235).

В-третьих, с развитием таланта может соотноситься слепота к своему собственному сознанию. Предположение о том, что трудности в представлении психических состояний при САС влияют также на способность к рефлексии по поводу собственных внутренних состояний, уже ранее высказывалось (Frith & Happe´ 1999; Happe´ 2003; Williams & Happe´ в печати). Если люди с аутизмом каким-либо образом меньше осознают себя, это может давать им преимущества в тех навыках, которые наилучшим образом приобретаются путём неявного изучения. Вот ни к чему не обязывающий пример: лучший способ оказаться в невыгодном положении в сравнении с оппонентами по гольфу — спросить их, как они достигают их идеальных взмахов. Некоторые задачи, такие как выявление закономерностей в искусственной грамматике, лучше постигается через неявное обучение и нарушаются попытками явной идентификации правил (например, Reber 1976; Fletcher et al. 2005). Интересно, что уровень неявного обучения (в отличие от явного обучения) не имеет отношения к IQ, и незатронут в группах с нарушениями интеллекта (обзор см. у Underwood (1996)). С трудностями «чтения собственного сознания», пожалуй, соотносится понятие «потока» (Csı´kszentmiha´lyi 1990) — которое, хотя и не является научным, описывает известное состояние пониженного самосознания и изменённого чувства течения времени в периоды интенсивной увлечённости задачей или процессом. Если хотя бы у некоторых людей с САС осведомлённость о собственных внутренних состояниях снижена, для них может быть легче войти в состояние потока — которое, как считается, внутренне подкрепляется и вознаграждается (Csı´kszentmiha´lyi & Lefevre 1989), и это может быть в особенности так для людей с САС (у которых распространены тревога и депрессия; Kim et al. 2000). Слепота сознания, таким образом, может способствовать оригинальности мировоззрения и может форсировать развитие навыков, однако мы полагаем, что маловероятно, чтобы она действовала как стартовый механизм таланта.

(б) Исполнительная дисфункция
Общий термин «исполнительные функции» охватывает некоторые области контроля сверху-вниз, которые разительно нарушены при САС. Люди с САС демонстрируют трудности с планированием наперёд, переходом от старых шаблонов и генерации новых реакций для приспособления к новым требованиям в стандартных тестах (см. обзор у Hill (2004a,b)), а в повседневной жизни эти трудности значительно ограничивают адаптацию и независимость даже у очень умных. Опять же, популярный стереотип как будто предполагает связь между специфическим талантом и недостатком здравого смысла — блестящий профессор, который не может управиться со своими повседневными хозяйственными нуждами. Является ли исполнительным дисфункция предрасполагающим к таланту фактором?

Снайдер предположил, что пониженное функционирование лобных долей может высвобождать специфические навыки — увлечённость и смелые предложения изучались везде в этом томе (Snyder 2009, см. также Snyder et al. 2003, 2006). Согласно этому описанию, исполнительная дисфункция при САС парадоксальным образом облегчает развитие савантических навыков. Исполнительная дисфункция, однако, возникает во многих других клинических группах (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности; Pennington & Ozonoff 1996), не характеризуясь повышенной частотой специальных навыков. Хороших данных по связи между работой исполнительных функций и талантом не хватает. Снижение когнитивной гибкости является исполнительной дисфункцией, пожалуй, наиболее последовательно связанной с САС (Liss et al. 2001), и может рассматриваться как связанная с навязчивыми занятиями узкими интересами. Тем не менее, некоторые авторы предполагают, что некоторые исполнительные навыки, такие как рабочая память, может быть улучшенными в группе савантов по сравнению с несавантическими группами с САС (Bo¨lte & Poustka 2004; but see Heavey 1997). Из исследований небольших групп, проведённых к настоящему времени, выявляется, что, например, генеративность намного лучше в областях таланта (например, к рисованию), чем в других областях (например, свободного владения речью), или у людей с САС, савантами не являющихся (Ryder 2003). Однако для установления причинно-следственной роли индивидуальных различий в исполнительных функциях в развитии талантов потребуются исследования больших групп и процесса развития.

(в) Когнитивный стиль с фокусировкой на деталях
В отличие от описаний аутизма при помощи исполнительной дисфункции и модели психического, предположение, что САС отчасти характеризуются другим когнитивным стилем, с самого начала было направлено на объяснение островков способностей, типичных при этих состояниях (Frith 1989, 2003). Центральное согласование говорит о склонности обрабатывать поступающую информацию в смысловом контексте, сохраняя сущность и форму гештальта ценой деталей и информации об отдельных чертах. Люди с САС, как предполагается в теории, вместо этого уклоняются в детали и информацию об отдельных чертах и менее склонны становиться жертвами контекстуальных эффектов и влияния гештальта. Среди наиболее ранних демонстраций так называемого слабого согласования были превосходящие способности у групп с САС в тестах кубиков Коса и замаскированных фигур по сравнению с соответствующими по хронологическому возрасту/IQ контрольными группами (обзор см. у Happe´ & Frith (2006)). Связь между вниманием к деталям и хорошо развитыми талантами в таких областях, как математика, музыка и изобразительное искусство предлагалась в связи со слабостью центрального согласования (например, Happe´ 1999), «усиленным функционированием восприятия» (Mottron et al. 2006) и систематизационным описанием САС (Baron-Cohen, 2002). Поскольку последние описания изящно дискутируются в другом месте этого тома, в дальнейшем будет обсуждаться описание на основе слабого согласования (хотя во многих предсказаниях эти описания с их согласием насчёт превосходной локальной обработки могут не различаться).

Как может склонность обрабатывать информацию скорее об отдельных чертах, чем о конфигурации, предопределять развитие специфических талантов? Предполагается, что внимание к деталям и склонность к запоминанию, базирующемуся на отдельных примерах, а не на выделении прототипа, является стартовым механизмом для таланта в савантических областях. Возьмём, к примеру, музыкальный талант; музыкальные саванты всегда предстают обладающими абсолютным слухом, который является огромным преимуществом в музыкальной памяти и исполнении (по крайней мере, в некоторых аспектах). Было высказано мнение, что абсолютный слух легко приобретается маленькими детьми в первые три или четыре года жизни потому, что на этой стадии музыка воспринимается с бóльшим вниманием к правильным нотам и с меньшим — к связям между нотами, т.е. к мелодии (Takeuchi & Hulse 1993). Люди с САС, независимо от возраста, демонстрируют лучшее выполнение тестов на слух, и, по-видимому, абсолючный слух чаще встречается при САС, чем в сопоставимых группах (см. обзор у Heaton (2009)). Аргумент состоит в том, что склонность к восприятию с фокусировкой на деталях, которая при САС длится всю жизнь, упрощает для лиц с САС создание представлений на основе слуховых меток, которые стабильны и долгосрочны.

В области изобразительного искусства способность к вниманию к деталям, разбиению гештальта на части предположительно полезна для достижения реалистически выглядящего рисования. Трюк, используемый при обучении ТР учеников точному рисованию, состоит в копировании картин, перевёрнутых вверх ногами: инверсия непропорционально нарушает конфигурационную обработку информации. Pring et al. (1995) сообщают, что навыки в тесте на кубики Коса, которые могут быть результатом способности видеть части в рисунке, были заметными у детей с художественными способностями и у детей с аутизмом. Что касается области календарных вычислений, в свою очередь, Heavey было предположено, что стартовой точкой может быть открытие малых закономерностей день–дата (Heavey et al. 1999).

Связь между уклоном в локальное восприятие/превосходным локальным восприятием и пониженным глобальным восприятием в недавних описаниях «слабого согласования» была пересмотрена (см. дискуссию у Happe´ & Booth (2008)). Предположение о «взаимных уступках» было поставлено под вопрос, и, взамен, была выдвинута идея, что центральное согласование может отражать две до некоторой степени независимые и диссоциированные черты, видимые у многих, однако не у всех пациентов с САС: уклон в локальное восприятие/превосходное локальное восприятие и несклонность к глобальному восприятию/редуцированное глобальное восприятие (Booth 2006). Если эта идея подтвердится, то рабочая гипотеза состоит в том, что к развитию талантов наиболее склонны те люди с САС, которые демонстрируют превосходную локальную обработку информации в отсутствие каких-либо нарушений глобальной.

Это интригует и заставляет усомниться, связано ли воздействие «сверху-вниз», которое обычно, по описанию Снайдера, подавляет савантические навыки, с уклоном в глобальную обработку информации — который нуждается в подавлении (путём транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) или из-за повреждения мозга) у ТР индивидов, если воспринимается информация о чертах. Если это так, то индивидуальные различия в силе уклона в глобальное восприятие могут предсказывать, кто покажет улучшение навыков при ТМС или «высвобождение» таланта при деменции или повреждении мозга. При САС, с другой стороны, по умолчанию уклона в глобальную обработку информации может и не быть — как и, следовательно, никакого «подавления таланта» воздействием сверху-вниз, выражаясь в терминах описания Снайдера.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный сти

Сообщение Phobos » 25 фев 2015, 18:07

Большое спасибо за эту интереснейшую статью!
Связь между уклоном в локальное восприятие/превосходным локальным восприятием и пониженным глобальным восприятием в недавних описаниях «слабого согласования» была пересмотрена (см. дискуссию у Happe´ & Booth (2008)). Предположение о «взаимных уступках» было поставлено под вопрос, и, взамен, была выдвинута идея, что центральное согласование может отражать две до некоторой степени независимые и диссоциированные черты, видимые у многих, однако не у всех пациентов с САС: уклон в локальное восприятие/превосходное локальное восприятие и несклонность к глобальному восприятию/редуцированное глобальное восприятие (Booth 2006). Если эта идея подтвердится, то рабочая гипотеза состоит в том, что к развитию талантов наиболее склонны те люди с САС, которые демонстрируют превосходную локальную обработку информации в отсутствие каких-либо нарушений глобальной.
Да. И эта гипотеза подтверждает трактовку высокого SQ как компенсационного (Baron-Cohen), а не дезадаптационного механизма: как способность (при высоком SQ) к многофакторному системному анализу на основе повышенного внимания к деталям, а не к зацикливанию на классификациях, что скорее наблюдается при одновременно и редуцированном глобальном восприятии, и отсутствии существенно повышенного внимания к деталям (что коррелирует с невысоким SQ).
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Аватара пользователя
Murori
участник
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 07 июн 2017, 20:36
Пол: Женский
Статус: Нейроотличный

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?»

Сообщение Murori » 15 июн 2017, 00:06

А есть ли тест на это самое "центральное согласование"?
РШС - F 21 (3?)
Что-то еще..?

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Ф. Аппе «Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?»

Сообщение Vorona » 09 дек 2019, 21:01

Люди с аутизмом менее других подвержены стандартным зрительным иллюзиям.
Попугаи способны видеть оптические иллюзии (некоторые, по крайней мере):
…попугая Гриффина обучили определять трёхмерные геометрические фигуры (квадрат, шестиугольник, треугольник и т.д.), предварительно указав птице как называются объекты на английском языке. Запомнив названия, жако Гриффин без подсказок смог определить на бумаге иллюзорный двумерный многоугольник Канизы.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость