Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Обсуждение материалов, опубликованных на сайте http://www.aspergers.ru
Ответить
Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 19 окт 2015, 15:36

Глава 6 из книги Темпл Грандин и Ричарда Панека "Аутичный мозг: изучая сильные стороны другой разновидности разума" ("The Autistic Brain: Exploring the Strength of a Different Kind of Mind").

Темпл Грандин — профессор-зоотехник из Университета штата Колорадо и автор ряда бестселлеров, проданных тиражом свыше миллиона экземпляров. В их число входят "The Way I See It" и "Animals in Translation". В награждённом фильме, основанном на её жизни, снялась Клэр Дэйнс.

Ричард Панек — премированный автор "The 4 Percent Universe" и получатель стипендии Гуггенхайма за популяризацию науки. Его книги переведены на 16 языков.


Узнайте ваши сильные стороны
Несколько лет назад Мишель Доусон (Michelle Dawson), исследовательница аутизма из больницы Ривьер-де-Прери при Монреальском университете, задалась одним важным вопросом. Её исследования мозга аутистов, как и другие исследования аутизма в клинике, как и исследования аутизма везде — были сконцентрированы на когнитивных нарушениях — на том, что неисправно. И она заметила, что когда аутичный человек демонстрирует черты, которые были бы названы сильными сторонами, если бы принадлежали нормальному человеку, мы всё ещё смотрим на эти сильные стороны как на удачные побочные результаты плохой нейронной организации мозга. "Но что если это не так?" — спросила она себя. Что если это не побочные продукты чего-либо? Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?

http://www.aspergers.ru/node/272
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 19 окт 2015, 17:05

Был момент, который смутил.
Темпл Грандин писал(а):Я вспоминаю, что когда я была студенткой в колледже имени Франклина Пирса, я взяла курс генетики. Профессор, мистер Бёрнс, обучал нас обычной модели генетики, разработанной Грегором Менделем в девятнадцатом столетии — что каждый из родителей вкладывает в потомка половину генов и что таким путём виды постепенно изменяются через длинные серии случайных генетических мутаций. Это было лишено для меня смысла. Уверена, это было частью объяснения. Но это не могло являться полным объяснением. Как случайные мутации объясняют то, что если вы возьмёте бордер-колли и спрингер-спаниэля и скрестите их, то получите щенков, которые выглядят как помесь двух пород, однако не в точности половина наполовину? Некоторые щенки будут больше походить на спаниэлей, а другие — на колли. Я в самом деле подошла к мистеру Бёрнсу и спросила: "Как Мендель объясняет это?"

Он был удивлён, если не сказать больше. Однако сегодня мы знаем, что случайные мутации недостаточны для продуцирования разнообразия внутри видов. Эволюции также нужны вариации числа копий. Менделевская генетика говорит вам то, что у вас есть гены. Но концепция вариации числа копий говорит, что у вас может быть как и множество их копий, так и всего лишь горстка.
Мне казалось, что дело в кроссинговере (и в том, что в дальнейшем гены могут действовать как доминантные или рецессивные), а не в вариациях числа копий.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 20 окт 2015, 07:17

Темпл Грандин писал(а):Традиционно исследователи характеризовали эту черту как "слабость центрального согласования" — дефицит.
Была, однако, уже статья Франчески Аппе 1999 г., которая называлась "Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?" ("Autism: cognitive deficit or cognitive style?").

Но Грандин хорошо разбирает, в какие полезные черты слабое центральное согласование можно обратить.

Существуют указания, что даваемое слабым центральным согласованием внимание к деталям может реализовываться и без аутизма. Так, в статье о вундеркиндах говорится:
Они выяснили, что у вундеркиндов есть некоторые аутистические черты, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эта черта у них выражена даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя сфокусированность на деталях).
Также у Аппе:
Франческа Аппе писал(а):Предварительные результаты показывают, что родители и, в особенности, отцы детей с аутизмом демонстрируют существенное превосходство в выполнении заданий, в которых предпочтительна локальная обработка информации: им отлично даются и ТЗФ, и (несегментированные) кубики Коса, и точные суждения о зрительных иллюзиях. Они также с большей вероятностью, чем отцы из других групп, дают локального характера завершения таких неоконченных предложений как "У моря вкус соли и..." ("...перца"). Во всех этих аспектах они напоминают людей с аутизмом, однако для этих отцов их сфокусированный на деталях когнитивный стиль как правило является ценным качеством, а не дефицитом.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Dig386
администратор
Сообщения: 6290
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Москва

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Dig386 » 22 окт 2015, 00:28

Vorona писал(а):а не в вариациях числа копий.
Есть данные (ссылка на Википедию), которые говорят о том, что вариация числа копий генов может влиять на наследственность и даже играть некоторую роль в развитии аутизма. В статье из Вики есть ссылки на оригинальные научные статьи, там есть в том числе и про аутизм.
Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
Возможно, так оно и есть. Но всё же "ни хороша, ни плоха" - спорный вопрос, т.к. среди аутичных людей не все являются высокофункционирующими и довольно значительна доля умственно отсталых. И не вполне понятно, с чем это связано: с плохой организацией нервной системы или же с тем, что существующие методы обучения не подходят и получается нечто вроде эффекта "маугли".

Аватара пользователя
Dashutka
участник
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 21 окт 2015, 15:00
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Москва

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Dashutka » 22 окт 2015, 02:49

Я не специалист, конечно, но рискну высказаться, что проблема в неподходящих методах обучения. Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться. А к аутичному человеку не каждый найдёт верный подход в плане его обучения.
Шизоидный психастеник

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 22 окт 2015, 12:13

Dig386 писал(а):
Vorona писал(а):а не в вариациях числа копий.
Есть данные (ссылка на Википедию), которые говорят о том, что вариация числа копий генов может влиять на наследственность и даже играть некоторую роль в развитии аутизма.
Это да. Но не будет ли их роль во внутривидовом разнообразии сугубо второстепенной? Так, я не думаю, что в приведённом примере со щенками от собак разных пород их похожесть на породу матери или отца определялась числом копий генов.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение levandowskij » 22 окт 2015, 16:03

Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться.
Самое главное, как я всегда себе говорю, это критерий "нужности", мне надо лодку, но я не хочу учиться, сдавать экзамены, а надо, иначе штраф.
Ну и по проще, кому то и такое сложно может быть было: надо поесть, но надо научиться пользоваться плиткой или микроволновкой, надо учиться. В детсве, когда оставался один - надо было идти в магазин, сначало ближе к ночи, казалось безопасней, дальше - лучше.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 24 окт 2015, 07:36

Dig386 писал(а):
Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
Возможно, так оно и есть. Но всё же "ни хороша, ни плоха" - спорный вопрос, т.к. среди аутичных людей не все являются высокофункционирующими и довольно значительна доля умственно отсталых.
Полагаю, имелось в виду следующее: если видим какое-то отличие, то рассматриваем его не как поломку, а как элемент другой организации, и уже затем выясняем, что перед нами — баг; фича; нечто, что в таких-то ситуациях проявляется как баг, а в таких-то как фича и т.д. Такой подход не исключает, что баги могут оказаться настолько значимы, что будут критичны для функционирования в целом.
Последний раз редактировалось Vorona 24 окт 2015, 07:47, всего редактировалось 1 раз.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 24 окт 2015, 07:46

Dashutka писал(а):Я не специалист, конечно, но рискну высказаться, что проблема в неподходящих методах обучения. Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться. А к аутичному человеку не каждый найдёт верный подход в плане его обучения.
Думаю, дело даже не в этом. А, например, в непонимании формулировок, особенно если те корявы. Недавно прочла такой пример (отсюда):
Екатерина Осипова писал(а):Когда я говорила, что не могу написать сочинение «Кому бы я поставил памятник», потому что лично я не стала бы ставить памятник никому, меня обвиняли в том, что я считаю людей, о которых шла речь на уроке, недостойными памятника. Я говорила, что причина не в этом, но объяснить не могла, и получила двойку. Кстати, если бы мне объяснили, что смысл задания — не написать о том, кому бы лично я поставила памятник, а написать о том, кому можно было бы поставить памятник и по какой причине — я сделала бы это без проблем.
Или задача ставится слишком крупная (а помогло бы разбиение). Или возник затык, ребёнок из-за плохой «модели психического» его не описывает, а учителям не до того, чтобы разбираться.
levandowskij писал(а):Самое главное, как я всегда себе говорю, это критерий "нужности"
Это уже для довольно взрослого возраста подходит. Дети-то далеко не планируют.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Аватара пользователя
Vorona
аспи
Сообщения: 940
Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
Пол: Не указано
Статус: Нейроотличный
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»

Сообщение Vorona » 29 окт 2015, 17:40

Темпл Грандин писал(а):Видеть волны, добавлять их в голове — это звучит как визуальное мышление, как "мышление в картинках". Это моя разновидность мышления. Но я определённо не могу видеть вещи того рода, что описал Робисон. Я вижу конкретные примеры из моего прошлого, не абстракции. Мы оба, он и я, использовали наши аутичные мозги для творчества, и творчество было визуальным, но его разновидность творчества ещё не была моей разновидностью.
Часто говорят: Темпл Грандин мыслит визуально, но визуальное мышление присуще не всем аутистам.
Но нюанс ещё в том, что даже те аутисты, которые мыслят визуально, могут делать это иначе, чем Грандин.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя