Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Глава 6 из книги Темпл Грандин и Ричарда Панека "Аутичный мозг: изучая сильные стороны другой разновидности разума" ("The Autistic Brain: Exploring the Strength of a Different Kind of Mind").
Темпл Грандин — профессор-зоотехник из Университета штата Колорадо и автор ряда бестселлеров, проданных тиражом свыше миллиона экземпляров. В их число входят "The Way I See It" и "Animals in Translation". В награждённом фильме, основанном на её жизни, снялась Клэр Дэйнс.
Ричард Панек — премированный автор "The 4 Percent Universe" и получатель стипендии Гуггенхайма за популяризацию науки. Его книги переведены на 16 языков.
Узнайте ваши сильные стороны
Несколько лет назад Мишель Доусон (Michelle Dawson), исследовательница аутизма из больницы Ривьер-де-Прери при Монреальском университете, задалась одним важным вопросом. Её исследования мозга аутистов, как и другие исследования аутизма в клинике, как и исследования аутизма везде — были сконцентрированы на когнитивных нарушениях — на том, что неисправно. И она заметила, что когда аутичный человек демонстрирует черты, которые были бы названы сильными сторонами, если бы принадлежали нормальному человеку, мы всё ещё смотрим на эти сильные стороны как на удачные побочные результаты плохой нейронной организации мозга. "Но что если это не так?" — спросила она себя. Что если это не побочные продукты чего-либо? Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
http://www.aspergers.ru/node/272
Темпл Грандин — профессор-зоотехник из Университета штата Колорадо и автор ряда бестселлеров, проданных тиражом свыше миллиона экземпляров. В их число входят "The Way I See It" и "Animals in Translation". В награждённом фильме, основанном на её жизни, снялась Клэр Дэйнс.
Ричард Панек — премированный автор "The 4 Percent Universe" и получатель стипендии Гуггенхайма за популяризацию науки. Его книги переведены на 16 языков.
Узнайте ваши сильные стороны
Несколько лет назад Мишель Доусон (Michelle Dawson), исследовательница аутизма из больницы Ривьер-де-Прери при Монреальском университете, задалась одним важным вопросом. Её исследования мозга аутистов, как и другие исследования аутизма в клинике, как и исследования аутизма везде — были сконцентрированы на когнитивных нарушениях — на том, что неисправно. И она заметила, что когда аутичный человек демонстрирует черты, которые были бы названы сильными сторонами, если бы принадлежали нормальному человеку, мы всё ещё смотрим на эти сильные стороны как на удачные побочные результаты плохой нейронной организации мозга. "Но что если это не так?" — спросила она себя. Что если это не побочные продукты чего-либо? Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
http://www.aspergers.ru/node/272
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Был момент, который смутил.
Мне казалось, что дело в кроссинговере (и в том, что в дальнейшем гены могут действовать как доминантные или рецессивные), а не в вариациях числа копий.Темпл Грандин писал(а):Я вспоминаю, что когда я была студенткой в колледже имени Франклина Пирса, я взяла курс генетики. Профессор, мистер Бёрнс, обучал нас обычной модели генетики, разработанной Грегором Менделем в девятнадцатом столетии — что каждый из родителей вкладывает в потомка половину генов и что таким путём виды постепенно изменяются через длинные серии случайных генетических мутаций. Это было лишено для меня смысла. Уверена, это было частью объяснения. Но это не могло являться полным объяснением. Как случайные мутации объясняют то, что если вы возьмёте бордер-колли и спрингер-спаниэля и скрестите их, то получите щенков, которые выглядят как помесь двух пород, однако не в точности половина наполовину? Некоторые щенки будут больше походить на спаниэлей, а другие — на колли. Я в самом деле подошла к мистеру Бёрнсу и спросила: "Как Мендель объясняет это?"
Он был удивлён, если не сказать больше. Однако сегодня мы знаем, что случайные мутации недостаточны для продуцирования разнообразия внутри видов. Эволюции также нужны вариации числа копий. Менделевская генетика говорит вам то, что у вас есть гены. Но концепция вариации числа копий говорит, что у вас может быть как и множество их копий, так и всего лишь горстка.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Была, однако, уже статья Франчески Аппе 1999 г., которая называлась "Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?" ("Autism: cognitive deficit or cognitive style?").Темпл Грандин писал(а):Традиционно исследователи характеризовали эту черту как "слабость центрального согласования" — дефицит.
Но Грандин хорошо разбирает, в какие полезные черты слабое центральное согласование можно обратить.
Существуют указания, что даваемое слабым центральным согласованием внимание к деталям может реализовываться и без аутизма. Так, в статье о вундеркиндах говорится:
Также у Аппе:Они выяснили, что у вундеркиндов есть некоторые аутистические черты, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эта черта у них выражена даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя сфокусированность на деталях).
Франческа Аппе писал(а):Предварительные результаты показывают, что родители и, в особенности, отцы детей с аутизмом демонстрируют существенное превосходство в выполнении заданий, в которых предпочтительна локальная обработка информации: им отлично даются и ТЗФ, и (несегментированные) кубики Коса, и точные суждения о зрительных иллюзиях. Они также с большей вероятностью, чем отцы из других групп, дают локального характера завершения таких неоконченных предложений как "У моря вкус соли и..." ("...перца"). Во всех этих аспектах они напоминают людей с аутизмом, однако для этих отцов их сфокусированный на деталях когнитивный стиль как правило является ценным качеством, а не дефицитом.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- Dig386
- администратор
- Сообщения: 6290
- Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
- Пол: Мужской
- Статус: Аутичный
- Откуда: Москва
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Есть данные (ссылка на Википедию), которые говорят о том, что вариация числа копий генов может влиять на наследственность и даже играть некоторую роль в развитии аутизма. В статье из Вики есть ссылки на оригинальные научные статьи, там есть в том числе и про аутизм.Vorona писал(а):а не в вариациях числа копий.
Возможно, так оно и есть. Но всё же "ни хороша, ни плоха" - спорный вопрос, т.к. среди аутичных людей не все являются высокофункционирующими и довольно значительна доля умственно отсталых. И не вполне понятно, с чем это связано: с плохой организацией нервной системы или же с тем, что существующие методы обучения не подходят и получается нечто вроде эффекта "маугли".Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
- Dashutka
- участник
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 21 окт 2015, 15:00
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Москва
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Я не специалист, конечно, но рискну высказаться, что проблема в неподходящих методах обучения. Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться. А к аутичному человеку не каждый найдёт верный подход в плане его обучения.
Шизоидный психастеник
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Это да. Но не будет ли их роль во внутривидовом разнообразии сугубо второстепенной? Так, я не думаю, что в приведённом примере со щенками от собак разных пород их похожесть на породу матери или отца определялась числом копий генов.Dig386 писал(а):Есть данные (ссылка на Википедию), которые говорят о том, что вариация числа копий генов может влиять на наследственность и даже играть некоторую роль в развитии аутизма.Vorona писал(а):а не в вариациях числа копий.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- levandowskij
- постоянный пользователь
- Сообщения: 4084
- Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
- Пол: Мужской
- Статус: Неопределившийся
- Откуда: ДВ
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Самое главное, как я всегда себе говорю, это критерий "нужности", мне надо лодку, но я не хочу учиться, сдавать экзамены, а надо, иначе штраф.Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться.
Ну и по проще, кому то и такое сложно может быть было: надо поесть, но надо научиться пользоваться плиткой или микроволновкой, надо учиться. В детсве, когда оставался один - надо было идти в магазин, сначало ближе к ночи, казалось безопасней, дальше - лучше.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Полагаю, имелось в виду следующее: если видим какое-то отличие, то рассматриваем его не как поломку, а как элемент другой организации, и уже затем выясняем, что перед нами — баг; фича; нечто, что в таких-то ситуациях проявляется как баг, а в таких-то как фича и т.д. Такой подход не исключает, что баги могут оказаться настолько значимы, что будут критичны для функционирования в целом.Dig386 писал(а):Возможно, так оно и есть. Но всё же "ни хороша, ни плоха" - спорный вопрос, т.к. среди аутичных людей не все являются высокофункционирующими и довольно значительна доля умственно отсталых.Что если, вместо этого, это просто продукты организации — которая сама по себе ни хороша, ни плоха?
Последний раз редактировалось Vorona 24 окт 2015, 07:47, всего редактировалось 1 раз.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Думаю, дело даже не в этом. А, например, в непонимании формулировок, особенно если те корявы. Недавно прочла такой пример (отсюда):Dashutka писал(а):Я не специалист, конечно, но рискну высказаться, что проблема в неподходящих методах обучения. Если человеку не интересно то, как подают материал, он не будет учиться. А к аутичному человеку не каждый найдёт верный подход в плане его обучения.
Или задача ставится слишком крупная (а помогло бы разбиение). Или возник затык, ребёнок из-за плохой «модели психического» его не описывает, а учителям не до того, чтобы разбираться.Екатерина Осипова писал(а):Когда я говорила, что не могу написать сочинение «Кому бы я поставил памятник», потому что лично я не стала бы ставить памятник никому, меня обвиняли в том, что я считаю людей, о которых шла речь на уроке, недостойными памятника. Я говорила, что причина не в этом, но объяснить не могла, и получила двойку. Кстати, если бы мне объяснили, что смысл задания — не написать о том, кому бы лично я поставила памятник, а написать о том, кому можно было бы поставить памятник и по какой причине — я сделала бы это без проблем.
Это уже для довольно взрослого возраста подходит. Дети-то далеко не планируют.levandowskij писал(а):Самое главное, как я всегда себе говорю, это критерий "нужности"
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
- Vorona
- аспи
- Сообщения: 940
- Зарегистрирован: 18 сен 2010, 07:32
- Пол: Не указано
- Статус: Нейроотличный
- Откуда: Астана, Казахстан
Re: Темпл Грандин и Р. Панек «Узнайте ваши сильные стороны»
Часто говорят: Темпл Грандин мыслит визуально, но визуальное мышление присуще не всем аутистам.Темпл Грандин писал(а):Видеть волны, добавлять их в голове — это звучит как визуальное мышление, как "мышление в картинках". Это моя разновидность мышления. Но я определённо не могу видеть вещи того рода, что описал Робисон. Я вижу конкретные примеры из моего прошлого, не абстракции. Мы оба, он и я, использовали наши аутичные мозги для творчества, и творчество было визуальным, но его разновидность творчества ещё не была моей разновидностью.
Но нюанс ещё в том, что даже те аутисты, которые мыслят визуально, могут делать это иначе, чем Грандин.
AQ: 36, EQ: 23, SQ: 35.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя