Страница 15 из 16

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 07 июл 2019, 12:31
Ida
Jesse писал(а): Успехов вам!
Спасибо :)

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 10 мар 2020, 06:38
Alarika
Вот интересно, почему такая проблема давать интервью любого вида, отвечать на вопросы хоть устно, хоть письменно (если письменно требуются распространённые ответы, а не просто короткие фактические). Это ведь проблема, имеющая много причин, не одну, и у меня всегда и везде так, на любые вопросы отвечать (кроме как по работе от людей) - большая проблема, иногда вплоть до предсрывового состояния (потому что не понимаю, что требуется, а что-то настойчиво требуется).

Единственное место, где с этим получилось, это на ADOS. Но там была психолог, имеющая представление об аутичных людях.

P.S. А это мысль (посмотреть в описание ADOS). Так вот что, оказывается, имелось в виду под словами "но нуждается в общем и наводящих вопросах". А то сначала я это не поняла, я думала, что я сама всё рассказывала. А оказывается, значит, в это время мне были наводящие вопросы, наличия которых я даже не заметила.

Значит, я могу отвечать на вопросы при условии дачи мне подсказок и наводящих вопросов. Только всё равно не все это умеют. Кроме психолога на ADOS, это умели ещё некоторые учителя в школе (при ответах на их уроках) и буквально ещё несколько человек, встретившихся в жизни. Это, например, в общежитии в комнате сильно удивились, когда на втором курсе пришёл знакомый соседок-старшекурсниц (тоже 6-курсник) и весьма долго и по разным темам разговаривал со мной (мне было трудно отвечать, но получалось ведь), а то они думали, что я просто не умею, как все, разговаривать (имеется в виду, разговоры на разные и отвлечённые темы, а не просто короткие ответы и с трудом при большой необходимости).

А так, само собой, самое безопасное и неприметное в плане непоказывания ненормальностей - сидеть тихо и молчать. Как мышка. С мышкой меня в детстве часто сравнивали (в смысле тихости и незаметности). Я одно время сомневалась, кем хочу быть: мышкой или кошкой. Но потом решила, что кошкой быть интереснее.

Примечание. Не в прямом смысле быть мышкой или кошкой. Это у меня просто всегда игровой воображаемый компонент. А в плане выбора поведенческого стереотипа из двух, к каким была способность. Тихо и неприметно, скрытно и независимо от людей делая своё дело (как мышка). Или тоже независимо от людей, но свободно, не боясь их и не обращая внимания на их оценку (как кошка). Во взаимосвязи с людьми у меня в то время воображаемых способностей ещё не было. Быть диким животным (способным жить постоянно отдельно от человеческого сообщества) тоже способности не было, и нет.

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 10 мар 2020, 19:02
Timi
Alarika писал(а): потому что не понимаю, что требуется, а что-то настойчиво требуется
Настойчивость обычно списываю на "национальную особенность" aka травмированность, помня о "всё, что вы скажете..."
Сочинения в школе "пошли" только после ознакомления с вариантами работ.
Хорошо, что не было новомодных "эссе".
Alarika писал(а): они думали, что я просто не умею, как все, разговаривать
Довольно частая ситуация, создание подходящего образа себя окупающейся инвестицией не выглядит, не говоря об этическом моменте.

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 10 мар 2020, 19:27
Alarika
Timi писал(а):
10 мар 2020, 19:02
Сочинения в школе "пошли" только после ознакомления с вариантами работ.
Вот сочинения у меня как раз сразу пошли так, как надо. Большая начитанность + само собой как-то в голове всё складывается. Только не на определённую тему лучше, а на вольную, а то я от выданного задания слишком далеко и вообще не в ту сторону отхожу, чем было ожидаемо выдавшим задание.

Первая учительница русского-литературы мои сочинения никак не трогала, они ей нравились (и ещё у мальчика из нашего класса, у которого они были непосредственно-живые, у меня они были "необычные"). Вторая учительница литературы была бестолковой (не в том смысле, что глупая или какая, а в том смысле, что нервная и хотела неисполнимого, типа понимания замысла автора). Третья поставила целью научить всех писать сочинения, вроде научила, но это умение сейчас мне нигде не требуется (ранее использовала для написания санитарно-просветительных статей в районную газету).

Но устная речь - это не сочинение. Иногда я делаю с ней так же, как к сочинением - заранее придумываю и выучиваю наизусть, хотя рассказываю не совсем по-выученному, а с элементами спонтанности (чтобы было более живо). Но такое относительно редко возможно, на те случаи только, когда монолог (доклад какой-нибудь или лекция). Чаще (перед разговором) продумываю несколько возможных вариантов разговора, чтобы в процессе разговора меньше тормозить от неожиданных вопросов и поворотов разговора. Иногда записываю то, что обязательно нужно спросить (выяснить, сказать). Иногда (перед телефонным разговором) пишу его план, чтобы не пропустить что-нибудь из обязательных компонентов (поздороваться, уточнить возможность обратиться с вопросом, поблагодарить) или из того, что нужно выяснить.

Но не всегда возможно продумывать разговор заранее, особенно по неизвестным себе темам и с неизвестными людьми. Тогда обычно получается бестолково с моей стороны, с глупостями, переспросами и уточнениями. Но я этого как-то не стесняюсь. Раз оно по-другому не получается, можно радоваться, что вообще хоть как-то получается. Раньше часто не получалось вообще (или высокая стеснительность и невозможность разговаривать, или от моего непонимания начинаются явления срыва - тогда только срочно прервать разговор и уйти).

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 10 мар 2020, 21:36
Timi
Сочинения виделись бессмысленной и троянски-вредной работой, не решающей никаких практически полезных задач, а возможность насилия - наоборот, открывающей.
Структурирование ради структурирования.
"Вы действительно хотите получить такое? Это реально кому-то может быть надо? Именно это, именно надо? Ну, ок, а где ТЗ?"

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 10 мар 2020, 22:19
Alarika
Timi писал(а):
10 мар 2020, 21:36
Сочинения виделись бессмысленной и троянски-вредной работой, не решающей никаких практически полезных задач,
Не знаю, какая от них польза. Мне кажется, никакой. Просто красиво или интересно иногда получалось. Но вот когда сочинение требовалось написать определённым образом, это мне не нравилось (как можно написать так, как совсем не думаешь). И когда сочинения (статьи в газету) редактировались, тоже совсем не нравилось (с какой стати моё авторство ставят, когда поправки совсем не мои, без них лучше было).

Насчёт устной речи они (учителя в школе) пытались сделать так, чтобы больше выступать и вообще в чём-нибудь участвовать. Но я так не считала (и не считаю), что развитие устной речи у меня зависит от практики устных выступлений. Как выше описывала, это у меня совсем разные вещи. Выступление - предварительная подготовка, это у меня было и всегда возможно. Живая речь - что-то другое (что я сейчас в определённой мере имитировать могу, но это во многом что-то другое, чем живая речь нейротипичных людей). Поэтому от всякого рода выступлений, как и от всяких других глупостей (бесполезных вещей) уклонялась. Разве что стихотворения без выражения соглашалась рассказывать. Стихотворения - потому что заучивать что-то наизусть у меня получалось легче, чем другим. Без выражения - потому что обучить меня рассказывать стихотворения осмысленно или с выражением не удалось никому. Один раз за школу всё-таки заставили участвовать в спектакле, но даже в роли без слов удалось сыграть неправильно (увлечённо своими действиями, без внимания на остальных). И один раз (добровольно, когда на что-то желающих не находится совсем-совсем, у меня почему-то срабатывает желание вызваться добровольцем) по заданию быстренько придумала и участвовала в сценке-диалоге, но в этом задании, хотя получилось неплохо и смешно, другой команде проиграли (потому что они придумали более живую сценку и потому что в моей сценке проскользнула косвенная критика существующей системы образования).

Дома говорили, что нужно больше разговаривать, а не обходиться несколькими словами за день (один раз даже посчитали, сколько именно). Всё время говорили, что разговаривать так мало нельзя, и чем (много чем) это плохо. В какой-то мере так и есть. Практика - это очень важно здесь, как и везде. Но это только одна из причин. А на самом деле как я могу больше разговаривать, если при разговоре всё время только неприятности получаются. То не то сказала, то не так сказала, то как я могла такое сказать. Когда смешно получается, это мне нормально (и мне не обидно, и другим весело). А вот когда ненамеренно что-то не то получается сказать, от чего другие люди обижаются, это уже мне совсем не нормально, это очень болезненные для меня случаи.

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 17 мар 2020, 23:30
Timi
Alarika писал(а):
10 мар 2020, 22:19
Просто красиво или интересно иногда получалось.
Было у меня практически единственной мотивацией помимо "обязаловки".
Alarika писал(а):
10 мар 2020, 22:19
Дома говорили, что нужно больше разговаривать, а не обходиться несколькими словами за день (один раз даже посчитали, сколько именно). Всё время говорили, что разговаривать так мало нельзя, и чем (много чем) это плохо.
Дома транслировалась идея "нормального ребёнка", в которую, со слов родителей, не вписывался при всех возможных допущениях, включая речь. Приходилось лавировать среди такого количества триггеров родителей, что проще было молчать.
И страхи за "своё место" на грани материализации "конкурента" (а примеры приводились регулярно, практически до поступления в вуз).
Alarika писал(а):
10 мар 2020, 22:19
А вот когда ненамеренно что-то не то получается сказать, от чего другие люди обижаются, это уже мне совсем не нормально, это очень болезненные для меня случаи.
Стараюсь максимально косвенно, чтобы сами озвучили, задумались и решили, возможно это гиперкомпенсация достаточно резкого отношения родителей.

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 18 мар 2020, 00:29
daddysdaughter
Timi писал(а): Приходилось лавировать среди такого количества триггеров родителей, что проще было молчать.
И страхи за "своё место" на грани материализации "конкурента" (а примеры приводились регулярно, практически до поступления в вуз).
Вы имеете в виду рождение другого ребёнка?

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 19 мар 2020, 19:02
Timi
daddysdaughter писал(а):
18 мар 2020, 00:29
Вы имеете в виду рождение другого ребёнка?
В принципе появление тем или иным способом (рождение, усыновление, "с улицы возьмём"), все они обозначались как варианты.

Re: Затруднения с речью: каковы «узкие места»?

Добавлено: 16 май 2020, 17:53
Zphyr
А вот не соглашусь, что сочинения совсем бесполезны, я очень благодарен своей учительнице русского, которая, как говорят другие, "и обезьяну говорить научит". Да, я не понимаю смысл заданий по типу "придумайте предложения", но, когда мы подготавливались к ЕГЭ, то мы буквально каждый урок писали сочинения, абсолютно на любые темы, иногда совершенно бессмысленных и не по учебной программе. Что мне это дало: во-первых, пополнил словарный запас, это важно, когда долго думаешь; во-вторых, теперь я не боюсь разговоров "ни о чём", потому что могу зацепиться буквально за каждое слово в речи собеседника и сочинять о нём свой монолог до бесконечности, пока мне не надоест или пока меня не перебьют; в-третьих, я научился в реальном времени анализировать то, как я говорю, тут правильно предложение построил, а тут какую-то фигню сморозил, в следующий раз уже так не буду говорить.