Мотивация

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
Anizi
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 12:18
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Мотивация

Сообщение Anizi » 11 ноя 2012, 12:32

Здравтствуйте, хотела написать вопрос в форуме для родителей, но оказывается, новым пользователям там нельзя, тогда здесь...

Хочу спросить взрослых участников форума: как у вас вырабатывалась мотивация ? В смысле не заниматься только своим спец. интересом, а наоборот, ограничивать его, добиваясь успехов в работе, учебе и других делах.
У менй в этом отношении мотивация даже не просто нейротипичная, а вообще несовременная. Меня воспитывала бабушка, которая считала время, не посвященное работе, учебе, помощи другим людям или работе по дому - временем потерянным. Например, я любила читать книги, но под влиянием бабушки, ограничила время чтения часом перед сном и транспортом (тогда как желание читать у меня было запойное - хоть весь день). Бабушке я благодарна - благодаря ей у меня сильная воля, легко управлять собой я отлично училась и успешно работаю. С другой
стороны играть и общаться "просто так" я научилась очень поздно, с появлением собственных детей и теперь об этом жалею. Если бы я это умела, могла бы больше дать детям, их сверстникам и своим друзьям. А вот чему я не научилась и наверное никогда не научусь - что-то делать только для себя, без цели, что это пригодится другим.
А вот мои дети хотят от жизни только получать удовольствие
Естественно, я не могу быть для них суровым командиром, как моя бабушка, я мягкая и
понимающая мать, а отец еще более мягкий. Но в голове у меня работает счетчик: дочка любит бегать, любит мастерить и рисовать - это хорошо для ее развития и для того, чтобы делиться с другими. Но не любит читать и смотрит глупые сериалы -это плохо. Конечно, я не говорю напрямую - хорошо и плохо. Просто стараюсь сама много читать детям, пытаясь увлечь, всячески хвалю поделки дочки и ее спортивную фигурку, страстно одобряю, когда она дарит поделки и картины или еще как-то помогает друзьям...
А у сына синдром Аспергера. Но на его счет у меня в голове все равно тоже работает счетчик: хорошо, плохо и ничего поделать с собой я не могу. К моему счастью, он не похож на типичное описание Аспергера, которые я читаю уже лет 8 из его 11 - я сама поставила этот диагноз, на много лет раньше специалистов. Они не могли разобраться именно потому, что он нетипичный: очень эмоциональный, с высокой эмпатией, с искренним желанием помогать людям и животным .Не замечала у него проявлений бестактности, не понимания других людей или образных выражений...
И в то же время он всегда был абсолютно самодостаточным - то есть мог сколько угодно сидеть и заниматься своими спец. интересами, не ища ни общества, кроме 10 близких людей, ни каких-то перемен...
Правда, отвлечь его и мягко позвать за собой на другое дело не представляло особого труда. Но только - мягко, заинтересовывая...как только началось в садике или в школе - ты должен- наткнулись на категорический отказ и начали таскать по специалистам.
Увы дома, долгу не научили - просто звали, давай вместе гулять, читать, готовить, убирать - а вот долгу не научили, о чем теперь очень жалею...
начали таскать по специалистам: , в начале за нежелание играть со сверстниками, а когда после 4-х лет стал играть - за игнорирование занятий с воспитателем он
не мог понять, зачем заниматься тем, что ему лично неинтересно. Специалисты никаких проблем не находили,а я тогда уже прочитала, что можно по теме и знала, что такие "маленькие профессоры", которые поздно начинают играть с детьми - Аспергеры
Все думали, что в школе мои развитые и эрудированные дети будут учиться отлично. Увы - у обоих оказалась дислексия (а у сына еще дискалькулия). Конечно, учиться им ужасно трудно. И тут сказалась разница характеров: дочка учится плохо, но ценит школу как общество сверстников и старается изо всех сил, чтобы быть не из худших. Сын, увидев, что в школе трудно и не понимая, зачем заниматься тем, что трудно и неинтересно, учиться вообше не хотел, уроков никогда без меня не делал - а если делал со мной, все равно считал, что это мамина забота, на
оценки и упреки не обращал внимания. На уроках мечтал о своем - и не понимал: а почему нельзя, почему я должен, все должны - ну и что, а я не такой как все, я не должен, мне неинтересно.
Еще обследования у специалистов, опять ничего не находят. И тут я записала сына к психологу, чтобы выработать у него мотивацию к учебе и хоть к каким-то неинтересным, но необходимым делам. И тот наконец, поставил синдром
Аспергера. Сына перевели в коммуникационный класс, и там он хоть как-то начал учиться - потому что занятия почти индивидуальные, отвертетья нельзя и даже хоть какое-то удовольствие стал получать, что он там не из худших. Но чувства долга все равно не заметно. Ни к учебе, ни к спорту, ни к домашним делам. Всем этим он занимается, если завлекать, как малыша, довольно охотно. Но сам даже не думает - то есть вру, в последний год, иногда думает, но эти случаи можно пересчитать по пальцам. В свободное время садится за комп - сейчас у него интерес - георграфия - ищет на компе разные карты и строит из них презентации - и забывает обо всем, даже о еде. И много месяцев одно и тоже. Не могу это видеть - сажусь с ним, учу делать сболее сложные презентации, читать побольше о разных странах. Со мной
он все это с удовольствием делает, но сам, увы - опять одно и тоже - самому много читать трудно и делать сложное тоже - и - что меня наиболее огорчает - даже ради спец. интереса нет желания бороться с трудностями, достигать большего
Я как-то меньше боюсь: как он будет в обществе - ему хорошо и с людьми, и без них. Люди ценят его за добрый и отзывчивый характер, а он - как я в детстве - считает друзьями всех, с кем общается и всем стремиться помочь. Но я очень боюсь:как он будет работать ?
Как выработать у него мотивацию становиться лучше, бороться с трудностями, достигать успеха ?
Хотя бы в сфере интереса, не стоять на месте, углубляться, знать по-настоящему ?
И как быть с компьютером - я хотела закрывать его паролем, ограничивать время пребывания детей за компом специальными программами - но муж против. Но мне страшно не нравится, как комп влияет на сына - как посидит за ним подольше, становится раздражительным, ни о чем другом думать не хочет, на другие занятия увлечь труднее, на прогулку не вытащишь...а когда детей наказывают. и они пару дней без компа -сын живой, открытый, отзывчивый... И я не знаю,
как быть теперь, мужа почти уговорила поставить пароли, но сын очень просит его не ставить, обещает проявить самодисциплину и проявляет...иногда. Например, на спор обещал не быть за компом неделю - и выдержал - я подивилась такой воле, но вот отключиться вовремя ему очень трудно. Ограничить ли комп искуственно или оставить как тренажер воспитания воли ? Вообщем, очень жду ваших советов насчет мотивации к успеху вообще, развитию чувства долга и отношения к компу. Спасибо

Аватара пользователя
Dig386
администратор
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Москва

Re: Мотивация

Сообщение Dig386 » 11 ноя 2012, 23:12

Здравствуйте, Anizi
Anizi писал(а):А вот мои дети хотят от жизни только получать удовольствие
В принципе, это нормально: практически любые жизненные цели, в том числе и чувство долга, можно свести к желанию получить удовольствие и избегать неудовольствия.
Anizi писал(а):Правда, отвлечь его и мягко позвать за собой на другое дело не представляло особого труда. Но только - мягко, заинтересовывая...как только началось в садике или в школе - ты должен- наткнулись на категорический отказ и начали таскать по специалистам.
Увы дома, долгу не научили - просто звали, давай вместе гулять, читать, готовить, убирать - а вот долгу не научили, о чем теперь очень жалею...
Долг - довольно абстрактная категория, особенно для аутичного ребёнка. Я до сих пор предпочитаю думать не о долге, а о негативных последствиях от конкретного действия или бездействия. Правда, учиться у меня получалось хорошо, но это скорее от перфекционизма, чем из-за чувства долга.
Все думали, что в школе мои развитые и эрудированные дети будут учиться отлично.
А так ли принципиальна отличная учёба? Может, и нет ничего страшного в том, что по интересным предметам - хорошие и отличные оценки, а по неинтересным - трояки? Главное - чтобы при желании поступать в ВУЗ баллов и знаний хватило. Мне известен по крайней мере один хорошо адаптированный к независимой жизни аутичный человек, который примерно так и учился в школе.
Хотя бы в сфере интереса, не стоять на месте, углубляться, знать по-настоящему ?
Можно, например, поддерживать этот интерес.

Про комп: в принципе, может помочь составление распорядка дня и обучение контролю над временем.

Аватара пользователя
nick
участник
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 19:50
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: Москва

Re: Мотивация

Сообщение nick » 11 ноя 2012, 23:17

Anizi писал(а):Хочу спросить взрослых участников форума: как у вас вырабатывалась мотивация ? В смысле не заниматься только своим спец. интересом, а наоборот, ограничивать его, добиваясь успехов в работе, учебе и других делах.
А если учебу и работу связать со спец. интересом?

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Мотивация

Сообщение Phobos » 12 ноя 2012, 04:20

Anizi писал(а):Хочу спросить взрослых участников форума: как у вас вырабатывалась мотивация? В смысле не заниматься только своим спец. интересом, а наоборот, ограничивать его, добиваясь успехов в работе, учебе и других делах.
Меня родители, воспитатели, учителя пытались мотивировать перспективой социального успеха и наоборот пугали социальными неудачами в случае, если не буду хорошо учиться, если не научусь выполнять какую-то обязательную работу, не буду придерживаться каких-то норм общения. Но у меня всегда до определенного возраста работала совсем другая мотивация: выучиться и устроиться в жизни так, чтобы не быть вынужденным служить, работать, заниматься самообеспечением в условиях, которые потребовали бы находиться в больших или сложных коллективах, много общаться. Я этого боялся больше всего. Страх мотивировал. Но когда относительно стабильная, спокойная жизнь и работа были достигнуты, я остановился. Не понятно было (и до сих пор не понятно), зачем дальше повышения статуса и "успеха" добиваться. Ведь во всех случаях это сопряжено с очень дискомфортным социальным взаимодействием, не доставляющим никакого удовольствия... Как мне видится, нейротипики не самодостаточны, склонны воспринимать себя только в контексте восприятия их окружающими, слишком зависят от собственных эмоций, самая сильная из которых возникает тогда, когда они добиваются большего успеха, чем другие, от ощущения превосходства над ними, или от того, что хотя бы не хуже других. Нейротипики просто способны получать удовольствие от социального взаимодействия и страдают при его отсутствии. Чем и мотивированы в жизни. А не каким-то там чувством долга... Что может мотивировать аспи - мне не понятно.
Anizi писал(а):Но я очень боюсь: как он будет работать? Как выработать у него мотивацию становиться лучше, бороться с трудностями, достигать успеха? Хотя бы в сфере интереса, не стоять на месте, углубляться, знать по-настоящему? И как быть с компьютером
Самосовершенствоваться и знать по-настоящему глубоко, даже связав работу со специнтересом - ещё не значит добиться карьерных успехов. У меня не получилось. Очень сильным препятствием стал зашкаливающий перфекционизм и неспособность правильно воспользоваться своими способностями, выгодно свои знания и умения представить, подороже продать. Тут нужны качества, отсутствующие у аспи. Но, честное слово, я счастлив, что не обладаю такими качествами.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Anizi
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 12:18
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Мотивация

Сообщение Anizi » 12 ноя 2012, 09:23

Я и сама никаких карьерных успехов не добилась и не стремилась к ним. Я человек тихий и застенчивый, какие еще там карьерные успехи. Мне это ни к чему, мне просто важно работать добросовестно, с полной отдачей, в соответствии со своими способностями
Именно такой работы я и хочу для своих детей
Именно так я и училась. Но вообще учиться только отлично занимает слишком большую часть детства, я в принципе хотела, чтобы у моих детей в детстве были и другие занятия и отличной учебы никогда от них не требовала. Это просто знакомые так думали, что они будут отлично учиться
Ну и я не ожидала, что им будет трудно.
Может, чувство долга это и есть всегда беспокойство о последствиях - только не всегда ближайших. Мое беспокойство о детях тоже чувство долга - беспокойство о последствиях лет через 10...А сознание выполненного долга мне действительно всю жизнь дает удовольствие и радость...
Но тревожности - природной - в моих детях и так хоть отбавляй. То есть мотивация на чувстве тревоги о последствиях им не подходит. В принципе с ними работает лишь одна мотивация - похвалы, успеха (меня в детстве значительно сильнее мотивировал упрек, чем похвала). Но ведь, чтобы была похвала и успех надо что-то делать. Конечно, современная психология учит хвалить просто так, и я это делаю, но мои дети слишком хорошо меня понимают и этой моей похвале не верят...

Аватара пользователя
Инна И.
аспи
Сообщения: 1866
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 11:44
Пол: Не указано
Статус: Аутичный
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Мотивация

Сообщение Инна И. » 12 ноя 2012, 09:33

У меня по сей день наиболее эффективная мотивация выражается понятием "интересно". Если мне интересно что-то сделать, понять как это можно сделать, увидеть результат этого действия - тогда я буду охотно этим заниматься. А иначе получается так или иначе через силу.
Бывает правда ещё такое "аппетит приходит во время еды". То есть сначала за какую-то задачу браться не хочется, но если сделать усилие над собой, то потом становится уже и интересно. Тут основное - понять, что так бывает, и научиться делать вот это первоначальное усилие.
А так - ну вбили в меня в детстве понятие "надо". Но проблема в том, что вот это "надо" - оно получается не мне, а каким-то дядям и тётям. И соответственно внутренняя мотивация смещается на то, как достичь состояния, в котором станет "не надо" и можно будет свободно заниматься тем, что "интересно". А побочный эффект такой, что люди, которые твердят про "надо", начинают восприниматься как "тюремщики", даже если это самые близкие люди.
Думается мне, что упирать стоит не на долг, а на "стратегический" подход в противовес "тактическому". Тактический - это получить удовольствие "вот прям щас", а там будь что будет. Стратегический - это нацеленность на ещё большее удовольствие, но которое будет потом, а для того чтобы этого "потом" благополучно достичь, нужно сначала сделать разные вещи, в т.ч. может и не самые приятные. Хотя и тут важно не перегнуть палку, чтобы "потом" не превращалось в какую-то призрачную цель за горизонтом, которая ещё то ли будет, то ли нет - иначе опять-таки возможно возникновение ситуации а-ля предыдущий абзац. Как-то так.

ЗЫ: про компьютер. Мне мама пыталась ограничивать время пребывания за компьютером, а что в итоге? В итоге я сейчас за компьютером и деньги зарабатываю, и большую часть свободного времени провожу. То есть всё равно "интересно" победило. С другой стороны, помимо ограничений, во мне всё-таки поощряли мой интерес к программированию. Так вот может стоит в этом компьютере изначально искать возможность совмещения приятного с полезным?
Последний раз редактировалось Инна И. 12 ноя 2012, 09:54, всего редактировалось 1 раз.
Доморощенный психолух с многолетним стажем самокопания

Аватара пользователя
ANTigona
родитель
Сообщения: 697
Зарегистрирован: 07 апр 2012, 07:06
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Мотивация

Сообщение ANTigona » 12 ноя 2012, 09:37

Anizi писал(а): . Они не могли разобраться именно потому, что он нетипичный: очень эмоциональный, с высокой эмпатией, с искренним желанием помогать людям и животным .Не замечала у него проявлений бестактности, не понимания других людей или образных выражений...
Честно говоря, не поняла, как это соотноситься с синдромом Аспергера... Эмпатия и понимание людей и Синдром - взаимоисключающие вещи. При этом синдроме может не быть специнтереса и стимминга, но отсутствие эмпатии - основной симптом.

Трудно ему учиться из-за дислекси и дискалькулии.

Интраверсия - это тоже совсем не то же самое, что аутизм.
Для Сапергера скорее характерна чрезмерная общительность без ощущения границ.
И тут я записала сына к психологу, чтобы выработать у него мотивацию к учебе и хоть к каким-то неинтересным, но необходимым делам. И тот наконец, поставил синдром
Аспергера.
Психолог заподозрил или у вас есть официаьлный диагноз от психиатра? Потому, что психолог не компетентен в психиатрических диагнозах.
Неверно поставленый диагноз - это неверный путь коррекции. При Аспергере не требуется корректировать ваши всякие дис-. При ней нужна когнитивная поведенческая терапия.
При дискалькулии требуется совсем другое.
Конечно у ребенка при таких проблемах совершенно опустились руки.

В какой кружок ходит ребенок? У него есть помимо школы какое-то занятие, в которм он был бы не хуже, а лучше всех? Среда, в которой поддерживался его интерес? Шахматы-шашки, игра на скрипке, вышивание крестиком? Футбол?

Вы в курсе, что физиологически лобные доли мозга, отвечающие за волю, созревают только после пубертата? То есть априори у 11-ти летнего ребенка говорить о чувстве долга не корректно.
- что меня наиболее огорчает - даже ради спец. интереса нет желания бороться с трудностями, достигать большего
У него нет инструмента, как я поняла, чтобы с ними бороться. Какую терапию вы проводили в борьбе с дислексией и дискаобкулией кроме коррекционного класса?
Но я очень боюсь:как он будет работать ?
По-моему вы слишком рано озаботились...
Как говорит моя очень хорошая и мудрая знакомая: "Отпустите ситуацию".
И как быть с компьютером - я хотела закрывать его паролем, ограничивать время пребывания детей за компом специальными программами - но муж против.

30 минут в день. Это санитарная норма и здравый смысл. Пассивные развлечения никогда еще не приносили пользу. И, я так понимаю, ваш мотиватор. Сделал то что требуется - играешь. Нет - до свидания комп. До лучших времен.
Кто нужды не видал, и счастья не знает.
дев, 2002, СА

Аватара пользователя
Инна И.
аспи
Сообщения: 1866
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 11:44
Пол: Не указано
Статус: Аутичный
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Мотивация

Сообщение Инна И. » 12 ноя 2012, 10:04

ANTigona писал(а):Для Сапергера скорее характерна чрезмерная общительность без ощущения границ.
Только для активно-эксцентричной группы. Для отстранённой - избегание общения как такового, для пассивной - общительность возможна, но инициирование общения обычно исходит не от самого аспи.
Доморощенный психолух с многолетним стажем самокопания

Anizi
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 12:18
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Мотивация

Сообщение Anizi » 12 ноя 2012, 11:25

У меня есть заключение не только психиатра, но и целой комиссии, которая приглашала
сына примерно на 3-4 часовые встречи, и после третьей встречались со мной и сказали,
что они слегка в тупике - последний пункт "триады" (я уже забыла,что в нее входит) -
не выполняется. А после последней встречи все же решили поставить диагноз. Для
меня в этом ничего удивительного нет - я разные анкеты аспергеров к нему прикидывала (самому
заполнять еше рано)- половина пунктов подходит 100 процентов - половина совершенно
нет
Вообщем, самая грань спектра, есть ведь и такие люди ?
И если бы не проблемы с обучаемостью...
С другой стороны, если бы не эта грань, а только проблемы с обучаемостью, было бы
легче...
Инна, вы пишете, что в вас с детства вбили понятие "надо", хоть оно и неприятно.
Значит, и в Аспергера это понятие можно вбить. Только мы с мужем "вбивать" не умели, а
теперь уже поздновато ?
А насчет интереса я вас тоже хорошо понимаю, я страстно люблю, когда интересно
и терпеть не могу рутину и однообразие. Именно поэтому мне трудно понять, как сын
может делать презентации на одну и ту же тему, а дочка смотреть один и тот же
сериал - мне бы надоело через день, а им не надоедает несколько месяцев- как однообразие может быть интересно ?


Я тоже программист. Половина работы интересна, половина рутины. Люблю работу
по-настоящему, лишь когда задача требует по-настояещему, думать и творить,
приносит новые знания и умения, но от рутины куда денешься ? Значит, надо уметь делать и неинтересное...
Но как вас все-таки научили этому "надо" ? Или еще тут (я вообще давно читаю
форум, но без регистрации), часто встречается слово - перфекционизм. Это уже
не просто "надо", а "сверх-надо". Откуда же оно у людей, которые могут заниматься
только тем, что интересно ? (простите за опечатки - пишу в автобусе)

Аватара пользователя
Dig386
администратор
Сообщения: 6294
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Москва

Re: Мотивация

Сообщение Dig386 » 12 ноя 2012, 11:40

ANTigona писал(а):Эмпатия и понимание людей и Синдром - взаимоисключающие вещи. При этом синдроме может не быть специнтереса и стимминга, но отсутствие эмпатии - основной симптом.
Смотря как понимать эмпатию. Если как умение хорошо и быстро понимать эмоциональное состояние другого человека по невербалике, а также предсказывать его поведение - то да, при аутистических расстройствах она будет существенно ниже нормальной. Если же как обеспокоенность чужим эмоциональным состоянием - то возможны варианты.
ANTigona писал(а):То есть априори у 11-ти летнего ребенка говорить о чувстве долга не корректно.
Кстати, при синдроме Аспергера почти всегда бывает алекситимия. А чувство долга - сложное чувство. Более того, не все аутичные люди способны испытывать сложные эмоции вроде стыда, обиды, нежности и т.п.
Anizi писал(а): Именно поэтому мне трудно понять, как сын
может делать презентации на одну и ту же тему, а дочка смотреть один и тот же
сериал - мне бы надоело через день, а им не надоедает несколько месяцев- как однообразие может быть интересно ?
Это просто радует и успокаивает. Бывает, что занятие подобными специнтересами даёт ощущение, похожее на влюблённость. Если использовать специнтерес для чего-то конструктивного, то лучше не пытаться сразу радикального его переделывать, а постепенно "встраиваться".
Anizi писал(а):Люблю работу по-настоящему, лишь когда задача требует по-настояещему, думать и творить,
приносит новые знания и умения, но от рутины куда денешься ? Значит, надо уметь делать и неинтересное...
Но как вас все-таки научили этому "надо" ?
а) рутина может компенсироваться интересом от нерутины
б) если рутина пересекается со специнтересом, то она будет наоборот радовать
Про понятие "надо" и "должен". Когда я слышу эти слова, то стараюсь понять: "кому надо?", "кому должен?" и "сколько должен?"

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 2 гостя