Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16385
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Alarika » 30 июл 2018, 18:18

В общем, я напишу по себе по некоторым пунктам. Много как-то, но, кому не нужно, можно не читать.
Ida писал(а):
30 июл 2018, 10:53
Подробная детализация невозможна
Мне лично нужна средняя степень детализации. При низкой детализации действительно видится всё слишком простым и быстрым и не выделяется достаточного времени на дело. При высокой обдумывание плана будущих действий занимает слишком много времени по сравнению с самой работой. План у меня кусочками. Общее примерно выделенное время. В структуре общего времени обычно несколько дел, на каждое прикидывается примерное время, выделяется время на перерывы. Конкретный план каждого кусочка по приближении к нему. Если даже работа однородная, тогда всё равно делю на кусочки, потому что это оптимально. Например, по опыту знаю, что способна дооформить документационно 6 амбулаторных посещений за раз практически без отвлечения - на такие стопочки всё и разделяю. Если кусочек работы чрезмерно долгий или нагружающий - идёт сильнейшее отвлечение, причём не замечаемый сразу сознательным образом.
Устойчивость к неожиданностям отсутствует.
Возможно приобрести со временем, не настоящую устойчивость, но более лучшую, за счёт знакомства с опытом со многими неожиданностями.
Переоценка своих сил

Не знаю, как их оценивать.
По результату. Раз получается приемлемый результат, значит, способности есть. Отсутствие выдающихся способностей не является основанием отказываться от того, чем хочешь заниматься. Работа, она не только очень способных людей ждёт, а любых, кто будет её делать.
То у меня мысли, что я недостаточно аутична, то, наоборот, оказывается, что я аутичнее других аутичных
Это только от противоречивости критериев "аутичности". По крайней мере, в моём варианте. По старым критериям - норма. По новым - РАС. По мнению некоторых - ненормальная. По мнению других некоторых - сверхнормальная. В целом в бытовом понимании при оценке посторонними издалека - в пределах нормы, а в своём самоощущении и по критериям - нет. Каким-то образом у меня все эти восприятия совместились. То есть, знаю и чувствую, что РАС "лёгкой степени", но функционировать нормальным образом при определённом напряжении способностей, при соблюдении определённых обстоятельств и правил обращения с собой вполне возможно (хотя и есть довольно высокий риск попадания в нестандартные ситуации типа перегрузок, предсрывового состояния или непонятных случаев в коммуникации), хотя и есть определённые ограничения в определённых сферах жизни сверх "нормативного".
Ida писал(а):
30 июл 2018, 11:03
Не знаю я, как подбирать оптимальный уровень сложности в своих задачах.
Скорее всего, что только опытным путём. Избегая крайностей. При избыточной сложности у меня происходит в конечном итоге отказ от поставленной задачи или затраченные силы несоизмеримо больше результата. При заниженной сложности становится скучно и часты отвлечения.
С пунктом 2, действительно, непросто; вместо него пробую подключать диалог со своим внутренним собеседником
Тут у меня интересно получается. Во внутренний диалог я стараюсь не вступать. Не нравится он мне. А также, как написано выше, любое усомнение в необходимости дела организм моментально применяет в своё преимущество - уклониться от работы. Думать можно, но заранее, один раз со всех сторон обдумано, решение о неизбежности и целесообразности данного занятия принято, всё. То есть, уже тогда, когда подошло время что-то делать, никаких диалогов и обдумываний. Только выполнение распорядка (мне в какой-то степени приятно, когда хотя бы ближайшие будущие действия мне известны, это как идти по известному маршруту - и приятная нагрузка есть, но нагрузки на нервы нет, а тревожность минимизируется).

С чем это сходно. Вот, когда весь день с людьми разговаривать однотипными фразами (самое показательное - дни военкомата), с какого-то момента интонация срабатывает настолько хорошо, что все слушаются с первого раза. При такой интонации у людей (призывников или просто посетителей) не возникает никаких дополнительных вопросов и переспросов. Они не выражают сомнения в указаниях ("а можно не раздеваться?"), а сразу делают. Не громкая и не тихая. Особенно важно - не громкая (воспринимается грубостью), но и не тихая (это воспринимается сомнением). Правильно воспроизведённая (а не как часто - люди воспринимают мою утвердительную интонацию как вопросительную) и не механистическая (как один призывник передразнил мою интонацию "Окей, Гугл"). Чем-то приятная (при её удачном воспроизведении людям очень нравится, каким хорошим образом я с ними разговариваю). Но не всё это главное. Самое главное в ней - абсолютно без сомнения. Такая безмятежная уверенность, что человеком всё будет сделано, как я скажу. Вот такая тональность обращения - безмятежная уверенность в выполнении человеком моих указаний, неизбежность этого, вот примерно такое ощущение и у меня тогда, когда я делаю то, что стало в распорядке неизбежным. То есть, мне уже можно чувствовать что угодно (нежелание работать, усталость, капризность, отвлекаемость, желание заняться чем-то другим), но эта спокойная уверенность в исполнении того, что неизбежно - она всеми этими капризами уже непреодолима.

Причём это, конечно, только один этап - усадить себя за какое-то занятие. Самое сложное - не дать от него отвлекаться. То есть, определённый уровень отвлечения я считаю приемлемым и не слишком времязатратным (в принципе, короткие 5-минутные перерывы под это и выделяются). Но более сильные отвлечения (избыточный по времени или интенсивности стимминг, не относящиеся к текущему занятию фантазии, "уход в никуда") - за этим нужно следить относительно регулярно (примерно по такому же механизму, как следила за братом, чтобы он не слишком отвлекался от выполнения домашнего задания в первых классах). Заметила отвлечение - возврат к работе. Возвраты к занятию во время уже текущей работы выполняются мной уже не мягко-уверенно (как первоначальный импульс на начало занятия), а конкретно-твёрдо. Однако, слишком частые и глубокие отвлечения - сигнал того, что в обстановке или самочувствии что-то не так, требуется оценить разумом и то, и другое, корригировать отклонения в них.

Больше запланированного выполнять можно, но я этим не занимаюсь обычно. Перевыполнение сверх изначально задуманного организм воспринимает как обман. Или строго план, или чуть-чуть недовыполнить (ближе к концу плана у меня отвлекаемость слишком значительна), тогда доделать утром (утром у меня самочувствие и желание что-то делать повышенные).

Много написано. И слишком индивидуально всё это, чтобы применять чужое на себе. Для меня наиболее действующее - правильно составленный план и одинаковый распорядок. Для других это совершенно может быть негодным.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Jesse
постоянный пользователь
Сообщения: 14656
Зарегистрирован: 04 ноя 2017, 17:26
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Jesse » 30 июл 2018, 19:39

Ida писал(а): Пункт 4 мне пока недоступен, похоже.
Для ребёнка на работе уровень сложности подбираю очень хорошо, а вот для себя в жизни - только учусь. Основательно с этим ещё не работала; если осознать, вербализовать и структурировать как я определяю уровень сложности для ребёнка, то я смогу осознанно перенести этот опыт на свою жизнь.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16385
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Alarika » 30 июл 2018, 22:15

А в чём у меня "проблема" при таких множественных возможностях к решению трудности собраться с делом. В том, что совершенно не понимаю различительного признака, по которому отличаются 1) действительная усталость (когда подталкивать себя к приложению сверхусилий опасно по вхождению в неконтролируемое состояние по нервному или физическому состоянию) и 2) лень (когда на самом деле ничего не опасно, а что-то поделать бывает, наоборот, полезно). И в большинстве случаев (учитывая случаи предыдущих неприятных последствий от перенапряжения и ещё завтрашний рабочий день) приходится засчитывать, что лучше не перенапрягаться (а на самом деле это может быть совершенно неправильный выбор).
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Kurzewile
постоянный пользователь
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 21 май 2017, 03:13
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Kurzewile » 31 июл 2018, 00:09

Отсутствие сомнений и неизбежность выполнения действия, про которую рассказала Alarika, с детьми (по крайней мере, с одним ребенком, к которому я ее применяю - с моим) тоже хорошо работает. В тех вещах, относительно которых у меня нет сомнений, ребенок слушается. В тех вещах, в которых сомнения есть (а это большинство вещей), я начинаю думать "а может, можно этого избежать?", ребенок капризничает и избегает дела всеми силами, и ничего не получается.

Последнее время делаю дела по выражению "не можешь идти к мечте - ползи к ней, не можешь ползти - ляг и лежи в направлении мечты". Если дело слишком большое или непонятное - сажаю себя сделать хоть что-нибудь маленькое, относящееся к нему, хотя бы одно в день действие предварительной работы, в следующий раз дела останется уже меньше. Вот, например, большой швейный заказ стоит, подумать страшно, как я его сделаю. Чтоб шить вещи, нужно их сначала раскроить; чтобы раскроить, нужен материал и размеры и придумать, как. Вчера собрала все нужные ткани в одно место, шпульку нашла и нитки. Сегодня выписала все нужные мерки в тетрадочку и туда же список вещей, чтоб по мере шитья их наглядно вычеркивать. Завтра, наверно, соображу раскладку на ткани, послезавтра кроить буду, так и сделаю потихоньку все...

Еще обнаружила, что мне удобнее распределять дела по времени суток: утром рутинные, повторяющиеся или давно продуманные, вечером всякие разные и непредсказуемые. Например, есть у меня таблетка, которую мне надо раз в сутки принимать, когда вечером принимала - забывала и пропускала постоянно, перенесла прием таблетки на утро - сразу гораздо меньше стала пропускать. А вот, например, начинать шить что-то новое раньше полудня невозможно.
F60.6. (человек с ложноположительными тестами для самодиагностики).
ADOS: сын (2014 г.р.) в спектре аутизма, я вне спектра

Аватара пользователя
sdfsdfgfgh
новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 24 июл 2018, 12:23
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Ангарск

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение sdfsdfgfgh » 31 июл 2018, 06:10

Ida писал(а): Но не просто так же говорят об отсутствии способностей. Значит, что-то не так.
Все поголовно так говорят? Без исключений?
Спрашивала у них почему?

matilda
постоянный пользователь
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 15:51
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение matilda » 31 июл 2018, 09:21

Ida писал(а): Если буду оценивать силы, исходя из сильных и слабых сторон, начнётся бардак. Меня тянет к неизведанному, следовательно, заниматься наукой мне должно быть интересно. От всего нового мне тревожно (часто - чрезмерно тревожно), поэтому заниматься наукой мне не следует. Противоречие.
Я наверное неправильно выразилась. Я имела в виду более конкретные вещи. Например если Вы занимаетесь наукой, туда входит написание статей. Написание научной статьи включает в себя некоторое количество этапов. Я например на каких то этапах зависаю очень надолго (вступление, заключение, название, иногда теория), а на каких то этапах двигаюсь очень быстро (сама идея, структура/план, анализ данных). Я это выяснила после того как написала несколько статей совместно с коллегами, поэтому теперь знаю какие мои сильные и слабые стороны конкретно по этому типу работы.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 31 июл 2018, 10:18

Alarika писал(а): Мне лично нужна средняя степень детализации.
Порой в моей деятельности невозможна вообще хоть какая-то детализация. Вот есть задача - и непонятно, как именно её решать. Можно, конечно, составить план в стиле «попробовать способ А», «попробовать способ В» и т.д., но, скорее всего, даже этот план будет корректироваться многократно. Например, при пробе способа А может возникнуть идея, что решать лучше способом С. Похоже, придётся просто убедить себя смириться с тем, что чёткое планирование иногда невозможно, и надо действовать вслепую.
Раз получается приемлемый результат, значит, способности есть.
Попробовала вспомнить достоверые случаи, когда кто-то сомневался в моих способностях. Это было, когда я отказывалась делать бесперспективные на мой взгляд вещи или долго не получала результаты, которые устраивали бы того, кто выдал задачу (задача причём мне до сих пор кажется некорректной). Может, ещё были случаи, но сейчас не вспомню. Из этого всего мой мозг выделил себе фразу «У тебя нет способностей!» и кидается ею в меня всякий раз, как нагрузка оказывается трудной.
Не знаю я, как подбирать оптимальный уровень сложности в своих задачах.
Скорее всего, что только опытным путём. Избегая крайностей.
Здесь есть проблема, о которой я написала тут выше - зачастую нет хотя бы примерно понятного способа решения. Поэтому заранее сложность оценить бывает нереально. Логика подсказывает, что за нерешённые проблемы тысячелетия браться, пожалуй, не надо, а всё остальное - если интересно - можно пробовать. И уже в процессе понимать, решится или нет. Главное - убедить свой мозг заткнуться и не сигналить: «У тебя ничего не получится / нет способностей / бросай всё к чёртовой матери!» Очень эти сигналы выматывают.
Такая безмятежная уверенность, что человеком всё будет сделано, как я скажу.
Такую интонацию пытаюсь делать при общении со студентами и прочими учениками :). Но воспроизводить требуемую интонацию получается редко. (Я бы вообще без интонаций разговаривала, если б можно было.) Отчасти поэтому, наверно, со студентами практически всегда вначале отношения не клеятся. Спустя какое-то время практически всегда дела налаживаются, но было бы идеально, если бы дела налаживались сразу.
1) действительная усталость 2) лень
Пока ориентируюсь на то, что если меня тянет тупить, а не делать дело, значит, на то есть причина. Если способна в тот момент к внутреннему диалогу, к внутреннему рассуждению - пытаюсь её так выяснить. Если неспособна - дела совсем плохи, и лучше мне действительно отдохнуть.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 31 июл 2018, 10:23

Kurzewile писал(а): Если дело слишком большое или непонятное - сажаю себя сделать хоть что-нибудь маленькое, относящееся к нему, хотя бы одно в день действие предварительной работы, в следующий раз дела останется уже меньше.
Кому как удобно. Когда дело большое и непонятное, то мне лучше сделать сразу значительный его кусок. Иначе, если сделаю только малую часть, пойму, что в процессе меня ожидают новые трудности, которые не учла до начала дела. Так дело раздуется в ещё большего монстра, к которому станет ещё труднее подступиться :)

Указанный вами способ у меня работает для спортивной нагрузки. Если мне совсем не хочется выполнять все запланированные на день упражнения, то убеждаю себя позаниматься хотя бы пять минут. Это лучше, чем ничего.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 31 июл 2018, 10:33

matilda писал(а): Например если Вы занимаетесь наукой, туда входит написание статей.
Написание статей - самое простое, что может быть в моей деятельности. Потому что в этом нет нового, это структурирование уже полученных результатов. Проблем здесь не возникает. Проблемы возникают там, где приходится решать задачу, а методы решения заранее неясны. Как я писала:
спойлер
Вот есть задача - и непонятно, как именно её решать. Можно, конечно, составить план в стиле «попробовать способ А», «попробовать способ В» и т.д., но, скорее всего, даже этот план будет корректироваться многократно. Например, при пробе способа А может возникнуть идея, что решать лучше способом С.
Насколько понимаю, здесь мне в основном пишут про ведение дел, для которых можно составить более-менее определённый план. У меня же основную проблему составляют дела, план которых составить невозможно. Этакие шаги в неизвестность, которые вводят в ужас мою аутичную сущность (или что у меня там внутри страшится нового). Со спецификой гуманитарных наук знакома мало, поэтому не знаю, бывают ли там такие задачи, для которых невозможно заранее составить план.

matilda
постоянный пользователь
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 15:51
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение matilda » 31 июл 2018, 11:22

Ida писал(а): Насколько понимаю, здесь мне в основном пишут про ведение дел, для которых можно составить более-менее определённый план. У меня же основную проблему составляют дела, план которых составить невозможно. Этакие шаги в неизвестность, которые вводят в ужас мою аутичную сущность (или что у меня там внутри страшится нового). Со спецификой гуманитарных наук знакома мало, поэтому не знаю, бывают ли там такие задачи, для которых невозможно заранее составить план.
Я со спецификой точных наук тоже знакома мало, но в моей области нахождение правильного решения задачи - это и есть научная работа. Например мне нужно добиться определенного результата, я предполагаю (гипотеза) что его можно добиться таким то способом, пробую этот способ, анализирую полученные данные, в процессе анализа смотрю получился ли ожидаемый результат. Если получился приблизительно, ищу как можно улучшить результат, если вообще не получился, буду пробовать другой способ. Отрицательный результат - это тоже результат, этому вроде еще на первых годах аспирантуры учат:) И да, в процессе решения задачи по способу А, обязательно возникнет идея способа В, о котором изначально ты не подумал. А способ Б, который был запасной, вполне может оказаться вообще ненужным.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя