Аутичность и чтение

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Аутичность и чтение

Сообщение levandowskij » 21 окт 2018, 04:33

feel79 писал(а): А вообще ваше мнение по своему и чужому опыту. Раннее чтение вредно? Вам или вашим знакомым/близким оно принесло вред?
А то мне на "мамском" форуме втирают, что это так плохо...что потом скажется на учебе и вообще ПЛОХО это все. Срочно бросать!
сейчас дети планшетиками - смартфонами умеют пользоваться то в 4-6 лет, а в моё время денди было и видеомагнитофон (японский), поэтому я только цифры знал в этом возрасте, да всякие надписи типа Pal, secam, time, start.

Аватара пользователя
Jesse
постоянный пользователь
Сообщения: 14902
Зарегистрирован: 04 ноя 2017, 17:26
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение Jesse » 21 окт 2018, 06:49

feel79 писал(а): А вообще ваше мнение по своему и чужому опыту. Раннее чтение вредно?
Моё мнение: в период дошкольного детства ребенок для гармоничного развития должен набрать богатый телесный и игровой опыт познания себя и мира. Ребёнок должен набегаться, налазиться, накупаться, набалываться, наиграться и т.п. Развитая сенсорная чувствительность и способность играть, общаться с другим человеком - основа основ. При угрозе аутичного развития надо следить, чтобы детство не было растрачено на манипуляции с чем-либо (включая и разные знаки). Ребёнок должен набрать достаточно информации о мире и начать сам простраивать картину мира, а это возможно лишь в активном взаимодействии с миром, в диалоге с другим человеком.
Раннее чтение само по себе не страшно, если ребенок не затмевает им для себя всю жизнь. Он должен получить собственноый непосредственный опыт о себе и жизни, а не начинать жизнь с опосредованного через чтение опыта других людей. Ему необходимо научиться живому диалогу с живыми людьми, книга этого не даст.
Многие дети, научившись читать самостоятельно начинают с побуквенного чтения, потом переходят на целостное чтение словами. Но с серьёзными исследованиями на эту тему я не знакома, можно проконсультироваться у хорошего логопеда с большим опытом работы.
С другой стороны и запрещать то, к чему ребенок тянется сам, не стоит. Надо проследить, чтобы его день был насыщен общением, движением, познанием, игрой. А в остальное время он может и с книжками побыть.

Аватара пользователя
Kurzewile
постоянный пользователь
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 21 май 2017, 03:13
Пол: Женский
Статус: Нейроотличный
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Аутичность и чтение

Сообщение Kurzewile » 21 окт 2018, 15:57

feel79 писал(а): А вообще ваше мнение по своему и чужому опыту. Раннее чтение вредно? Вам или вашим знакомым/близким оно принесло вред?
А то мне на "мамском" форуме втирают, что это так плохо...что потом скажется на учебе и вообще ПЛОХО это все. Срочно бросать!
Вроде ранее в этой теме уже рассказывала, не помню, прошу прощения, если повторюсь. По моему раннечитающему опыту, раннее чтение скорее плохо, потому что 1) получающиеся навыки чтения не такие уж и хорошие, я где-то видела сравнение записей движений глаз восьмилеток при чтении текста: один научился читать в семь - взгляд ровно движется по строчкам, нигде не застревает, другой научился читать в четыре - взгляд скачет по тексту хаотично, надолго застревает на отдельных словах, потому что при недоразвитом еще внимании читать научился, узнать и плакать, сама куски текста пропускаю постоянно; 2) на обучение в школе это плохо повлияло тем образом, что половину первого класса, пока все учатся читать, там совершенно нечего делать, лично у меня сформировалось "ленивое" отношение к учебе (считалось нормой, что учеба дается без труда), и когда учеба перестала получаться "сама" за счет заранее приобретенных умений, стало тяжело, начались проблемы с самооценкой и все такое прочее. На своих родственников за попытки учить трехлетнего потомка читать очень ругаюсь. Они не понимают, в чем проблемы, они считают, что все хорошо - "ну ты же умная выросла".
С другой стороны, было прочитано много приятных книжек. И вряд ли есть смысл срочно бросать - если дитя уже умеет читать, то не разучишь же обратно!
Alarika писал(а): Вот если специально учить ребёнка раньше времени читать - вредно. Но вот если он сам уже научился - про такое мне неизвестно.
О "сам научился" - читала какой-то спор о нужности развивашек и там высказывалась такая мысль: маленькому ребенку необходимо внимание родителей; если родитель будет склонен заниматься с ребенком "развивашками", чтением и т.п., а игрой по возрасту не будет заниматься, то создастся впечатление, что ребенок сам любит и хочет этих развивашек, ведь он получает родительское внимание только вместе с ними, а хочет-то внимания. Получается, в общем, иллюзия, что ребенок научился чему-то не по возрасту сам.
levandowskij писал(а): сейчас дети планшетиками - смартфонами умеют пользоваться то в 4-6 лет
В планшетиках-смартфонах все в основном графическое, надписей немного, для пользования ими грамотность не нужна. (Все тот же трехлетний потомок управляется со смартфоном уже лучше меня!)

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16498
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Аутичность и чтение

Сообщение Alarika » 21 окт 2018, 16:11

Kurzewile писал(а):
21 окт 2018, 15:57
О "сам научился" - читала какой-то спор о нужности развивашек
Я не про "развивашки". Я не знаю, что это. Никогда их не видела. И у нас такого нет. А про те крайне-крайне редкие случаи (каких сама не видела, но про которые мне рассказывали), когда ребёнка совершенно ничему не учат и не занимаются никакими развивающе-познавательными играми, а он (видимо, косвенно и случайно глядя, как это делают другие), выучивается читать полностью сам. Крайне-крайне редкие случаи.

Со мной пытались заниматься до школы. Только это не имело эффекта. Не по возрасту занятия для детей бесполезны. С трудом научилась читать перед первым классом (тогда в 1-й класс в 7 лет брали). Но мне предварительные занятия в виде так называемой "подготовки" пошли на пользу - был запас предварительных знаний, чтобы суметь вклиниться в одновременное обучение вместе со всеми (усвоение знаний было хотя и надёжное, но доходило до меня что-то весьма медленно).
Последний раз редактировалось Alarika 21 окт 2018, 16:14, всего редактировалось 1 раз.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Аутичность и чтение

Сообщение levandowskij » 21 окт 2018, 16:13

Kurzewile писал(а): 1) получающиеся навыки чтения не такие уж и хорошие, я где-то видела сравнение записей движений глаз восьмилеток при чтении текста: один научился читать в семь - взгляд ровно движется по строчкам, нигде не застревает, другой научился читать в четыре - взгляд скачет по тексту хаотично, надолго застревает на отдельных словах, потому что при недоразвитом еще внимании читать научился, узнать и плакать, сама куски текста пропускаю постоянно; 2) на обучение в школе это плохо повлияло тем образом, что половину первого класса, пока все учатся читать, там совершенно нечего делать, лично у меня сформировалось "ленивое" отношение к учебе (считалось нормой, что учеба дается без труда), и когда учеба перестала получаться "сама" за счет заранее приобретенных умений, стало тяжело, начались проблемы с самооценкой и все такое прочее. На своих родственников за попытки учить трехлетнего потомка читать очень ругаюсь. Они не понимают, в чем проблемы, они считают, что все хорошо - "ну ты же умная выросла".
могу не согласиться, потому что сейчас в первом классе дети в основном знакомы с буквами и многие умеют читать (мелкий - это мой племянник, сейчас уже 9 лет, у него такие вещи узнаю). а второе - я научился читать в 8 лет. книгу читаю боком, кусками по странице, тек которые мне нужны, могу вернуться назад, но зато я помню прочитанное, примерно знаю на какой странице.
Kurzewile писал(а): В планшетиках-смартфонах все в основном графическое, надписей немного, для пользования ими грамотность не нужна. (Все тот же трехлетний потомок управляется со смартфоном уже лучше меня!)
значит будущее за графическим, раз его проще освоить. письмо - это искусственное. мне вот не нравиться - проще приехать к человеку за н-сотен километров, поговорить, чем писать. никогда не умел писать.

Аватара пользователя
Jesse
постоянный пользователь
Сообщения: 14902
Зарегистрирован: 04 ноя 2017, 17:26
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение Jesse » 21 окт 2018, 17:26

Если ребёнок сам не проявляет интереса к чтению, я считаю, что надо начинать учить с 6 лет, до школы.
Kurzewile писал(а): на обучение в школе это плохо повлияло тем образом, что половину первого класса, пока все учатся читать, там совершенно нечего делать
Сейчас первоклашки идут в общеобразовательную школу уже умея читать.

feel79
родитель
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 09 окт 2018, 13:02
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение feel79 » 22 окт 2018, 08:47

Alarika писал(а): У меня абсолютно ни у кого из мне встречавшихся детей не было раннего чтения. Вот если специально учить ребёнка раньше времени читать - вредно. Но вот если он сам уже научился - про такое мне неизвестно.
мне кажется, до позавчерашнего дня я сама не отдавала отчета: каков мой/наш вклад в научение читать ребенка(( мне всегда было стыдно, что я ребенка чему-то учу, так как большинство за то, чтобы у ребенка было детство) Но наши занятия никогда не были нацелены на чтение. Это было такое время препровождения. Сама я думала, что учить буквы будем с трех лет, если будет интерес, а читать с 5, но...
Конечно, не без нашего участия дочка "зачитала". Это было так.
Буквы мы ей писали... чаще за едой. Кормили и писали. ЗАЧЕМ мы это делали? Не знаю. Но скорее всего это был интерес ребенка. Ей нравились буквы. Мы не только писали ей их. Много рисовали её, себя, качели, горки, птичек и прочего. А еще мы эти рисунки подписывали: мама, папа, баба... Ну и так и получилось, что к 1,5 годам ребенок знал алфавит (звуки) и мог глобально читать несколько слов... Буквам мы были рады, а вот чтение слов нас пугало..и мы перестали их писать, так как их количество увеличивалось. Ну и с 1,5 лет она начала сама писать буквы. В 1г10м испугавшись, мы перестали их писать.
Начиная читать книгу перед сном, я всегда ей читала название: книжка называется ГРУ-ЗО-ВИ-К/ЧИК И БРИКИ/БОБО... ну и подобное.
И она сама "читала"( произносила буквы в слове), естественно не понимая прочитанного: Г-Р-У-З-О-В-И-К. В 2г3м после этого я спросила: как называется книга (она прочитала грузовик)? Она: ик. То есть произнесла последние слоги в слове. Через пару дней я еще спросила. Она опять последние слоги произнесла в разных словах. Потом я ей писала слова типа: ау, ам, ага, ого, там, тут. И она их читала, понимая прочитанное.
Так мы забавлялись пару раз в неделю пару месяцев. Потом я научила ее читать слова из двух слогов. Выкладывала ТУТ И, ТАМ О, ТУТ А... она их сливала и получалось вроде бессмысленное: тути, тамо, тута, туту.. Ну а потом пошло мама, папа, баба деда каша и тд и тп...
У нее нет особого интереса читать. Она не читает книги, только их названия. Вывески. Она читает предложения из 3-4 слов. Но особого рвения у нее нет, поэтому я почти целый год и не стремилась к чтению предложений. Да и сейчас мы занимаемся "чтением" раз в 1,5 недели, когда я вспомню. Вот с цифрами у нас другая история, цифры она любит и ими увлечена.
Ну и еще лучше у нее удается печатать слова. И она произносит слова по буквам. То есть скажи буквы в слове БУЛКА. Она:Б-У-Л-К-А.
Так же она легко читает слова с мягким знаком. Для нее он не проблема.
Ну вот как-то так.
Рано? Мб.
Но у нас помимо "чтения" есть игры (сюжетно-ролевые), настольные игры, мы рисуем и лепим. Много чего делаем.
Да, цифры у нее занимают много времени, но она к ним подходит "творчески": она рисует сюжетные картинки с ними, они наши друзья и участники игр, они ходят в сад и учатся в школе)))

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14867
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение ghoststory » 22 окт 2018, 11:01

feel79 писал(а): Буквы мы ей писали... чаще за едой. Кормили и писали. ЗАЧЕМ мы это делали? Не знаю. Но скорее всего это был интерес ребенка. Ей нравились буквы. Мы не только писали ей их. Много рисовали её, себя, качели, горки, птичек и прочего. А еще мы эти рисунки подписывали: мама, папа, баба... Ну и так и получилось, что к 1,5 годам ребенок знал алфавит (звуки) и мог глобально читать несколько слов... Буквам мы были рады, а вот чтение слов нас пугало..и мы перестали их писать, так как их количество увеличивалось. Ну и с 1,5 лет она начала сама писать буквы. В 1г10м испугавшись, мы перестали их писать.
Начиная читать книгу перед сном, я всегда ей читала название: книжка называется ГРУ-ЗО-ВИ-К/ЧИК И БРИКИ/БОБО... ну и подобное.
Может быть, просто не акцентировать на этом внимание? Пишет и пишет, если ей нравится, то пусть (кстати, на моих детских рисунках, которые сохранились примерно с 2 лет, тоже есть буквы и цифры, и, думаю, на рисунках многих детей, потому что все постоянно видят это вокруг себя: вывески, номерные знаки машин и прочая знаковая информация; нарисовать увиденную собачку или увиденную букву: почему букву страшнее?). Просто не форсировать, следить, чтобы были другие занятия, в том числе ролевые игры, активные игры, изучение мира через движение, прикосновение.
feel79 писал(а): У нее нет особого интереса читать. Она не читает книги, только их названия. Вывески. Она читает предложения из 3-4 слов. Но особого рвения у нее нет, поэтому я почти целый год и не стремилась к чтению предложений. Да и сейчас мы занимаемся "чтением" раз в 1,5 недели, когда я вспомню.
Еще пару лет смело можно не заниматься чтением специально, если у ребенка рвения нет.
feel79 писал(а): есть игры (сюжетно-ролевые)
Это очень хорошо, при РАС такое часто нарушено и отсутствует.

feel79
родитель
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 09 окт 2018, 13:02
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение feel79 » 22 окт 2018, 12:19

ghoststory писал(а): Еще пару лет смело можно не заниматься чтением специально, если у ребенка рвения нет.
Тоже так думаю, так как нет желания у нее. Просто не хочу, чтобы этот "навык" ушел, это понимание, что есть слово/вывеска/название и оно что-то обозначает.
ghoststory писал(а): Это очень хорошо, при РАС такое часто нарушено и отсутствует
Это дает мне надежду, что это все-таки не РАС)
ghoststory писал(а): кстати, на моих детских рисунках, которые сохранились примерно с 2 лет, тоже есть буквы и цифры, и, думаю, на рисунках многих детей, потому что все постоянно видят это вокруг себя: вывески, номерные знаки машин и прочая знаковая информация
Кстати да, в 2 года многие дети начинают интересоваться цифрами и типа счетом. Наша в 2 тоже считала до 15: 1,2,3,4,6,7,10,11,15)))
А вот в 2,5 прямо цифры поперли.

Из знакомых августят (сидела на форуме помесячников) был еще один мальчик. Там конкретно ТОЛЬКО цифры и буквы! Только вних играть, писать, лепить, называть, еще и речи не было. А потом..все прошло)) начал угасать интерес и пошла речь и игры разные.

feel79
родитель
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 09 окт 2018, 13:02
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Аутичность и чтение

Сообщение feel79 » 22 окт 2018, 12:42

Спасибо за мнение
Kurzewile писал(а): на обучение в школе это плохо повлияло тем образом, что половину первого класса, пока все учатся читать, там совершенно нечего делать, лично у меня сформировалось "ленивое" отношение к учебе (считалось нормой, что учеба дается без труда), и когда учеба перестала получаться "сама" за счет заранее приобретенных умений, стало тяжело, начались проблемы с самооценкой и все такое прочее
про это часто думаю. Прочитала мнение некоторых мам, которые занимались со своими детьми ранним развитием, что развивать ребенка надо продолжать и в школе. То есть ум тренировать надо и в школе, что голова перестает напрягаться сначала из-за легкости, а потом из-за сложности материала уже не включается, отучается "думать"/работать. Надо ребенка и помимо школы продолжать рвзвивать, допкружки, дома решать задачи и прочее. А многие отправят в школу и ждут результатов... а их и нет. Меня этот вопрос сильно волнует, так как считаю, что нашей девочке все слишком легко дается... и передо мной стоит вопрос: дальше развивать или нет? Сейчас она развита на 4 года.... Остановиться в развитии сейчас, значит не учить ее трудиться, шевелить мозгами? Что лучше?(((

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя