Вот такой у меня сынок.

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Talvina
родитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 июн 2021, 19:25
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Вот такой у меня сынок.

Сообщение Talvina » 11 июн 2021, 21:04

Здравствуйте. Моему сыну через месяц 9 лет. Диагноз: Аутизм. Если кратко: до 3 лет ничего не понимал, ни на что не реагировал, практически всё время сидел, уставившись в одну точку. А врачи считали, что ребёнок нормальный, это я гипертревожная мама. После года интенсивных занятий в 4 года появились первые слова (после того, как научила его читать, начал проговаривать). После развитие пошло. На данный момент ребёнок закончил 2 класс общеобразовательной школы на отлично. Учится в обычном классе, но с тьютором. Из проблем: психи, истерики, швыряет ручку или тетрадь. (Не в кого-то, просто на стол или на пол). Психует, если поднял руку, а его не спросили, если помогли что-то сделать, подсказали (всё должен делать сам!). Ещё на уроке бывает невнимательным, рассеяным. Хотя все тесты психологов на внимание показывают отличный результат. За 2 года преодолели боязнь опоздать. Теперь просто заходит и извиняется за опоздание, садится и занимается. Ещё очень злился, когда меняли уроки местами. Сейчас спокойно относится, просто переспрашивает, а точно ли изменился урок? Проблему создаёт то, что он по характеру лидер. Вообще, аутисты бывают лидерами? Ему надо всё сделать быстрее и лучше всех, если не получается (а это частенько бывает), то злится. Не умеет проигрывать. Проблемы с крупной моторикой, медлительный и неуклюжий. Упрямый. Ну тут наследственность...от меня:) В этом году стал тянутся к детям. Причём постоянно хочет играть с детьми. Пару ребят в классе называет друзьями, но эта дружба сомнительная - побегать и поиграть вместе. Речь отрывистая, не очень чистая, проблема с интонациями. Часто криво строит предложения. Долго подбирает слова, как бы заикается, повторяет предыдущее слово. Воображения ноль. Эмоции высказывает, но как-то кривовато. Не умеет сопереживать и сочувствовать. Заученно пожалеет и отвернётся. Эхолалит иногда. Перебирает пальцами, когда расслаблен или бездельничает. Зацикленность на схемах и таблицах. Постоянно их рисует на любую тему. Рисовать не умеет совсем. Чувства вкуса нет. Еще интерес к погоде. Знает какая температура, какой ветер и т.д. Правда, с погодой немного успокоился, но схемы и таблицы на всех листочках, во всех блокнотах и альбомах. (Которых у него много). Любимые предметы математика и физ-ра. Хорошо идут языки. Проблема с литературой: ни скрытого смысла, ни иронии, ни гипербол не понимает. Шутки - с трудом. Часто спрашивает, например: "Папа, ты пошутил?" Странно, что проблемы ребёнка практически никто не видит. "Нормальный ребёнок", говорят мне педагоги, психологи. Хочу поинтересоваться у других родителей или взрослых аутистов: что делали для развития внимательности? Что делать с психами? (Выводить из класса пытались - не идёт и орёт ещё больше). Я или муж смогли бы с этим справится (дома ребёнок спокойный, подчиняется требованиям, ну иногда взбрыкнёт, стараемся сильно не давить и всё объяснять), но в школе нас нет рядом:( Поделитесь своим опытом. Заранее всем спасибо.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение ghoststory » 11 июн 2021, 22:05

Здравствуйте.
Сыну 15 лет, синдром Аспергера (диагностирован в возрасте 4 лет).
Многое напомнило нашу историю. Отличие: с середины 3 класса и до сих пор надомное обучение (тьютора не позволили).
Из описанного вами могу сделать вывод, что и вы, и ребенок сделали очень много, у него очень большие успехи: имею в виду не академическую успеваемость, а нахождение в коллективе и социальные навыки. Это хороший уровень для ребенка с диагнозом "аутизм".
Talvina писал(а): Хотя все тесты психологов на внимание показывают отличный результат.
Тесты проводятся в других условиях. Возможно, условия урока сложнее.
Talvina писал(а): Вообще, аутисты бывают лидерами?
Да.
Talvina писал(а): Ему надо всё сделать быстрее и лучше всех, если не получается (а это частенько бывает), то злится. Не умеет проигрывать.
Не всё совпадающее с поведением моего сына комментирую, но об этом напишу. Была похожая особенность + не хотел быть последним физически (например, в строю на физкультуре). Специально работал над этим с психологом + учился принимать проигрыш. Но как именно работали, знаю только в общих чертах (четко сформулированное задание и вознаграждение за правильное поведение по итогу каждого занятия).
Talvina писал(а): В этом году стал тянутся к детям. Причём постоянно хочет играть с детьми. Пару ребят в классе называет друзьями, но эта дружба сомнительная - побегать и поиграть вместе.
Это очень хорошо. Было бы отлично, если бы нашелся кто-то из детей, кто захотел бы и смог бы поддержать дружбу, хотя бы на уровне совместных игр.
Talvina писал(а): Проблема с литературой: ни скрытого смысла, ни иронии, ни гипербол не понимает.
Знакомая проблема. Сын не понимает и того, что происходит в произведении, не может пересказать.
Считаю, у каждого свои сильные и слабые стороны; это не его сильная сторона.
Talvina писал(а): Странно, что проблемы ребёнка практически никто не видит. "Нормальный ребёнок", говорят мне педагоги, психологи.
Возможно, не знакомы с тем, что такое высокофункциональный аутизм и как он проявляется.
Talvina писал(а): Хочу поинтересоваться у других родителей или взрослых аутистов: что делали для развития внимательности? Что делать с психами?
Конкретных приемов не назову: это индивидуально для каждого ребенка и лучше, если их будут подбирать те, кто работает непосредственно с ним. Но из общих принципов обозначу: 1) важность спокойствия взрослых (в школе - учителей, тьютора): чем спокойнее взрослые, тем лучше; 2) предсказуемость, планомерность. Есть ли у ребенка сенсорные особенности (реакция на определенные звуки, освещение и т.п.)? Если есть, сенсорные раздражители могут провоцировать беспокойство и сильно утомлять.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16384
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение Alarika » 11 июн 2021, 23:25

Здравствуйте.
Talvina писал(а):
11 июн 2021, 21:04
аутисты бывают лидерами?
Да.
что делали для развития внимательности?
У меня несколько особый подход к этому. Когда для себя. Каких-либо упражнений ради развития чего-либо (типа как физкультуры для физического развития или разгадывания кроссвордов "для памяти") я не признаю, мне это кажется на субъективном уровне глупостью. Хотя и знаю, что мне это только кажется. Для себя, что мне нужно, то развивается само в процессе практической деятельности. Соответственно, "для развития внимательности" - виды деятельности, где это сосредоточение происходит. Внимательно слушать, стараясь не отвлекаться, запоминать. Стараться не отвлекаться при выполнении бытовых и рабочих дел.

Если же вдруг отвлечений больше обычного, сделать вывод, что дело не только во мне. Проанализировать окружающую обстановку, особенно на предмет сенсорных раздражителей. Понять, не волнует ли меня что-то постороннее. Почувствовать, не болит ли у меня что-нибудь. Нет ли слишком сильной усталости. Или же просто-напросто я сейчас в плохом состоянии и никакое сосредоточение невозможно.
Что делать с психами?
Так же, как и с внимательностью, пишу, что касаемо настоящего взрослого возраста. В детстве навыка справляться с психами не было.
1. Профилактика.
Предсказуемость. Порядок. Сведение к возможному минимуму сенсорных раздражителей. Запрет (если так получится) на чрезмерное проявление эмоций со стороны других людей.
2. Когда уже рядом с "психом".
Самостоятельный выход (если возможно и есть куда) в спокойную зону. Если такой возможности нет - всем присутствующим молчать и соблюдать тишину. Всем присутствующим вести себя спокойно и не обращать внимания. Ни в коем случае не трогать и ничего не спрашивать. Когда острый период нервного перенапряжения пройдёт, присутствующему допустимо спокойно спросить, что ему возможно для меня сделать.

С "психами" у людей очень индивидуально. Поведение с человеком во время его "психа" может быть очень разным, желательно знать самого человека и его реакции на практике. Про своё я написала для примера.
вёшенка🐾

Talvina
родитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 июн 2021, 19:25
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение Talvina » 11 июн 2021, 23:58

ghoststory писал(а): Есть ли у ребенка сенсорные особенности (реакция на определенные звуки, освещение и т.п.)?
Огромное спасибо, что ответили. Реакция на шум была. Он и сейчас не любит громких звуков, но реагирует максимум закрытием ушей на очень сильный шум. К шуму школы более или менее привык. С детьми когда бегает, орёт и хохочет громче всех:) Но да, вполне возможно, что раздражает. Дома у нас тихо, обычно. А почему вам тьютора не позволили?
Alarika писал(а): Самостоятельный выход (если возможно и есть куда) в спокойную зону.
И вам большое спасибо за ответ. К сожалению, он не уходит. Для него выход из класса равносильно наказанию. И если его пытаются уговорить уйти, он орёт ещё больше. Физически трогать ребёнка я запретила. Я и сама очень редко прибегаю к такой мере. Последний год - ни разу. Объяснить, что нужно не обращать внимания педагогам очень сложно. Идёт урок, дети всё внимание на него, он орёт. Чем больше пытаются уговорить, тем больше крик... Мне психолог посоветовала не обращать внимания. Ну покричал, ну и ничего страшного. Происходит это где-то раз-два в месяц. Больше боюсь за отношение детей к сыну. Мало того, что с ним сидит персональный педагог, так он ещё и ревёт. Слишком выделяется. Попробую в следующем году настоять на соблюдении тишины и игноре крика.
Alarika писал(а): "для развития внимательности" - виды деятельности, где это сосредоточение происходит
И подскажите, какие, например, виды деятельности, где сосредоточение внимания может быть?
Alarika писал(а): Проанализировать окружающую обстановку, особенно на предмет сенсорных раздражителей
Если есть и невозможно устранить, что делать?

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение ghoststory » 12 июн 2021, 00:11

Talvina писал(а): А почему вам тьютора не позволили?
Наверное, из-за несовершенства механизма, связанного с этой практикой. По закону в тот момент, когда мы уходили на надомное, уже была теоретическая возможность организовать сопровождение тьютором, но не было четкого алгоритма этих действий и подходящих кадров. Для школы, где сын продолжает учиться, это и сейчас невыполнимая задача.
Мы пытаемся компенсировать отсутствие общения в школе: сын посещает инклюзивную театральную студию. Но общением заинтересовался только ейчас.

Talvina
родитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 июн 2021, 19:25
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение Talvina » 12 июн 2021, 00:26

ghoststory писал(а): Для школы, где сын продолжает учиться, это и сейчас невыполнимая задача.
Жаль, что у вас так вышло. Нам школа, как и сад, много дала в плане социализации. А я в инклюзивные кружки ребёнка боюсь водить:( Он сначала смотрит на детей большими глазами, а потом начинает повторять их визги, писки, стимы и пр. И своих странностей хватает...Но в реацентр на индивидуальные занятия ходим. Хотя я по специалистам хожу, чтобы самой научиться, а потом научить ребёнка. Заметила, что многие специалисты дают хорошие идеи, но реализовать их с моим сыном не всегда правильно и в нужном направлении могут, а у почему-то получается лучше:) Хочется ещё узнать, что планируете после школы? Меня уже очень мучает этот вопрос. Вообще, на форуме есть аутисты, которые могут работать? В какой области?

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение ghoststory » 12 июн 2021, 00:42

Talvina писал(а): А я в инклюзивные кружки ребёнка боюсь водить:( Он сначала смотрит на детей большими глазами, а потом начинает повторять их визги, писки, стимы и пр.
В студии, где занимается сын, принцип: около 80 % детей без особенностей, около 20 % с РАС (и некоторыми другими диагнозами). Детей воспитывают так, чтобы была взаимопомощь - независимо от наличия или отсутствия диагнозов. С театром, считаю, нам очень повезло.
Talvina писал(а): Хочется ещё узнать, что планируете после школы?
Пока что не знаем. Ближайшие 2 года планируем продолжать учебу в школе, и за это время необходимо будет принять какое-то решение.
Talvina писал(а): Вообще, на форуме есть аутисты, которые могут работать? В какой области?
Есть. Работают в разных областях: наука, IT, образование, медицина и др. Есть темы о работе:
Кем вы работаете?
Педагогика - не подходящее дело для аутиста?
Может ли человек с СА работать врачом?
Также рекомендую Путеводитель по форуму, там темы сгруппированы и можно посмотреть, какие обсуждения есть по интересующим тематикам.

Также в разделе для родителей есть обсуждения профориентации.

Вы добавлены в группу "Родители", это дает доступ к некоторым дополнительным разделам форума.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16384
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение Alarika » 12 июн 2021, 00:48

Talvina писал(а):
11 июн 2021, 23:58
К сожалению, он не уходит. Для него выход из класса равносильно наказанию.
Для меня выход из опасной зоны равносилен спасению. Через какое-то время, скорее всего, придётся обратно туда вернуться, но перерыв хотя бы снижает уровень нервной напряжённости. Кратковременный отдых.

Причём в школе или институте у меня почти не было необходимости покидать класс. Такая необходимость бывает в общественных местах и на работе.
И подскажите, какие, например, виды деятельности, где сосредоточение внимания может быть?
Почти любое бытовое или рабочее дело требует сосредоточения внимания. Специального нацеленности на сохранение сосредоточенности у меня не требуют или только особо интересные для меня дела, или "автоматические". При остальных всё время нужно обращать внимание, чтобы не было отвлечений, "зависаний" и прочего похожего.

Уборка в доме. Собираться на работу. Слушать, что говорит другой человек, с пониманием и запоминанием. Вносить данные в компьютер на работе. Заполнять документацию на работе.

Возможно, чтобы было эффективнее, для начала удобнее заниматься внимательностью в тех делах, какие интересные. Хотя бы немного. Если неинтересные, хоть как ни старайся, на неинтересных делах не все могут сосредотачиваться.
Если есть и невозможно устранить, что делать?
А обычно так оно и бывает. Не всё возможно устранить.

Если возможно терпеть - терплю. Оборачивается сильной усталостью потом. Высокий уровень нервного напряжения. В любой момент может стать плохо. Или начнётся срыв. Тут уже в уме держишь свои действия, если действительно начнёт становиться плохо или начнётся срыв. Потому что взрослому человеку, делающему вид, что он нормальный, слишком уж неадекватного поведения на "нормальной" работе и в общественных допускать нежелательно. Нежелательно, а всё равно неизбежно. Потому что либо куда-то ходишь и обнаруживаешь свою ненормальность, либо пожизненно сидишь дома. Раньше такой совет, чтобы дома сидеть, очень часто давали людям с особенностями поведения и их родителям, да и сейчас не намного реже.

Если невозможно терпеть. Если из раза в раз в этой обстановке то срыв, то плохо, то проявления психосоматики. То остаётся только отказ находиться в этой обстановке. Тут уже ничего не поделаешь. "Привыкнуть", оно невозможно. Сенсорика, она не у всех людей возможна к коррекции.

На своём рабочем месте я где устраняю сенсорные раздражители, где терплю. От нахождения в некоторых других местах учреждения приходится отказываться.
вёшенка🐾

Talvina
родитель
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 июн 2021, 19:25
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение Talvina » 12 июн 2021, 13:02

ghoststory писал(а): В студии, где занимается сын, принцип: около 80 % детей без особенностей, около 20 % с РАС (и некоторыми другими диагнозами). Детей воспитывают так, чтобы была взаимопомощь - независимо от наличия или отсутствия диагнозов. С театром, считаю, нам очень повезло.
Это здорово. Жаль у нас такого нет.
ghoststory писал(а): Также рекомендую Путеводитель по форуму, там темы сгруппированы и можно посмотреть, какие обсуждения есть по интересующим тематикам.
Спасибо, обязательно почитаю.
Alarika писал(а): Для меня выход из опасной зоны равносилен спасению.
Возможно, для него тоже, только он пока этого не осознаёт. Боится, что мы (родители) негативно отреагируем. Если честно, у мужа бывает негативные реакции такого рода. Пытаюсь объяснять. Он не отрицает состояние сына, наоборот, видит его в более пессимистичном ключе. Пытается помочь, иногда грубовато.
Alarika писал(а): Возможно, чтобы было эффективнее, для начала удобнее заниматься внимательностью в тех делах, какие интересные
Если что-то интересует - с внимание проблем нет. Хочется большей сосредоточенности на уроках и на улице. Пока одного не отпускаю, боюсь что "зависнет" где-нибудь возле дороги:(
Alarika писал(а): А обычно так оно и бывает. Не всё возможно устранить.
Спасибо, что делитесь личными переживаниями. Буду внимательней следить, собирать больше информации. Проблема в том, что я не всегда рядом ( я вижу проблему, когда она только начинается и могу среагировать раньше срыва), а объяснять, что делать людям, которые и проблем-то никаких особых не видят, очень сложно. Любимые слова педагогов: "мы не умеем работать с такими детьми". Но теперь и я научилась отвечать в тон: "учитесь!" :(

madreselva
родитель
Сообщения: 256
Зарегистрирован: 30 мар 2017, 12:05
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Вот такой у меня сынок.

Сообщение madreselva » 14 июн 2021, 21:08

Нашему 18, многое знакомо (психи из-за неожиданных изменений кругом, кривоватая речь, неумение проигрывать). С возрастом и практикой сгладилось. Поделиться успешным опытом решения этой проблемы в детстве не могу, увы
Нейротипик. Пасынок 2002 г.р. с F84.11

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя