Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Tiendestin
родитель
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 28 мар 2016, 23:45
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Tiendestin » 10 июн 2016, 00:12

Я уже давно привыкла к его закидонам, но ему скоро в школу, нужны же какие-то рамки? В свои 4,5 года он все время убегает от проблем, в прямом смысле. Чуть что не по его (а это, примерно, каждые 10 минут бодрствования) - он либо прячется в шкаф, либо убегает. Я могу с этим мириться, могу мириться с тем, что он почти никогда не отвечает с первого раза, и мне приходится, как попугаю, переспрашивать все раз по десять, могу оправдать его, когда он отказывается здороваться/разговаривать с людьми, понимаю все его "надо так и только так", потому что мне и самой все это очень близко. Но он скоро пойдет в школу, где все разговаривают на все еще чужом для него языке, а главное, всех этих его приколов просто не поймут, и это еще в лучшем случае. Меня рядом тоже не будет, по крайней мере не всегда. Он любит детей, ему нравится с ними находиться рядом и делать видимость взаимодействия, но ведь не будут его ровесники и дети постарше просто закрывать глаза на то, что он смеется как закадровый голос в фильме ужасов, дети очень жестокие. Как ему объяснить, что некоторые вещи лучше не делать, а некоторые делать надо, хотя бы в присутствие других людей? Или забить и не дергать его вообще или до какого-то возраста? Но ведь если забить, то когда до него только начнет доходить, что "так никто не делает кроме него", он сможет вообще без друзей остаться, эо еще при условии, что его не сделают посмешище? Интересно услышать ваши мысли

Nelle
родитель
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 28 май 2016, 19:10
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Nelle » 10 июн 2016, 06:56

Tiendestin, привет! Вы сами как-то адаптировались, вот и он сможет. Сама боюсь, конечно, школы. Не столько из-за взаимодействия со сверстниками, внучку пока ребятишки не обижают, они уже как одна семья во дворе. А вот как она справится с требованиями в учебе, вот вопрос? Моторика мелкая плоховата и заниматься не хочет. Нам 4-ре в июле.

Elhana
аспи
Сообщения: 7082
Зарегистрирован: 21 июн 2012, 18:39
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Elhana » 10 июн 2016, 09:50

Tiendestin писал(а):Я уже давно привыкла к его закидонам, но ему скоро в школу, нужны же какие-то рамки? В свои 4,5 года он все время убегает от проблем, в прямом смысле. Чуть что не по его (а это, примерно, каждые 10 минут бодрствования) - он либо прячется в шкаф, либо убегает. Я могу с этим мириться, могу мириться с тем, что он почти никогда не отвечает с первого раза, и мне приходится, как попугаю, переспрашивать все раз по десять, могу оправдать его, когда он отказывается здороваться/разговаривать с людьми, понимаю все его "надо так и только так", потому что мне и самой все это очень близко. Но он скоро пойдет в школу, где все разговаривают на все еще чужом для него языке, а главное, всех этих его приколов просто не поймут, и это еще в лучшем случае. Меня рядом тоже не будет, по крайней мере не всегда. Он любит детей, ему нравится с ними находиться рядом и делать видимость взаимодействия, но ведь не будут его ровесники и дети постарше просто закрывать глаза на то, что он смеется как закадровый голос в фильме ужасов, дети очень жестокие. Как ему объяснить, что некоторые вещи лучше не делать, а некоторые делать надо, хотя бы в присутствие других людей? Или забить и не дергать его вообще или до какого-то возраста? Но ведь если забить, то когда до него только начнет доходить, что "так никто не делает кроме него", он сможет вообще без друзей остаться, эо еще при условии, что его не сделают посмешище? Интересно услышать ваши мысли
постепенно обучать новому поведению. У вас еще есть до школы 2-3 года. Взять какое-то одно нежелательное поведение и отрабатывать его шаг за шагом. Главное, не спешить и не хвататься за все сразу. Когда отработаете одно поведение, переходить к другому.

Аватара пользователя
rise
аспи
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 31 июл 2014, 23:45
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Московская обл.

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение rise » 10 июн 2016, 13:37

Tiendestin писал(а):Как ему объяснить, что некоторые вещи лучше не делать, а некоторые делать надо, хотя бы в присутствие других людей? Или забить и не дергать его вообще или до какого-то возраста? Но ведь если забить, то когда до него только начнет доходить, что "так никто не делает кроме него"
Мне в детстве вообще не хотелось ничему учиться. Когда со второго класса начались жесткие издевательства, я постепенно начал понимать, что делаю что-то совершенно не так. Тогда мне срочно нужны были объяснения, как надо себя вести, но мне было совершенно не у кого это узнать. Пришлось учиться многим вещам самому. Даже для того, чтобы хотя бы на улице выглядеть неотличимым от других, мне понадобилось десяток лет.

Надо постепенно обучать ребенка социализации. Если совсем ничего не будет получаться, ближе к подростковому возрасту проблемы сами по себе дадут о себе знать. Рано или поздно ваша помощь ему очень понадобится. Не надо к тому времени обвинять его и отвергать, иначе он окончательно замкнется от вас.
Nelle писал(а):А вот как она справится с требованиями в учебе, вот вопрос? Моторика мелкая плоховата и заниматься не хочет. Нам 4-ре в июле.
Требования в школе (особенно в младшей) - самые щадящие по сравнению с дальнейшей жизнью. Даже с крупными проблемами можно ходить в школу и учиться, если заниматься с ребенком.
AQ = 42, ASSQ = 44, TAS = 74, SPQ = 54, EQ = 34, RAADS-R = 168

Nelle
родитель
Сообщения: 441
Зарегистрирован: 28 май 2016, 19:10
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Nelle » 11 июн 2016, 09:09

rise писал(а):Требования в школе (особенно в младшей) - самые щадящие по сравнению с дальнейшей жизнью. Даже с крупными проблемами можно ходить в школу и учиться, если заниматься с ребенком.
По мне так годы в школе - самые тоскливые в моей жизни, потом как-то все попроще стала воспринимать)

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение tertia » 15 июн 2016, 22:09

Tiendestin писал(а):Как ему объяснить, что некоторые вещи лучше не делать, а некоторые делать надо,
Надо выделить все свои ожидания в отношении к ребенку и точно для себя сформулировать. Типа:
1. Здороваться с людьми.
2. Не прятаться в шкаф каждые 10 минут.
3. Не смеяться, как закадровый голос.
Потом ранжировать эти ожидания и определить, что критично, а что нет, обдумать, надо ли вообще бороться с чем-то и до какой степени. Можно ли ему прятаться в шкаф только 5 раз в день? Сможет ли ребенок совсем не прятаться? Насколько вредит ему и окружающим, что он прячется?
Потом занимаетесь только парой самых важных вещей всерьез, а другие намечаете, время от времени пытаетесь исправить его поведение, хотя бы говорите, что так не делают, так неправильно делать. Всерьез - это значит, что Вы выбираете момент, когда он может Вас услышать и вникнуть, сообщаете ему кратко и внятно, что так не делают, объясняете, как делают вместо этого. Намечаете с ним срок, когда он будет делать это по-новому. Потом, при возникновении проблемной ситуации радуетесь, что Вы рядом и можете научить его новому поведению и делаете необходимое вместе с ним, мягко, но уверенно и настойчиво.
Например, надо здороваться. Он еще малыш, по сути, нормально взять его на руки и сказать при встрече с кем-то: Нам надо поздороваться! Смотри, видишь тетю? Скажем ей "здравствуйте!" Выразительно сама говорите ей "Здравствуйте!" - и все, можно его отпускать бегать. Главное, привлечь его внимание к этому ритуалу, правилу, формируете привычку. Со временем попробуете добиться от него, чтобы он тоже сказал "Здравствуйте". Потом он и сам привыкнет. И так во всем.
Нежелательное поведение останавливаете физически, переключая на другое. Он бегает кругами, а Вы его ловите, берете на руки и говорите: Пойдем-ка сделаем то-то.
Главное, не ставьте много целей сразу, для ребенка будет стресс, переучивайте его потихоньку.

Tiendestin
родитель
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 28 мар 2016, 23:45
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Tiendestin » 23 июн 2016, 23:08

Спасибо всем за советы!
Будем стараться.
Вспомнилось, как с полгода назад мы поехали в город, на игровой площадке играли дети (школьники). Эмик очень хотел с ними поиграть, но из-за языкового барьера (он плохо знает местный язык, мы живем не в России), из-за того, что он хотел всех детей заставить играть в ЕГО игру, а его никто не понимал и не хотел так играть, через пять минут все ушли и перестали обращать на него внимание. И он расплакался со словами "почему меня никто не понимает? почему никто не хочет со мной играть?" и это было в четыре года. А через год он пойдет в школу (может даже в этом году, в подготовительный класс. Чтобы подтянуть язык и адаптироваться к школе не за один, а за два года), и там тоже никто не будет его понимать, играть с ним в ЕГО игры..

Ensomhet
родитель
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 08 июл 2014, 14:15
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся
Откуда: Estonia

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Ensomhet » 02 июл 2016, 15:25

Tiendestin

Такая же похожая проблема есть у ребёнка моей хорошей знакомой (ему 4,5 года), всё хочет так, как он хочет, иначе скандал и манипуляции чувствами родителей. У ребёнка нет диагнозов, подобное поведение в последние годы встречается у детей часто. Причины поведения сына моей знакомой достаточно просто понять, но вот решать проблему сложно.
Причина такова. В норме (как это было всегда) дети рождались либо с психикой, склонной нарушать чужие границы и заставлять людей делать так, как они того хотят, либо с психикой, позволяющей другим людям нарушать свои границы, подстраиваться под других людей. Раньше строгое поведение родителей сколько-то ограничивало детей, склонных к нарушению чужих границ, но сейчас, особенно в странах Европы на детей нельзя ни кричать, ни применять физическое наказание. Таким образом, родители часто беспомощны с некоторыми детьми, и дети получают слишком много свободы.
Своей знакомой я предложила метод борьбы с поведением ребёнка, но это требует выдержку и силу воли от самих родителей. Ребёнку надо давать понять, что у мамы-папы есть свои границы, есть свои желания, которые нарушать нельзя. Резко создавать границы нельзя - это вызовет шок и усиление проблемы, поэтому устанавливать границы надо только постепенно. Что касается других детей, с которыми ребёнок хочет играть только в свои игры, то тут надо постоянно терпеливо объяснять, что если он хочет играть только в свои игры или только по своим правилам, то надо находить тех деток, которые тоже хотят играть в ту же игру, но если дети не хотят, то нельзя настаивать на том, чтобы они играли, иначе с ним никто не будет общаться. Кроме того, чтобы от него дети не убегали в самом начале, надо учиться просто предлагать поигать во что-то, а не заставлять. Родители какое-то время должны вместе проделывать эти действия, потому что ребёнок не имеет понятия как делать то, о чём говорят родители, потому что в психике его нет этих способностей идти на контакт без нарушения чужих границ. И надо быть готовым к тому, что на перестройку психики пойдёт много лет.

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Phobos » 02 июл 2016, 15:52

Ensomhet писал(а):надо постоянно терпеливо объяснять, что ... иначе с ним никто не будет общаться
Это типа такая страшилка (почему надо делать так как говорят родители)? А если для ребёнка это (необщение) наоборот всегда воспринималось как желанный результат? Я, например, боялся любого общения с самого раннего возраста. Подобные объяснения и предостережения родителей мной всегда воспринимались с точностью до наоборот: всегда делались выводы для себя, что мне не надо делать, чтобы не попасть в ситуацию, в которой возникает общение.
Ensomhet писал(а):В норме (как это было всегда) дети рождались либо с психикой, склонной нарушать чужие границы и заставлять людей делать так, как они того хотят, либо с психикой, позволяющей другим людям нарушать свои границы, подстраиваться под других людей.
А если не "в норме"? Если и других не склонен заставлять что-то делать по-своему, и сам не склонен подстраиваться. Если просто отстраняется и избегает других людей.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Ensomhet
родитель
Сообщения: 78
Зарегистрирован: 08 июл 2014, 14:15
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся
Откуда: Estonia

Re: Поведение ребенка: оправдывать или "перевоспитывать"?

Сообщение Ensomhet » 02 июл 2016, 16:50

Phobos,

В данном случае я говорила о ребёнке, который хочет общаться и играть, но только по своим правилам, так, как он хочет. Я не говорила о всех детях, потому как не всем детям нужен такой подход.

Что касается "страшилок", то детки в Европе растут так, что мало кто будет терпеть навязывание, поэтому ребёнку всё-таки приходится объяснять жизнь так, как она есть. Если ребёнку сказать, что если он засунет палец в розетку, его ударит током и ему будет больно - то это не страшилка, а правда жизни, тоже самое и здесь. Это всего лишь правда жизни, того общества, в котором растёт ребёнок. Вероятно, в России такой ребёнок и нашёл бы себе друзей по играм, там больше деток, которые плохо чувствуют свои границы и потому подстаиваются под других, но в Европе, особенно западной и северной, таких деток всё меньше и меньше. Когда происходит несостыковка психологических потребностей (того, как работет мозг человека) и внешних обстоятельств, то и возникают проблемы, выпадение из норм.

Что касается понятия "нормы", то тут выход из нормы может быть по две стороны. Человек либо более "заземлён" относительно местного общества, либо более "незаземлён" относительно местного общества. Другими словами, в первом случае нормы общества позволяют больше свободы, чем психика человека способна справиться, а во втором случае человек чувствует, что местные нормы его душат, рамки слишком узкие. В обоих случаях проблема может доходить до выпадений из общения, отрыва от общества, усиления стандартных привычек и потребностей, чтобы вернуть чувство безопасности.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость