Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Dara
новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 11:48
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dara » 09 апр 2020, 12:05

У моего сына заподозрили РАС в 2.2. На тот момент было много признаков (стимы, слабый указательный, плохая речь, протестное поведение). Мы были у невролога, она заподозрила. Потом были у частного психиатра, она засомневалась. Сказала, если и есть РАС, то ВФ, скорее всего аспи. Мы занимались год у очень хорошего АВА терапевта, сын пошел в сад, сейчас ему 3,4. Речь хорошая, может пересказывать книги/мультики. Диалог похуже, чем у некоторых сверстников, но присутствует. Он играет с детьми, поддерживает правила, очередность, ведет с ними простой диалог, хотя иногда выключается из него. Ходит на плавание и отлично слушает тренера. В саду проблемы не видят, кроме того, что он шебутной, был период, когда толка других детей не с того ни с сего, сейчас это перерос, хотя это нам стоило ужасных нервов, конечно. Интеллект по возрасту, в чем-то давно ушли вперед других детей. А вот мастерить и рисовать не очень любит. Короче, история такая, что все вокруг сына считают обычным парнем, он не выбивается, только маленькие странности, которые никто не видит. Были у психиатра (в Украине), в центральном детском отделении страны, у лучшего детского психиатра. Он сказал, что для постановки диагноза аутизм, признаков недостаточно, но скорее всего сын в спектре, "задело по касательной". И я вот думаю, мне как себя вести, добиваться диагноза или воспитывать как нормотипика? Бегать по занятиям, но сын осваивает навыки по возрасту сам по большей мере. Или хватит психолога для коррекции протестного поведения. Я почти уверена, что сын аспи, в легкой форме, уверена, что социальные взаимодействия всегда будут страдать, но он компенсируется, даже без помощи специалистов. Но я все время боюсь упустить, потерять время. Сын также сдавал ночное ээг, все анализы на непереносиомти, комплексное мед. обследование. Он здоров, и по мнению специалистов скорее "нормотипичен". Но я же вижу. Все списывают на возраст и кризис трех. А я на распутье, помогите советом.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14831
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение ghoststory » 09 апр 2020, 13:00

Здравствуйте.
Dara писал(а): Но я все время боюсь упустить, потерять время.
С чем боитесь потерять время, что упустить?
Dara писал(а): Или хватит психолога для коррекции протестного поведения.
Возможно, что так, психолога может быть и достаточно. Коррекция успешна?

Dara
новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 11:48
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dara » 09 апр 2020, 13:30

Время боюсь упустить для своевременного развития навыков. Может я не вижу общей картины, не учу тому, что необходимо. Например в речи возможно нужен логопед. Потому что некоторые вопросы сыну непонятны (почему/зачем), диалог немного страдает, очень он натянутый, не слишком произвольный. То есть я буду задавать вопросы - он ответит, но не задаст свои. Или я много жду в 3,4? Или рисовать/лепить - не любит. Только за поощрение, сам очень редко желание проявляет. Также не пойму по игре и спец интересам, возможно, нужно специально учить играть, расширять интересы. У него нет классического спец интереса, но другим игрушка предпочитает машины, транспорт. Хотя может играть в посудку, куклы, конструктор. Игры сюжетные, даже сюжетно-ролевые, но зачастую типичные. Он играет в тушение пожара, в аварию, в машин-спасателей, в стройку, в светофор, в гаражи. Это его типичный набор. Редко выдумывает другие игры. Раньше убедился на цветах и счете. Считать в пределах 10 научился еще до 2,3, чем всех удивлял. Вцелрм любит учить новое. Карточки домана - одна из любимых игр. Это зацикленность на повторение? Упорядрчивание? Или норма для детей этого возраста?
По совместному поведению, коррекция успешна. В 2 2 гвыпялся вещами, орал, падал на пол, дрался, кусался. Сейчас этого очень мало, но бывает. Чем лучше речь, тем меньше истерик. Сейчас вместо того, чтобы быть - плачет и кричит "я хочу бить маму". Это колоссальный прогресс. Но он очень любит повторять нежелательное поведение ха другими. Например, в саду мальчик швырнул игрушку, сын сразу повторит. Кто-то толкается, сын сразу первый в это. Для него это как форма успешного соц. взаимодейсвия. Как игра, он не бьет детей со зла, никогда почти. А наоборот, как будто играет. Ему весело, смешно. Но чем старше становииься, тем меньше такого проявляется. Сын вцелом склонен к непослушанию, в основном мы с ним договариваемся. Ищем компромисс, чтобы избежать истерик. Не знаю, правильная ли стратегия. Например, он плохо умеет одеваться сам. Носки большая трудность. Он не хочет их одевать, тогда я могу манипулировать - обещать конфету, или предложить или носки или промывать нос. Бесприкрсловного послушания нет. Все надо объяснять, просить, договариваться.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16477
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Alarika » 09 апр 2020, 13:45

Здравствуйте.
Dara писал(а):
09 апр 2020, 12:05
И я вот думаю, мне как себя вести, добиваться диагноза или воспитывать как нормотипика?
Индивидуально. Воспитание от диагноза не зависит (нет такого понятия, что воспитывать как нейротипичного ребёнка, они все очень по-разному реагируют на одни и те же воспитательные меры). Воспитание ребёнка, аутичного ли, нейротипичного ли, зависит от особенностей развития ребёнка, желания родителей, ответной реакции ребёнка на воспитание.

То есть, одно от другого (диагноз и воспитание) не зависит. Поставят какой-нибудь диагноз официально или нет, всё равно воспитание индивидуально. У нейротипичных детей тоже бывает высокая потребность в коррекционных мерах и специальных занятиях.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14831
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение ghoststory » 09 апр 2020, 13:46

Dara писал(а): Например в речи возможно нужен логопед.
Вы уже консультировались с логопедом?
Dara писал(а): То есть я буду задавать вопросы - он ответит, но не задаст свои.
Вообще никогда не задает своих вопросов?
Dara писал(а): Или рисовать/лепить - не любит. Только за поощрение, сам очень редко желание проявляет.
Возможно, просто не любит, так бывает. Или не хочет сейчас, но может захотеть позже.
Dara писал(а): Игры сюжетные, даже сюжетно-ролевые, но зачастую типичные. Он играет в тушение пожара, в аварию, в машин-спасателей, в стройку, в светофор, в гаражи.
По-моему, вполне неплохой набор игр (имею возможность наблюдать развитие и аутичного, и нейротипичного мальчиков, у нейротипичного похожий набор игр с машинками плюс на улице ногой землю рыть).
Dara писал(а): Карточки домана - одна из любимых игр. Это зацикленность на повторение? Упорядрчивание? Или норма для детей этого возраста?
Аутичная зацикленность выглядит примерно так: постоянные разговоры на тему интереса, с которых крайне нелегко переключить, резкий "перекос" в сторону зацикленности по сравнению с другими темами. Есть такое с карточками?
Упорядочивание: как играет с ними?
Dara писал(а): Но он очень любит повторять нежелательное поведение ха другими. Например, в саду мальчик швырнул игрушку, сын сразу повторит. Кто-то толкается, сын сразу первый в это.
Насколько понимаю, так у многих детей. Возможно, он и желательное поведение повторяет, но нежелательное более заметно?
Dara писал(а): Носки большая трудность. Он не хочет их одевать, тогда я могу манипулировать - обещать конфету, или предложить или носки или промывать нос.
Не хочет надевать, но может - или трудности с моторикой?
Dara писал(а): Бесприкрсловного послушания нет.
Его и не должно быть. Отстаивание своей позиции, отрицание, капризы для определенного возраста норма (примерно в "районе" 3 лет как раз): человек осознает свою отдельность, самостоятельность, способность принимать свои первые решения, открывает возможность поспорить с авторитетными взрослыми. Это нормальный этап развития.
Dara писал(а): Все надо объяснять, просить, договариваться.
Думаю, это хороший вариант общения с любым ребенком.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16477
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Alarika » 09 апр 2020, 13:55

Dara писал(а):
09 апр 2020, 13:30
Бесприкрсловного послушания нет. Все надо объяснять, просить, договариваться.
Если вдруг какой ребёнок беспрекословно слушается, это очень-преочень странно. И подозрительно на психо-неврологическое отклонение.
вёшенка🐾

Dara
новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 11:48
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dara » 09 апр 2020, 14:05

Добрый день! Спасибо вам за ответ :)
Alarika писал(а): Индивидуально. Воспитание от диагноза не зависит (нет такого понятия, что воспитывать как нейротипичного ребёнка, они все очень по-разному реагируют на одни и те же воспитательные меры). Воспитание ребёнка, аутичного ли, нейротипичного ли, зависит от особенностей развития ребёнка, желания родителей, ответной реакции ребёнка на воспитание.
Тут немного не соглашусь. Потому, что если воспринимать сына как нормотипика, то его нежелательное поведение - это баловство, возможно недостаточная строгость. А если понимать, что его истерики имеют аутичную природу, то строгость не поможет, нужно понять, что именно вызывает такой протест. То есть искать более особый подход, подтягивать навык, или мириться. Это с одной стороны применимо ко всем детям, но если сын аспи, но в саду мне нужно давать перечень инструкций для особого подхода. Например, воспитатель (нам с ней повезло), поняла, что его нельзя силой заставить сидеть и играть с другими. Нужно дать перерыв, сын и сам просит, говорит "я больше не хочу с детками играть". Это сложно уловимые нюансы, но они есть. Возможно я не права.


Alarika писал(а): То есть, одно от другого (диагноз и воспитание) не зависит. Поставят какой-нибудь диагноз официально или нет, всё равно воспитание индивидуально. У нейротипичных детей тоже бывает высокая потребность в коррекционных мерах и специальных занятиях.
Тут с вами полностью согласна. Я склоняюсь к тому, чтобы не обращать внимание на диагноз, и просто работать над дефицитами. Но у меня у самой всегда есть сильная потребность докопаться до первопричин. Я лечилась от средней тяжести депрессии на фоне подозрений РАС у сына, настолько переживаю и пытаюсь разобраться. Очень хочу ему облегчить вхождение в самостоятельную жизнь. Психологи говорят, что возможно из-за моих переживаний сын проявляет аутичные черты. Я не знаю, на самом деле. Просто хочу выработать для себя понятный алгоритм действий. Если аспи - то АВА, психолог специальный, логопед. Если нормотипик - больше спорта, сада, общения, путешествий, но минимум спец занятий. Все вместе я финансово не тяну. Потому что вся моя зарплата полностью уходит на занятия, врачей и коррекцию.

Dara
новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 11:48
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dara » 09 апр 2020, 14:22

ghoststory писал(а): Вы уже консультировались с логопедом?
В 2.3. Тогда посоветовали когитум (сын не пил) и ждать до 3 лет. На повторную консультацию еще не ходили, но наш АВА-куратор говорила, что можно добавить логопеда, если хотите.

ghoststory писал(а): Вообще никогда не задает своих вопросов?
Задает вопросы "а что это?" "а кто это?", "куда?", "а это ворона или голубь?" "а это сладкое?" такого типа. Почему вообще никогда не спрашивает, не освоил это понятие еще. Такой момент, я в речи появилось поздно, только после 3х. И сейчас часто он говорит либо "Я хочу пить" либо "Ярик хочет пить", "Мама одевай Ярика", "Ярику больно". "Я сам" вообще появилось только месяц как, и то редко. А раньше на все сложные действия было "Мама помоги". Также по речи, есть эхолалии. Например, если я его спрашиваю "Ты хочешь печенье или конфету?" Сын отвечает "печенье или конфету", только в 40% ответит, что именно ему надо. Также использует в речи обороты из книг, мультиков, разговоров старших, но всегда к месту. Например, он может сказать "какая жалость" (3х летки так не говорят) или на фразу "какое небо синее", сказать "это не небо, это синие небеса". Любит повторять знакомые фразы. Часто, когда видит птицу говорит "птичка хочет кушать хлеб".
ghoststory писал(а): Аутичная зацикленность выглядит примерно так: постоянные разговоры на тему интереса, с которых крайне нелегко переключить, резкий "перекос" в сторону зацикленности по сравнению с другими темами. Есть такое с карточками?
Упорядочивание: как играет с ними?
Пересматривает набор карточек по многу раз подряд, знает на память, что за чем идет (если смотрит на планшете). Вообще память очень хорошая. Повторяет цепочку слов иногда, когда скучно. Потом раскручивает тему. Например, начинает поочереди спрашивать как говорят животные из списка, или просить расказать, а что такое космос, что такое меркурий (из набора про космос). У него есть любовь к рядочкам машин (только машин, других рядочков нет), их он любит поставить в определенном порядке цветов. Но протеста, если смешать машины или убрать или переставить - нету.
Кстати стим крылышек на сильную эмоцию у сына с 2 лет. Часто машет так руками. Переучить на более приемлемый стим наверняка можно, но я пока этим не занималась. Иногда появляются другие стимы, я проследила, что это от тревожности (например, когда у меня была депрессия, то оттягивал ресницы постоянно, ковырял в носу, чесался. Потом прошло. Остались только крылышки и редкие ряды машин).

ghoststory,
Может надеть - но ему очень сложно. Он крупный для своего возраста, сейчас рост где-то 108-110. Вес 19 кг. Он размером с 5летку. Я списываю трудности с одеванием, что ему иногда сложно управлять телом. Хотя прыгает, бегает, лазит, физически развит, мелкая и крупная моторика в норме, у врачей нет претензий. Ему сложно это делать, и он не хочет учится. У нас много с чем так было, когда учили фразовую речь, он сначала очень не любил эти карточки, а потом это была любимая игра. когда освоил. Сначала не любил пазлы, а теперь сам складывает. Конструктор не любил, а потом зашло, но это все через мотивацию и поощрение. Я очень многому его учила дома очень долгим повторением. Хотя другие вещи он быстро выучил сам. И тут я не пойму, я раньше зря билась, было не время? Просто сын долго не мог освоить навык вешание прищепок на веревку. Я пол года его учила, потом оставила с этим в покое, и через месяц он вывесил 20 прищепок без помощи и легко. Долго билась над пальчиковыми играми, а потом он за неделю освоил то, что не мог месяца три.

Спасибо вам за ответы, они очень помогают разобраться.

Dara
новичок
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 09 апр 2020, 11:48
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dara » 09 апр 2020, 14:26

Alarika писал(а): Если вдруг какой ребёнок беспрекословно слушается, это очень-преочень странно. И подозрительно на психо-неврологическое отклонение.
Я согласна, я неправильно сформулировала. Например, большинство наших знакомых детей слушают родителей хотя бы с 3 раза. Сын упертый. Если не хочет идти, будет убегать, стоять вкопанным на месте, кричать и плакать. Он гораздо более непокладистый в сравнении с другими. Мои родители говорят, это потому что я его не бью и не наказываю жестко. Максимум лишение сладости/игрушки на короткое время. Все воспитание через обьяснения, допустимые ограничения. Меня часто обвиняют в излишней мягкости к сыну, а я интуитивно чувствую, что правильно именно так. Но зерно сомнений во мне конечно живет.
Согласна, что молчаливые и супер-покладистые дети вызывают больше тревоги, чем упертые хулиганы. Возможно такое поведение для 3,4 норма.

Аватара пользователя
Dig386
администратор
Сообщения: 6285
Зарегистрирован: 05 сен 2010, 21:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Москва

Re: Добиваться ли диагноза (есть ли диагноз)

Сообщение Dig386 » 09 апр 2020, 15:09

Dara писал(а): Диалог похуже, чем у некоторых сверстников, но присутствует. Он играет с детьми, поддерживает правила, очередность, ведет с ними простой диалог, хотя иногда выключается из него. Ходит на плавание и отлично слушает тренера. В саду проблемы не видят, кроме того, что он шебутной, был период, когда толка других детей не с того ни с сего, сейчас это перерос, хотя это нам стоило ужасных нервов, конечно.
Лично у меня в этом возрасте ситуация была ощутимо хуже: играть с детьми почти не умел, отправить на плавание и слушать тренера было бы крайне проблематичным. Речь была не всегда разборчивой, года в 3 были даже иногда эхолалии. В детский сад отдать даже не пытались. Тем не менее, социализироваться потом удалось. Хотя стимы и не очень развитый указательный жест остались.
Мы занимались год у очень хорошего АВА терапевта, сын пошел в сад, сейчас ему 3,4.
Вы молодец, что столь рано обратили внимание на возможный СА/ВФА, нередко его выявляют ближе к начальной школе.
Я склоняюсь к тому, чтобы не обращать внимание на диагноз, и просто работать над дефицитами. <...> Очень хочу ему облегчить вхождение в самостоятельную жизнь. Психологи говорят, что возможно из-за моих переживаний сын проявляет аутичные черты. Я не знаю, на самом деле.
Знание диагноза скорее помогает работать над дефицитами, чем мешает. Также для социализации полезно принятие аутизма, причём как родителями, так и самим человеком. Ведь если речь идёт о высокофункциональном аутизме, то ребёнок со временем будет понимать свою отличность от нейротипичных сверстников, и тут объяснение диагноза в доступной форме и способствование его принятию полезно. Я - из того поколения ВФА, которых не диагностировали в детстве, и считаю, что лучше я бы знал о своей аутичности и получал специализированную помощь ещё в начальной школе или раньше. В подростковом возрасте и юности эти знания были бы очень полезны, а то проблемы с социализацией были, а почему - не ясно.
Я почти уверена, что сын аспи, в легкой форме, уверена, что социальные взаимодействия всегда будут страдать, но он компенсируется, даже без помощи специалистов.
Без специальных знаний и помощи специалистов компенсироваться будет сложнее. Помню ещё лет в 10 ощущение, что "не дали инструкцию, как общаться", также не было знаний об эмоциональном самоконтроле, особенностях внимания и т.п. Это сложно освоить лишь подражанием или интуитивно.
нормотипик
Правильное словоупотребление - это всё же "нейротипик", т.к. это слово придумали аутисты, чтобы как раз избежать какого-либо указания на "норму" или "не норму".

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя