Языкознание

Здесь вы можете рассказать о своих специальных интересах и увлечениях, найти единомышленников и принять участие в создании групп по интересам для людей с РАС.
Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение ghoststory » 12 июл 2018, 12:29

Ida писал(а): Кстати, модальные слова - это отдельная часть речи?
https://studfiles.net/preview/4474465/page:35/

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Ida » 12 июл 2018, 13:14

Спасибо.
Там написано:
Не включаются в разряд модальных слов:
1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде и т. п.);
Такие вводные слова считаются существительными с предлогом? В ЕГЭ по русскому бывают задания, где надо посчитать, например, количество предлогов в предложении.
2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати а т. п.);
3) слова, указывающие на связь мыслей, порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам) во-первых, наконец, напротив, наоборот, однако, итак, значит, следовательно, словом, так сказать и т. п.).
К каким частям речи относятся указанные в этих примерах слова?

Понимаю, что могу найти ответы в интернете, но мне лучше спросить у грамотного филолога. По некоторым вопросам отыскиваются несколько отличающиеся друг от друга ответы, а порой и чьи-то диссертации, где вопрос указывается как дискуссионный.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение ghoststory » 12 июл 2018, 14:04

Ida писал(а): В ЕГЭ по русскому бывают задания, где надо посчитать, например, количество предлогов в предложении.
Насчет ЕГЭ вопрос не к филологам, а к учителям: как сейчас в школе считается правильным. Для филологов есть спорные вопросы, разница в подходах, живые процессы, когда нечто меняется и тоже переходит в разряд неоднозначного. А школьные задания не всегда корректны в этом смысле (предлагают школьникам вариативное и неоднозначное и одному составителю тестов и заданий известно, какой вариант ответа он считает верным, логикой и практикой не всегда "вычислишь").
Такие вводные слова считаются существительными с предлогом?
Вводные слова - это их синтаксическая функция. А в плане морфологии вопрос спорный, есть разные мнения. Рассматривается как вариант других частей речи в синтаксической функции вводных слов, так и выделение вводного слова как особой морфологической категории.
Ida писал(а): По некоторым вопросам отыскиваются несколько отличающиеся друг от друга ответы, а порой и чьи-то диссертации, где вопрос указывается как дискуссионный.
Филолог, давая ответ, скорее всего, будет опираться на те же диссертации и тоже рассматривать вопрос как дискуссионный.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Ida » 12 июл 2018, 15:10

В общем, я поняла: надо смотреть, какие учебники по русскому рекомендованы для школ, и брать информацию в любом из этих учебников. В крайнем случае идти на апелляцию (но надеюсь, что неоднозначных заданий на экзамене не будет). А в компетентности учителя того школьника, которому помогаю, я несколько сомневаюсь. Школьник утверждал, что они весь десятый класс готовились, решали тесты (врать он не будет). Когда я дала ему вариант ЕГЭ, оказалось, что кроме тех заданий, которые мы с ним разбирали, он умеет решать только два. Вот и вся «подготовка». Потом дети, уверенные, что они «готовились», идут на экзамен и получают низкую оценку.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14758
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение ghoststory » 12 июл 2018, 18:30

Ida писал(а): надо смотреть, какие учебники по русскому рекомендованы для школ, и брать информацию в любом из этих учебников.
Да, верно.
Попробовала набрать в поисковике "ЕГЭ по русскому языку учебники", выдает учебники и тренажеры для подготовки. Удачи школьнику.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Ida » 12 июл 2018, 19:26

ghoststory писал(а):Удачи школьнику.
Спасибо!
Мы по открытому банку заданий ЕГЭ готовимся. Эти задания должны быть максимально похожи на те, что даются на экзамене.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Ida » 28 мар 2020, 19:48

Раньше очень нравились лингвистические задачи — такие, где даны предложения на незнакомом языке и их перевод; надо по аналогии перевести ещё несколько предложений с этого языка на русский или наоборот. Сейчас изредка тоже их смотрю. Вот, например, задача про албанский язык, и у неё интересное послесловие: там рассказывается о структурах, которых нет в русском — в частности, о миративе («удивительном наклонении») и эвиденциальности (языковая категория, выражающая указание на источник информации).

Elhana
аспи
Сообщения: 7084
Зарегистрирован: 21 июн 2012, 18:39
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Elhana » 28 мар 2020, 21:44

Ida писал(а): Раньше очень нравились лингвистические задачи — такие, где даны предложения на незнакомом языке и их перевод; надо по аналогии перевести ещё несколько предложений с этого языка на русский или наоборот. Сейчас изредка тоже их смотрю. Вот, например, задача про албанский язык, и у неё интересное послесловие: там рассказывается о структурах, которых нет в русском — в частности, о миративе («удивительном наклонении») и эвиденциальности (языковая категория, выражающая указание на источник информации).
однажды, когда мама лежала в больнице, нашла там в отделении книгу по лингвистическим задачам. Сначала читала у мамы, а потом не удержалась, забрала себе :)

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6507
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Языкознание

Сообщение Ida » 28 мар 2020, 23:16

Ещё интересную задачу оттуда же вспомнила (она сложная).
спойлер
Двухлетний Ян слово теперь произносит как петерь, купить — как пукить, а тебя — как педя.

Задание 1. Слово фазан Ян тоже произносит неправильно. Как именно? Объясните ваше решение.

Задание 2. Догадайтесь, какое слово Ян произносит как аподус.

Задание 3. Слово селёдка Ян произносит как лесёдка. Этот случай не вписывается в правило, которое вы должны были сформулировать, решая предыдущие два задания. Объясните это исключение.
Подсказка, решение, послесловие.

Аватара пользователя
Kurzewile
постоянный пользователь
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 21 май 2017, 03:13
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Языкознание

Сообщение Kurzewile » 29 мар 2020, 00:35

Решила.
Двухлетний Ян не так уж и фантастичен, я наблюдала довольно заковыристые подмены звуков у реального двухлетки :)
F60.6. (человек с ложноположительными тестами для самодиагностики).
ADOS: сын (2014 г.р.) в спектре аутизма, я вне спектра

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость