Классическая музыка и ее восприятие.

Здесь вы можете рассказать о своих специальных интересах и увлечениях, найти единомышленников и принять участие в создании групп по интересам для людей с РАС.
darksun
постоянный пользователь
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 20 сен 2011, 22:08
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся

Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение darksun » 02 окт 2011, 22:49

Как я понял, здесь есть люди, которые слушают, а возможно исполняют, классическую музыку. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь рассказал про свои ощущения и способности, сложности восприятия.

У меня много проблем. Очень плохо чувствую метр, считали "не очень ритмичной личностью". Сложно отмерять равные промежутки времени. Трудно подобрать ритм и впихнуть его в такт. Если исполняю произведение, то к концу его могу закончить в совершенно другом темпе, даже если темп у всего произведения один.

Динамика - отдельный разговор. Если делать это еще получается, то понимать, почему именно здесь все делают тихо, а мне надо громко трудно.

Также я очень сложного мнения о музыкальном слухе. Иногда даже не могу определить какая нота выше, а какая ниже (тут дело скорей во внимании, проявляется в произведениях), но звук некоторых нот могу возпроизвести в голове (а сравнить не могу!). С интервалами тоже все в зависимости от случая, но в принципе средне. Очень много уделяю внимания тембру, поэтому трудно определить насколько похожи звуки. Гитару настраиваю по принципу "чтобы уши не вяли" (особенно трудно, когда эти уши в данный момент очень привередливы). Иногда вообще не могу настроить, а иногда все получается довольно быстро.

Ну и самой главной проблемой является непонимание формы. Это кстати не только в музыке. Не могу обобщенно понимать произведение, синтезировать отдельные звуки в более крупные части. Наверное трудно запомнить маркеры, по которым другие понимают эту форму. Могу углубиться в размышление над маленькой фразой и все фундаменты основной формы уже теряют свою четкость. Получается свободное плавание.

Несмотря на все это, у меня находили какие-то особенные способности.

Играю на классической гитаре. Этот инструмент меня сильно неустраивает в плане трудоемкости звукоизвлечения. Если на фортепиано достаточно нажать с правильным усилием и вектором в правильное место на клавише, то здесь приходится очень много уделять внимания разным второстепенным деталям, за счет чего получить красивый звук, по моему мнению гораздо трудней. Ну и жесткие технические ограничения добивают окончательно. Инструмент чувствую вслепую.
Естественно правильная посадка и постановка рук очень долго были недостижимыми. Но сейчас вроде как-то примерно получилось. В целом исполнительская техника далась не плохо, правда проблемы были в самых неожиданных местах. Педагог вложил в меня много сил, поэтому чему-то я все-таки научился.

Если говорить о формах исполнения, то живой концерт более предпочтителен. Наверное потому что его нельзя переиграть. При этом на аудиторию никакого внимания я не обращал на таких мероприятиях.
Записать же что-то для меня практически нереально (любой промах - запись заново). Очень много думаю о качестве материала, об ошибках, поэтому уже о каком-то эмоциональном исполнении и понимании музыки речь не идет.
Правда говорили, что исполняю очень эмоционально.

Музыку чувствую странно. Чаще всего возникают абстрактные ощущения, но это не те представления, о которых обычно говорят (картинки, воспоминания). С другой стороны это несомненно большее, чем просто элементарные эмоции. Скорей всего правильно сказать: "трудно передать словами, что я чувствую". Может это и нормально, но мне кажется, что у людей обычных ощущения другие.

Более всего меня тянет к себе полифония. Всегда могу услышать что-то новое, более чем просто сочетание нескольких голосов. Здесь чувствуется нечто магическое, бесконечно глубокое и живое в такой музыке.
Сейчас слушаю почти только И.С. Баха. Органная музыка в качестве филосовско-тяжелой, сюиты для того, чтобы расслабиться и т.д.

Вокальным творчеством не интересуюсь ни с какой стороны.

Сам интерес возникает периодами, в основном в депрессивные времена. В обычные - особо не до него. Одно время импровизировал для эмоциональной разрядки на одну и ту же тему.

Надеюсь что кто-нибудь опишет свои проблемы и ощущения. Мне за десяток лет занятия этим интересом пришлось изобрести собственный "понимательный велосипед". Быть может я не одинок?

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14754
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение ghoststory » 02 окт 2011, 23:16

Среди моих интересов музыка есть.
Из классической тоже предпочитаю И.С. Баха, в первую очередь фуги (интересуют гармонические неожиданности, возникающие в рамках заданной структуры). Недавно, разыскивая определенное произведение Баха, нашла одну из фуг М.К. Чюрлёниса, теперь понимаю, что много интересного просто не слышала. Но тяжело заставить себя слушать новое. Из известного и понравившегося часто выделяю отдельные моменты, интересные мне в плане гармонии, слушаю, фактически, ради них. В целом, не делю музыку на классическую и неклассическую, то, что меня интересует, встречается в разной музыке. Интересен академический авангард (но не любой, т.е. не как явление, а как сфера, где достаточно высока вероятность появления интересных мне вещей).
Как воспринимаю музыку, тоже не опишу. Но для меня это однозначно структура (гармоническая в первую очередь). С динамикой, ритмом и т.п. проблемы, т.к. эти стороны для меня очень второстепенны.
Проблем со слухом нет, высоту нот слышу хорошо, интервалы -- автоматически. Сбои возможны при исполнении вокальных партий: слышу, когда не попадаю в ноты, но не могу исправить, по ощущениям напоминает трудности с мелкой моторикой. Вокал как таковой тоже не интересует, голос воспринимаю как добавочный инструмент, который может провести еще одну партию.
Училась играть на пианино в муз. школе, но техники никогда не было и нет. На гитаре научилась только ставить аккорды, мне этого достаточно. Сейчас иногда пишу песни, раньше писала небольшие инструментальные произведения (к старшим классам школы пришла к атональной музыке); есть интерес к нарушению гармонических "норм" (не буду называть их закономерностями, потому что не считаю их таковыми).
Исполнение "никакое", в музыкальной школе порицали за неэмоциональность. Страха перед исполнением нет, но подозреваю, что его неинтересно слушать из-за невысокого качества.

darksun
постоянный пользователь
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 20 сен 2011, 22:08
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение darksun » 02 окт 2011, 23:46

ghoststory писал(а):... Но для меня это однозначно структура (гармоническая в первую очередь)...
Как Вы определяете/понимаете/находите эту структуру? У меня понимание происходит, если уловить классификацию, определенные стили, стандарты, штампы. Мне безусловно нравится слушать фуги, но я, если честно, очень слабо представляю что это такое, как они строятся и как, к примеру, умные дяди определяют что именно в этом месте голоса должны расходиться, а Бах решил сделать иначе.
Пытался изучить теорию гармонии и композиции, но так дальше и не ушло. Слишком много ассоциативно не связанных правил. Хотя в свободное время пытаюсь что-нибудь написать на нотной бумаге, но все упирается в форму. Возможно потому что пытаюсь усложнить там, где надо делать проще, а остальное уже добавляю, что называется "для отписки".

Если честно я так и не понял теории музыки. Ни ассоциативное ни чувственное мое восприятие мне не дало полного понимания. Поэтому это скорей просто мое хобби. Наверное где-то я потерял в свое время фундамент.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14754
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение ghoststory » 03 окт 2011, 00:23

darksun писал(а): Как Вы определяете/понимаете/находите эту структуру? У меня понимание происходит, если уловить классификацию, определенные стили, стандарты, штампы.
Ничего не делаю для этого, просто слышу. В стилях не разбираюсь, как штамп восприму, скорее всего, "квадрат" -- тоника-субдоминанта-доминанта-тоника, простые растиражированные секвенции и т.п.
darksun писал(а): Мне безусловно нравится слушать фуги, но я, если честно, очень слабо представляю что это такое, как они строятся и как, к примеру, умные дяди определяют что именно в этом месте голоса должны расходиться, а Бах решил сделать иначе.
Фуга. Слышу, как проводятся темы и одновременно какая гармоническая "вертикаль" возникает, эти "вертикали" сменяют друг друга, возможно, как рисунки в калейдоскопе (если уместно сравнение; другого не нахожу).
darksun писал(а): Если честно я так и не понял теории музыки. Ни ассоциативное ни чувственное мое восприятие мне не дало полного понимания. Поэтому это скорей просто мое хобби. Наверное где-то я потерял в свое время фундамент.
Тоже обхожусь без теории, без ассоциаций, работает только слух.
Здесь и далее уже пыталась рассуждать о музыке.

darksun
постоянный пользователь
Сообщения: 173
Зарегистрирован: 20 сен 2011, 22:08
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение darksun » 14 окт 2011, 18:08

ghoststory, а как Вы записываете свои сочинения на бумагу? Мне очень трудно определиться в длительностях.

Сейчас вообще сижу всю неделю играю импровизации на одну тему в одной тональности.... Такое чувство, что эти ре-минорные импровизации будут преследовать меня всю жизнь...

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14754
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение ghoststory » 14 окт 2011, 18:39

darksun писал(а):ghoststory, а как Вы записываете свои сочинения на бумагу? Мне очень трудно определиться в длительностях.
Использую обычный нотный стан; когда экспериментировала с ритмом, выстукивала рукой восьмые или четверти и считала их. Среди написанного в старших классах есть вещи с постоянно меняющимся размером.
Возникал вопрос, как записать интервал в четверть тона, но для меня это очень редкий случай, сделала свою пометку.
darksun писал(а):Сейчас вообще сижу всю неделю играю импровизации на одну тему в одной тональности.... Такое чувство, что эти ре-минорные импровизации будут преследовать меня всю жизнь...
Ситуация знакомая, особенно по времени, когда было пианино и не было своей семьи. Из тональностей при наличии клавишного инструмента нравится ми-бемоль минор. Но в последнее время экспериментирую с мажором.

Chiara
участник
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 дек 2011, 08:30
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение Chiara » 11 дек 2011, 16:48

darksun, во многом - просто узнаю себя...
...мне тоже ОЧЕНЬ повезло с педагогами.
...а вот записывать мне трудно... правда, у меня увлечение музыкой началось именно с желания научиться читать ноты - коды, шифры, знаки меня зачаровывали...

Аватара пользователя
Scaramouche
аспи
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 30 май 2012, 15:03
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Новосибирск

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение Scaramouche » 04 июн 2012, 12:51

Классическую музыку слушаю очень давно (еще со средних классов школы), и очень люблю. Из любимых композиторов - И. С. Бах, В. А. Моцарт, Г. Ф. Телеманн, Д. Букстехуде. Часто использую музыку для "тонкой подстройки" настроения. Например, после Моцарта возникает состояние эйфории, близкое к влюбленности ("крылья за спиной", расширенные зрачки, учащенный пульс). Особняком стоит музыка эпохи Ренессанса, которую я просто таки боготворю и ни дня не проходит, чтобы не послушал пару-тройку композиций.

Слух неплохой, но пишу музыку по слуху очень плохо - возможно, просто не успеваю обрабатывать информацию.

Как воспринимаю. Для меня музыка - прежде всего тембр. Доходит до того, что я выбраковываю неплохую композицию единственно потому, что там играет "не та флейта" или пианино "не той системы" - вот просто звучание инструмента мне не по душе пришлось. Структуру произведения тоже неплохо понимаю, но гармония для меня имеет гораздо меньшее значение, чем тембр. Хотя, бывает, что одно произведение слушаю десятками раз подряд, только потому, что там в одном месте есть определенная комбинация звуков, от которых "сносит крышу".
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодай, чем что попало ешь
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(Омар Хайям)

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение Phobos » 04 июн 2012, 14:04

Scaramouche писал(а):Как воспринимаю. Для меня музыка - прежде всего тембр. Доходит до того, что я выбраковываю неплохую композицию единственно потому, что там играет "не та флейта" или пианино "не той системы" - вот просто звучание инструмента мне не по душе пришлось. Структуру произведения тоже неплохо понимаю, но гармония для меня имеет гораздо меньшее значение, чем тембр. Хотя, бывает, что одно произведение слушаю десятками раз подряд, только потому, что там в одном месте есть определенная комбинация звуков, от которых "сносит крышу".
Точно так же. Еще меня очень удивляет, что большинство людей не способны воспринимать музыку именно так. Почему-то им нужно обязательно искать какие-то образы, зачастую очень далекие от того, что вдохновило автора, постоянно ищут какой-то глубокий смысл, многие вообще без вокала музыку не воспринимают... И возбуждает их не звучание, и даже не гармония, а вот эти их фантазии, надуманные образы, какие-то вербальные смыслы. Причем всё это очень стереотипно-шаблонно.

И, кстати, по поводу образов. Если и визуализируется у меня в мозгу музыка как-то, то обычно это диаграмма спектра частот, или способ звукоизвлечения.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Аватара пользователя
Scaramouche
аспи
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 30 май 2012, 15:03
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Новосибирск

Re: Классическая музыка и ее восприятие.

Сообщение Scaramouche » 04 июн 2012, 14:35

Phobos писал(а):И, кстати, по поводу образов. Если и визуализируется у меня в мозгу музыка как-то, то обычно это диаграмма спектра частот, или способ звукоизвлечения.
Очень интересно... У меня тоже происходит визуализация способа игры на инструменте - возможно, поэтому я быстро учусь на них играть.

И визуализация музыки тоже происходит - только у меня определенные тембры ассоциируются с определенными цветами спектра. Скажем, флейты - с оттенками желтого и коричневого, струнные - с оттенками бирюзового и голубого и т. д.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодай, чем что попало ешь
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(Омар Хайям)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 3 гостя