Стратегии воспитания Ваших родителей

Обсуждение проблем взаимодействия между нейротипиками и аспи/аутистами. Вопросы к нейротипичным пользователям форума по аспектам жизнедеятельности.
Аватара пользователя
hope
родитель
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 30 сен 2011, 18:50
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Норильск

Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение hope » 24 фев 2012, 06:14

Очень интересны собственно Ваши воспоминания из детства. Что родители делали правильно (как Вы теперь уже можете сказать), а что наоборот ни в коем случае нельзя было делать.

Действия родителей, которые повлияли на Вашу нынешнюю жизнь положительно и отрицательно.

Расскажите как Вас воспитывали. Спасибо.

Про себя могу сказать, что все меня в семье любили и ждали, я поздний второй ребенок. Маленькая росла "как трава" - многие наверно в СССР так росли. Родители на работе, военный городок, общение с такими же, в школе - один социальный статус у всех. Родители не вмешивались и особо не интересовались чего я там делаю, я как-то сама себя воспитывала, выбирала себе кружки, друзей....Даже в поликлинику сама лет с 10 ходила. Особой близости с родителями не было, возникла лет в 20, поняла, что они дали мне все (что могли), чтобы я стала самостоятельной, всегда воспринимали личностью, а не маленькой дочкой. Чего-то недодали возможно в плане эмоций и т.п. (скупа на проявление чувств, хотя очень привязана к близким)

Но с сыном понимаю что такая политика не прокатит, "как трава" у него расти не получается в силу особенностей, связанных с СА. Поэтому и встает вопрос о правильном воспитании. Чтобы не навредить если уж не помочь.

dmitriy
аспи
Сообщения: 205
Зарегистрирован: 15 фев 2012, 18:21
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Азербайджан / Баку

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение dmitriy » 25 фев 2012, 17:56

Мир вам.
На основании своих детских лет:
Нельзя чрезмерно опекать - ребенок растеряется, когда родители "отпустят поводья".
Нельзя допускать беспризорности.
Скажем так, обращаться с ребенком, как с кошкой - хочет - делаете/обучаете, не хочет - не делаете/прекращаете обучение, чтобы он не отгородился от вас.
Постарайтесь сделать так, чтобы к вам домой приходили ваши знакомые со своими детьми (сначала один ребенок, затем два и т.д.). Это приучит ребенка вести себя спокойно в социальных ситуациях и не "шугаться", а из-за того, что это происходит дома, он будет еще более спокоен.
Когда идете в магазин за какой-либо "мелочью", возьмите сына с собой, стойте рядом, но деньги дайте сыну, чтобы он заплатил, скажите, что он мужчина и он сильный, а вы -слабая и нуждаетесь в его защите (только не переборщите, так как он, скорее всего, все же видит в вас свою защитницу).
Покупайте те игрушки, которые развивают именно те навыки, которые у него развиты не в достаточной степени, но чтобы они были похожи по функциональности и внешнему виду на его любимые. Если он не захочет играть с ними, то оставьте их на видном месте в "его зоне", а когда он заснет, спрячьте его игрушки, но не обманывайте, если спросит, где они, просто скажите, что вам будет приятно, если он поиграет новыми игрушками.
PS Пока больше ничего "не вспоминается". Но если что-то вспомню, то напишу.
Прошу не обращаться ко мне на "ВЫ". Только на "ты", если не затруднит. Спасибо
Если я грубо выразился, то это не специально. Извините

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение tertia » 09 мар 2012, 22:31

hope писал(а):Очень интересны собственно Ваши воспоминания из детства. Что родители делали правильно (как Вы теперь уже можете сказать), а что наоборот ни в коем случае нельзя было делать.
Мама настойчиво приучала меня к самостоятельности, "дрессировала", как собаку: подойди к тому человеку и спроси, который час. Либо: Сегодня ты в автобусе будешь спрашивать "Вы выходите?" Либо в очереди "Кто последний?" "Сколько стоит ...?" и т.п., в большом количестве. Запомнилось это как что-то агрессивное по отношению ко мне, от чего нельзя избавиться. Все это было очень неестественно и усиливало мою стеснительность и неуверенность. То же самое с походами к врачу. Дома зазубривала с мамой, что надо сказать в регистратуре, как занять очередь, что сказать у врача. Помню, как сильно ссорились первые разы, когда я сама должна была все это сделать, и как боялась и считала себя несостоятельной и маленькой для этого. Возможно, она торопилась с моей социализацией и была при этом слишком навязчивой. Думаю, что все это можно сделать как-то проще, опираясь на то, к чему ребенок готов. Методы верные, тренироваться, заучивать дома, разыгрывать маленькие сценки, но хорошо бы привносить в эти занятия какой-то позитив, искреннюю похвалу, оказывать поддержку и чтобы опыт набирался в естественных ситуациях, когда действительно есть необходимость проявлять самостоятельность. А то как во вражеском лагере, и отступать некуда, позади "беспощадная" мама.
Еще я ненавидела ходить в магазин в подростковом возрасте и за молоком к соседям, сама пекла хлеб, чтобы не ходить, и говорила, что обойдусь без молока, мама, чтобы не дать мне "одичать", заставляла идти, ссорились ужасно, я была готова делать любые дела в доме, только бы не ходить в магазин, а мама была готова на все, чтобы приучить меня к этому.
У меня необязательно с аутизмом все это было связано, много других факторов влияло, скорее что-то другое, но в итоге проблемы похожие.
Правильно мои родители делали: привечали моих ровесников в доме, справляли дни рождения, новый год, выходили во двор поиграть с детьми, мама с нами какие-то концерты ставила, папа играл с нами в игры с мячом. Моя популярность среди ровесников за счет этого росла, и мне было легче и приятнее общаться, они помогали мне обзаводиться друзьями и поддерживать хорошие отношения с ними.
Помню, как потом мы переехали, и я полгода не могла ни с кем познакомиться, мама выгоняла меня гулять, я стояла в подъезде и смотрела в окно, потом заходила домой, когда пускали. Один раз после школы шли с мамой домой, и она вдруг остановила какую-то девочку во дворе и познакомилась с ней, и нас познакомила. Мне было 10 лет, а девочке 8, как сейчас помню, ее звали Анисья, у нее были желтое платье и скакалка. :) Потом она попросила ее пойти с нами, заставила меня переодеться и идти гулять во двор. Там мне пришлось и с другими познакомиться, и в итоге я сдружилась с детьми. Я ей и сейчас благодарна за ту поддержку, хоть мне и было как-то стыдно за свою "глупость", но она мне помогла, я помню, что мне легче на душе стало, когда я познакомилась с детьми, свободнее.

Аватара пользователя
Инна И.
аспи
Сообщения: 1866
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 11:44
Пол: Не указано
Статус: Аутичный
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение Инна И. » 10 мар 2012, 10:44

А моим родителям, наоборот, была свойственна гиперопека. Чуть не до совершеннолетия везде водили за ручку, ограждали от всяких бытовых заморочек и т.п. Плюс постоянный контроль того, что и как я делаю. Пожалуй только дедушка пытался добиваться от меня какого-то самостоятельного поведения, но наверно этого было недостаточно, чтобы перевесить влияние мамы и бабушки. А в результате я была совершенно не готова к столкновению с реальным миром лицом к лицу, и всё это оборачивалось постоянными стрессами и психотравмой по совокупности. Поэтому склоняюсь к мысли, что социофобию и проблемы с тревожностью я поимела в большей степени "благодаря" такому вот подходу к воспитанию, чем собственно аутизму.
Доморощенный психолух с многолетним стажем самокопания

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение tertia » 10 мар 2012, 11:11

Инна И. писал(а):А моим родителям, наоборот, была свойственна гиперопека.
...
Поэтому склоняюсь к мысли, что социофобию и проблемы с тревожностью я поимела в большей степени "благодаря" такому вот подходу к воспитанию, чем собственно аутизму.
У нас в семье соседствовали гиперопека и пресечение инициативности с требованием быть самостоятельной и инициативной. Как-то так. С одной стороны, все контролировалось, предписывалось либо запрещалось, с другой, меня обвиняли в том, что я неактивная на уроке, стеснительная на праздниках и в общественных местах, не могу вести себя раскованно и естественно.
Мама была очень ориентирована на мнение людей ("Что люди скажут, какой позор! Что о нас подумают?"), с другой стороны, одевая меня, как на северный полюс - а ты не гляди на других, думай своей головой, если все будут с крыши прыгать, ты тоже прыгнешь? Все вместе это, наверное, и вызывало напряжение в общении, страхи.
Зачем надо было мне изначально внушать, что спросить время у прохожего - важное умение, с которым у меня проблемы и насильно учить меня этому? Когда я в 15 лет уехала учиться в лицее, я всему постепенно научилась, жизнь заставила. Я знаю, что многое пришло позже, чем у других людей и не так легко мне далось, но в итоге я могу это все сделать, спросить, объяснить и т.п.
Невозможно заставить быть кого-то самостоятельным, это качество постепенно развивается при благоприятных условиях.
Последний раз редактировалось tertia 10 мар 2012, 11:13, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
sonja
родитель
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 13:47
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся
Откуда: Алт. край

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение sonja » 10 мар 2012, 11:38

tertia писал(а): Мама настойчиво приучала меня к самостоятельности, "дрессировала", как собаку:
Ваша мама педагог по специальности?
девочка янв.2005, РДА
мальчик дек.2007, РДА

Аватара пользователя
sonja
родитель
Сообщения: 1840
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 13:47
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся
Откуда: Алт. край

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение sonja » 10 мар 2012, 12:08

Самое ценное умение, которому научила меня моя мама - умение наблюдать. Мы обязательно раза два за лето ездили в лес, мама обращала мое внимание на интересные, красивы вещи, объясняла, как называются растения и грибы. Собирать грузди меня учили долго, однако, сейчас у меня это хорошо получается. Если по телевизору показывали животных, всегда звала меня посмотреть, на улице мы разглядывали всех птичек на деревьях. В юношеском возрасте это у меня переросло в интерес наблюдать за людьми, чем несказанно помогло в жизни.
На меня не кричали, не наказывали физически, меня воспитывали нотациями и молчанием, последнее было самым страшным в жизни, в которой итак периодически приходила мысль несуществовать, а в моменты, когда пытаешься обращаться к человеку, а в ответ, не знаю как определить какой, взгляд, сие могло длиться долго, и я чувствовала себя неким объектом в проруби, излишним и невостребованным. Она и сейчас использует этот метод, но сейчас я сама дозирую общение, уменьшая его насколько возможно, но так, чтобы не обижать ее невниманием.
Мама учила меня быть справедливой и умению прощать. Насчет справедливости не знаю, а вот второе очень важно уметь.
Меня никогда ничего не заставляли делать, я помогала в тех случаях, когда у меня было на это желание. Считаю. если бы присутствовало принуждение, то развилась бы ненависть к труду. Мама очень много мне объясняла, не игнорировала мои вопросы, а их было ооочень много. Но вместе с тем мне не хватало ее внимания, она была постоянно занята, то на работе, то домашними делами. И в какой-то момент, мне кажется, пошло отчуждение. Впрочем об этом я плохо помню.
Со стороны отца не было фактического воспитания. Я только боялась, если вдруг он приходил пьяный, валялся по полу и рычал. Помню, стояла за дверью своей комнаты, боялась выйти и желала ему смерти. У меня это вылилось в ненависть к пьяным людям, если мой муж выпивает, несмотря на то, что он втихаря укладывается спать, у меня это вызывает шквал гнева, хотя вроде бы чего здесь такого...
Своим примером отец научил меня молчаливому терпению, хотя безропотностью не отличался, но никогда ни на что не жаловался. Почему-то мне всегда казалось, что он ближе, чем мать, хотя пряталась я именно за материну юбку.
девочка янв.2005, РДА
мальчик дек.2007, РДА

Аватара пользователя
Инна И.
аспи
Сообщения: 1866
Зарегистрирован: 19 сен 2010, 11:44
Пол: Не указано
Статус: Аутичный
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение Инна И. » 10 мар 2012, 12:34

tertia писал(а):У нас в семье соседствовали гиперопека и пресечение инициативности с требованием быть самостоятельной и инициативной. Как-то так. С одной стороны, все контролировалось, предписывалось либо запрещалось, с другой, меня обвиняли в том, что я неактивная на уроке, стеснительная на праздниках и в общественных местах, не могу вести себя раскованно и естественно.
Мама была очень ориентирована на мнение людей ("Что люди скажут, какой позор! Что о нас подумают?"), с другой стороны, одевая меня, как на северный полюс - а ты не гляди на других, думай своей головой, если все будут с крыши прыгать, ты тоже прыгнешь? Все вместе это, наверное, и вызывало напряжение в общении, страхи.
Такой двойственный подход может порождать или усиливать шизоидную расщеплённость, "конфликт близости и дистанции".
Мне на словах тоже нередко говорили о необходимости самостоятельности, только вот при этом почти ничего не делалось, чтобы во мне её развивать - вся моя самостоятельность заканчивалась за пределами комнаты. В детстве-то меня это устраивало, а вот в подростковом возрасте стали, с одной стороны, всё чаще апеллировать к тому, что "в твоём возрасте другие дети уже..." (только вот одним осознанием возраста не снимешь, к примеру, панику и ступор от необходимости что-то купить в магазине), с другой стороны - появилось понимание того, что в некоторых вопросах рассчитывать на родителей не приходится, и таких моментов становилось всё больше, при том что "помощь родителей" оставалась почти единственным моим способом осуществления желаний во внешнем мире.
tertia писал(а):Невозможно заставить быть кого-то самостоятельным, это качество постепенно развивается при благоприятных условиях.
Вот в том-то и дело, что заставить невозможно, но можно ведь научить постепенно, пошагово. А действуют почему-то чаще через крайности: либо делай самостоятельно от и до, либо всё делаем за тебя.
Доморощенный психолух с многолетним стажем самокопания

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение tertia » 10 мар 2012, 12:49

sonja писал(а):
tertia писал(а): Мама настойчиво приучала меня к самостоятельности, "дрессировала", как собаку:
Ваша мама педагог по специальности?
Совершенно верно.

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Стратегии воспитания Ваших родителей

Сообщение tertia » 10 мар 2012, 13:14

Инна И. писал(а):- появилось понимание того, что в некоторых вопросах рассчитывать на родителей не приходится, и таких моментов становилось всё больше, при том что "помощь родителей" оставалась почти единственным моим способом осуществления желаний во внешнем мире.
В книге про убитую собаку подросток с аутизмом сумел сам купить билет на поезд, поехать на нем, проявлял инициативу в общении с людьми, то есть, когда ему было необходимо, он потихоньку всему учился. В одном фильме про аутиста, который привык есть круглые бутерброды, но не смог стребовать их в гостях с девушки, он сам себе вырезает их нужной формы. В лицее я научилась спокойно ходить в магазины, на рынок, торговаться так не смогла научиться, но все равно делаю это намного лучше, чем в детстве, по бумажке "Дайте мне пожалуйста ...".
Вот в том-то и дело, что заставить невозможно, но можно ведь научить постепенно, пошагово. А действуют почему-то чаще через крайности: либо делай самостоятельно от и до, либо всё делаем за тебя.
Верно. Мне никогда не доверяли разделывать кур, хотя мы жили в деревне, я вообще не вникала, как это происходит. Но однажды мама рассердилась на меня из-за того, что я несамостоятельная и всучила мне такую неощипанную курицу, я была примерно на первом-втором курсе. Хорошо, что папа помог, все подсказывал и показывал, я сама вообще не знала, с чего начать.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость