"Автобиографический зоопарк": НТ для аспи

Обсуждение проблем взаимодействия между нейротипиками и аспи/аутистами. Вопросы к нейротипичным пользователям форума по аспектам жизнедеятельности.
Аватара пользователя
hyppocampus
эксперт
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 24 окт 2017, 19:18
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение hyppocampus » 04 ноя 2017, 13:22

Ida, очень многих НТ это так же раздражает, поверьте. Более того, это часто раздражает самих женщин-НТ, которые так делают, я серьезно. Лучшие умы бьются над этим вопросом, но однозначного ответа пока нет.
Я бы предположил, что ситуация выглядит так:
1) Это делается с целью обучения восприятию и передаче эмоций. Ребенка очень важно научить и правильно распознавать эмоции, и правильно пользоваться интонациями голоса. Проще распознавать эмоции, когда они преувеличены, отсюда такая наигранная эмоциональность. Даже если ребенок научится распознавать эмоции по речи взрослого человека, ему будет трудно воспроизвести их своим детским голосом - поэтому и тембр меняется.
2) Взрослый не должен при этом повторять речевые ошибки ребенка, это как раз будет мешать развитию. Но слова лучше использовать простые для произнесения (не вижу ничего плохого в слове "киса", например).
3) Взрослые все равно воспроизводят речевые ошибки ребенка - это не очень желательный эфект склонности копировать манеру, интонации и лексикон собеседника. В общем случае это штука полезная, потому что помогает понять друг друга и договориться. Но в ситуации с ребенком - скорее, вредно.
У меня две дочки, мы окончательно переставали говорить с детьми детским голосом примерно к возрасту в 2 года. Преувеличенную эмоциональность тона сохраняли в какой-то степени до возраста 4-5 лет. Но у них хорошая эмпатия и социальные компетенции.

Этот вопрос выводит нас на более серьезную проблему.
Возможно, имеет смысл при общении с ребенком-аутистом уделять этому особое внимание и "заучивать" эмоциональные тоны, интонационные конструкции и их коммуникативный смысл: вежливая просьба, требование, выражение неудовольствия, сомнение и т.д. Осваивать их как слова и грамматические конструкции. Насколько я понимаю, не все родители и логопеды уделяют этому отдельное внимание. Очень хотелось бы услышать соображения на эту тему родителей аутистов (которые могут быть сами и НТ, и аспи).

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение levandowskij » 04 ноя 2017, 13:34

hyppocampus писал(а): Насколько я понимаю, не все родители и логопеды уделяют этому отдельное внимание. Очень хотелось бы услышать соображения на эту тему родителей аутистов (которые могут быть сами и НТ, и аспи).
А я к логопеду ходил, лет в 6-7. Научили говорить правильно (проблема была: твердые-мягкие звуки). Ну почти, в живую у меня тоновая речь.

Аватара пользователя
hyppocampus
эксперт
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 24 окт 2017, 19:18
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение hyppocampus » 04 ноя 2017, 14:12

levandowskij, я тоже к логопеду ходил, убирать шепелявость в 7 классе.
Обычно логопеды и специалисты по речевому развитию занимаются правильностью речи именно с точки зрения произнесения звуков, либо, в работе с аутистами, обучают пользоваться словами и фразовой речью, а правильному восприятию и использованию интонации не учат. Мне кажется, было бы правильно в работе с аутистами больше внимания уделять коммуникативным аспектам языка - как раз тому, с чем они хуже справляются.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение Ida » 04 ноя 2017, 15:08

hyppocampus, благодарю за подробный ответ. Выходит, это для детей важно и более-менее полезно. И, выходит, если я вдруг рискну завести ребёнка (что вряд ли), в дополнение к ребёнку нужно будет ещё завести ему адекватную НТ-няню, ибо я не осилю говорить детским голосом.
Возможно, имеет смысл при общении с ребенком-аутистом уделять этому особое внимание и "заучивать" эмоциональные тоны, интонационные конструкции и их коммуникативный смысл: вежливая просьба, требование, выражение неудовольствия, сомнение и т.д. Осваивать их как слова и грамматические конструкции.
Мои родители были не в курсе, что у меня аутичные черты - в то время и в том месте, вероятно, даже ничего не знали про аутизм. (Хотя меня показывали неврологу, насколько я помню. Но дальше выписывания валерьяночки дело не пошло.) Интонации со мной специально не прорабатывали. Однажды в начальных классах нужно было выучить стих, мама его прочитала, я скопировала интонации и так же прочитала на уроке. Учительница меня похвалила, из чего я сделала вывод, что читать стихи выразительно - это хорошо. Перед выучиванием стихов просила маму "правильно" мне их читать. В старших классах озаботилась тем, чтобы научиться выразительно читать прозу. В обычной речи интонаций почти не было (наверно), и уже во время учёбы в университете я пыталась привнести их. Для этого смотрела фильмы и слушала радиоспектакли, где интонации ярко выражены и понятно, к проявлениям каких чувств они относятся. Несколько раз прокручивала одну и ту же фразу, потом повторяла, стараясь добиться сходства с оригиналом. Наверно, хорошо, когда ребёнок с детства владеет интонациями, но мне было удобно и даже интересно изучать их в сознательном возрасте, когда я была способна обработать их логически. Сейчас, на мой взгляд, с интонациями у меня не так плохо, хотя в некоторых социальных ситуациях всё же случаются фейлы.

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение levandowskij » 04 ноя 2017, 16:56

hyppocampus писал(а): Обычно логопеды и специалисты по речевому развитию занимаются правильностью речи именно с точки зрения произнесения звуков, либо, в работе с аутистами, обучают пользоваться словами и фразовой речью, а правильному восприятию и использованию интонации не учат.
да, не помню правда такого. в свои 30 лет не могу читать вслух. всегда рассказываю.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16510
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение Alarika » 04 ноя 2017, 17:37

Ida писал(а):
04 ноя 2017, 15:08
Интонации со мной специально не прорабатывали.
А со мной немного прорабатывали. Когда в первом классе я с нескольких попыток не сумела изобразить вопросительную интонацию (такое задание было - сказать повествовательную и вопросительную интонацию), тогда маме сказали со мной с ними (интонациями) позаниматься. И стихи в школе меня тоже пытались заставить читать с выражением (но мне почти все стихи не нравились, кроме некоторых авторов, я и не старалась даже). Но вообще всю школу у меня голос был слишком тихий, тут не до интонаций было.

А вот когда в средних классах (когда совсем никого нет дома, потому что свой голос слушать даже мне ничего красивого нет) мне понравилось петь разные песни, особенно русские народные или некоторые советского времени, особенно особым образом - один и тот же куплет раз по 50 подряд, пытаясь воспроизвести настроение песни, тогда неожиданно для меня у меня стали появляться разные интонации и даже временами прорезаться нормальный громкий голос. Окончательно умение громко, более-менее чётко говорить, с разными интонациями, у меня зафиксировалось через года 2-3 работы (это уже от постоянной ежедневной практики, особенно с плохослышащими людьми). Некоторое время ещё понадобилось для умения регулировать громкость голоса по необходимым обстоятельствам, а не как получается.
вёшенка🐾

alycha
участник
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 13 апр 2017, 14:32
Пол: Женский
Статус: Нейроотличный

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение alycha » 05 ноя 2017, 07:24

hyppocampus,

Можете, пожалуйста, прокомментировать выдержку из статьи? Она недавно обсуждалась на форуме.
спойлер
Screenshot_2017-09-05-14-01-12.png
Screenshot_2017-09-05-14-01-12.png (92.5 КБ) 1657 просмотров

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение levandowskij » 05 ноя 2017, 07:48

hyppocampus, что вы думаете насчет какого явление как гипноз? смотрел программу про контрразведку, там было сказано сто 5-7% людей восприимчиво к нему, действительно ли это так?

Аватара пользователя
Murori
участник
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 07 июн 2017, 20:36
Пол: Женский
Статус: Нейроотличный

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение Murori » 05 ноя 2017, 14:22

hyppocampus писал(а): к логопеду
Я тоже посещала логопеда, как записано в моей детской карте - с 3-х лет
Букву "Р" мне так и не поставили, хотя в остальном ситуация вроде выправилась
Как записано в моей карте, в 2 года я говорила только отдельные слоги, стояла задержка психоречевого развития
Позже стояло общее недоразвитие речи (онр)
РШС - F 21 (3?)
Что-то еще..?

В сети
Аватара пользователя
Jesse
постоянный пользователь
Сообщения: 14945
Зарегистрирован: 04 ноя 2017, 17:26
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Термин "автобиографический зоопарк": понятие, история, применение

Сообщение Jesse » 05 ноя 2017, 14:45

hyppocampus, А почему вы запрещаете носить носки с сандалями?

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость