Руслан Темир. "Лимон на снегу".

Обсуждение фильмов, художественных книг о РАС, а также представления аутизма в прессе и на телевидении.
Ответить
Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Руслан Темир. "Лимон на снегу".

Сообщение Vejkan » 15 сен 2021, 08:24

Аутизм в мистическом плане.
https://author.today/work/131568
В качестве описания выставляю свою рецензию на это произведение.
спойлер
Рецензия на повесть "Лимон на снегу"

Перемывая груды пустой породы в поисках золотых песчинок, можно иногда натолкнуться на целый самородок. Повесть Руслана Темира "Лимон на снегу", по моему мнению, и является таким самородком в огромной массе мистической и околомистической литературы, даже несмотря на все шероховатости, присущие этому тексту.

Главный герой Кир Лесной - одиннадцатилетний савант, гениальный физик с даром предвидения, рожденный матерью, которая, по ее утверждению, никогда в жизни не была с мужчиной. Столь явный намек на непорочное зачатие, появившийся в самом конце повести, прямо указывает на то, чьим именно воплощением может быть этот маленький гений. Ну да, Логоса, сиречь Божественного Сознания, владеющего знанием обо всем сущем! Тут, он, правда, не души явился спасать, а жизни обитателей маленького горного села где-то на юге России, предположительно в Краснодарском крае, судя по упоминанию саманных хат. Селу этому грозит вымирание от невиданно жестоких в этих краях морозов и обильных снегопадов, рушащих всю инфраструктуру, и Кир очень своевременно строит в сарае термоядерный реактор "Лимон". Почему именно "Лимон"? Видимо, в честь внутренней собеседницы Кира, старухи, которая предпочитала питаться именно лимонами.

Пока в финале не вскрывается мистическая подоснова повести, действие ее развивается по шаблонам научной фантастики, а точнее, пытается мимикрировать под них, что не очень получается, поскольку возникает масса натяжек. Мальчик, конечно, абсолютно гениальный, но собрать сложнейший прибор в деревенском сарае из подручных материалов, найденных на свалках и заброшенных заводах, да еще безо всякой помощи с чьей-нибудь стороны, да еще раздобыть дефицитнейшие вещества для его топлива - это уже за гранью даже фантастической реальности, такое возможно только в сказках либо в случае вмешательства потусторонних сил, в повести никак не обозначенных, так что остается признать, что именно Кир и есть та самая творящая сила, которую не в состоянии опознать окружающие его люди.

Тварный мир - юдоль печали, здесь ничего не дается даром, и за сверхспособности Кира приходится расплачиваться и ему самому, и его матери. Мать его платит закапсулированием своего сознания, похожим на раннюю болезнь Альцгеймера, и временное просветление снисходит на нее только для того, чтобы спасти жизнь сына. Сам Кир расплачивается нищенским существованием, необходимостью обихаживать невменяемую мать и таить эту свою жизнь ото всех возможных доброжелателей, которые, не понимая сути происходящего, легко могут ее разрушить, своим аутизмом, недоступностью для него большинства человеческих эмоций, за исключением только страха и любопытства, непониманием окружающих и связанным с этим положением изгоя. Другим пророкам в его возрасте было явно легче.

Если рассматривать Кира как высокофункционального аутиста, то стоит признать, что автор в основном был точен в описании соответствующих симптомов, таких, как паника в людных местах, гиперчувствительность к звукам и неспособность распознать чужие эмоции. Самый яркий пример здесь, это появление Кира, опоздавшего на урок, в его школьном классе:

"Щелчок и зажигаются софиты. Кулисы распахиваются и оставляют его посреди огромной сцены. Двадцать зрителей, застывшие в ожидании представления, устремили свои взгляды на одинокого актера. Кир не видит детей, он видит только их глаза, огромные глазные яблоки с тонкими прожилками кровеносных сосудов пристально следят. Сердце разгоняет ритм по экспоненте, волнами охватывает то озноб, то приступ жара. Пальцы противно липнут друг к другу от выступившего пота. Шаг. Скрип ссохшейся половицы разрывает пространство на части. Существо Кира сжимается до размеров кошки. Парты, учитель, стены вытягиваются и схлопываются над головой в сферический купол. Зажмурив глаза, собирает остатки воли и делает еще несколько шагов. С каждым сантиметром идти становится легче, словно выходишь из илистого берега. Окружение возвращается к реальному размеру, сердце успокаивается, пот переходит в следующее агрегатное состояние вещества.

Добравшись до парты, Кир освободился от тянущих лямок рюкзака и укрылся в номосе своего привычного места. Облупившаяся поверхность парты, покрытая вязью замысловатого узора, который, как амулет, ограждала его от внешнего мира. Робко окинув взглядом одноклассников, увидел, что никто не смотрит, лишь Алексей Иванович изредка бросает раздраженный взгляд, в нетерпении - когда же опоздавший усядется.

Опять страх. Вторая эмоция, которая была знакома Киру, первая - любопытство. Любовь, ненависть, презрение, зависть, любое другое чувство, знал только из книг, но никогда не испытывал и не понимал, что чувствуют люди. Каждый раз силился угадать по мимике, жестикуляции и тону голоса, но почти всегда ошибался. Поэтому не мог выстроить цепь взаимосвязи поступок - эмоция. Он не знал, чего ждать от людей, что они хотят и каковы мотивации их поступков. Что-то в мозгу было сломано, какая-то тонкая связь нарушена. Именно из-за этой поломки боялся всех, а моменты, когда становился объектом всеобщего внимания, вызвали приступы панического ужаса."

Пожалуй, лишь способность Кира устанавливать глазной контакт выбивается из общей картины. Обычно аутистам трудно глядеть в глаза другим людям, особенно во время разговора.

Школьные учителя, не понимающие, как это мальчик, отлично выполняющий все письменные работы, не может отвечать у доски, конечно, не блещут своим профессионализмом, и именно они сперва кажутся главными потенциальными антагонистами Кира, но на деле куда опаснее оказывается тот единственный субъект, который сумел распознать гениальность мальчика и по достоинству оценить его изобретение.

Игнат Витальевич Приштин, начальник исследовательского отдела на каком-то оборонном предприятии, где Кир пытался украсть нужное для запуска реактора вещество, оказывается дьявольски прозорлив и, поймав неудачливого воришку, не только верит ему на слово, но и всячески помогает ему этот реактор запустить, попутно заваливая материальными благами и помогая отвадить от его дома слишком дотошных учителей. Ангел-хранитель? Но этот же "ангел", удостоверившись, что реактор действительно работает, пытается Кира задушить, чтобы присвоить себе его изобретение. Подкуп и убийство - классические орудия Сатаны в разных его ипостасях, в том числе и в первую голову по отношению к носителю Божественного Сознания.

Вот такая вот драма с почти что библейским сюжетом, но в современном антураже. Читать горячо рекомендую всем, интересующимся духовными ценностями.

К заметным недостаткам произведения стоит отнести только явное отсутствие предварительной вычитки. Многовато опечаток, да и с пунктуацией далеко не все в порядке. Надеюсь, что автор это исправит, в случае необходимости готов помочь.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость