Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Обсуждение фильмов, художественных книг о РАС, а также представления аутизма в прессе и на телевидении.
Ответить
Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Vejkan » 27 янв 2020, 00:19

Блестящая антиутопия, показывающая, к чему может привести развитие информационного общества. Есть несколько героев-аутистов разного возраста.
http://kniguru.info/korotkiy-spisok-des ... -murashova
Для ознакомления размещаю здесь несколько отрывков:
спойлер
Глава 2. Тестирование.

<...>

После четырех лет у нас начинается "общественное воспитание". Вот и Би привела
меня на тестирование.

Сперва взрослые должны были разделить нас, собравшихся малышей, на три группы.
Группы назывались "Лютики", "Ромашки" и "Одуванчики". Но между собой (я ничего
там не боялся и поэтому прекрасно все слышал) взрослые называли нас "асы",
"ауты" и "тугезы". Нам давали всякие задания, предлагали поиграть в то или это
или просто ходили между нами, и тогда обычные их реплики звучали так:

- Вот этот, там, под столиком, явный аут.

- Не факт совершенно, может, он просто шума боится, сейчас я попробую предложить
ему задание.

- Вон те, которые втроем бьют того, явные тугезы! Способны объединяться, тут
дальше и думать нечего!

- Верно. А тот, которого они бьют?

- Думаю, ас, чем-то же он их раздражает, а аутов обычно не трогают. Но сейчас
отберем его и посмотрим подробнее

- Вот та, в углу на стуле, непонятная.

- Может, предложить ей построить из больших кубиков?

- Какие кубики! Большинство боится их, потому что никогда раньше не видели.
Голографическую книжку ей, спросить, какая сказка, и дать задание выстроить
картинку. Я давно за ней наблюдаю: когда к ней подходят, она ни разу не заорала,
и стереотипий нет. Так что либо ас, либо просто необщительная тугеза.

Родителям тоже задавали вопросы и давали задания, и поэтому многие смотрели не
на своих детей, а внутрь и шевелили губами. Би поговорила с организаторами, ей
принесли распечатку и карандаш. Я тогда уже умел читать крупные печатные буквы,
подошел к Би и заглянул в текст. Там были вопросы, такие, например:

Умеет ли ваш ребенок самостоятельно есть?

Умеет ли ваш ребенок жевать, употребляет ли твердую пищу?

Может ли ваш ребенок самостоятельно преодолеть препятствие высотой 30 см?

Умеет ли ваш ребенок прыгать?

Отличает ли ваш ребенок уверенно реальных людей и явления э-мира от персонажей и
явлений и-мира?

Пытался ли он когда-нибудь выключить вас, если вы не удовлетворяли его
требования?

Использует ли ваш ребенок в своей речи слова, обозначающие человеческие чувства?

Отличает ли ваш ребенок живое от неживого?

- Би. А кто это - "ваш ребенок"? Он что, совсем больной? - спросил я.

- "Ваш ребенок" - это ты, - сказала Би.

Мне показалось, что эти вопросы и ей показались странными.

Я подумал и спросил еще:

- А что такое и-мир и э-мир?

- Погоди, узнаешь еще, и вообще, не мешай.

Я взял свою палку и отошел.

***

Ко мне устроители тестирования подошли всего раз. Я ответил на вопросы про рыцарей Круглого
стола, построил из кубиков несколько башен Авалона и слепил из динамического
пластика Звезду смерти.

- Тугеза, однозначно, - сказали взрослые над моей головой и обратили ко мне
довольно фальшивые улыбки. - Малыш, ты знаешь, как тебя зовут?

- Меня зовут Дим.

- А где ты живешь?

- Сейчас - у Би. А потом буду жить за радугой.

- Надо же, как фантазия развита. Ты - группа "Лютики", малыш. Запомнил?

- Лютики - это от "лютый?" - спросил я и опять бешено замахал своей палкой.

- Нет, лютики - это такие цветочки, - улыбки взрослых стали еще более
натянутыми.

- Простите, а можно узнать: вы сами к каким группам относитесь? - спросил я.

Би, которая внимательно наблюдала за мной у стены, дважды одобрительно хлопнула
в ладоши.

Тут одна женщина посмотрела куда-то вглубь себя и сказала:

- Он не просто тугеза. У него и инфочипов нет.

- Этого не может быть!

- А вот может! Родителям все по барабану, а прабабушка не сочла нужным
озаботиться...

Но я не дослушал, встал на четвереньки и решил поиграть, кажется, в волка,
который ходит по лесу и ищет добычу. Я рычал, другие малыши от меня по-прежнему
разбегались - большинство с испугом, но некоторые и с визгом и удовольствием.
Потом я увидел красную трубу - возможную берлогу для волка. Но в ней кто-то уже
сидел и блестел оттуда глазами.

Я встал на границе и зарычал: может, он бросится на меня, чтобы защитить свое
логово? Он не бросился, но и не убежал. Тогда я вспомнил сказку про избушку, в
которой жили разные звери, и сказал:

- Тук-тук, кто в теремочке живет?

- Это я, Саша, - ответили из полутьмы. - А ты кто?

- Я Дим, сказал я.

Глаза смотрели из красной темноты не просто так, а с каким-то выражением. И как
будто с вопросом.

- Тебе что-то нужно? - спросил я и подумал, что, может быть, он хочет в туалет,
а я как раз знаю, где туалет, и мог бы туда проводить.

- Да, - ответил Саша. - Спаси меня, Дим. Если сможешь.

Я помню, что мне стало страшно. По-настоящему. Может быть, первый раз в жизни я
тогда испугался так, что это запомнил.

Что это значит: спасти? Я знал, как это делается в сказках, в историях, в мифах.
А вот здесь, среди всех этих орущих и прячущихся малышей, среди игрушек, лютиков
и ромашек?

Но раз он попросил, значит, надеется на меня.

- Хорошо, Саша. Я попробую. - Я прилег на локтях и коленях у входа в трубу и
задумался.

Стоящая мысль пришла мне сразу. Чтобы я вообще мог для этого Саши что-то
сделать, нужно, чтобы мы оказались в одной группе.

- Вылезай оттуда! - сказал я. - Сейчас будем с тобой из кубиков дом строить. И
пирамидки.

- Я не умею, - сказал Саша.

- Подумаешь, бином Ньютона, - сказал я (так всегда Би говорила). - Я тебя научу.

Потом мы строили и строили эти дурацкие башенки и пирамидки. Саша сопел и ничего
не спрашивал, кубики у него все время падали, как будто он их брал не своими
руками, а издалека, какими-то не очень исправными манипуляторами. А я мог даже
не смотреть на эти кубики, складывал их почти на ощупь и разглядывал Сашу.
Голова у него была большая и круглая, волосы черные, жесткие и торчали в разные
стороны. А глаза узкие и очень блестящие.

В конце концов нас заметили.

- Смотри-ка, смотри, Саша, оказывается, вполне себе играет с этим, бесчиповым...
И не боится! А мы его чуть чохом в ауты не списали. А все потому, что отец -
аут.

- Да, ошиблись, судя по всему. Я тебе говорила: есть у него речь, и вполне
нормальная, я же слышала, как он с братом разговаривал. Сашенька, а давай теперь
вот эти задания попробуем выполнить?

- Мы вместе! - громко сказал я и требовательно взглянул на Сашу.

- Да, вместе, - подтвердил он.

Вообще-то я эти задания делать не мог. Даже толком не понимал, что спрашивают. А
Саша - запросто.

И они сказали: "Лютики" - и ушли. Я посмотрел на Сашу, улыбнулся и поднял
большой палец, как меня учила Би. А Саша обнял меня и заплакал. Его слезы
намочили мне ухо, и это мокрое ощущение я почему-то помню до сих пор.

***

В четыре или пять лет я, конечно, еще не знал дробей. Но все равно сумел понять,
что примерно половину собравшихся в комнатах детей определили в группу "Лютики".
И еще по одной четверти - в "Ромашки" и "Одуванчики".

- Какой кошмар! - сказала Би, когда мы ехали домой после последнего посещения
тестовых комнат. - Неужели они не видят, не понимают, что происходит?! Или -
видят и понимают, но им все равно?

Им - не знаю, но вот мне точно было все равно. Я устал, хотел спать и не стал
больше ничего спрашивать.

Глава 3. В "лютиках".

Мы с Сашей пробыли в одной группе четыре года. Первые полгода я его
почти не видел, потому что тяжело болел. Жил я тогда уже с родителями,
отказывался есть, спать, вообще как-то осознанно существовать и
требовал, чтобы меня отвезли к Би и вообще сделали все как было. Я ел
только с поднесенной ко рту ложки, писался в кровать, все время
вспоминал отпечатанные листы в морщинистых руках Би и думал, что вот - я
превратился в "вашего ребенка", и теперь-то мне про него все понятно.

Родители меня, конечно, никуда не везли и над моей головой еще как-то
сдерживались, но как только выходили в коридор сразу начинали орать друг
на друга:

- Мы можем хотя бы позвать мою бабушку сюда! Пусть она с ним поговорит и
поиграет, если он так этого хочет!

- Ни за что! Ты что, не понимаешь, что твоя бабушка из-за своей
безответственности едва его не угробила! Посмотри, в каком он теперь
из-за нее состоянии!

- Причем тут ее безответственность! Вспомни, что она сама росла в мире
без всяких чипов! Это мы, родители, должны были озаботиться! Но что-то
ты не спешила уделять внимание...

- Да она его практически насильно у меня отобрала! Я же тебе сто раз
рассказывала...

Несколько раз меня возили в больницу, подключали к каким-то сложным
штукам и, как мне, кажется, и теперь, не столько лечили, сколько
изучали. Я был "интересным случаем".

Потом постепенно все более-менее наладилось, я вернулся в группу
"лютиков" и стал учиться пользоваться и-миром. Саша мне очень в этом
помогал.

Когда я окончательно выздоровел, то обнаружил, что учиться и
воспитываться в "лютиках" мне очень нравится. Напрямую нас там никогда
ничего делать не заставляли (мне это было внове, так как Би прямого
воспитательного насилия отнюдь не чуралась). Если мы скучали, то нас
развлекали всякими интересностями. Если делали что-то не очень хорошее -
отвлекали. Все занятия были в игровой форме, чтобы у нас было свободное
развитие, и не было насилия над детской психикой. Перерывов между
занятиями почти не делали, и все все время чередовалось. "Землю попашет,
попишет стихи", - говорила Би с сомнением в голосе, когда я ей
рассказывал о происходящем. Мы то плавали в светящемся бассейне, то пели
песни, то собирали пищащие шарики в корзинки. Но бОльшая часть занятий
проходила в и-мире, в игровых зонах. Я поначалу справлялся с этими
заданиями хуже других детей, но меня никто не ругал и наоборот все
повышали мне самооценку, рассказывая другим детям, что я зато умею
рисовать на бумаге настоящими карандашами и могу пришить пуговицу.
Пуговиц и карандашей никто из лютиков никогда не видел (впрочем, я тогда
об этом не знал). При том я совершенно не унывал, и самооценка у меня
никуда не падала, а наоборот, кажется, росла, и когда у нас в конце
занятий было "время для сброса психомоторного напряжения", я так весело
и зажигательно его сбрасывал, что многие лютики от меня просто прятались
куда придется. Зато другие радостно орали и носились следом, и выполняли
все, что я им скажу. Взрослые вмешивались только тогда, когда мы уж
напрямую начинали убивать друг друга.

С Сашей все было наоборот. Все без исключения задания и-мира он выполнял
в один момент, но от непрерывного лютикового коловращения (и особенно от
"сброса напряжения" под моим водительством) он очень быстро уставал и
начинал сначала прятаться, потом плакать, и под конец впадал в такое
странное состояние - с остановившимся взглядом и полуоткрытым ртом. В
этот момент старший брат, который обычно и привозил Сашу на занятия,
брал его на руки и уносил, а взрослые начинали шушукаться. Я так
понимал, что они обсуждают: не отправить ли его все-таки, пока не
поздно, к ромашкам или одуванчикам?

***

Однажды, когда он уже сидел на полу с этими своими остановившимися
глазами, я перешел в э-мир, подошел к Саше и встал на колени. Все
остальные лютики в это время пребывали в игровой зоне, весело гнали и
сортировали по трем пульсирующим туннелям фиолетовые призмы, синие
конусы и голубые пирамидки. Пирамидки пищали и испуганно моргали
глазами. Призмы стрекотали как кузнечики.

***

Я взял Сашину руку (она была мокрая и холодная) и сказал:

- Если тебя отправят к ромашкам, я буду по тебе скучать.

Саша сразу тоже вышел в э-мир и спросил:

- Правда?

Я кивнул. Би объяснила мне суть клятв и научила клясться, но сказала,
что это для крайних случаев. Данный случай не показался мне крайним.

- Тогда я еще попробую, - сказал Саша.

Мы оба вернулись в игровую зону, взялись за руки и погнали в нужный
коридор отставший, хлопающий синими ушами конус.

- Вы видели? Видели?! Он его вывел. Сумел. Причем действовал сам, по
собственной инициативе! - я тогда еще не умел полностью переключаться, и
хорошо слышал все, что говорили взрослые в своем э-мире.

Так что все их слова я услышал отчетливо, только вот не понял: они
радовались тому, что я сделал, или наоборот?

Глава 4. В гости.

Мы с Сашей каждый вечер виделись в игровых зонах, а потом я пригласил
его к себе домой. Мне это казалось естественным - у Би часто бывали
гости, я любил слушать их рассказы, пить с ними чай и играть с ними.
Саша моего приглашения, кажется, испугался, но потом сказал, что если
ему позволят, он придет.

Сашин отец долго разговаривал с моими родителями, и потом они все вместе
консультировались с учителями, врачом и школьным психологом - что значит
мое настойчивое желание впустить Сашу на свою территорию. Папа даже с Би
поговорил. Она сказала: просто Диму нравится этот мальчик и он хочет с
ним вволю пообщаться и поиграть. Поиграть вживую, а не в этих ваших
электронных сумерках и не в их сиропно-обучающем дурдоме. Неужели вам и
это уже непонятно?

Но мама с папой все равно почему-то продолжали нервничать, и обсуждать
как им правильно взаимодействовать с "этим чужим ребенком", и тогда Би
сказала, что она сама с нами побудет, а мама с папой пусть куда-нибудь
денутся или уж сидят в своих комнатах.

Саша приехал с братом. У брата была совсем огромная и тоже лохматая
голова и незастегнутые ботинки на пару размеров больше, чем надо, он
забыл поздороваться с Би, но меня хлопнул по плечу, сказал "ты, Дим, уж
присмотри за ним" и убежал.

Саша был как всегда, только почему-то шел на цыпочках.

Я долго выбирал и включил стены в своей комнате на горную долину, всю в
цветущих сакурах и тихую японскую музыку. Сам я любил берег или космос,
но к тому времени уже знал, что Саша боится открытых картин.

Саше сакуры вроде бы понравились. На ковре я выставил все свои машинки и
кубики, и человечков и вообще все игрушки, которые я от Би привез. И еще
доску для рисования, мелки и фломастеры. Саша присел на корточки к
игрушкам и некоторое время их внимательно рассматривал, потом потрогал,
пооткрывал дверцы, прищемил себе чем-то палец, поморщился, поднял глаза
и сказал:

- Дим, это все твое, и ты должен теперь объяснить мне: что с этим делать?

Я сказал, что мы можем поиграть, как будто у нас стройка, будем грузить
кубики на грузовики и возить их. А на доске можно нарисовать план дома.

Саша тут же сказал: давай, - и прилежно делал все, что я ему говорил.

Но я видел, что он не понимает, зачем возить эти грузовики по ковру на
веревочке, и зачем вообще это все. Но он ни с чем не спорил, и ничего не
предлагал, и явно хотел сделать все, как мне надо.

А мне почему-то уже ничего не было надо. Я вообще странно себя
чувствовал. Как будто что-то вдруг оказалось вовсе не тем, чем его все
называют.

Би это конечно заметила и предложила пойти погулять в парк. Я
обрадовался и согласился. Саша согласился вместе со мной.

Когда мы пришли в парк, он ходил по дорожкам рядом с Би. Была осень.

- Давай гулять! - сказал я.

- Давай, - сразу же согласился Саша. - А как это?

Я убежал с дорожки, подпрыгнул, уцепился за ветку и полез на дерево.
Саша стоял на дорожке и смотрел.

- Иди сюда! - крикнул я.

Он осторожно перелез через бордюрчик и, подняв зачем-то локти, пошел по
мокрой листве. Встал под деревом и смотрел снизу. Рот у него
приоткрылся, стали видны крупные зубы.

- Ты похож на бобра, - сказал я.

Саша с готовностью закивал.

Я разозлился, что он ничего сам не делает и не говорит, и сказал ему. Он
опять кивнул, подумал и сказал:

- А ты похож на белку. Туда залезть я не могу. А что тут, в настоящем
парке, еще можно делать?

Я подумал и сказал, что еще осенью можно собирать желуди и листья.

Саша спросил, что такое желуди.

Я слез и ему показал. Он кивнул и тут же стал все собирать. И собирал, и
собирал, прямо как такая собирательная машина. У него уже все карманы от
желудей раздулись и в руке была целая разноцветная охапка листьев.

Я сказал: стоп! - и он остановился.

- А что ты с ними потом будешь делать? - спросил я.

- Не знаю, я думал, ты мне скажешь, - ответил Саша. - А желуди и листья
едят?

Мне захотелось его стукнуть.

Би посадила нас обоих на скамейку и показала, как плести из листьев
венок. У меня почти сразу получилось, а за Сашу в основном Би сплела.
Потом она надела на нас эти огромные венки и сфотографировала нас на
фоне осеннего парка. Саша послушно стоял в венке и ежился, потому что
холодные капли стекали ему по шее за шиворот. Мне совершенно не было его
жалко.

- Маленький потерявшийся восточный божок, - сказала Би.

Потом достала откуда-то ножик и фломастер, сделала из желудей и палочек
четырех человечков в плащах из бересты, дала им в руки шпажки,
нарисовала лица и кресты на плащах.

- Это как будто мушкетеры, - сказала она.

Мушкетеры стояли на скамейке и все время падали. Саша смотрел на них со
смесью страха и непонимания.

Я подумал, что если я ему сейчас предложу пофехтовать на палках, он
согласится, но упадет в обморок при первом же моем удачном выпаде.

- Пошли домой! - сердито сказал я Би.

Когда мы пришли, Ирма подала нам чай с плюшками и сыром. Саша ел плюшки,
запихивая их в рот обеими руками, как будто его три дня не кормили. Би
потом сказала, что это от нервов.

Когда брат за ним приехал, Саша увез с собой венок и мешочек с желудями.
Интересно, что он с ними дома делал? Я хотел спросить, но потом подумал
и не стал.

А мама сказала папе и Би:

- Вот видите, я так и знала, что ничего хорошего из этого не выйдет.

***

Ровно через неделю Саша пригласил к себе в гости меня.

Я хотел отказаться, но Би сказала, что это называется "ответный визит" и
отказываться неприлично, и хотя мальчик у нас явно чувствовал себя не в
своей тарелке, теперь его семья повела себя очень вежливо и достойно.

Я еще подумал, решил, что проходить всего один вечер на цыпочках мне
явно под силу, и согласился.

Мама одела меня в специальный светящийся костюм для детских вечеринок.
Так он светился несильно, но если в нем засмеяться, начинал разноцветно
искриться и потрескивать. Би, увидев меня в костюме, пробормотала что-то
неразборчивое, но мама, видимо, поняла, потому что брови у нее взлетели
к самым волосам и там на некоторое время зависли.

Папа меня отвез на автотакси. Сашин папа нас встречал, я его тогда
вживую видел в первый раз, и он был очень похож на Сашу и его старшего
брата. Точнее - они на него похожи. Увидев моего папу, Сашин папа долго
примеривался, как будто собирался бросить мяч в высоко висящую корзину,
а потом сказал: "Очень рад вас видеть!" - схватил руку моего папы и стал
трясти. И тряс, и тряс. Саша сказал: "Хватит!" - и тогда он ее сразу
бросил, как будто обжегся.

Сашиному брату и его папе очень понравился мой костюм. Они трогали его
пальцем (в этом месте свечение меняло цвет), просили меня посмеяться еще
и еще, и сами смеялись, когда костюм начинал потрескивать.

Брат наклонился к Сашиному уху и что-то шепотом спросил.

Саша ответил: Нет!

Потом Саша опять сказал: Хватит! - и брат с отцом тут же ушли,
обмениваясь через наши головы какими-то совершенно непонятными словами.

- Это что, корейский язык? - спросил я (к этому времени я уже выяснил,
что Саша не японец, как я почему-то раньше думал, а кореец).

- Нет, это они специальными словами обсуждают, как твой костюм устроен,
- ответил Саша.

- А что твой брат у тебя на ухо спрашивал?

- Можно ли тебя из него раздеть, - тут он взял меня за руку и повел в
свою комнату.

Я сразу понял, что там игровая зона, которую Саша (возможно брат и отец
ему помогали) выстроил специально для меня, и перешел в и-мир.

- Я подумал, раз ты любишь, чтобы грузить и возить, может тебе
понравится, - сказал Саша таким тоном, как будто был заранее уверен, что
мне не понравится и за это извинялся.

Но мне конечно понравилось, потому что это был космопорт. Он был устроен
в виде бублика - внутри дырки космические корабли разгружались, а
снаружи по кругу загружались. И я сначала просто работал в порту таким
огромным манипулятором и однажды погрузил совершенно чудесного,
сердитого, переливающегося всеми цветами осьминога величиной с дом (он
был разумный, переселялся в пустое море на другую планету, потому что
поссорился со своей осминожьей семьей). А потом я был начальником порта,
а Саша - моим помощником. В какой-то момент в порт на странном розовом
корабле, похожем на большую сосиску, прилетел Сашин брат Юра. Я так
увлекся, что даже не понял: он к нам в э-мире пришел и решил поиграть,
или заранее с Сашей договорился и вышел в игровую зону откуда-то еще.
Юра привез кошек и подушки. Кошки мяукали и разбегались, из подушек
сыпался пух и забивался в вентиляцию. Пока мы ловили кошек и руководили
командой роботов, которые собирали пух, нам даже поговорить некогда
было. А потом Юра сказал:

- Ну чего, Дим, норм?

- Очень даже норм! - сказал я.

- Ты начальник? - спросил Юра.

- Я начальник, но если бы Саша мне не помогал (а точнее, не делал бы за
меня бОльшую часть всего - это я про себя подумал), то я бы вообще не
справился.

- Это да, начальником всегда трудно, - подтвердил Юра. - А я пилотом
хочу стать. Настоящим, в настоящем космосе. Только прикинь: никак не
могу найти где на них учат.

- Это почему же? - удивился я. Мне казалось, что уж Юра-то может найти в
Ойкумете все что угодно.

- Потому что там этого просто нет, - сказал аватар папы Саши и Юры,
подходя к нам и держа под мышкой последнюю из разбежавшихся по
космопорту кошек. Кошка сидела смирно и мурлыкала мотивчик популярной
песни, которая, я знал, нравилась обоим братьям: "Мы все привиделись
друг другу".

- А откуда же тогда космопилоты берутся?

- Ниоткуда.

- Папа, выражайся яснее, пожалуйста, - попросил Саша. - Дим не привык.

- Да. Юонг, - сказал папа Саши и посадил кошку себе на голову. Она сразу
начала там грациозно танцевать на манер индийской танцовщицы.

- Что?! - удивился я.

- Юонг - это его так зовут, - объяснил Саша. - Он знакомится.

- Так мы ж виделись час назад, - удивился я.

- Это потому, что когда мой отец представлялся твоему отцу, он нервничал
и про тебя забыл.

- А. Очень приятно, - я ничего не понял, но добавил на всякий случай. -
А я - Дим.

Юонг кивнул и сказал Юре:

- Пять степеней защиты - тьфу. Но там ничего нет. Понимаешь? Пусто.
Электронная пыль. Было. Но, похоже, давно свернуто. Нам не сказали. Зачем?

- Папа, но ведь в ньюсах оно всегда есть - и про станции, и про колонию
на Луне, и про станцию на Марсе! Значит, там кто-то же живет, и кто-то
туда летает, возит им все! Оно есть! - закричал Юра. - Вот недавно про
марсианскую бурю рассказывали. Что она опору повредила. И про спиральные
кабачки в невесомости!

- Увы, сын мой, - сказал Юонг и ушел. Кошка еще некоторое время висела в
воздухе и улыбалась, а потом тоже исчезла.

После ухода Сашиного папы игра в космопорт как-то уже не клеилась.

Мы вышли в э-мир, Саша включил на стенах улицу какого-то восточного
города, их хелпер Чин привез еду и мы прямо на полу сели ее есть (у Саши
в комнате мебели вообще не было). Еда была странная. Мне понравились
лепешки тток и еще ет - что-то вроде конфет.

- Вы всегда такое едите? - спросил я.

- Нет, - сказал Саша. - Мы обычное едим, суп, котлеты. Папа сказал: если
гость пришел в корейскую семью, нужна этническая компонента.

Я ничего не понял и взял еще конфетку.

Потом мой папа меня увез. Ни Юра, ни Юонг к нам не вышли. Я велел Саше
передать им привет. Он пообещал передать.

Уже дома моя мама спросила:

- А где, собственно, их мать? Она жива?

- Не знаю, - сказал я.

- Мог бы и спросить. Неудивительно, что оба мальчика странные, если их в
одиночку воспитывает такой отец.

- Это они для тебя странные, а для меня - в самый раз, - сказал я.

Мама закатила глаза и пробормотала нечто про мое раннее воспитание,
которое что-то куда-то накладывает.

<...>

Глава 5. Инклюзивная толерантность.

Би спрашивала меня:

- Тебе там нравится?

И я честно отвечал:

- Да, конечно!

Мне нравилось учиться. И все остальное, что к этому прилагалось, тоже.
Взрослые называли меня "общительным" и я уже понимал, что это - редкое
качество. Хотя и не знал наверняка - оно достоинство или недостаток.

- Тебе объяснили, почему их до сих пор не разделили? - спросила однажды
Би у моего отца.

- Кого с кем? Где? Почему? - удивился папа.

- Дима и его дружка. Их же в этих лютиках все время тасуют, чуть ли не
каждый квартал. А они уже три года остаются вместе, в одной группе.

- Да? А я и не замечал, - сказал папа.

- Что ты вообще замечаешь, несчастный, - сказала Би со странной
интонацией и странным выражением лица. - Ладно, я сама спрошу.

Я сел на пол, подумал и понял, что Би права. То и дело кто-то из нашей
группы куда-то девался, и появлялись новые мальчики и девочки. Я с ними
сразу знакомился, и играл, и занимался так же, как с предыдущими. С
некоторыми "исчезнувшими" я потом, кажется, еще виделся в игровых зонах,
но мне никогда не приходило в голову спросить, куда они теперь ходят в
э-мире. Те или эти - мне было в общем-то все равно. Но тут я сообразил,
что и Саша может однажды вот так куда-нибудь деться и меня сразу
замутило, как будто я падаю, падаю... И я решил пока об этом не думать.

"Переход" у меня сформировался с дефектом, не как у всех. Между э-миром
и и-миром всегда оставалась как будто бы щель. Можно не обращать
внимания, а можно и заглянуть туда. Би велела мне никому об этом не
говорить, я и не говорил.

Но когда Би спросила про нас с Сашей одного из тьюторов, я в эту щель
смотрел и слушал очень внимательно.

- Мы все обсудили и действительно приняли решение их пока не разделять,
- сказала Би женщина, которую мы, лютики, звали Кристиной. - Это
вынужденная мера. Давайте назовем вещи своими именами. Ваш внук не
только учится сам, но и выполняет роль посредника между Сашей и группой,
Сашей и преподавателями. Без Дима Саша в этой группе изначально учиться
не смог бы. Однако нам кажется, что постепенно ситуация выправляется.
Впрочем, если вы, семья, возражаете против такой дополнительной нагрузки
на вашего ребенка, мы, разумеется, рассмотрим...

- Какая еще к чертям "дополнительная нагрузка"! Может вы тут уже и не в
курсе, но раньше это называлось дружбой, - заметила Би. - А вот скажите:
зачем вы остальных-то тасуете как карточную колоду? Почему не даете им
узнать друг друга поближе, сдружиться?

- Это образовательная политика, - сказала Кристина. - Дети должны
научиться общаться с разными людьми. Для этого эти разные люди должны в
их кругу регулярно возникать. Мы не знаем, как сложится дальнейшая жизнь
детей, в том числе личная и профессиональная, но навыки взаимодействия и
переключения для этой группы признаны полезными. Дети из других групп
имеют другой образовательный маршрут.

- Поняла, - кивнула Би. - Взаимодействие и переключение.

- Ваш внук...

- Он мой правнук.

- Простите, я думала, что вы его бабушка...

- Его бабушкам некогда - одна лечится, а другая недавно вышла замуж
четвертый раз и к тому же осваивает профессию педикюрного дизайнера.

***

Кристина сказала правду - на своем маршруте мы, лютики,
взаимодействовали с разными людьми. Иногда - с ромашками и одуванчиками.
Бывало, что нас с ними вместе вели в бассейн, или на разные
спортплощадки, или на какой-нибудь праздник. Еще нас пытались объединять
частями в смешанные группы и чему-то одновременно учить. Тогда мы,
лютики, держались все вместе, и пытались делать, что по теме положено -
учиться, или плавать, или летать, или лезть куда-нибудь, или участвовать
в спектакле. Все ромашки как правило поодиночке прятались по углам,
орали от ужаса, раскачивались или даже головами об стены колотились, а
одуванчики иногда наблюдали, иногда говорили или делали что-нибудь
невпопад, а иногда и в драку лезли, но мне всегда казалось, что это они
тоже больше от страха, чем от злости. Тьюторы нас разнимали и учили
между собой разговаривать, вместе стучать по барабанам, дуть в дудочки,
ходить хороводом, рисовать на одном экране, меняться игрушками или еще
что-нибудь такое. Многим лютикам все это не нравилось, и они просто
ждали, когда их с нашей поляны уберут, а мне так казалось даже забавным.
Если к нам просто на неделю-другую присылали какого-нибудь одуванчика
или ромашку поспокойнее, так мы с Сашей и еще двое-трое лютиков за ним
как бы присматривали, и пытались чему-нибудь научить. Иногда у нас даже
получалось достать их из угла и о чем-то договориться. Однажды я спросил
Кристину:

- А почему наоборот, нас никогда к ним не посылают? Может быть, у них
тоже интересно? Мы бы с Сашей, пожалуй, к одуванчикам сходили.

- Это очень важно и хорошо, что ты спросил, - улыбнулась мне Кристина,
быстренько сходила в и-мир и наверное где-то что-то про меня отметила.
- Но нам просто некуда вас послать. Образовательный маршрут ромашек и
одуванчиков не подразумевает очного группового обучения. Они учатся
поодиночке, им так легче. И встречаются только в и-мире.

Вот это, кстати, да. В и-мире и игровых зонах я большинство одуванчиков
и многих ромашек даже и не отличал от лютиков. Они играли и вообще
действовали как нормальные. Саша, впрочем, говорил, что всегда может
ромашку отличить. Но это, наверное, потому, что он и сам наполовину ромашка.

Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Vejkan » 02 фев 2020, 08:05

Кто-нибудь успел прочитать? Какие впечатления?

Аватара пользователя
Silvv68
участник
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 06 окт 2018, 20:51
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Silvv68 » 03 фев 2020, 19:39

Позиционируется как книга для подростков. А здесь по моему мнению в основном люди среднего возраста.
Аутичность без алекситимии.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16384
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Alarika » 03 фев 2020, 19:45

Я в основном как раз подростковые книги всегда и читаю (поэтому не отписываюсь в той другой теме, что именно я читаю). Но эта мне не подошла, главный герой мне категорически не нравится, поэтому по-нормальному прочитать не смогла.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
daddysdaughter
постоянный пользователь
Сообщения: 5500
Зарегистрирован: 14 янв 2019, 20:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение daddysdaughter » 03 фев 2020, 19:49

Silvv68 писал(а): Позиционируется как книга для подростков. А здесь по моему мнению в основном люди среднего возраста.
Я иногда читаю книги для подростков. Например, авторов Джон Грин, Никола Юн.

Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Vejkan » 04 фев 2020, 00:02

Silvv68,
Silvv68 писал(а): Позиционируется как книга для подростков. А здесь по моему мнению в основном люди среднего возраста.
Это надо расценивать так, что она доступна в том числе и пониманию подростками, но на самом деле это вполне серьезная антиутопия.

Vejkan
постоянный пользователь
Сообщения: 485
Зарегистрирован: 20 окт 2019, 12:30
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Vejkan » 04 фев 2020, 00:02

Alarika писал(а): Но эта мне не подошла, главный герой мне категорически не нравится, поэтому по-нормальному прочитать не смогла.
Не нравится чем?

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16384
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Екатерина Мурашова. "Дом за радугой".

Сообщение Alarika » 04 фев 2020, 00:06

Vejkan писал(а):
04 фев 2020, 00:02
Не нравится чем?
Так откуда ж я знаю, чем. Я никогда не знаю, почему мне кто-то вдруг сразу активно не нравится, просто не имею с ними дела, и всё.
вёшенка🐾

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость