Alarika, и вам спасибо!
Действительно, исследования - это небыстро, а у нас довольно небольшая группа и мы пытаемся одновременно работать в разных направлениях. Но потихоньку продвигаемся.
Вот еще немного того, что мы сделали по тактильному восприятию и аутизму:
1. Статья по выделению окситоцина в ответ на тактильную стимуляцию:
https://link.springer.com/article/10.10 ... 20-05891-y
В этом исследовании мы показали, что у многих людей при восприятии поглаживаний увеличивается концентрация окситоцина. Это здорово, потому что окситоцин связан с положительными эмоциями и стимулирует интерес к социальному взаимодействию. Но окситоцин выделяется только у тех, кому прикосновения нравятся. Поэтому нельзя ребенка или взрослого человека принудительно отловить, погладить и вызвать этим увеличение окситоцина; это работает только с крысятами или с младенцами (если у них нет негативной реакции на прикосновения), но не с людьми. Поэтому же и холдинг-терапия оказалась вредной и неэффективной. Никакого насилия.
2. Вышла статья на русском языке по вызванным потенциалом ЭЭГ в ответ на тактильные стимулы:
https://www.sciencejournals.ru/view-art ... 11Varlamov (если эта статья кому-то интересна, могу поделиться, в открытом доступе ее нет, но журнал не препятствует распространению препринтов).
3. Наверное, самый долгожданный наш проект. Мы потихоньку начали переходить от теории к практике, выиграли грант и сейчас, вместе со специалистами по детскому массажу, телесной терапии и усыновлению, начинаем разрабатывать программу простого семейного игрового массажа для укрепления привязанности между приемными родителями и детьми. Для них вопрос полноценной социализации, формирования привязанности и доверительных отношений стоит так же остро, как и для семей с детьми с РАС, хотя проблемы немного другие. Эта методика сразу разрабатывается с учетом того, что поначалу отношение к определенным прикосновениям у детей может быть негативным. Подобную методику можно будет использовать и для семей с детьми с РАС, а также для предотвращения формирования аутистических черт у детей с высоким риском развития РАС (например, если РАС есть у одного из родителей или у сиблингов).