Может ли это быть РАС?
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Может ли это быть РАС?
Доброго времени суток.
Женщина, 31.
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
В школе подозревала, что я странная (меня не понимали, травля - и я долго не могла понять, за что, чем я вызываю такие реакции). Взрослые реагировали на меня в целом куда более позитивно, из-за этого долго считала детей жестокими идиотами.
В пубертате старалась тренироваться общаться на людях, с которыми не было общих знакомых (например, на детях из других школ, с которыми знакомилась на олимпиадах), чтобы у них не было предубеждения против меня (не знали, что я изгой) и чтобы мои фейлы не имели неприятных последствий (вроде обнародования сообщенной мной о себе информации в сопровождении глума и насмешек, что имело место несколько раз, когда я находила, казалось, готовых со мной общаться людей в моей школе). Со временем кое-как начало получаться.
В институте было проще с общением, но намного сложнее с учёбой: в школе я схватывала учебный материал на лету и совершенно не научилась над ним работать (с тем, чтобы работать над тем, что мне неинтересно, у меня проблемы до сих пор, вплоть до полной невозможности, когда начинают дико сбоить когнитивные функции).
Собственно, в моей жизни было три работы (максимум - около года подряд, дальше я теряла интерес и начинала фейлить). Два замужества: первое - в немалой степени чтобы доказать себе, что я нормальная (от матери я переняла убеждение, что с человеком с отклонениями никто в брак не вступит, но к нынешнему моменту понимаю, что оно глубоко ошибочно). Второе - из юридических соображений.
Сейчас живу с единственной подругой у неё (из родственников в живых остались мать и брат, с ними конфликт).
Мои необычные особенности (часть, если я верно понимаю, в пользу РАС, часть, возможно, против):
- периодически (особенно часто в ситуации утомления) воспринимаю сказанное мне чересчур буквально. Пример из детства: я вытащила перья из подушки, подбрасывала их горстями и в итоге раскидала по комнате. Вошла бабушка, накричала и велела собрать "всё до последнего пёрышка". Я собрала всё, кроме последнего пёрышка, ещё долго выбирала, оставила самое красивое: пышное и симметричное. Была в недоумении, почему бабушка кричала и ругалась, что я над ней издеваюсь. Пример из недавнего прошлого: подруга попросила налить ей два глоточка чая. Помня, что вчера она просила налить глоточек и остановила меня, когда стало достаточно (треть маленькой чашки), я поняла: надо в два раза больше, чем вчера, т.е. 2/3 чашки. Но из-за неловкости промахнулась и налила целую. Подруга начала возмущаться моим поступком, я объяснила ей логику, которой руководствовалась, и что не так уж сильно я промахнулась, она решила, что я над ней издеваюсь.
- я неловкая. Регулярно спотыкаюсь о собственные ноги, врезаюсь в стены и двери, сбиваю легкую мебель и мелкие предметы. Перешагнуть через что-то и не задеть его для меня проблема, если не уделять этому пристального внимания и не стараться обносить ноги вокруг него прямо на большом расстоянии, из-за чего первое время постоянно нечаянно пинала и толкала подругу. Столкновения с предметами при моей низкой чувствительности к боли для меня проблемой не были, а вот столкновения с подругой стали камнем преткновения. Предполагаю, что я интуитивно не чувствую габаритов собственного тела и его положения в пространстве, либо неверно оцениваю расстояния, либо то и другое вместе, хотя несколько лет обучения рисованию, по идее, должны были развить глазомер.
- у меня большие проблемы с работой в команде или в паре. Я могу сосредоточиться или на вежливом социальном взаимодействии, или на работе. Переключаться не получается (либо получается очень недолго, а потом я устаю и начинаю зверски тупить): или я вежливо ничего не делаю (в лучшем случае бездумно и медленно выполняю команды второго: на подумать не хватает мозга), или я начинаю разговаривать сама в командном тоне, как мне говорят, отрывисто, кратко, без словесных завитушек и мягкой интонации.
- вообще сложности с переключением; и еще ничего, если я сама приняла решение сделать перерыв: вернуться к прерванной деятельности сложно, но возможно. Если меня отвлекли, то такое впечатление, что у меня в мозгу ставится галочка, что дело, которое я делала, уже выполнено, и заставить себя вернуться к нему требует каких-то неимоверных усилий. В ситуациях же, где требуется быстрое переключение (скажем, следить за поведением двух разных людей в компании, или мыть посуду и одновременно разговвриввть) я очень быстро устаю, у меня появляется ощущение, что голова так плотно набита ватой, что сейчас её разорвёт изнутри, и я начинаю ставить электрочайник в холодильник и путаться в распознавании того, что имел в виду собеседник.
- ещё я очень быстро так же устаю, если у меня что-то не получается: почему-то (не выходит себя рационально убедить, что это неоправданные ожидания) мне кажется, что фейлы больше 2-3 раз подряд даже при обучении чему-то новому принципиально недопустимы, если только это не очень сложная задача вроде научиться делать сальто на канате при том, что к канату ты раньше близко не подходил. Предполагаю, что ожидания эти сформировались на основе того, что учеба в школе мне давалась очень легко и без усилий по большинству предметов.
- успокоиться у меня получается с помощью чтения (чего угодно, любой книги с любого места, развлекательных сайтов в интернете на любую тему) или видеоигр. Внутри диалога помогает начать занудно (по отзывам окружающих) уточнять детали обсуждаемого или приводить множество аналогий на одну и ту же ситуацию. Не знаю, бывает ли такое при РАС, или только двигательная стимуляция. Проблема тут только в том, что потом мне очень сложно заставить себя переключиться обратно: я уже успокоилась, но мне очень хочется привести двадцать третью аналогию, иллюстрирующую ситуацию с чуть другого ракурса, или сыграть ещё матч, или прочитать ещё главу/статью.
- питание: по умолчанию мне очень хочется питаться исключительно мягкой и сладкой пищей: каши, йогурты, густой чудо-шоколад, пирожные с кремовой начинкой, джемы и варенья и т.п. Периодически хочется мяса, желательно, сладкого (могу полить вареньем). Фруктов - мягких: переспелые груши, спелая хурма и т.д.
Очень сложно заставить себя есть рыбу с молоком (скажем, лосось в сливочном соусе). В детстве мать говорила мне, что от рыбы с молоком обязательно приключится расстройство пищеварения, и, хотя я давно знаю, что у большинства людей это не так, и даже пару раз пробовала сама, заставив себя, мне всё время кажется, что со мной от этого может случиться что-то плохое, так нельзя. Рациональными доводами это почему-то не решается.
- непереносимость определённых звуков есть, но тоже выражается не совсем так, как я читала: не переношу большую часть современной электронной музыки (старше 80-х, наверное): большая часть мне кажется крайне неприятной по звуку, но почти от всего, даже от того, что мне кажется нейтральным или почти приятным, меня буквально физически рвёт спустя приблизительно 20-30 минут прослушивания (тошнить начинает раньше).
- специального интереса я у себя заметить не могу: наоборот, увы, я довольно быстро (максимум - до года) теряю интерес к тому, чем начала заниматься (возможно, из-за моего отношения к фейлам, которое пока не вышло скорректировать). За исключением, правда, бессистемного чтения и видеоигр, но, опять же, не знаю, можно ли это считать специальным интересом. А за вычетом этих двух (принципиально взаимозаменяемых, хоть и с некоторым дискомфортом) пунктов у меня интересы куда менее стойкие, чем у большинства людей: они быстро превращаются в нудную обязаловку.
Пока пауза: долгое произвольное сосредоточение внимания даётся мне с трудом. Потом продолжу.
Женщина, 31.
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
В школе подозревала, что я странная (меня не понимали, травля - и я долго не могла понять, за что, чем я вызываю такие реакции). Взрослые реагировали на меня в целом куда более позитивно, из-за этого долго считала детей жестокими идиотами.
В пубертате старалась тренироваться общаться на людях, с которыми не было общих знакомых (например, на детях из других школ, с которыми знакомилась на олимпиадах), чтобы у них не было предубеждения против меня (не знали, что я изгой) и чтобы мои фейлы не имели неприятных последствий (вроде обнародования сообщенной мной о себе информации в сопровождении глума и насмешек, что имело место несколько раз, когда я находила, казалось, готовых со мной общаться людей в моей школе). Со временем кое-как начало получаться.
В институте было проще с общением, но намного сложнее с учёбой: в школе я схватывала учебный материал на лету и совершенно не научилась над ним работать (с тем, чтобы работать над тем, что мне неинтересно, у меня проблемы до сих пор, вплоть до полной невозможности, когда начинают дико сбоить когнитивные функции).
Собственно, в моей жизни было три работы (максимум - около года подряд, дальше я теряла интерес и начинала фейлить). Два замужества: первое - в немалой степени чтобы доказать себе, что я нормальная (от матери я переняла убеждение, что с человеком с отклонениями никто в брак не вступит, но к нынешнему моменту понимаю, что оно глубоко ошибочно). Второе - из юридических соображений.
Сейчас живу с единственной подругой у неё (из родственников в живых остались мать и брат, с ними конфликт).
Мои необычные особенности (часть, если я верно понимаю, в пользу РАС, часть, возможно, против):
- периодически (особенно часто в ситуации утомления) воспринимаю сказанное мне чересчур буквально. Пример из детства: я вытащила перья из подушки, подбрасывала их горстями и в итоге раскидала по комнате. Вошла бабушка, накричала и велела собрать "всё до последнего пёрышка". Я собрала всё, кроме последнего пёрышка, ещё долго выбирала, оставила самое красивое: пышное и симметричное. Была в недоумении, почему бабушка кричала и ругалась, что я над ней издеваюсь. Пример из недавнего прошлого: подруга попросила налить ей два глоточка чая. Помня, что вчера она просила налить глоточек и остановила меня, когда стало достаточно (треть маленькой чашки), я поняла: надо в два раза больше, чем вчера, т.е. 2/3 чашки. Но из-за неловкости промахнулась и налила целую. Подруга начала возмущаться моим поступком, я объяснила ей логику, которой руководствовалась, и что не так уж сильно я промахнулась, она решила, что я над ней издеваюсь.
- я неловкая. Регулярно спотыкаюсь о собственные ноги, врезаюсь в стены и двери, сбиваю легкую мебель и мелкие предметы. Перешагнуть через что-то и не задеть его для меня проблема, если не уделять этому пристального внимания и не стараться обносить ноги вокруг него прямо на большом расстоянии, из-за чего первое время постоянно нечаянно пинала и толкала подругу. Столкновения с предметами при моей низкой чувствительности к боли для меня проблемой не были, а вот столкновения с подругой стали камнем преткновения. Предполагаю, что я интуитивно не чувствую габаритов собственного тела и его положения в пространстве, либо неверно оцениваю расстояния, либо то и другое вместе, хотя несколько лет обучения рисованию, по идее, должны были развить глазомер.
- у меня большие проблемы с работой в команде или в паре. Я могу сосредоточиться или на вежливом социальном взаимодействии, или на работе. Переключаться не получается (либо получается очень недолго, а потом я устаю и начинаю зверски тупить): или я вежливо ничего не делаю (в лучшем случае бездумно и медленно выполняю команды второго: на подумать не хватает мозга), или я начинаю разговаривать сама в командном тоне, как мне говорят, отрывисто, кратко, без словесных завитушек и мягкой интонации.
- вообще сложности с переключением; и еще ничего, если я сама приняла решение сделать перерыв: вернуться к прерванной деятельности сложно, но возможно. Если меня отвлекли, то такое впечатление, что у меня в мозгу ставится галочка, что дело, которое я делала, уже выполнено, и заставить себя вернуться к нему требует каких-то неимоверных усилий. В ситуациях же, где требуется быстрое переключение (скажем, следить за поведением двух разных людей в компании, или мыть посуду и одновременно разговвриввть) я очень быстро устаю, у меня появляется ощущение, что голова так плотно набита ватой, что сейчас её разорвёт изнутри, и я начинаю ставить электрочайник в холодильник и путаться в распознавании того, что имел в виду собеседник.
- ещё я очень быстро так же устаю, если у меня что-то не получается: почему-то (не выходит себя рационально убедить, что это неоправданные ожидания) мне кажется, что фейлы больше 2-3 раз подряд даже при обучении чему-то новому принципиально недопустимы, если только это не очень сложная задача вроде научиться делать сальто на канате при том, что к канату ты раньше близко не подходил. Предполагаю, что ожидания эти сформировались на основе того, что учеба в школе мне давалась очень легко и без усилий по большинству предметов.
- успокоиться у меня получается с помощью чтения (чего угодно, любой книги с любого места, развлекательных сайтов в интернете на любую тему) или видеоигр. Внутри диалога помогает начать занудно (по отзывам окружающих) уточнять детали обсуждаемого или приводить множество аналогий на одну и ту же ситуацию. Не знаю, бывает ли такое при РАС, или только двигательная стимуляция. Проблема тут только в том, что потом мне очень сложно заставить себя переключиться обратно: я уже успокоилась, но мне очень хочется привести двадцать третью аналогию, иллюстрирующую ситуацию с чуть другого ракурса, или сыграть ещё матч, или прочитать ещё главу/статью.
- питание: по умолчанию мне очень хочется питаться исключительно мягкой и сладкой пищей: каши, йогурты, густой чудо-шоколад, пирожные с кремовой начинкой, джемы и варенья и т.п. Периодически хочется мяса, желательно, сладкого (могу полить вареньем). Фруктов - мягких: переспелые груши, спелая хурма и т.д.
Очень сложно заставить себя есть рыбу с молоком (скажем, лосось в сливочном соусе). В детстве мать говорила мне, что от рыбы с молоком обязательно приключится расстройство пищеварения, и, хотя я давно знаю, что у большинства людей это не так, и даже пару раз пробовала сама, заставив себя, мне всё время кажется, что со мной от этого может случиться что-то плохое, так нельзя. Рациональными доводами это почему-то не решается.
- непереносимость определённых звуков есть, но тоже выражается не совсем так, как я читала: не переношу большую часть современной электронной музыки (старше 80-х, наверное): большая часть мне кажется крайне неприятной по звуку, но почти от всего, даже от того, что мне кажется нейтральным или почти приятным, меня буквально физически рвёт спустя приблизительно 20-30 минут прослушивания (тошнить начинает раньше).
- специального интереса я у себя заметить не могу: наоборот, увы, я довольно быстро (максимум - до года) теряю интерес к тому, чем начала заниматься (возможно, из-за моего отношения к фейлам, которое пока не вышло скорректировать). За исключением, правда, бессистемного чтения и видеоигр, но, опять же, не знаю, можно ли это считать специальным интересом. А за вычетом этих двух (принципиально взаимозаменяемых, хоть и с некоторым дискомфортом) пунктов у меня интересы куда менее стойкие, чем у большинства людей: они быстро превращаются в нудную обязаловку.
Пока пауза: долгое произвольное сосредоточение внимания даётся мне с трудом. Потом продолжу.
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 16484
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Черноземье
Re: Может ли это быть РАС?
Здравствуйте.
Буду ждать.Потом продолжу.
Но сейчас я сразу к заголовку. "Может ли это быть РАС?" Да, со всеми обычными ограничениями (заочно не диагностируют, диагностируют психиатры) то, как здесь написано, РАС быть может.
вёшенка🐾
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Может ли это быть РАС?
Продолжение.
- моду я не понимаю. Вкуса в одежде нет. Я пыталась одеваться помоднее и посимпатичнее в надежде, что буду вызывать меньше негатива у окружающих, в результате, по отзывам подруг, надевала совершенно не сочетающиеся вещи, которые казались модными только мне. Научиться интуитивно чувствовать, что мне идёт, что нет, что модно, что нет, что сочетается, что нет, - не выходит. Только что мне удобно, что нет. В результате сейчас мне подбирает одежду подруга.
- у меня никогда не было режима, и мне крайне сложно помнить про необходимость чистить зубы дважды в день, регулярно мыться, а в плане смены одежды совсем большая проблема: я так и не смогла научиться определять степень её загрязнения, если на ней не посажено явного пятна и носки не становятся твёрдыми от пота.
Это тоже ещё далеко не всё, просто времени сейчас больше нет, позже продолжу.
- моду я не понимаю. Вкуса в одежде нет. Я пыталась одеваться помоднее и посимпатичнее в надежде, что буду вызывать меньше негатива у окружающих, в результате, по отзывам подруг, надевала совершенно не сочетающиеся вещи, которые казались модными только мне. Научиться интуитивно чувствовать, что мне идёт, что нет, что модно, что нет, что сочетается, что нет, - не выходит. Только что мне удобно, что нет. В результате сейчас мне подбирает одежду подруга.
- у меня никогда не было режима, и мне крайне сложно помнить про необходимость чистить зубы дважды в день, регулярно мыться, а в плане смены одежды совсем большая проблема: я так и не смогла научиться определять степень её загрязнения, если на ней не посажено явного пятна и носки не становятся твёрдыми от пота.
Это тоже ещё далеко не всё, просто времени сейчас больше нет, позже продолжу.
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Может ли это быть РАС?
- сложности с восприятием целостной картины и континуальных шкал.
Например, в моей картине мира сделать что-то - это сделать максимально качественно (а, соответственно, время- и трудозатратно), насколько я могу, а всё остальное - не сделать. А если всё равно не сделаешь, то смысл тратить на это силы и время вообще. С этими убеждениями с переменным успехом борюсь, но встроить интуитивное понимание, что помимо чёрного и белого есть промежуточные оттенки, не выходит.
Но, как следствие, не всегда могу понять (и даже если понимаю, то обычно с большим опозданием), когда, скажем, изменилось ко мне отношение, или когда пора сменить одежду с зимней на весеннюю или наоборот. Непонимание, когда одежду уже пора стирать, полагаю, поэтому же. Если некое явление не встречалось никогда, а потом вдруг появилось, или наоборот, было всегда - и исчезло, есть немалые шансы, что я это замечу. А если оно встречалось в 20% случаев, потом частота постепенно росла, и теперь оно встречается в 80% случаев, это я наверняка пропущу, пока мне не укажут извне как минимум (и то не факт, что смогу заметить, а не просто принять на веру).
А из общей картины я никак не могу научиться выделять значимые факторы и проигнорировать неважные. Мать вечно на меня ругалась, что я не вижу каких-то нюансов, которые полностью меняют суть дела. Сейчас я понимаю, что она ошибалась: я не нюансов не вижу. Я вообще контекста не понимаю, если только мне не описали ситуацию, уже отфильтровав только значимые факторы.
Например, в моей картине мира сделать что-то - это сделать максимально качественно (а, соответственно, время- и трудозатратно), насколько я могу, а всё остальное - не сделать. А если всё равно не сделаешь, то смысл тратить на это силы и время вообще. С этими убеждениями с переменным успехом борюсь, но встроить интуитивное понимание, что помимо чёрного и белого есть промежуточные оттенки, не выходит.
Но, как следствие, не всегда могу понять (и даже если понимаю, то обычно с большим опозданием), когда, скажем, изменилось ко мне отношение, или когда пора сменить одежду с зимней на весеннюю или наоборот. Непонимание, когда одежду уже пора стирать, полагаю, поэтому же. Если некое явление не встречалось никогда, а потом вдруг появилось, или наоборот, было всегда - и исчезло, есть немалые шансы, что я это замечу. А если оно встречалось в 20% случаев, потом частота постепенно росла, и теперь оно встречается в 80% случаев, это я наверняка пропущу, пока мне не укажут извне как минимум (и то не факт, что смогу заметить, а не просто принять на веру).
А из общей картины я никак не могу научиться выделять значимые факторы и проигнорировать неважные. Мать вечно на меня ругалась, что я не вижу каких-то нюансов, которые полностью меняют суть дела. Сейчас я понимаю, что она ошибалась: я не нюансов не вижу. Я вообще контекста не понимаю, если только мне не описали ситуацию, уже отфильтровав только значимые факторы.
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 14840
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Может ли это быть РАС?
Сложно сказать. РАС может проявляться очень разными наборами признаков. Те особенности, который вы описываете, насколько понимаю, достаточно часто встречается при РАС или подобных состояниях, но еще остающихся в границах условной "нормы".
Есть ли сейчас в важных для вас сферах жизни какие-то непреодолимые или очень большие сложности, вызываемые этими особенностями?
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 16484
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Черноземье
Re: Может ли это быть РАС?
А я такое замечаю. Не за всё могу сказать, что во всём, этого не знаю. На работе.
Мне это умение нравится, потому что сначала у меня его не было. А потом уже появилось, из-за работы. Даже не зная ещё теории (особенно когда её ещё нет, как было с ковидом и другими новыми инфекциями, каких всегда много, с так называемым постковидным синдромом), подмечаю общее в разрозненных случаях, замечаю снижение-повышение уровня заболеваемости в месте проживания, изменения в клинике в целом.
Мне это нравится, потому что непонятно, как это получается. Всё вроде как идёт непонятно как, а потом сами собой кристаллизуются какие-то выводы.
вёшенка🐾
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Может ли это быть РАС?
Определённо. Я ещё не всё дописала, собственно, о них и собираюсь рассказать.ghoststory писал(а): ↑Есть ли сейчас в важных для вас сферах жизни какие-то непреодолимые или очень большие сложности, вызываемые этими особенностями?
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Может ли это быть РАС?
Вот это мне сложно понять. Я очень не люблю, когда у меня что-то получается, но непонятно, почему. Непредсказуемо, когда оно перестанет получаться и из-за чего такое может произойти, а я уже привыкаю рассчитывать на это, как на само собой разумеющееся. У меня так память испортилась и вот это "схватывание на лету", которое было в школе, отвалилось, а я до сих пор не могу перестать на это рассчитывать.
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
- Инес
- постоянный пользователь
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 26 апр 2022, 19:22
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Может ли это быть РАС?
Нет предположений, что именно в работе вам помогло его развить? Может, я тоже могла бы? Очень бы хотелось.
AQ=33, Aspie Quiz - 125 из 200, TAS - 88, EQ - 15
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и 2 гостя