pablig писал(а): ↑12 янв 2021, 23:24
например каких?
Вот на этом месте я всегда себя чувствую глупо, когда после моих "умных" расплывчатых неясностей просят более конкретного. Без представления о конкретном не могу переходить на конкретности. Для представления мне всё нужно видеть или пощупать вживую. А в вопросах аутизма или детей я вообще никто, не специалист и не разбираюсь, ни теоретического, ни практического опыта нет.
Поэтому просто беспорядочно накидаю в кучку то, что я имела в виду под "важными вещами". И опять же иметь в виду фильтрацию информации. Мои слова не абсолют, годный для всех.
- Терпение. При аутизме можно очень долго не видеть эффекта ни от чего. Ни от попыток игр, ни от слов, ни от обучения, ни от чего. Легче всего (психологически) бросить и начать пробовать что-то новенькое. А вот это правильным и не будет. Результат может наступить, только не сейчас. Что у типично развивающихся детей можно заметить эффектом сразу, через несколько дней, при аутизме эффект может быть через несколько месяцев, год от терпеливых действий.
- Исключение "негативных подкреплений". Не ругать, не бить, не повышать голос. Не в смысле, что нельзя запрещать что-то делать или вообще не злиться. Разумные запреты (не чрезмерные) - от них никуда не деться. Не злиться не всегда возможно, да и не требуется такого. Но имеется в виду, что из "кнутом и пряником" исключить кнут. Только "положительное подкрепление". И вообще лучше почитать про поведенческие методики (КПТ, ПАП), небось там это понятнее и полезнее написано.
- Не считать ребёнка бесчувственным. Если никак не реагирует или никаких эмоций не видно, это не значит, что их нет. Априори считать живым чувствующим существом.
- Если "плохо ведёт" себя, не засчитывать это так сразу как злонамеренные его действия. Злонамеренность действий при аутизме тоже возможна, но относительно редко, с этим (есть она или нет) разбираться индивидуально. Скорее всего причина "плохого поведения" есть, и она находится не в самом ребёнке, а в каких-то причинах (у него что-то болит, ему дискомфортно от чего-то сенсорного, он устал и т.д.), а возможности саморегуляции поведения при аутизме ограничены, и им ещё долго потребуется человеку учиться.
- Любить ребёнка, если любовь к нему есть. Это без комментариев, так как вещь нужная, но я в этом не разбираюсь.
- Наблюдение и чуткость. Смотреть, как и от чего у ребёнка какое-то поведение. Это сложно, наблюдать и пытаться понять закономерности. При аллергиях в таких случаях мог бы помочь дневник питания, а при аутизме это, наверно, всё в голове приходится держать. Потом окажется, что ребёнок, например, не переносит свет настольной лампы, поэтому и злится по вечерам, а не из-за чего-то другого. Сам ребёнок или взрослый с аутизмом не всегда может определить и конкретизировать свои ощущения, а тем более причины их. Поэтому в каком-то месте прочитала написанным, что родители детей с аутизмом должны быть немного следователями, в смысле способностей к наблюдению и умозаключениям из них.
- Особое внимание обратить на сенсорное. Что не переносит (свет, звуки какие, тактильное). Что не переносит - устранять. Высокий уровень непереносимостей замедляет обучение и сам по себе очень-преочень неприятен. Невозможно что-то делать или чему-то учиться в плохо переносимых обстоятельствах, а при аутизме именно такие обстоятельства часто и бывают.
- Как где-то (в ВК у специалиста по сенсорной интеграции, там у неё тоже нередко бывают глупые информационные ссылки, но бывают и очень-преочень хорошие) прочитала, что для развития и жизни при аутизме нужна окружающая среда, оптимально сенсорно и социально насыщенная. То есть, плохого сенсорного или социального нельзя. А вот всё равно сенсорное и социальное нужно, и чем больше, тем лучше (но чтобы не было от этого плохо).
- Сенсорная интеграция. Сенсорная дезинтеграция считается одной из гипотетических механизмов в развитии аутизма. Вероятно, специалисты по сенсорной интеграции бывают и помимо одной, но с определением их уровня грамотности и полезности проблематично.
- Оптимальный уровень требований. Если ожидать и требовать от ребёнка слишком многого, ничего не получится. Больше, чем на что он способен на этом этапе, выжимать из него нельзя. Всему своё время. Возможно, с этим связано словосочетание "зона ближайшего развития" (не знаю, что это, до меня всё плохо доходит, но словосочетание мне нравится и кажется хорошим). Но и на уровне слишком лёгких требований оставаться тоже нельзя, и ребёнку скучно будет, и результата никакого.
- Подстраиваться. Если, например, сильные ригидность, стереотипии в поведении, слабая переключаемость, это трудно человеку преодолеть и не всегда возможно. Продуктивнее нередко подстраиваться под свои (в смысле, аутичного человека) особенности и обходить их, а не идти наперекор им.
- Не заниматься упорно и долго коррекцией того, что на самом деле не вредно. Например, бывает полезнее не устранять самостимулирующее поведение (стимминг), тем более это не всегда возможно, а пытаться переводить его в более социально приемлемые формы. В смысле, полезнее не переделывать ребёнка на
внешне нормального, хотя от этого тоже в какой-то степени не деться (в обществе нетерпимы к ненормальным), а учиться тому, что понадобится в жизни на самом деле. Самообслуживание, практические навыки.
- Вероятно, особое внимание придётся уделять эмоциям. Нередка алекситимия при аутизме. Но что с этим делают и зачем, это я не знаю. Просто знаю, что это (умение распознавать эмоции) считается важным.
- Самому быть в хорошем состоянии. Если самому плохо или слишком устал, на ребёнка сил уже не хватит. О себе думать тоже, а не только о ребёнке.
Вообще-то, наверно, много чего ещё важного и очевидного бывает. Мне просто надоело пока, извините. Наверняка это ведь всё где-нибудь написано, и в более хорошем и упорядоченном виде. А так ещё хорошее место, где читать, это aspergers.ru, каких-то глупостей, как бывает в других местах по аутизму, там не пишется.