Для начала хочу извиниться за столь долгую задержку с ответами. Хотелось перекомпоновать тему и разместить ее в нужном месте.
Еще немного текста "почему у нас такая тема":
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.
В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях.
Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).
RMO писал(а):То есть мышцы могут пойти от одного только представления о движении?
Да. В идеале это так и должно происходить.
Это тема касается и "праязыков" и вообще всей жизни человека. От образа "лимон" в голове, во рту выделяется слюна. Должна выделяться. Только это должен быть именно образ, а не слово. У маленьких детей так и есть. Зачем начинается "обучение" (здесь я употребляю это слово с негативным оттенком).. развитие левого полушария, обучение грамотности и письму. Далее в мозгу вместо образа остается слово. Текст. Никаких ощущений. Ощущения - это первоначальная тема, которая присуща человеку. В современном мире образы и сопровождающие их ощущения давно и прочно заменены "текстом", "словами" - отсюда и большинство проблем.
RMO писал(а):А мне интересно, как я делаю смену движений, например как я перехожу от завязывания шнурков к поиску ключа. С чего я вообще взял, что следующим действием надо искать ключ?
Это отдельная тема.. тоже весьма интересная.. вначале нужен навык "наблюдения за собой", за телом. Четкий, автоматический. Далее к этому можно прикрутить все что угодно. Вытащить любые свои стереотипы. На определенном этапе подсознание начинает подсказывать "что все это значит". То есть "С чего я вообще взял, что следующим действием надо искать ключ?"
RMO писал(а):
Далее.. Не все йогурты одинаково полезны.. То есть не все движения энергетически эффективны. Обучая свое тело энергетически эффективным движениям (чтобы при движении мышцы антогонисты не работали друг против друга - мышцы-сгибатели расслаблялись при напряжении аналогичных мышц-разгибателей), мы можем научить свое тело вообще не замечать нагрузки от "протекания эмоций" - потому что течь будет правильно, эффективно.
Как тело можно обучать этому?
Научиться не замечать нагрузки от эмоций это классно, потому что лишние эмоции иногда сильно мешают.
Найти занятие (физическое, двигательное) через которое вы действительно будете выражать эмоции.
Именно выражать. Не физкультура, не бег.. Искусство, танец, музыка.. Желательно задействовать все тело - разные, скажем так, "слои" эмоций выражаются через разные части тела. Пальцы - тонкие эмоции - музыка.. Все тело (ноги, "центр тяжести") - танец - более грубые эмоции (к примеру "агрессия"). Взять танец "фламенко" - чем не выражение агрессии. Культурное.. не деструктивное.. созидательное.
Ведь агрессия - это просто энергия. Это сейчас в нашей культуре оно приобрело негативный оттенок. А на самом деле эту энергию моно направить и на созидание. На создание красоты - в танце.
Далее приобретать мастерство в том деле, которым ты занимаешься. Желательно найти хорошего учителя. (Хорошего пианиста, у которого УЖЕ мышцы двигаются эффективно). Но, вообще, не обязательно нужна модель. От долгого и вдумчивого или чувственного (это просто два пути - или наблюдать, замечать и логически выстраивать траекторию, или просто выражать самозабвенно) повторения одного и того же - мышцы сами встанут на места. Если ставить себе такую цель. А не тупо повторять "действия" по шаблону.. как на физкультуре.. сказали 10 раз присесть - приседаем.. тупо на счет.. неважно как это получается.. не наблюдая за собой и не делая никаких выводов. В общем-то это то, что делает хороший учитель - указывает на ошибки в эффективности выполнения. Но можно и самому - хоть и труднее - нужна бОльшая осознанность.
Да вот взять картинку: шеф-повар ресторана - с какой скоростью он может порезать, скажем, огурец.огурец на ровные миллиметровые пластики огромным ножом (ну видели, я думаю, такие тесаки у "классических" поваров). Простая домохозяйка так не сможет. А потому что человек любит свое дело, занимается им с чувством и долго. У него эффективность движений при нарезке огурца доведена до совершенства. Так вот я не про огурцы конечно.. а про выражение эмоций.. через что-то.. через действие..
При хорошо развитой идеомоторике (мышечном представлении движения) чувства будут выводиться автоматически. Идеомоторика берется не с "потолка". Это не врожденное качество - она вполне себе вырабатывается в процессе занятий.
То есть: вы испытали гнев.. вы его осознаете.. чтобы не метать табуретки вы идете танцевать фламенко.. вывели из организма данную эмоцию.. выразили.. со временем вам уже не нужно будет танцевать.. мышцы автоматически расслабятся после испытывания гнева. Они уже знают траекторию расслабления, траекторию выражения чувства. Мышца автоматически займут наиболее энергетически выгодное положение (т.е. расслабление). Сработает идеомоторика. Вы даже этого не заметите. Накатало и тут же отпустило.. Со временем перестанет и "накатывать".
Конечно, в основе всего - осознавание (движений, чувств).
RMO писал(а):Вот и у меня в танго ничего не получилось путем копирования. Мне пришлось создать теорию танго с нуля, и тогда я затанцевал очень даже как..
Если поделитесь теорией, я бы с удовольствием ознакомилась. Может вместе чего придумаем..
RMO писал(а):А можете дать названия самых интересных книжек в этом отношении?
Во-первых, перечитайте топик (первое сообщение): мы там при переносе темы немного ее доработали.
Во-вторых, списком:
1. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. Написана советским психофизиологом. У него есть еще статьи.. я просто не читала. Руки пока не дошли. Книга написана достаточно тяжелым языком, я осилила со второго подхода. Какой-то советский, профессорский.. Но когда я смогла абстрагироваться от языка написания - эта книга стала для меня откровением.. потому что в ней с научной нейрофизиологической точки зрения выражено, то, до чего я дошла сама, через опыт.
2. Фельденкрайз. Сознавание через движение. Читается легко. Точно также книга подтвердила мои собственные наблюдения. Читала его интервью. Видно, что человек знает о чем говорит. Еще нравится его именно инженерный подход. С точки зрения физика. Прямо "мое". Никакой психологической гуманитарной жевачки.
Еще у него же есть книга: Искусство движения. Уроки мастера.
3. Далее просто направления куда копать - я даже не читала, листала, что-то выхватывала.. скорее все как подтверждение опыта..
Биомеханика Мейрехольда,
Танцы Гурджива,
Гиршон (танцевально-двигательная психотерапия),
Телесно-ориентированная психотерапия (Вильгельм Райх и др.)
На рутрекере есть подборка материалов под общим названием "психосоматика" - там целое собрание сочинений, методик и видео разных авторов на русском и английском языках..
RMO писал(а):У аспи еще больше напряжений в теле, поэтому и походка немного угловатая.
Тут цитата из Фельденкрайза:
Люди, не очень хорошо осознающие своё тело, обычно держат в теле столько напряжения, что просто удивительно, как они вообще могут функционировать, ведь мышцы постоянно борются друг с другом. Разгибатели сокращены, и в это же время сгибатели пытаются сократиться, и наоборот. И выключателя просто нет. Жить в таком теле — это жить в ожидании срыва, который непременно должен произойти. Умение ощущать и осознавать собственное тело просто даёт вам возможность понять тот факт, что вы слишком сильно напряжены.
Нервная система занимается прежде всего движением и паттерны движения отражают состояние нервной системы. Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы напряжены, спешим, мы не можем учиться. Мы можем лишь повторять старые паттерны.
Важно восстановить связи между двигательными участками коры головного мозга и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает.
RMO писал(а):Еще большое значение имеет плавность движений и ритм..
Большое значение для чего?
Для эффективного выражения и управления.
Отсутствие плавности - это набор дискретных состояний, неких точек, в которых мы можем ощущать тело (конечность) и управлять ею. А то, что между точками происходит стремительно.. само.. никак не управляется.. от точки до точки ты как бы "падаешь", а это означает отсутствие равновесия. Не ты управляешь, а тобой управляет окружение (к примеру, сила тяжести). Ты можешь что-то менять только в этих точках "осознавания" - между точками тебя просто "несет".
При наличии плавности эта "дискретность" уходит. Имеем непрерывную траекторию в каждой точке которой мы можем ощущать тело - а значит и управлять им.
Ритм - тоже имеет отношение к управлению. Чувства и эмоции - вещи нематериальные - имеющие отношение к психическому пространству - то есть потрогать нельзя. А вот их выражение напрямую завязано на материальный мир. Какие параметры мы имеем в материальном мире? Время и пространство (координаты). Это значит для эффективного управления нам нужна точность во времени и в пространстве. Умение быть "в нужном месте у нужное время". А нужное время - это именно ритм.
И еще каждое движение должно быть обратимо. не знаю как в танце - наверняка и у танцоров есть такие моменты в обучении.. Расскажу о том, что знаю - музыканты учатся играть и от конца к началу. То есть каждую пару движений ты должен уметь воспроизводить от А к Б и от Б к А, причем по одной и той же траектории. (Книга: Коган, "У врат мастерства"). Это часто встречалось не только про музыку.. В общем-то, это общий закон природы - наибольшую работу (как физическую величину) дают
обратимые процессы (они правда на практике не реализуемы).
RMO писал(а):У меня было подобное, я его легко преодолел простым приемом: я смотрю на танец не так как будто я танцую, а как будто я кручу полом, комнатой, всеми зрителями и вообще миром. То есть, я не танцую в буквальном смысле, я стою на месте. Такой прием почему-то резко снижает перегрузки, о которых вы говорите.
Я так на руках стоять училась. Представляешь, что ты просто стоишь "держа пол на вытянутых над головой руках". Надо подумать, это действительно можно почаще применять.