elena.rogochiya писал(а): ↑13 авг 2018, 18:47
Так, к примеру, у меня есть строгое табу, на все попытки заставить Леру делать что-либо без ее желания, как говорит моя бабушка "хочет или не хочет, надо приучать", меня таким образом наприучали к абсолютному неприятию некоторых действий.
Возможно, не у всех аутичных людей, но довольно во многих случаях сама по себе аутичность предполагает идти вопреки своим разным неприятиям. Аутичность часто сопровождается сенсорными гиперчувствительностями/непереносимостями (есть ли такие у Вашей девочки?), избежать которых в жизни практически невозможно. Аутичность нередко предполагает защитные реакции от факторов реальности (обойти или противостоять защитным реакциям сложно). Не заставлять, на мой взгляд, правильное решение. Но тем или иным образом, вероятно, что ребёнку всё равно придётся идти вопреки своим внутренним побуждениям.
Если более конкретно. Опять же мне придётся извиниться, что только со своими личными примерами (ну нет у меня других достоверных примеров).
- Дома с едой не заставляли (пробовали в детском саду, но это другая история), но всё равно мне пришлось заставлять саму себя. Не заставляли дома, а просто давали возможность не есть, пока отказываюсь, на своей практике мне пришлось прийти к выводу, что удобнее терпеть тошноту от еды, чем боль в животе от голода.
- Не заставляли с выбором еды, уговаривали разумно (витамины, другие полезные вещества). Во взрослом состоянии я попробовала питаться только по своему выбору (молочное, зерновое, фруктовое), через 1,5 года при медосмотре в институте анемия средней тяжести, пришлось прийти обратно к более разумному питанию.
- Не заставляли с учёбой. А всё равно приходилось пытаться заниматься в том числе и непонятными нелюбимыми предметами, так как единственным способом поступления в институт по желаемой профессии было только бесплатное поступление.
- Не заставляли с общением с людьми (со своими или чужими). То, что вредно не уметь общаться - объясняли, но заставить это делать насильно - невозможно. А всё равно приходится преодолевать свою трудность общения, потому что в жизни на общении очень много завязано, в том числе и мне нужное.
Несколько примеров, а их множество. Я не могу сказать, насколько распространено это явление среди аутичных людей, что каждый день много раз и на многих мелких и крупных вещах приходится терпеть неприятное или преодолевать трудное (потому что другого способа жить более приближенно к желаемому образу жизни нет). Потому что некоторые тут на форуме указывали на то, что возможно жить только по своим желаниям и более приближенно к своим возможностям/способностям. Может быть, у кого-то получается по-другому, без насилия по отношению к себе и более расслабленно. Но даже с определённой долей напряжения я не живу так, как хотела раньше (планировала в детстве, в детском саду и начале школы), а многое так совершенно и не могу сделать. А без напряжения и определённой доли насилия самой к себе я не смогу даже и в магазин сходить (не то, что что-то более серьёзное).
Не для того, чтобы расстроить, написано. Во-первых, не у всех так (вероятно). Во-вторых, выход аутичного ребёнка из зоны комфорта по мере действительной необходимости производится ни в коей мере не насильственными способами, а тем способом, чтобы он сам (ребёнок или взрослый) имел возможность выбрать, остаться ли в зоне комфорта или нет. А для обучения новому приходится создавать: а) подходящую обстановку и б) поводы для того, чтобы ребёнок всё-таки вышел из зоны комфорта, используя: его любопытство, его интересы, его любимые вещи или занятия. Чтобы сам ребёнок/взрослый захотел что-то делать или научиться делать. Очень важно понять у ребёнка зону интересов, чтобы придумать, каким образом можно расширить зону его жизнедеятельности. Потому как если только на поводу желаний ребёнка - не всегда хорошо может получиться. То есть в итоге, конечно, тоже получается насильственное выведение из зоны комфорта, но не прямым способом, а через желание самого ребёнка.
Предупреждение. Я не специалист. Написанное - только информация, которую можно принять во внимание, а можно и нет. Но не руководствоваться мнением неспециалиста, поискать более достоверные источники информации (работа со специалистами, какие-нибудь книжки или руководства по воспитанию аутичных детей). И то более достоверным, чем моё мнение (мнение взрослого человека с очень лёгким РАС, не имеющим опыта воспитания детей), является опыт других родителей детей с РАС, но учитывать индивидуальность и различность всех детей.