Светлана писал(а): ↑03 июн 2021, 13:07
Но все же в детстве она не так развита, как у взрослых.
Индивидуально. В этом нет жёстких норм, как и в сексе, романтических отношениях, культурных различиях разных народностей. То, что у человека возникло потом, относительно в последние столетия и десятилетия, индивидуальные различия преобладают над приблизительными нормативами. Видела превосходную эмпатию в 3 -4 года. Видела её отсутствие в 30 лет.
А если добавить ещё так необходимое для многих взрослых снижение эмпатии с возрастом и с контактом с жестокими обстоятельствами (в просторечии это явление называется "эмоциональное выгорание"), то разброс способностей к эмпатии у детей и взрослых получится ещё шире.
Эмпатию возможно развивать.
РАС и эмпатия не имеют обязательной связи. При РАС эмпатия может быть любая (высокая, средняя, низкая). Низкая или высокая эмпатия могут быть и без РАС.
Я сейчас когда сыну сказки читаю, от некоторых просто офигеваю от жестокости и на ходу что-то недочитываю и меняю. А самой в детстве они чудовищными не казались.
Эти сказки - адаптация. Это Вы ещё, значит, настоящих сказок тех времён не читали. Редко, очень редко кто их читал, а кто читал, ужасаются, они похлеще теперешних фильмов ужасов.
Времена меняются. Меняются представления о норме в человеческом поведении. Нормально раньше было зарезать ребёнка, хоть своего, хоть чужого, ничего особенного, часто случалось. Сейчас к этому отношение другое.
Что бы такого ему про людей почитать или дать посмотреть, что б увидеть тут он как будет реагировать... Посоветуйте
Я думала, Вы поняли в тот раз (когда уже заходила речь об эксперименте на эмпатию). Тогда напишу яснее, раз не поняли в тот раз. Эксперименты над ребёнком - явление для меня крайне неприятное и гадкое. Это личное моё восприятие, на основании личного и немного професионального опыта. Извините, это не намерение обидеть, это мой личный "триггер" по определённым обстоятельствам.
Я не ставила никаких опытов, когда у меня был период опасения за родственника (на тот период маленького) в отношении нескольких подозрительных на аутизм проявлений. Только наблюдение при встречах, только обычные житейские взаимодействия. Просто жить, как все люди.
Диагноз, он же ничего не меняет, есть он или нет. Ребёнок один и тот же. Особенности его (наследственные и не наследственные) одни и те же. Ребёнок, даже если есть у него особенности поведения, в течение жизни учится, в самом процессе жизни. А что не получается у него, на то внимание и обращается, помогают ему учиться в сложных для него вещах. Независимо, есть ли диагноз или нет, есть ли какое расстройство поведения или нет. Когда необходимо (достаточно выраженный уровень поведенческого расстройства), ребёнок учится не только у родителей и сверстников, но и с привлечением специалистов (психолог, логопед, психиатр, ещё там разные), но основное его всё равно учение - повседневная жизнь в семье, с родителями. Желательно (если возможно) - спокойными счастливыми родителями.
Я не учу Вас. Я знаю, что родительство - это очень сложно. Поэтому я сама не родитель, мне такое не по моим возможностям (не по моим нервно-психическим особенностям). В семье важнее сама семья и сами родители, чем какие-то посторонние "доброжелатели". Привычка у меня такая дурацкая, пока не могу избавиться от неё - отвечать, когда спрашивают.
На мой взгляд, Вы паникуете раньше времени. Но это неизвестно мне на самом деле и известно быть не может - заочно никаких суждений не выносят. А вдруг правы именно Вы. И я не могу Вам ничем помочь, ни советом, ни мнением, я не рядом и не специалист.