Dig386 писал(а):Есть разные подходы. Не все из них основаны на копировании, часть построены на попытке вызвать у себя нужное эмоциональное состояние или представить себя кем-то. Да, и то, и другое будет натыкаться на слабые стороны аутичного восприятия мира, но как вырабатывать компенсаторные навыки, не нагружая слабые стороны?
Phobos писал(а):А что в вашем понимании представляют собой эти "компенсаторные навыки"?
Dig386 писал(а):Навыки по ощущению собственного эмоционального состояния. Их развитие чем-то похоже на развитие моторных навыков.
А как (и какой смысл) вырабатывать эти автоматизмы и спонтанность? Если (помимо затруднений с распознаванием и выражением эмоций) восприятие, например, вообще вот такое:
Vorona писал(а):Мне не нравится выражать свои эмоции.
И дело тут не в затруднениях с этим, а в каком-то неосознанном отторжении. Некоторая отрешённость, монотонный голос куда лучше соответствуют самоощущению.
Vorona писал(а):В режиме "по умолчанию" вижу чистые, яркие эмоции.
Обращение внимания на невербальную информацию так же, как и упомянутое мной выше выражение эмоций, причиняет внутренний дискомфорт, даже ещё более сильный.
Наиболее содержательно о подобии развития моторных навыков и развития эмоциональности на форуме пишет
pti. Например, вот
тут она писала:
pti писал(а):Я считаю, что включение такой суперлогики является защитным механизмом психики от непереносимого сенсорного (в том числе и эмоционального) опыта (в утробе или в раннем детстве). Логика частично защищает носителя от невыносимого наступления окружающего (или внутреннего) мира. И то, что психика никаким образом не дает отключить мозг, означает, что отключать его насильно НЕ НАДО. Вот это внутреннее сопротивление некоторым практикам, предлагаемым психотерапевтами, при полном осознании их полезности и применимости, оно не просто так.. Психика лучше психотерапевта знает, что ей надо. Поэтому лучшей рекомендацией будет слушать только себя, а не книжки и психологов.
Вторым пунктом является развитие координации (во всех ее проявлениях). Так мы переводим контроль с логического уровня (уровня головы) на физический (телесный) уровень. Таким образом, по мере того, как тело станет справляться само (автоматически, без участия головы) с некоторыми видами опыта (сенсорика с моторикой связаны неразрывно), психика будет выдавать новые «порции внешнего (или внутреннего) мира», которые носитель уже сможет с легкостью переварить.
Психика постепенно включает в осознание-восприятие новые виды опыта и избавляется от старых негативных... Контроль не убирается, контроль передается на нижний уровень.
Вот то, что она много раз (и достаточно убедительно) описывала, у меня не работает: не получается "
перевод на телесный уровень", "
развитие координации (во всех ее проявлениях)" не всегда получается, но даже если получается, то вовсе не ослабляет внутренний дискомфорт, отторжение эмоционального, отвращение к социальному (и на уровне физических ощущений, и интеллектуальное), выработка автоматизмов без полного "
отключения мозга" невозможна (а
pti как раз подчеркивает, что "
отключать его насильно НЕ НАДО", и я с ней полностью согласен!)...
Проблема всё-таки в способности (или принципиальной неспособности) получать удовольствие (позитивные эмоции) от состояния потери осознанного контроля, от ощущения "потока", спонтанности, от неожиданности, непредсказуемости, хаотичности происходящего. Без этой способности, развивать эмоциональность (в случае аутичного человека всё же не растормаживать, а именно развивать), достаточных мотиваций не возникает.
Dig386 писал(а):Phobos писал(а):Положительные эмоции у аутичных связаны не с социальным взаимодействием.
Зависит от конкретного аутичного человека и его/её жизненного опыта.
Вот и откуда ему (такому положительно-эмоциональному жизненному опыту) взяться у несоциального аутичного с неразвитой эмоциональностью?