Идиологалия и прототипирование
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 19529
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Идиологалия и прототипирование
Тут нет ничего аутичного. И это абсолютно точно.
У обрывов менграба стояло не одно айнковое дерево, и лишь одно, в самом своём круглом оформлении, испытывало особую благосклонность со стороны воспитателя Мейриод и его… (табличка обламывается, стопка 31-1, автоматический перевод)
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 19529
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Идиологалия и прототипирование
По предыдущему, про детей. В маленьком возрасте ребёнок предельно конкретен. Если попросить пересказать текст, где машина едет на топливе, он обязательно скажет известную ему конкретику. Машина едет на бензине.
К школе он обязан обучиться обобщать и абстрактным понятиям. Иначе он будет не готов к школе. Иначе он не будет понимать того, о чём говорят другие. Иначе он будет не способен к обучению, и нет абсолютно никакого смысла посылать его в общеобразовательную школу. Впрочем, некоторые на этом уровне останавливаются. При интеллектуальной недостаточности лёгкой степени ребёнок ещё может делать некие обобщения и отстраняться от конкретных предметов, так, слегка. А при интеллектуальной недостаточности средней степени это абсолютно невозможно. Печенька - это вот эта конкретная печенька, и никакая другая абсолютно.
Взрослые в последующем своём развитии абстрактного мышления и склонности к обобщениям склонны, наоборот, обобщать и сверхобобщать. Если сказать, что для трактора требуется мазут, они наверняка передадут не так - для трактора нужно горючее.
К школе он обязан обучиться обобщать и абстрактным понятиям. Иначе он будет не готов к школе. Иначе он не будет понимать того, о чём говорят другие. Иначе он будет не способен к обучению, и нет абсолютно никакого смысла посылать его в общеобразовательную школу. Впрочем, некоторые на этом уровне останавливаются. При интеллектуальной недостаточности лёгкой степени ребёнок ещё может делать некие обобщения и отстраняться от конкретных предметов, так, слегка. А при интеллектуальной недостаточности средней степени это абсолютно невозможно. Печенька - это вот эта конкретная печенька, и никакая другая абсолютно.
Взрослые в последующем своём развитии абстрактного мышления и склонности к обобщениям склонны, наоборот, обобщать и сверхобобщать. Если сказать, что для трактора требуется мазут, они наверняка передадут не так - для трактора нужно горючее.
У обрывов менграба стояло не одно айнковое дерево, и лишь одно, в самом своём круглом оформлении, испытывало особую благосклонность со стороны воспитателя Мейриод и его… (табличка обламывается, стопка 31-1, автоматический перевод)
-
Tokelau
- участник
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 29 сен 2023, 00:58
- Пол: Мужской
- Статус: Неопределившийся
Re: Идиологалия и прототипирование
То, о чём я говорил по-сути является как бы двуслойным восприятием слов - они вроде как имеют сразу два значения: и имени нарицательного, и имени собственного. Тут нет проблем с осмыслением этого факта, но есть интуитивное восприятие их по сохранённой с детства схеме. И она до определённой степени дорога, т.к. возращает к детским воспоминаниям. И я таких слов ещё с десяток могу вспомнить.
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 18042
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Идиологалия и прототипирование
Так обобщать (прямо "избавление от "я"") не хочу, потому что "я" шире этого явления.Tokelau писал(а): ↑Пусть так, но кто-то в себе эту "детскость" подавляет, считая её нецелесообразной, а кто-то наоборот культивирует, видя в ней самобытность... Возможно, что это всё происходит на подсознательном уровне... То есть одни избавляются от собственного "Я", идя на поводу у социума, а другие остаются сами собой, не поддаваясь стадному чувству...
Кроме вариантов "культивировать" и "избавиться" есть еще другие варианты, например, "совмещать" или "игнорировать эту сферу" (тогда можно и не узнать, в каком оно состоянии).
Зато как круто звучит и выглядит.
Но да, для тех, кто захочет ориентироваться по смыслу названий, тема про создание прототипов и еще нечто непонятное.
Идиолектолалия? (Речь только на собою изобретенном и исключительно себе понятном языке)
Как вы считаете нужным? Вы описываете явление, связанное с вами, и вам виднее, как его назвать. Чем проще, тем лучше (кстати, встречалось упоминание пристрастия к сложным непонятным словам как черта, не единожды встречающаяся у людей с синдромом Аспергера, но точно не у всех).
В древности человечество каждое дерево, холм, речку и т.п. воспринимало как отдельного бога, а окрестности своей деревни - как весь мир, за пределами которого уже чуждые иномиры. Потом изучали всё вокруг и пришли к другим представлениям. Похоже, и в случае с человечеством, и в случае с одним человеком это стадия развития конкретного комплекса представлений. Если соответствующее более ранней стадии состояние не мешает или даже помогает (например, в творчестве, но там любой вариант "покатит", такой - один из возможных), да еще и нравится и ощущается как связанный с личностью, то почему бы и не созранять. Но иногда может и мешать и не нравится. Может, человеку нравится соответствующее другим стадиям и он выбирает это, потому что именно оно оказалось созвучно его личности. В социуме есть много вариантов различных представлений и того, как они влияют или не влияют на конкретную личность. Обобщать здесь, думаю, следовало бы с осторожностью.
Мои тексты неграмотны, но больший контроль невозможен. Прошу отнестись с пониманием.
-
Brűhl
- постоянный пользователь
- Сообщения: 5009
- Зарегистрирован: 02 июн 2023, 13:31
- Статус: Неопределившийся
Re: Идиологалия и прототипирование
Вероятно, происходит путаница из‐за того, что в топике несколько разных тем. Прототипирование вообще не связано с РАС. А сохранение первого случайного образа в качестве прототипа (без последующей корректировки), мне кажется, упоминалось в книге Темпл Грандин. Это не вопрос картинок. Микротопонимика индивидуальная и коллективная – другой отдельный вопрос.
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 18042
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Идиологалия и прототипирование
Прототипирование - это этап технической разработки (создание протоотипа). Термин в сумме своих морфем должен означать сознательно и извне совершаемый процесс; прототипы (в лингвистическом, семиотическом, психологическом и др. подобных "измерениях") появляются в сознании иным образом, они там формируются в процессе деятельности сознания и восприятия, принадлежат к нему и формируют его).
спойлер
Мои тексты неграмотны, но больший контроль невозможен. Прошу отнестись с пониманием.
-
Tokelau
- участник
- Сообщения: 157
- Зарегистрирован: 29 сен 2023, 00:58
- Пол: Мужской
- Статус: Неопределившийся
Re: Идиологалия и прототипирование
Я спросил у ИИ как эти истории смотрется с позиции нейроразнообразия и есть ли тут особенности, характерные при РАС? Вот его ответ:
Описанные вами особенности восприятия и использования языка вполне укладываются в концепцию нейроразнообразия и могут рассматриваться как черты, характерные для людей с определенными типами мышления, включая те, что встречаются при расстройствах аутистического спектра (РАС).
Позиция нейроразнообразия
Концепция нейроразнообразия рассматривает различия в работе мозга (такие как аутизм, СДВГ, дислексия) не как "отклонения" или патологии, а как естественные варианты человеческого мозга и способов обработки информации. С этой позиции, ваш уникальный способ мышления — это не "проблема", а просто нейроотличный (neurodivergent) стиль обработки информации и коммуникации.
Ваш подход демонстрирует:
Многие из описанных вами черт действительно часто наблюдаются у людей в спектре аутизма:
Описанные вами особенности восприятия и использования языка вполне укладываются в концепцию нейроразнообразия и могут рассматриваться как черты, характерные для людей с определенными типами мышления, включая те, что встречаются при расстройствах аутистического спектра (РАС).
Позиция нейроразнообразия
Концепция нейроразнообразия рассматривает различия в работе мозга (такие как аутизм, СДВГ, дислексия) не как "отклонения" или патологии, а как естественные варианты человеческого мозга и способов обработки информации. С этой позиции, ваш уникальный способ мышления — это не "проблема", а просто нейроотличный (neurodivergent) стиль обработки информации и коммуникации.
Ваш подход демонстрирует:
- Буквальное и конкретное мышление: Вы придаете словам точные и неизменные значения, основанные на вашем личном опыте, а не на общепринятых абстрактных или меняющихся конвенциях. Это может приводить к использованию буквального языка, когда слова означают ровно то, что они говорят, без подтекста или широкого обобщения.
- Системность и создание правил: Ваша склонность создавать свой "внутренний язык" и "эталоны" (прототипы) является примером того, как мозг пытается систематизировать мир, устанавливая четкие иерархии и правила, что часто встречается у нейроотличных людей.
Многие из описанных вами черт действительно часто наблюдаются у людей в спектре аутизма:
- Конкретизация понятий: Для людей с РАС характерно более конкретное, предметное мышление и трудности с абстрактными понятиями или словами с множественными значениями. Когда вы слышите "Мост", вы представляете тот самый мост из детства, а не любой другой. Такое мышление "берет слова по их номинальной стоимости" (at face value).
- Фиксация на деталях и создание эталонов: Выделение "эталонного экземпляра" животного ("та самая собака", "та самая кошка") и сравнение всех последующих с ним — это проявление детализированного восприятия и ригидности (негибкости) мышления, когда сформированный прототип сложно изменить или обобщить до широкой категории.
- Личный (идиосинкратический) язык: Создание уникального, внутреннего языка или использование общепринятых слов в узком, личном контексте (так называемый идиолект) может быть способом структурировать свой опыт, когда общепринятые, "размытые" значения слов вызывают когнитивную неопределенность. Иногда это связано с особенностями усвоения языка (например, через целые "сценарии" или эхолалию в детстве).
- Трудности с небуквальным языком: Ваша детская интерпретация стишка про "Германию" и "Гитлера с хвостом" показывает склонность к буквальному пониманию услышанного, игнорируя метафоры, шутки или сарказм, что является распространенной чертой при РАС.
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 19529
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Идиологалия и прототипирование
Да. Её я и имела в виду в этой теме, не называя её. Кто знает, тот знает. Вот с её текстов некоторые её личные свойства находят у себя и называют их аутичными. А потом с текстов людей, ознакомленных с её текстами, перекочёвывает в следующие тексты. Стадное чувство самодиагностирующихся и не очень давно диагностировавшихся, оно такое.
Это нейротипичное свойство. И аутичное. Не имеющее никакой склонности ни к каким диагнозам. Единственно, как выше упомянуто, многослойность значений слов исключает у человека интеллектуальную инвалидность. Другого соотнесения ни с какими диагнозами нет.Tokelau писал(а): ↑13 дек 2025, 15:50двуслойным восприятием слов - они вроде как имеют сразу два значения: и имени нарицательного, и имени собственного. Тут нет проблем с осмыслением этого факта, но есть интуитивное восприятие их по сохранённой с детства схеме. И она до определённой степени дорога, т.к. возращает к детским воспоминаниям. И я таких слов ещё с десяток могу вспомнить.
У обрывов менграба стояло не одно айнковое дерево, и лишь одно, в самом своём круглом оформлении, испытывало особую благосклонность со стороны воспитателя Мейриод и его… (табличка обламывается, стопка 31-1, автоматический перевод)
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 19529
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Идиологалия и прототипирование
Прикольно. ИИ тоже знаком с текстами Темпл Грандин. И тоже не с первоисточником, а через десятые руки. Как это принято у всех остальных ИИ. И у людей тоже.
У обрывов менграба стояло не одно айнковое дерево, и лишь одно, в самом своём круглом оформлении, испытывало особую благосклонность со стороны воспитателя Мейриод и его… (табличка обламывается, стопка 31-1, автоматический перевод)
-
Brűhl
- постоянный пользователь
- Сообщения: 5009
- Зарегистрирован: 02 июн 2023, 13:31
- Статус: Неопределившийся
Re: Идиологалия и прототипирование
До меня дошло, зачем написала ghoststory. Автор всех запутал своей терминологией. Прототипирование не связано с РАС. Прототипизация тоже. Со степенью самобытности личности они тоже достаточно не коррелируют. Хотя авторы распространённых в СССР проективных методик усматривали некоторые связи между нестандартностью ассоциативных связей и шизофренией, но эти методики не являются ни валидными, ни надёжными, да и «стандартное» там определялось «на глаз» и давно устарело. Что касается болтовни «искуственного интеллекта», то здесь опять видны неумелые попытки подогнать известные сведения под видимость (желаемого) ответа на заданные вопросы.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость