С синдромом Аспергера есть важная поправка: это не болезнь. Он входит в число расстройств развития, но не считается болезнью даже теми, кто не является сторонниками идеи нейроразнообразия. Черты синдрома Аспергера, получается, "инкорпорированы" в личность, определяют ее развитие. И вопрос скорее в том, чтобы ребенку научиться жить с этими особенностями, а окружающим научиться принимать его таким, каков он есть, и ценить его достоинства.Светлана писал(а): ↑Но трудно любить болезнь, согласитесь, всегда правильно отделять болезнь от личности. Поэтому когда твой ребенок условно "с характером" ты любишь ребенка и его особенности, характер, когда у тебя ребенок с болезнью, ты любишь только ребенка, выкапывая его из болезни. В этом мой диссонанс. Я не вижу жёстких проявлений болезни, к счастью.
А за что именно ругал муж? За то, что вы плакали при ребенке (сам факт, якобы "нельзя"?), за то, что расстроили ребёнка, за то, что вообще плакали и открыто проявляли свои чувства или какой-то другой вариант?
Выражать негативные эмоции и таким образом избавляться от их воздействия нужно, это здоровый вариант, и хорошо, если эмоции осознаются и могут быть выражены.
Открытость с ребенком - думаю, это тоже хорошо. Дети учатся на примере старших, и он тоже учится быть открытым (а открытость, честность - это безопасность).
На мой взгляд, хорошо, что реакция последовала, не важно, насколько "правильно" выраженная.
Есть вполне благополучные истории людей с синдромом Аспергера (правда, в основном по-английски, но есть и переводы, например, Стивен Шор "За стеной"; русские оригинальные книги такого рода не попадались, но, возможно, они уже существуют, есть смысл поискать). Есть хорошие книги и статьи с рекомендациями для родителей, учителей и специалистов. Рекомендую работы Тони Эттвуда (например, публикации здесь).
Если любого человека стараются понять и принимают, он будет намного более счастлив, чем непонятый и попрекаемый. Независимо от наличия синдромов, болезней и т.д.
Думаю, есть смысл наблюдать за ребенком, стараться видеть его возможности (и давать возможность развиваться) + одновременно помогать при явно непреодолимых трудностях, которые он точно не может разрешить сам (как помогать - тоже много способов: не обязательно делать за него; иногда можно отложить обучение какому-то навыку на более позднее время, иногда нужно разложение сложного действия на более мелкие шаги, а их ребёнок сделает сам и т.п.; в общем, от родителя потребуется аналитическая работа и менеджмент). Гиперопека - это плохо, она останавливает развитие, и надо следить, чтобы ее не возникало. А любовь как доброе отношение, безусловное принятие, понимание ценности человека - это, думаю, то, чего не может быть слишком много, и, наверное, везёт тем, кто способен это хорошо ощущать.