Brűhl писал(а): ↑вот и получается, что для авторов олимпиады это было очевидной вещью. Что перечислить стихотворения – означает перечислить цитаты из них (и, как мне сказали, название и автор тоже подразумевались, но не только). Я бы написала, если бы сказали – всё равно при их вспоминании столько же времени уходило. Но логика учителей была в том, что без цитирования знание произведений не доказано, а суть олимпиады – именно в том, чтобы кому-то что-то доказать.
Мне приходилось быть и участником предметной олимпиады (русский язык и литература), и позже входить в жюри. В моей практике все задания были сформулированы корректно (но, конечно, это не значит, что всегда так). Возможно, в вашем случае надо было дать и название, и автора, и цитату в подтверждение? Но если задание формулируется для школьников, то всё это надо в нём указать, для школьника это легко может не быть очевидным. И подозреваю, что олимпиада может быть, как минимум, стрессовой ситуацией для школьника даже из условного "РФА", и обидно, если это влияет на результат.
Brűhl писал(а): ↑суть олимпиады – именно в том, чтобы кому-то что-то доказать.
Brűhl писал(а): ↑Учительница считала, что школа нужна для проверки учеников, и что если каждый будет писать непишущей ручкой, то доказать свои знания будет невозможно, а функция ученика именно в доказательстве.
Для меня эти утверждения выглядят очень странными.
Brűhl писал(а): ↑В школе мы для учёбы, а не для проверок
А это понятным и нормальным.
Учителя, которые считают основной функцией ученика что-то кому-то доказывать (за исключением теорем и других подобных учебных ситуаций), вроде и не встречались (или не была замечена за ними такая черта, потому что не было интересно, что нужно им, а было интересно то, что нужно мне?) Возможно, мне повезло.
Но для школы "советской закалки" в целом, похоже, интересен не ученик как индивидуальность, к которой надо найти подход, чтобы научить чему-то полезному, а результаты, отражаемые в отчетности. Роль личности учителя важна, и наверняка и тогда были учителя, которым было важно понять и чему-то научить каждого ученика, но тогда, похоже, нормой было формальное отношение и, видимо, это могло сохраниться и позже, даже до наших дней.
Ситуация с непишущей ручкой: учителя "старой школы", по моим наблюдениям, действительно склонны приписывать ученикам недобрые намерения, если что-то делается не так ("не просто делает ошибку, не понял, а издевается").