Re: Пытаюсь понять, что с дочерью
Добавлено: 23 янв 2023, 22:40
Форум аутичных людей, их родственников и друзей
https://asdforum.ru/
Отчасти понимаю, наверное. Со мной часто перестают общаться (но общение преимущественно деловое: заканчиваются совместные дела - заканчивается общение). Мой пунктик: боюсь случайно обидеть (ненамеренно). Такое уже бывало.
Сейчас осваиваем открытие двери (домофон, замок) учителям. Сын на надомном, учителя приходят к нам. Сын сам не открывает двери и раньше боялся звука домофона, но теперь дал знать, что действительно хочет стать более самостоятельным (и мне иногда нужно отсутствовать), поэтому осваиваем. Постепенно, с подготовкой каждого этапа, очень маленькими шагами. Сначала учились на мне (открывал мне). Теперь осваиваем его выход на каждый из звонков (еще забывает). Отправляясь открывать, зову его с собой. Пару раз уже открыл сам без меня, но пока что это нестабильно (иногда и не открывал). Надеюсь, что следующим шагом будет "он открывает, я наблюдаю", а потом можно будет убрать мое наблюдение. Несколько схематично описываю эту ситуацию (на самом деле вскоре ему придется некоторое время открывать самому, и это дополнительно проработать, чтобы можно было ускорить процесс, и это определенно будет дополнительным напряжением). Но надеемся справиться. Осваиваем уже больше месяца.
Мне такое очень нравится для себя. Без плана (тоже совсем небольшого, не более 3 пунктов) ничего не смогу сделать. Но если что-то нарушает этот план (например, появляется какое-то срочное дело), какой-то из пунктов наверняка не будет сделан. И / или появится ощущение, что вселенная разрушается, всё распадается и не имеет смысла. Поэтому лучше 1-2 пункта (так для себя считаю) + ежедневные рутины. И очень нравится отмечать выполненные пункты (объемные дела, которые можно разбить на пункты, тоже так расписываю и получаю удовольствие от постановки галочек возле сделанного).
Здесь может помочь разбиение на маленькие простые шаги или подзадачи. Наверное, любое сложное можно разбить на меньшие компоненты и если уметь выстраивать их последовательность, можно делать довольно сложные вещи (но этот навык - разбивать на компоненты, а тем более выстраивать их последовательность - тоже может требовать освоения; хотя то, что девочка сначала сочла упражнение невыполнимым, а затем ей удалось его сделать, может свидетельствовать о том, что она этим уже владеет в какой-то мере).
Сложный вопрос. Не исключено, что когда говорит, что не может, для нее это реально так и есть.
А она предлагала какие-то варианты, как это можно сделать? (мой сын, когда учился готовить себе простую еду утром, сначала просил меня быть с ним и показывать ему все действия, потом только быть рядом; сейчас уже делает всё сам - пусть это даже заливание зерновых хлопьев кефиром; мы с ним каждый этап обсуждали: от "могу я уйти?" - "нет, помоги" до "я иду в комнату," - "ОК").