dr_spring писал(а): ↑На сайте b17 я читала, что наивность прощается детям и подросткам, но осуждается у взрослых. Видимо, это потому, что к определённому возрасту от человека ожидается наличие определённого опыта. Таким образом, наивность является одним из признаков инфантильности.
На агрегаторах можно встретить много психологов с разным уровнем квалификации. Это популярная профессия. Некоторые пишут заметки сами, основываясь на личном восприятии действительности и социальных установках. Некоторые делятся опытом и полезными наработками, дают хорошие советы и т. д. Кто-то сам, а кто-то в тандеме с редактором. Некоторые заказывают статьи у авторов. Авторы ориентируются на целевую аудиторию, потому что задача заметки на агрегаторе - привлечь внимание, задеть за живое. «Вы осуждаете наивность? Добро пожаловать ко мне, я избавлю вас от дефектов, и вы не будете чувствовать боль, сталкиваясь со своим несовершенством», - звучит за кадром ласковый голос. Хотя на самом деле терапия заключается не в этом.
Иногда авторы попросту не в теме и не могут копнуть глубоко. Мне регулярно поступают запросы на написание статей по психологии для агрегаторов, но я отказываюсь, потому что у меня другая специализация. Проблема в том, что наличие другой специализации потенциальных заказчиков не смущает. "Что-нибудь напишите". Такой подход мне не нравится.
Поэтому я рекомендую, если интересно самопознание, читать профессиональную литературу. Есть специализированные издательства. Раньше я заказывала печатные книги в Когито, у них хороший выбор по теме психоанализа, например. Сейчас пользуюсь цифровыми ресурсами. Кроме того, много профлитературы, рассчитанной на широкий круг читателей. Я предпочитаю зарубежных авторов, потому что это база. Хотя и у нас, конечно, были такие исследователи как Лурия и т. д.
Но нужно быть осторожным – в сети избыток вредной псевдопсихологической литературы, и кто не в теме, легко может запутаться. Для тех, кто не любит читать, есть курсы и семинары, которые проводятся для самих психологов, в том числе онлайн. При институтах.
Я не видела для себя других вариантов, кроме как изучить всё, что происходит в человеческой психике, чтобы понять источник своих проблем. Для меня это был единственный способ научиться жить. На тот момент я не осознавала своих чувств, эмоций, внутренних мотивов, травм, триггеров и т. д. Более того, я не осознавала, что не осознаю этого. Хотя из-за склонности к рационализации в нейротипичной среде считалась «умной». Намеренно беру это слово в кавычки, потому что не воспринимаю его всерьёз.
- Что же касается наивности в общепринятом смысле (доверчивость и т. п.) – это разновидность психологической защиты. Качество или признак – как рог у жука-носорога, например.
- Наивность у нейроотличных, на мой взгляд, равна неопытности. Это состояние. Получение опыта – это процесс, в результате которого мы переходим в другое состояние. Если он происходит слишком жёстко, с нами происходит нечто сродни аннигиляции.
- Инфантильность связана с травмой развития и представляет собой комплекс психических защит, которые возникли в результате этой травмы и не дают человеку пройти этап взросления, на который пришлась травмирующая ситуация.
То есть "инфантильные" люди инфантильны не во всём. Всех нас иногда триггерит в той или иной степени, и мы регрессируем до возраста, в котором столкнулись с первопричиной. Найдя и проработав первопричину, можно избавиться от травмы и успешно завершить проблемный этап взросления.
И неважно, сколько лет прошло. Ирвин Ялом описывает в одной из своих психотерапевтических историй 70-летнюю женщину (+- 5 лет, точно не помню). Совершенно удивительный (и при этом весьма иллюстративный!) случай описывает Оливер Сакс – про слепую парализованную женщину, которая не могла пользоваться руками, а в 60 лет научилась и стала скульптором!
По моим наблюдениям, чем раньше случилась травма, тем сильнее триггеры. Прорабатывая их, мы идём по нисходящей, к раннему возрасту (как в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Травмы младенческого возраста самые серьёзные, они базовые и пронизывают всё существование насквозь. Пример – моя история («Камень»), где я описала травму младенческого возраста, которая повлекла за собой:
• страх смерти;
• страх потери;
• чувство вины;
• беспомощность;
• ожидание опасности.
И конечно, базовое недоверие к миру. И младенческую реакцию в триггерных ситуациях, которые, к счастью, происходили очень редко. Но и в остальное время эти проблемы изрядно мне мешали. И это только малая часть.
Казалось бы, какая мелочь – младенец испугался, что его мать умерла, и он, не разделяющий в этом возрасте себя, её и окружающий мир, испытал кромешный ужас, смешанный с отчаянием, перед лицом надвигающейся гибели. Мир схлопнулся, и некая часть психики осталась заблокированной в этом состоянии.
В более старшем возрасте я перенесла очень серьёзные травмы. У меня было несколько ПТСР, и я получила огромный опыт выживания в экстремальных условиях. Но ни одна из этих травм не повлияла на меня так, как младенческая. Потому что у меня тогда уже были ресурсы, чтобы справиться. И психологические защиты. А в шестимесячном возрасте не было ничего, кроме безусловной любви и доверия к миру.
Поэтому, конечно, я не осуждаю ни наивность, ни инфантильность, ни триггерные реакции. У каждого свой опыт и путь. Сегодняшний инфантил может через условные 5-10 лет измениться до неузнаваемости, так зачем же негативно оценивать кого-то, если это всего лишь состояние? Другое дело, что я могу не захотеть участвовать в каких-то ситуациях, связанных с этим, потому что меня они не увлекают.
А вот размышления о разнице между наивностью и инфантильностью увлекают. Так, что меня мысленно заклинило на этом с самого утра, и я вся в рассуждениях, и достала ноут, и пишу этот ответ. Выложу, сохраню файл себе в папку рядом с сотнями таких же файлов, чтобы никогда больше не открыть. Это упорядочивает мысли. Как и рассуждения вслух.
Иногда я не могу и двух слов связать, а иногда пишу длинные сообщения. Бывший «друг» травил меня за то, что иногда я присылала ему длинные письма, где делилась своими соображениями по разным вопросам. Он приписывал мне пограничное расстройство личности, биполярную депрессию и уже не помню, что ещё. Из этих отношений я вынесла вину и стыд за то, что
иногда не умею быть краткой и делюсь подробностями, не интересными другим людям. Иногда. В ситуациях, которые кажутся подходящими для этого. Не на кассе в «Пятёрочке», например, не на работе и не в гостях у родственников. Но если это посиделки на кухне с подругой, почему бы и нет, если размышления обоюдны. Или форум, где можно поделиться рассуждениями, которые никого не напрягут, потому что можно пройти мимо.
Я знаю, что единственный способ справиться – позволить себе то, за что стыдно и виновато. Принять, что имею право писать развёрнутые сообщения, оставаясь адекватной в собственных глазах. Потому что это часть моей натуры.
P.S. Мне очень интересны процессы. От физиологии до психологии. И квантовая физика. И много чего другого, в том числе бизнес-процессы. Ещё я изучаю криминалистическую психологию, но весьма поверхностно и с упором на психоанализ, а не на криминалистику. И на эти темы я могу говорить много. Я имела в виду это, когда написала «разрешаю себе проявляться».