Социофобия или РАС

Здесь можно представиться в качестве нового участника и немного рассказать о себе.
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16508
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Alarika » 03 окт 2023, 21:07

Tokelau писал(а):
03 окт 2023, 21:04
Что вы все так озабочены этими названиями?
У кого что. У меня зацикленность на диагнозах, мне лишь бы о них поговрить. Плюс трудности своей идентификации в рамках РАС в прошлом. У других свои причины.
вёшенка🐾

mdea
участник
Сообщения: 310
Зарегистрирован: 25 сен 2023, 04:27
Статус: Аутичный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение mdea » 03 окт 2023, 21:23

Elhana, про критерии нигде не говорю (их же нет). Но я хоть и соответствую РАС (СА) по медицинским критериям, по внутреннему ощущению не вижу себя аспергером. Возможно, с этим и было связано мое непринятие диагноза изначально. Я считала, что больше подхожу под шизоспектр. Но потом изучила тему и убедилась, что это РАС. + попутно применяла какие-то модели для аутичных детей, сопоставила сопоставила с детством и мне начало помогать, а также быть понятно про себя и свое поведение, реакции многое.
Мне не нравятся нынешние критерии РАС. Они какие-то расплывчатые: нарушения коммуникации, социального взаимодействия и т.д. Да под это каждый второй шизоид и социофоб тревожный подпадает. Все же нужно не забывать, что при истинном РАС ЦНС работает иначе, там формирование атипичных связей внутриутробно уже. Просто никак невозможен аутизм без сенсорных перегрузов и аутостимуляции. Иначе это не аутизм, а что-то другое.

Касательно отличий меня от аспергеров: то, что описано в классификации аутизма по О.С.Никольской, на мой взгляд, хорошо отражает ситуацию:
спойлер
Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего - по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

Внешне такие дети выглядят очень типично. Лицо ребенка, как правило, хранит выражение энтузиазма: блестящие глаза, застывшая улыбка. Кажется, что он обращается к собеседнику, но это абстрактный собеседник. Ребенок пристально смотрит на вас, но в сущности не имеет вас в виду; он говорит быстро, захлебываясь, не заботясь о том, чтобы быть понятым; его движения однообразно порывисты, экзальтированны. В целом это утрированное оживление носит несколько механистичный характер, но на обследовании такие дети могут произвести хорошее впечатление своей блестящей, подчеркнуто "взрослой" речью, большим запасом слов, сложными фразами, их интересы могут быть высокоинтеллектуальными.

Хотя дети этой группы создают много проблем своим близким и нуждаются в постоянной помощи, в корректировке развития, тем не менее они исходно имеют большие возможности в развитии активных отношений со средой и людьми. Они уже не просто избирательны в контактах с миром, они могут определить для себя цель и развернуть сложную программу действий по ее достижению. Проблема такого ребенка в том, что его программа, при всей своей возможной сложности, не приспосабливается гибко к меняющимся обстоятельствам. Это развернутый монолог - адаптивно учитывать изменения в окружающем мире и уточнять свои действия ребенок не может. Особенно это заметно в речи: ребенок совершенно не учитывает присутствие собеседника, не умеет выслушать его, не стремится дать ему необходимую информацию, не слышит вопросов, не реагирует на сообщение. Если реализация его плана воздействия на среду и людей нарушается, это может привести к деструктивному срыву в поведении.

Развитие восприятия и моторное развитие также нарушены, но по сравнению с другими группами искажены в меньшей степени. Это моторно неловкие дети: налицо нарушения регуляции мышечного тонуса, слабая координация движений туловища, рук и ног, тяжелая походка, нелепо растопыренные руки; они могут налетать на предметы, вообще часто неудачно вписываются в свободное пространство. Трудности проявляются и в "крупной", и в "тонкой" ручной моторике. Эти интеллектуальные, удивляющие своими знаниями дети поражают бытовой неприспособленностью - даже к шестисеми годам они могут не выработать простейших привычек самообслуживания. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, только действуя их же руками, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм, координацию движений, временную последовательность действий.

Они часто отказываются обучаться, не хотят даже пробовать сделать что-то новое. Их активный негативизм связан и с боязнью трудностей, и с нежеланием чувствовать себя несостоятельными. Но если во второй группе в качестве ответной реакции на неудачу мы обнаруживали панический страх несостоятельности вплоть до самоагрессии, то здесь мы встречаем активный негативизм, который по мере взросления может "рационально" обосновываться. Действительной целью при этом является попытка переложить ответственность за свое нежелание что-то делать на близких.

Такие дети значительно меньше сосредоточены на отдельных ощущениях своего тела, на внешних сенсорных впечатлениях - поэтому у них гораздо меньше моторных стереотипий, нет характерных для второй группы ловких и точных, направленных на аутостимуляцию, движений, искусных манипуляций с предметами.

Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи. Прежде всего это вообще очень "речевые" дети. Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными по форме фразами. Однако их речь производит впечатление слишком взрослой, "книжной"; она также усваивается с помощью цитат (хотя и достаточно сложных и развернутых), широко используемых в малоизмененной форме. Внимательный человек всегда может проследить книжное происхождение употребляемых ими фраз или найти соответствующие прототипы в речи близких, - именно из-за этого детская речь производит столь неестественно взрослое впечатление. Тем не менее, по сравнению с детьми описанных выше групп они более активны в усвоении речевых форм. Это выражается, например, в том, что они хотя и с задержкой, но раньше, чем дети второй группы, начинают правильно использовать формы первого лица: "я", "мне", "мое", согласовывать с ними глагольные формы.

Однако и эта столь богатая возможностями речь тоже в малой степени служит коммуникации. Ребенок способен тем или иным способом выразить свои нужды, сформулировать намерения, сообщить впечатления, может даже ответить на отдельный вопрос, но с ним нельзя разговаривать. Для него важнее всего проговорить свой монолог, и при этом он совершенно не учитывает реального собеседника.

Ненаправленность на коммуникацию проявляется и в своеобразной интонации. Ребенок говорит очень неразборчиво. Нарушена регуляция темпа, ритма, высоты звука. Он говорит без интонационных пауз, монотонно, быстро, захлебываясь, глотая звуки и даже части слов, темп все более ускоряется к концу высказывания. Неразборчивая речь становится одной из важных проблем социализации ребенка.

Ребенок третьей группы в меньшей степени сосредоточен на чувственной фактуре речи, для него не характерна игра словами, звуками, рифмами, очарованность речевыми формами. Пожалуй, можно только отметить особое удовольствие, с которым такой ребенок произносит сложные речевые периоды, изысканные вводные предложения, в норме присущие взрослой, причем литературной, речи. Именно с помощью речи и осуществляются основные способы его аутостимуляции. Она используется для проговаривания, проживания в словесной форме стереотипных сюжетов аутистических фантазий ребенка.

Развитие мышления у этих, казалось бы, интеллектуально одаренных детей (они могут получить очень высокие оценки на стандартном обследовании) нарушено и, пожалуй, наиболее искажено. Живое, активное мышление, направленное на освоение нового, не развивается. Ребенок может выделить и понять отдельные сложные закономерности, но беда в том, что они отделены от всего остального, происходящего вокруг, ему трудно впустить в сознание весь нестабильный, меняющийся мир.

Эти умные дети часто проявляют большую ограниченность, выхолощенность в понимании происходящего. Часто они не чувствуют подтекста ситуации, проявляют большую социальную наивность, испытывают чувство мучительной неуверенности при попытке воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

Возможность легко совершать мыслительные операции становится для них источником впечатлений для аутостимуляции. Они находят удовольствие в стереотипном воспроизведении отдельных впечатлений, связанных с проговариванием логических и вычерчиванием пространственных схем, математическими вычислениями, проигрыванием шахматных композиций, коллекционированием сведений из области астрономии, генеалогии, других наук и разделов отвлеченного знания.

Аутистическая защита такого ребенка - это тоже отстаивание стереотипа. Однако, в отличие от ребенка второй группы, он не так внимателен к детальному сохранению постоянства окружающей обстановки, для него важнее отстоять неприкосновенность своих программ поведения. Он даже может внести что-то новое в свою жизнь, если это происходит под его полным контролем, но принять новое, если оно неожиданно, если исходит от другого, он не способен. На этой почве возникает большинство конфликтов близких с такими детьми, формируются соответствующие установки негативизма. Возможна и агрессия. Хотя у такого ребенка она чаще всего бывает вербальной, напряженность его агрессивных переживаний, изощренность рассуждений о том, что он сделает со своими врагами, бывает очень тяжела для его близких.

Аутостимуляция носит здесь особый характер. Ребенок не заглушает неприятные и пугающие впечатления, а, наоборот, взбадривает себя ими. Именно с такими впечат-лениями чаще всего связаны его однотипные монологи и рисунки. Он все время говорит о пожарах, бандитах или помойках, рисует крыс, пиратов, высоковольтные линии с надписью: "Не влезай - убьет!" Его интеллектуальные интересы, как правило, тоже первоначально связаны с пережитым испугом. Например, интерес к электротехнике часто вырастает из интереса к опасной и запретной электрической розетке.

И дело тут не в странной извращенности, парадоксальности влечений. На самом деле это тоже очень ранимый ребенок. Суть в том, что данная неприятность уже частично им пережита, он не так боится ее и наслаждается ощущением некоторого контроля над опасностью. Это напоминает игру котенка с полузадушенной мышью. Нормальный ребенок тоже нуждается в ощущениях победы над опасностью, освобождения от страха, но он получает их в реальных достижениях, в процессе освоения мира. Аутичный же ребенок использует для аутостимуляции один и тот же ограниченный набор своих полупережитых страхов.

Он может быть очень привязан к своим близким. Они для него - гаранты стабильности, защищенности. Однако отношения с ними складываются, как правило, трудно: ребенок не способен к диалогу и стремится полностью доминировать в отношениях, жестко их контролировать, диктовать свою волю. Это означает, что, хотя вообще он может любить своих близких, но часто не в состоянии откликнуться на их непосредственную реакцию, уступить им, пожалеть: подобное поведение нарушило бы выработанный им типовой сценарий. Вместе с тем, близкий, найдя себе в этом сценарии подходящую роль, становится способным помочь ребенку отработать элементы диалога, содействовать организации произвольных форм поведения.

Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Это физически хрупкие, легко утомляющиеся дети. Внешне они могут напоминать детей второй группы. Они тоже выглядят скованными, но их движения менее напряженны и механистичны, скорее они производят впечатление угловатой неловкости. Для них характерна вялость, но она легко сменяется перевозбуждением. На их лицах часто застывает выражение тревоги, растерянности, но не панического страха. Мимика их более адекватна обстоятельствам, но тоже "угловата": в ней нет оттенков, плавности, естественности переходов, порой она напоминает смену масок. Их речь замедленна, интонация затухает к концу фразы - этим они отличаются от детей других групп: так, для второй группы типично скандирование, а для третьей - захлебывающаяся скороговорка.

Явное отличие от других детей с аутизмом проявляется в возможности установления глазного контакта, с помощью которого они берут на себя инициативу в общении. Взгляд детей первой группы плавно ускользает от нас; дети второй группы, случайно встретив чей-то взгляд, резко отворачиваются, вскрикивают, закрывают лицо руками; третьей - часто смотрят в лицо, но в действительности их взгляд направлен "сквозь" человека. Дети же четвертой группы явно способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт с ним носит прерывистый характер: они держатся рядом, но могут полуотворачиваться, и взгляд их часто уплывает в сторону, чтобы затем снова вернуться к собеседнику. В целом они тянутся ко взрослым, хотя и производят впечатление патологически робких и застенчивых.

Психическое развитие здесь искажено в наименьшей степени, и на первый план выступают его множественные нарушения. Наблюдаются трудности усвоения моторных навыков: ребенок теряется, подражает без особого успеха, не схватывает движения. Налицо также проблемы речевого развития: он явно не улавливает инструкции, его речь бедна смазанна, аграмматична. Очевидна также его малая понятливость в простейших социальных ситуациях. Эти дети явно проигрывают, кажутся отсталыми не только по сравнению с детьми третьей группы с их развитой речью, интеллектуальными интересами, но и по сравнению с детьми второй - с их отдельными способностями и умениями, и даже по сравнению с самоуглубленными, умными детьми первой группы. На лицах детей четвертой группы видны прежде всего робость и напряженная растерянность.

Однако мы должны всегда помнить, что аграмматичность, неловкость, непонятливость они проявляют в попытках вступить в диалог, в реальное взаимодействие с другими людьми, тогда как остальные заняты прежде всего защитой и аутостимуляцией. Таким образом, дети четвертой группы испытывают трудности, пытаясь установить контакт с миром и организовать с ним сложные отношения.

Представление об их потенциальных возможностях могут дать проявления их отдельных способностей, связанные обычно с невербальной сферой: музыкой или конструированием. Важно, что эти способности проявляются в менее стереотипной, более творческой форме, например ребенок действительно активно осваивает клавиатуру пианино, начинает по слуху воспроизводить разные мелодии. Увлечения остаются постоянными, но внутри них ребенок менее стереотипен, а значит, более свободен, более причастен творчеству.

Такие дети, если они находятся в нормальных условиях, не развивают специальной аутистической защиты. Конечно, они тоже чувствительны к перемене обстановки и лучше чувствуют себя в стабильных условиях, их поведение негибко, однообразно. Однако стереотипность их поведения более естественна и может рассматриваться как особый педантизм, повышенное пристрастие к порядку. И сам порядок, к которому стремится ребенок, нам более понятен. Он старается буквально следовать известному ему правилу, делать все так, как учили близкие ему взрослые. Это очень "правильные" дети: словчить, обмануть, чтобы оправдаться, для них невозможно. Именно их сверхправильность, сверхориентированность на взрослого часто воспринимается как тупость. Все свои отношения с миром такой ребенок стремится строить через взрослого человека. Он с напряжением пытается прочесть на нашем лице: "а что вы считаете правильным?", "какого ответа вы ждете от меня?", "что мне сделать, чтобы быть хорошим?"

Формы аутостимуляции здесь не выработаны - именно этот признак наиболее ярко отличает детей второй и четвертой групп. Моторные стереотипии могут возникнуть только в напряженной ситуации, но и в этом случае они не будут изощренными. Напряжение скорее проявится в особом беспокойстве, суетливости движений, в уменьшении способности концентрировать внимание. Успокоение, тонизирование здесь достигается более естественным способом - обращением за поддержкой к близкому. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки, постоянного подтверждения того, что все в порядке. При разлуке с близкими они могут развить формы аутостимуляции, характерные для второй группы.

Дети четвертой группы зачастую могут оцениваться как обычные дети с задержкой психического развития. Однако работа, направленная только на коррекцию их когнитивных трудностей, не решает их проблем, а, наоборот, часто фиксирует их трудности. Здесь необходимы специальные коррёкционные усилия, которые должны концентрироваться на общем узле аффективных и когнитивных проблем. Развитие произвольного взаимодействия должно сочетаться с работой по освобождению ребенка от сверхзависимости от взрослого. Подобная помощь может дать мощный толчок психическому развитию ребенка, и при правильной ее организации такие дети имеют наилучший прогноз социального развития.

Аватара пользователя
Ivy
постоянный пользователь
Сообщения: 10565
Зарегистрирован: 27 окт 2018, 17:49
Статус: Нейроотличный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Ivy » 03 окт 2023, 21:34

mdea писал(а): Просто никак невозможен аутизм без сенсорных перегрузов и аутостимуляции
У меня нет и никогда не было никаких сенсорных перегрузов и аутостимуляции. Что не помешало врачам дважды ставить мне РАС (один раз неофициально, другой официально). Но я сама понимаю, что у меня нет никаких симптомов и признаков РАС на самом деле
Шизофрения (F 20). Очень слабый шизофренический аутизм (самодиагностика). РАС/РФА отсутствует (раньше ставили, но ошибочно). ОКР (самодиагностика).

mdea
участник
Сообщения: 310
Зарегистрирован: 25 сен 2023, 04:27
Статус: Аутичный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение mdea » 03 окт 2023, 21:47

Ivy, я уже сказала, что считаю критерии РАС несостоятельными (это мое мнение). Потому что я изучала научные исследования по работе мозга при РАС. И там всё совсем не так, как у врачей в кабинете или после тестов на форуме. То есть, стойкие проявления в работе ЦНС, как следствие сформированных атипичных связей.

doi: 10.1111/jcpp.13268
Greater functional connectivity between sensory networks is related to symptom severity in toddlers with autism spectrum disorder

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16508
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Alarika » 03 окт 2023, 21:53

mdea писал(а):
03 окт 2023, 21:23
нынешние критерии РАС. Они какие-то расплывчатые: нарушения коммуникации, социального взаимодействия и т.д. Да под это каждый второй шизоид и социофоб тревожный подпадает.
И оба критерия - с первых лет жизни.
при истинном РАС ЦНС работает иначе, там формирование атипичных связей внутриутробно уже.
Почему РАС истинного и неистинного у специалистов не существует. Потому что при многих его разновидностях (есть варианты с мутациями в генах, есть разные по предполагаемым маркёрам в крови, поведение у всех разное и чёткой классификации не удалось) в результате одно и то же: нарушение социального взаимодействия, стереотипное негибкое поведение, с первых лет жизни, уровень расстройства (клинически значимое ухудшение из-за этих проявлений в разных сферах жизни). РАС - нечто вроде одной из стереотипных реакций организма на какие-то воздействия. Повторяющейся совершенно при разных воздействиях. Не зря ж клинику РАС у взрослого человека определёнными нечеловеческими условиями вызвать можно.
Просто никак невозможен аутизм без сенсорных перегрузов и аутостимуляции.
Бывает РАС без сенсорных перегрузок и аутостимуляции. Чётко обозначенное причём, явное. И бывают сенсорные перегрузки и аутостимуляции без РАС. Например, сенсорные перегрузки характерны для такого синдрома, как НОСИ (нарушение обработки сенсорной информации), при котором чаще РАС отсутствует. И не у всякого аутиста это НОСИ (вызывающее сенсорные перегрузки) есть. Аутостимуляции часто наблюдаются при тревожных расстройствах, причём бывают точно такими же, как при РАС. Сочетая у одного и того же человека тревожное расстройство + НОСИ, получаем у него сенсорные перегрузки и аутостимуляции.
Касательно отличий меня от аспергеров: то, что описано в классификации аутизма по О.С.Никольской, на мой взгляд, хорошо отражает ситуацию:
Сама эта классификация, как и любая классификация РАС, условная и реальности не соответствует. Интересна в качестве примера демонстрации нескольких случаев клиники РАС. А так клиника у каждого своя и берёт разные признаки из разных групп этой классификации. У меня были (и есть) из 2, 3, 4 групп признаки.

СА соответствовать могут, когда вырастут (на первых годах это ещё неизвестно, чему), обычно люди из 2, 3, 4 групп. Из 1-й группы соответствуют клинике и диагнозу СА заметно меньше людей, чем из 2, 3, и 4-й.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16508
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Alarika » 03 окт 2023, 21:54

Ivy писал(а):
03 окт 2023, 21:34
mdea писал(а): Просто никак невозможен аутизм без сенсорных перегрузов и аутостимуляции
У меня нет и никогда не было никаких сенсорных перегрузов и аутостимуляции.
Они необязательны при РАС. Стереотипное поведение может проявляться в других формах (специнтересы, ритуалы и т.п.).
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16508
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Alarika » 03 окт 2023, 21:55

mdea писал(а):
03 окт 2023, 21:47
То есть, стойкие проявления в работе ЦНС, как следствие сформированных атипичных связей
Разумеется. Так и есть. А вот клиника при этом совершенно разная.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Ivy
постоянный пользователь
Сообщения: 10565
Зарегистрирован: 27 окт 2018, 17:49
Статус: Нейроотличный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение Ivy » 03 окт 2023, 21:58

Ну у меня в мозгу нет никаких атипичных связей. Мой мозг работает нормально, как и ЦНС
Шизофрения (F 20). Очень слабый шизофренический аутизм (самодиагностика). РАС/РФА отсутствует (раньше ставили, но ошибочно). ОКР (самодиагностика).

mdea
участник
Сообщения: 310
Зарегистрирован: 25 сен 2023, 04:27
Статус: Аутичный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение mdea » 03 окт 2023, 21:58

Elhana писал(а): логичнее, что дети, позже освоившие речь, в ряде позиций отставать в течение нескольких лет. и нет ничего удвительноuj ,что у СА чаще тревожно-депрессивные расстройства. Они (имхо) в раннем детстве были ближе к норме (казались таковыми) и от них больше и чаще требовали соответствовать норме, что вызвало сопутствующие расстройства ,когда они не могли этой норме соответсвовать, чего избежали явные аутисты (с РДА).
Я освоила речь в 12 месяцев. Тем не менее, отставала от сверстников всю дорогу, а читать по слогам еле научилась в 6 лет. Это вообще не Аспергер. Дисклексия при СА? А в исследовании из моей темы как раз данные по нарушениям письма, чтения и обучения в целом у условных ВФА и есть, а у Аспергеров почти не встречается. Соответствовать норме меня требовали только так, отец вообще орал, что я ничего не могу и не умею. Никаких сопутствующих расстройств у меня не было долго, никаких тревог и депрессии до ПАВ в 17 лет. При моем уровне стресса и отставании в развитии по всем показателям и почти нулевой социальной коммуникации. Так что исследование считаю валидным и очень показательным.
Последний раз редактировалось mdea 03 окт 2023, 22:01, всего редактировалось 1 раз.

mdea
участник
Сообщения: 310
Зарегистрирован: 25 сен 2023, 04:27
Статус: Аутичный

Re: Социофобия или РАС

Сообщение mdea » 03 окт 2023, 21:59

Ivy, повезло вам. Так и у вас же сняли РАС, хорошо.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость