Специнтересы и повторяющееся поведение
Специнтересы и повторяющееся поведение
У меня в плане специальных интересов дела обстоят следующим образом: я не умею, как бы это сказать.. двигаться дальше. Т.е. я начинаю заниматься специнтересом, какое-то время происходит развитие, движение вперёд, но по достижении каких либо результатов я застреваю, и начинается повторяющееся поведение.
Примеры:
№1. Примерно в 4 года (читать я научилась в 3,5 - мама научила) мне родители купили книгу "Энциклопедия Профессора Фортрана". Это такая детская книжка про компьютеры. Я её изучила последовательно, вдумчиво, она произвела на меня очень сильное впечатление, после её прочтения я начала мечтать о том, что стану программистом. Но вместо продолжения своего развития посредством дальнейшего изучение компьютерной тематики по другим книгам я продолжала перечитывать эту книгу. Знала её почти наизусть. До сих пор помню: я валяюсь на полу с книжкой и читаю, читаю, одно и то же раз за разом.
№2. В детстве мне нравилось читать "Большую иллюстрированную энциклопедию" Но исключительно статьи на интересующие меня темы: техника, астрономия, биология, медицина, психология, кошки. Статьи эти я читала помногу раз. Могла долгое время сидеть, раскрыв книгу на одном развороте и читать, зациклившись, одну и ту же статью. Подобным образом читала и другие энциклопедии. Очень нравилось раз за разом читать одно и то же.
№3. В школе заинтересовалась математикой. Тоже со склонностью к застреванию на отдельных темах, отдельного типа задачах, но школьная программа двигалась вперёд и вела меня за собой. То же самое продолжилось в университете на физико-математическом факультете. Мне нравилось, придя домой, раскрыть учебник/конспект на пройденной только что, но уже успевшей понравится мне теме и решать все задания подряд.
№4. Аналогичная примеру №3 ситуация, была с информатикой и программированием. В школе получала удовольствие от написания программок на Pascal'e. В университете был период, когда я здорово зациклилась на написании несложных программ на ассемблере. Помню: в один из семестров я каждую среду после практического занятия по ассемблеру приходила домой, усаживалась за компьютер и решала все заданные преподавателем задачи. Насколько помню, я была единственным человеком в группе, который сдал все работы. Аналогичная ситуация была с HTML, JavaScript, С#.
№5. В детстве по своей воле я художественных книг почти не читала. Плохо понимала, о чём идёт речь, не могла представить то, о чём говорилось в книге. Для удовольствия художественные книги начала читать уже в старших классах школы. Но опять же понравившиеся книги читала от начала до конца, потом опять переходила к началу и так несколько раз. То же самое происходит с фильмами, музыкой. Читаю, смотрю и слушаю одно и то же, и мне не надоедает. Но потихоньку всё-таки пополню свои запасы книг, музыки и фильмов.
№6. В 10-м, 11-м классах очень увлекалась группой "Кино" и Виктором Цоем. Помню: бегала по городу, скупая все записи "Кино" и Цоя в отдельности: альбомы, концерты, квартирники и т.п. (тогда ещё на кассетах). Приобрела несколько книг о Викторе и о группе. Биографию Цоя знала наизусть. Могла пересказывать всяческие истории, вычитанные из книг. Помнила где, как и когда была сделана та или иная запись. Но информация закончилась, и я стала, зацикливаясь, слушать музыку.
№7. Однажды, прошлым летом, меня позвал в гости друг и показал мне игру Guitar Hero (пластиковая гитара-контроллер с кнопками, по экрану монитора компьютера бегут ноты, которые нужно вовремя сыграть на гитаре) и предложил мне попробовать. У меня сначала вообще ничего не получалось, даже на лёгком уровне сложности. Но через некоторое время стало получаться, и игра мне понравилась. Я раздобыла несколько версий игры для PC, полноразмерную деревянную гитару-контроллер и стала играть. Но по прохождении какой-либо версии игры на среднем уровне сложности я какое-то время продолжала раз за разом играть определённые понравившиеся мне песни. Друг не понимал, зачем я играю одно и то же, а мне нравилось.
Примеры:
№1. Примерно в 4 года (читать я научилась в 3,5 - мама научила) мне родители купили книгу "Энциклопедия Профессора Фортрана". Это такая детская книжка про компьютеры. Я её изучила последовательно, вдумчиво, она произвела на меня очень сильное впечатление, после её прочтения я начала мечтать о том, что стану программистом. Но вместо продолжения своего развития посредством дальнейшего изучение компьютерной тематики по другим книгам я продолжала перечитывать эту книгу. Знала её почти наизусть. До сих пор помню: я валяюсь на полу с книжкой и читаю, читаю, одно и то же раз за разом.
№2. В детстве мне нравилось читать "Большую иллюстрированную энциклопедию" Но исключительно статьи на интересующие меня темы: техника, астрономия, биология, медицина, психология, кошки. Статьи эти я читала помногу раз. Могла долгое время сидеть, раскрыв книгу на одном развороте и читать, зациклившись, одну и ту же статью. Подобным образом читала и другие энциклопедии. Очень нравилось раз за разом читать одно и то же.
№3. В школе заинтересовалась математикой. Тоже со склонностью к застреванию на отдельных темах, отдельного типа задачах, но школьная программа двигалась вперёд и вела меня за собой. То же самое продолжилось в университете на физико-математическом факультете. Мне нравилось, придя домой, раскрыть учебник/конспект на пройденной только что, но уже успевшей понравится мне теме и решать все задания подряд.
№4. Аналогичная примеру №3 ситуация, была с информатикой и программированием. В школе получала удовольствие от написания программок на Pascal'e. В университете был период, когда я здорово зациклилась на написании несложных программ на ассемблере. Помню: в один из семестров я каждую среду после практического занятия по ассемблеру приходила домой, усаживалась за компьютер и решала все заданные преподавателем задачи. Насколько помню, я была единственным человеком в группе, который сдал все работы. Аналогичная ситуация была с HTML, JavaScript, С#.
№5. В детстве по своей воле я художественных книг почти не читала. Плохо понимала, о чём идёт речь, не могла представить то, о чём говорилось в книге. Для удовольствия художественные книги начала читать уже в старших классах школы. Но опять же понравившиеся книги читала от начала до конца, потом опять переходила к началу и так несколько раз. То же самое происходит с фильмами, музыкой. Читаю, смотрю и слушаю одно и то же, и мне не надоедает. Но потихоньку всё-таки пополню свои запасы книг, музыки и фильмов.
№6. В 10-м, 11-м классах очень увлекалась группой "Кино" и Виктором Цоем. Помню: бегала по городу, скупая все записи "Кино" и Цоя в отдельности: альбомы, концерты, квартирники и т.п. (тогда ещё на кассетах). Приобрела несколько книг о Викторе и о группе. Биографию Цоя знала наизусть. Могла пересказывать всяческие истории, вычитанные из книг. Помнила где, как и когда была сделана та или иная запись. Но информация закончилась, и я стала, зацикливаясь, слушать музыку.
№7. Однажды, прошлым летом, меня позвал в гости друг и показал мне игру Guitar Hero (пластиковая гитара-контроллер с кнопками, по экрану монитора компьютера бегут ноты, которые нужно вовремя сыграть на гитаре) и предложил мне попробовать. У меня сначала вообще ничего не получалось, даже на лёгком уровне сложности. Но через некоторое время стало получаться, и игра мне понравилась. Я раздобыла несколько версий игры для PC, полноразмерную деревянную гитару-контроллер и стала играть. Но по прохождении какой-либо версии игры на среднем уровне сложности я какое-то время продолжала раз за разом играть определённые понравившиеся мне песни. Друг не понимал, зачем я играю одно и то же, а мне нравилось.
- sonja
- родитель
- Сообщения: 1840
- Зарегистрирован: 25 июн 2011, 13:47
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
- Откуда: Алт. край
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Я вот не могу у себя увидеть нечто характерное что можно назвать специнтересом или повторяющимися движениями. У меня все, скорее, представляет собой процесс коллекционирования. С книгами это выглядит так: книги, книги, книги...сидеть в развалах книг, перебирая, читая отрывки, покупать книги по интересующим темам, но...я не могу их изучать. У меня это сводится к тому. что я их смотрю постоянно, как оформлены, год издания, место издания, количество страниц, качество бумаги, содержательность. какой-то внешний подход, нечто болезненное. Кстати, я покупала книгу про профессора Фортрана, читала отдельные абзацы, но сесть за нее вплотную так и не сподобилась (то ли эта книга еще живая, то ли дети ее разорвали, надо посмотреть, хорошая вещь).
Если мне нравятся растения, цветы в частности, мне нужно все самые красивые сорта в дом, но это вовсе не значит, что я буду помнить как какие называются, просто каждое утро начинается с обхода своих "цветниковых владений", это меня успокаивает.
В плане увлечений всегда чувствую какой-то "потолок", "непреодолимую планку", на самом деле этого предела не существует, уже убеждалась на практике не раз. Возможно, присутствует какой-то страх, и все это выглядит похожим на лень. Пока на эту тему не размышляла.
Если мне нравятся растения, цветы в частности, мне нужно все самые красивые сорта в дом, но это вовсе не значит, что я буду помнить как какие называются, просто каждое утро начинается с обхода своих "цветниковых владений", это меня успокаивает.
В плане увлечений всегда чувствую какой-то "потолок", "непреодолимую планку", на самом деле этого предела не существует, уже убеждалась на практике не раз. Возможно, присутствует какой-то страх, и все это выглядит похожим на лень. Пока на эту тему не размышляла.
девочка янв.2005, РДА
мальчик дек.2007, РДА
мальчик дек.2007, РДА
- Patsak
- постоянный пользователь
- Сообщения: 6595
- Зарегистрирован: 03 янв 2012, 14:11
- Пол: Мужской
- Статус: Нейроотличный
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Мне тоже это знакомо. Тут я бы выделил два явления:
1. Хаотичное ознакомление с объектами специнтересов. И не только с ними.
В детстве у меня дома было очень много книг, журналов ("Техника молоджёжи", Юный техник" и др.), Большая советская энциклопедия (БСЭ), два тома детской энциклопедии, краткие автомобильные справочники. Я научился читать в 4 года, в детсад не ходил, со сверстниками не общался - так что времени на это было предостаточно, и я тупо листал эти книги, застревая на понравившихся материалах. Со временем это занятие стало более осознанным, я уже стал целенаправленно изучать статьи (например, о динозаврах в БСЭ), однако элемент хаотичности сохранялся. Например, мне была интересна информация о разных регионах СССР, но целенаправленно я её обычно не искал, но если приходилось открывать том энциклопедии, чтобы найти что-нибудь по учёбе, то я непременно разлядывал статьи о регионах.
Аналогично было во время учёбы, в основном в вузе по отношению к спецпредметам - когда получал учебник, листал его хаотично, заглядывая на разные страницы и испытывая эйфорию от того, что предстоит заниматься интересным делом. Однако впоследствии всё было не так радужно - трудности в учёбе никто не отменял.
2. Застревание на объектах специнтересов. (или на определённой стадии их развития, обычно на первоначальной).
Применительно к интересам типа транспорта, типовой архитектуры или алкогольных этикеток это выражается в том, что в них я застрял на определённом периоде моего детства, когда я начинал активно этим увлекаться - конец 80-х - начало 90-х годов. И сейчас всё, что интересно мне по этим темам, должно быть так или иначе связано с тем периодом или хотя бы похоже на то, что было тогда.
Применительно к учёбе и работе - тут я обычно испытываю эйфорию от того, что начинаю по-настоящему понимать какую-нибудь тему, а вот с тем, чтобы копнуть глубже или расширить горизонты познания в этом направлении - проблемы. Если только жёсткой необходимости не возникнет.
1. Хаотичное ознакомление с объектами специнтересов. И не только с ними.
В детстве у меня дома было очень много книг, журналов ("Техника молоджёжи", Юный техник" и др.), Большая советская энциклопедия (БСЭ), два тома детской энциклопедии, краткие автомобильные справочники. Я научился читать в 4 года, в детсад не ходил, со сверстниками не общался - так что времени на это было предостаточно, и я тупо листал эти книги, застревая на понравившихся материалах. Со временем это занятие стало более осознанным, я уже стал целенаправленно изучать статьи (например, о динозаврах в БСЭ), однако элемент хаотичности сохранялся. Например, мне была интересна информация о разных регионах СССР, но целенаправленно я её обычно не искал, но если приходилось открывать том энциклопедии, чтобы найти что-нибудь по учёбе, то я непременно разлядывал статьи о регионах.
Аналогично было во время учёбы, в основном в вузе по отношению к спецпредметам - когда получал учебник, листал его хаотично, заглядывая на разные страницы и испытывая эйфорию от того, что предстоит заниматься интересным делом. Однако впоследствии всё было не так радужно - трудности в учёбе никто не отменял.
2. Застревание на объектах специнтересов. (или на определённой стадии их развития, обычно на первоначальной).
Применительно к интересам типа транспорта, типовой архитектуры или алкогольных этикеток это выражается в том, что в них я застрял на определённом периоде моего детства, когда я начинал активно этим увлекаться - конец 80-х - начало 90-х годов. И сейчас всё, что интересно мне по этим темам, должно быть так или иначе связано с тем периодом или хотя бы похоже на то, что было тогда.
Применительно к учёбе и работе - тут я обычно испытываю эйфорию от того, что начинаю по-настоящему понимать какую-нибудь тему, а вот с тем, чтобы копнуть глубже или расширить горизонты познания в этом направлении - проблемы. Если только жёсткой необходимости не возникнет.
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Да, похоже, чаще всего встречается зацикливание на отдельных темах. Что касается меня и моей науки, в периоды увлечённого "поглощения" материалов по ней я не брезговала никакими темами, всё было интересно. Если под руку попадался учебник, получалось достаточно систематическое изучение, которое дополнялось произвольно надёрганными научно-популярными статьями.
Обычно у научных работников так и получается: область науки в целом (биология, химия, астрономия и т.п.) они усваивают в общих чертах, хотя обычно имеют более серьёзные знания, чем человек, в этой сфере не работающий. А вот свою узкую специализацию (отдельную тему) знают куда лучше.
Пересказать могу :). Применять могу, если требуется (ограничение — исполнительная дисфункция). Разглядывать картинки люблю, переписывать тексты — ну, мне нравится, когда у меня есть аккуратная тетрадка, к которой можно в случае чего обратиться. И схемы перерисовывать люблю.Alarika писал(а): Во-вторых, не в виде изучения с возможностью практического применения или хотя бы пересказа, а в виде малоосмысленных бесполезных действий (бесконечное разглядывание одних и тех же картинок, переписывание текстов).
Понятно, что вы приводили те примеры, которые наблюдали непосредственно, и я к этим примерам не отношусь. Также, как всегда, стоит делать оговорку, что моё РАС — это РАС по ADOS, для психотерапевта у меня РАС нет.
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 17522
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Да, конечно, которые совсем непосредственно, а не из описаний. Я же знаю, что люди с РАС в науке есть, и относительно много, просто лично напрямую не видела их на их работе. От моего личного примера - разглядывание картинок. Иногда, правда, и текст читала. Не сказать, что это плохое препровождение времени (мне очень нравилось), но реальной пользы (как некоторые вначале предполагали, что изучение мной книг приводит к получению знаний), естественно, не было.
Каким-то образом и с учебниками, и с посещением всех лекций и занятий у меня всё равно получается не знать чего-то всем известного. Я предполагаю, из-за того, что какую-то часть информации люди получают из общения с коллегами, а у меня оно ограничено (при случае слушаю разговоры между другими людьми про работу, но участвовать наравне не могу).Если под руку попадался учебник, получалось достаточно систематическое изучение, которое дополнялось произвольно надёрганными научно-популярными статьями.
Эта оговорка, скорее, относилась бы к перспективам диагностики РАС в России.Также, как всегда, стоит делать оговорку, что моё РАС — это РАС по ADOS, для психотерапевта у меня РАС нет.
вёшенка🐾🍄🟫
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Не знаю в верной ли теме я пишу? Не знаю есть ли у меня рас. Но я периодически сталкиваюсь с своего рода специнтересами сильными по интенсивности. Например увижу в сериале персонажа с какой то болезнью и иду про нее читать сразу же (сначала Википедия потом Гугл потом Ютуб и тд) - и бывает так что не могу остановиться.
Например план был посмотреть 1 серию сериала и пойти делать дела, работать. В итоге я сначала думаю быстро гляну Википедию и пойду работать а потом меня уносит и я не могу остановиться изучать вопрос. Часто это влияет как минимум на сон (например должна лечь в 2 часа ночи а лягу в итоге в 7-8-9-10 утра когда уже скоро вставать и то ложусь просто потому что сил уже нет) - ясное дело что следующий день идёт коту под хвост. работать не могу, дела и встречи отменяю переношу... (Иногда приходится придумывать отмазки типа заболела и тд).
Иногда бывает что меня уносит не на 6-8 часов (ночь) а на 2-3-4 дня... Это конечно реже случается но сказывается негативно на работе особенно (даже не смотря на то что сейчас я фрилансер если можно так выразиться).
Я так поняла что тут есть люди с похожими проблемами. Как вам удается решать такие ситуации (может как то регулировать интенсивность процесса, предотвращать такие ситуации или как то невилировать их негативное влияние на разные сферы жизни?)
Я всегда ругала себя за неорганизованность и недисциплинированность в таких вопросах. Думала что у меня проблема с самоорганизацией, любовь к лени и прокрастинации... потом после того как успокоюсь - продолжаю себя долго корить за то что не смогла во время остановиться.
Например план был посмотреть 1 серию сериала и пойти делать дела, работать. В итоге я сначала думаю быстро гляну Википедию и пойду работать а потом меня уносит и я не могу остановиться изучать вопрос. Часто это влияет как минимум на сон (например должна лечь в 2 часа ночи а лягу в итоге в 7-8-9-10 утра когда уже скоро вставать и то ложусь просто потому что сил уже нет) - ясное дело что следующий день идёт коту под хвост. работать не могу, дела и встречи отменяю переношу... (Иногда приходится придумывать отмазки типа заболела и тд).
Иногда бывает что меня уносит не на 6-8 часов (ночь) а на 2-3-4 дня... Это конечно реже случается но сказывается негативно на работе особенно (даже не смотря на то что сейчас я фрилансер если можно так выразиться).
Я так поняла что тут есть люди с похожими проблемами. Как вам удается решать такие ситуации (может как то регулировать интенсивность процесса, предотвращать такие ситуации или как то невилировать их негативное влияние на разные сферы жизни?)
Я всегда ругала себя за неорганизованность и недисциплинированность в таких вопросах. Думала что у меня проблема с самоорганизацией, любовь к лени и прокрастинации... потом после того как успокоюсь - продолжаю себя долго корить за то что не смогла во время остановиться.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, Генерализованное тревожное расстройство, Социальное тревожное расстройство, Осложненное посттравматическое стрессовое расстройство, Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий умеренный эпизод
- Alarika
- модератор
- Сообщения: 17522
- Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Тамбовская область
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Никак. Удаётся только таким образом, что быть безответственной (не иметь обязанностей ни перед кем, кроме кота). Кот может какое-то время потерпеть, когда не покормлен или не поглажен.
вёшенка🐾🍄🟫
- Zphyr
- постоянный пользователь
- Сообщения: 1620
- Зарегистрирован: 20 апр 2020, 07:15
- Пол: Мужской
- Статус: Аутичный
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
dina, в этом случае правда сложно что-то посоветовать, а в более общих случаях можно, например, в основной вид деятельности превратить, в работу то бишь.
AQ=31 (6/8/3/7/7), ASSQ=39, EQ=22, SPQ=46.5 (6/7/0/2/6/5.5/8/6.5/5.5), TAS-20=54 (15/13/26)
Со мной на ты.
Со мной на ты.
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Иногда бывает легче позволить идти процессу своим чередом — если он доставляет положительные эмоции, а издержки невелики. Если всё же нужно регулировать, пробую такие методы:
- Раз договорилась с собой, что смотрю одну серию — значит, смотрю ровно одну; могу где-то на бумажке эту договорённость записать, чтобы не так легко было нарушить.
- Поставить будильник на определённое время, после звонка будильника все открытые вкладки по специнтересу закрываются. Если придёт в голову, что надо бы по специнтересу посмотреть ещё то-то и то-то, записываю идею на бумажку или в текстовый файл и откладываю до следующего раза.
- Для работы одно устройство (компьютер), для специнтереса — другое (планшет). На планшете можно установить лимит времени в сутки для использования какого-либо приложения (да хотя бы браузера). По истечении лимита без дополнительных действий приложение будет использовать нельзя.
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 15620
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Специнтересы и повторяющееся поведение
Для себя более-менее действенное определить получилось только одно: "Не начинать". По крайней мере, пока не сделана работа. Действует не абсолютно, но временами действует.
Сложность для себя вижу еще в том, что это может быть специнтерес, а может быть форма прокрастинации с последующим "зависанием" на теме. Со вторым метод "Не начинать" работает хуже.
Сложность для себя вижу еще в том, что это может быть специнтерес, а может быть форма прокрастинации с последующим "зависанием" на теме. Со вторым метод "Не начинать" работает хуже.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей