1. Сенсорные нарушения.
Повышенная чувствительность к болевым ощущениям (при пониженной чувствительности к боли, которую причиняю себе сама, например, кусая губу или при стрессе впиваясь ногтями в ладонь другой руки), поэтому болезни и медицинские процедуры переносятся тяжело.
Очень плохо переношу прикосновение к телу "неприятных" тканей: колючий свитер, жесткие синтетические ткани (хотя мягкую дышащую синтетику воспринимаю нормально). Не могу носить тесную или жесткую одежду (пиджаки и т.п.), а также одежду, которая свободна настолько, что сваливается; очень придирчиво выбираю обувь (удобство одежды и обуви важнее красоты).
Глаза очень чувствительны к свету, в солнечные дни даже в солнечных очках иногда трудно смотреть вперед (поэтому смотрю или под ноги, или вообще иду с закрытыми глазами большую часть маршрута, изредка чуть приоткрывая глаза на секунду; но это только при ровной дороге и отсутствии препятствий). При этом со зрением как таковым проблем нет, если освещение не слишком сильное.
Много лет старалась держать шторы почти всегда закрытыми. В последние годы стала привыкать к свету, но яркий свет все равно переносить не могу.
Раньше не могла переносить воду на лице, особенно на глазах, из-за этого было очень трудно умываться. С чисткой зубов тоже была проблема и в детстве, и в более старшем возрасте, пока не нашла "мягкую" зубную пасту, которая не щиплет слизистую, и более мягкую зубную щетку.
Повышенная чувствительность к жаре и холоду - могу нормально существовать в очень узком диапазоне температур.
Не знаю, относится ли это к сенсорным нарушениям: плохо определяю расстояния до предметов, размеры предметов и скорость движущихся объектов.
Часто спотыкаюсь, натыкаюсь на что-то, роняю предметы (не знаю, это проблемы с координацией движений или просто неумение рассчитывать расстояния до объектов и силу, с которой сдавливаю предмет). До "клиники" не доходит, все в рамках простой неуклюжести.
Слух: обычно слышу чуть хуже других (не могу разобрать, что мне говорят), но шумы воспринимаю болезненно (шум трамвая, метро, пылесос, громкая музыка из чьего-то автомобиля, ремонт в квартире соседей и т.п.).
(Обычно стараюсь побыть в тишине; хотя если заткнуть уши наушниками с любимой музыкой, одна и та же мелодия на "бесконечном воспроизведении", тоже становится легче).
В детстве не выносила сухую пищу и некоторые виды пищи с неприятной текстурой, привкусом или запахом (например, вареные мясо и лук); если я предвидела, что нужно будет ее есть, у меня поднималась температура до такого уровня, что родители вызывали "скорую".
2. Проблемы с пищеварением.
Есть. Особенно проблемы усиливаются при стрессе (в том числе необходимость есть в непривычном для меня месте, непривычные виды пищи; или просто какие-то события, вызывающие тревожность).
3. Эпилепсия. - Нет.
4. Нарушения сна.
Если под нарушениями сна понимать невозможность заснуть и беспокойный сон, то в основном нарушений нет, только при крайне сильном стрессе бывают проблемы с засыпанием.
Но при стрессе мозг "отключается" и меня начинает тянуть в сон, могу внезапно начать "клевать носом" (хотя засыпаю только в ситуациях, когда разрешаю себе это сделать; но как только разрешу, могу выключиться моментально). В состоянии стресса сплю необычно долго, могу несколько дней подряд спать по 12-16 часов. Как только стресс проходит, сон нормализуется.
5. Тревожные расстройства и депрессия.
Тревожность у меня была всегда, достаточно выраженная, хотя не думаю, что до уровня тревожного расстройства.
Склонность к депрессии началась с подросткового возраста, с тех пор у меня очень часто и подолгу было либо субдепрессивное состояние, либо депрессия (соматических причин обнаружено не было).
В тяжелые периоды (продолжавшиеся от нескольких месяцев до нескольких лет) у меня одновременно было депрессивное состояние и сильная тревожность.
6. Проблемы с обучением.
Большую часть времени заметных проблем с обучением (по сравнению с проблемами других учеников) не было, если не считать проблем, вызванных проблемами с вниманием и памятью; например, очень трудно было считать и решать задачи в уме, но легко - на листочке, когда не нужно держать в голове промежуточные результаты. Хотя сейчас, конечно, учиться стало сложнее, чем в детстве, в школе и в вузе.
В школе были проблемы с литературой ("Откуда я знаю, что хотел сказать автор своим произведением? Откуда я знаю, по каким причинам герой произведения мог сказать тут или иную фразу?"). С математикой проблем не было, если не считать сложностей в арифметических расчетах (я всегда на них спотыкалась, считала медленно, много раз перепроверяла, часто делала ошибки по невнимательности); в остальном справлялась намного лучше одноклассников.
Еще я не могу разбираться в чем-то быстро, мне всегда нужно время. Но в школе и вузе с этим не было особых проблем, кроме контрольных (ограниченность времени меня всегда нервировала).
sadcrixivan писал(а):Дети с аутизмом/СА могут очень сильно отличаться от ровесников по стилю обучения. У некоторых из них есть дислексия, и им очень трудно научиться читать. У других, напротив, есть гиперлексия, когда ребенок сам учится читать в необычно маленьком возрасте.
Читать научилась рано, с речью проблем не было (хотя говорила необычно тихо, мне всегда на это указывали; по мере взросления постепенно уходила, хотя на нормальный тон голоса вышла только к окончанию вуза, сейчас иногда, наоборот, говорю слишком громко, по словам окружающих). Есть, правда, некоторые проблемы с произношением - как бы заплетается язык, но если говорить не слишком быстро, то все в порядке.
7. Проблемы с вниманием и поведением.
sadcrixivan писал(а):Ни неспособность сосредоточить внимание, ни проблемы с поведением, ни нарушения
исполнительной функции не входят в диагностические критерии, хотя они встречаются у подавляющего большинства людей с аутизмом/СА. Именно поэтому у многих детей аутистического спектра одновременно стоит диагноз СДВ/Г.
Думаю, это относится к проблемам с вниманием: когда нужно воспринимать одновременно несколько потоков информации, начинаю "тормозить", "зависаю". Очень плохо реагирую на толпу и просто многолюдные места (много движущихся объектов, внимание начинает постоянно непроизвольно переключаться с одного на другое и я "зависаю", начинается паника), аналогичная картина в непривычной обстановке с множеством пестрых или светящихся объектов (хотя если провожу очень много времени в одной и той же обстановке, неизменяющейся, мозг начинает отфильтровывать лишние стимулы и я перестаю замечать пестроту, беспорядок и т.п., иногда до такой степени, что потом не могу сказать, было вообще это передо мной или нет; пока мозг не начал это все отфильтровывать, реагирую болезненно).
Если сосредоточилась на чем-то одном, могу вообще не замечать остальное. Например, когда разговариваю с человеком (даже если при этом смотрю прямо на него!), могу не видеть, во что он одет, какого цвета его волосы, что он делает (просто сидит, или ест, пишет, заваривает чай, режет хлеб и т.п.). Потом, когда выясняю, что человек все это время занимался каким-то действием, очень заметным со стороны, очень удивляюсь. Такая моя реакция часто шокирует окружающих (даже тех, кто с этой моей особенностью знаком).
(Еще бывает, что я помню, о чем говорили, но совершенно не помню, с кем).
Есть очень большие проблемы с расстановкой приоритетов и планированием времени (плохо его оцениваю).
Слабая память на лица, но это, в общем-то, особых проблем не создает, я к этому приспособилась.