"Забываемые" симптомы
Добавлено: 23 сен 2010, 13:34
На одном сайте составили список проявлений расстройств аутистического спектра, которые не входят в состав диагностических критериев и редко упоминаются в общих описаниях, но несмотря на это они встречаются практически у всех людей с РАС.
Например, во всех статьях говорится, что аутизм/синдром Аспергера - это нарушения социального взаимодействия, проблемы в общении с другими людьми. При этом существует масса симптомов аутизма, которые не имеют вообще никакого отношения к социальной коммуникации:
1. Сенсорные нарушения. У большинства людей с аутизмом/синдромом Аспергера есть сенсорные проблемы, например, согласно Тони Эттвуду, у 70-80% детей с СА есть слуховая гиперчувствительность. А как можно нормально общаться/учиться, если человека выводят из себя неудачное освещение, звуки на заднем плане или ощущения от ткани одежды?
2. Проблемы с пищеварением. Иногда упоминается, что многих детей аутистического спектра часто встречаются проблемы с пищеварительной системой, и если они остаются без лечения, то это приводит, в том числе, к дополнительным проблемам в поведении и общении.
3. Эпилепсия. По статистике, тот или иной вид эпилепсии есть примерно у каждого четвертого ребенка с РАС. При этом эпилепсия может проходить без больших тонико-клонических приступов, а выражаться только в коротких потерях сознания.
4. Нарушения сна. Практически не проводилось исследований, посвященных этому вопросу, но известно, что многие люди с аутизмом/СА страдают от нарушений сна. Многие никак не могут заснуть, другие часто просыпаются ночью. Хроническая депривация сна может увеличивать другие проявления аутизма, в том числе ухудшить социальные навыки.
5. Тревожные расстройства и депрессия. У многих людей с синдромом Аспергера есть серьезные тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональне нарушения. У людей с СА они обычно связаны с ощущением своей непохожести на других людей, остракизмом окружающих и различным негативным опытом в отношениях с другими людьми. Впрочем, некоторые специалисты считают, что аутизм сам по себе означает сильную предрасположенность к таким проблемам.
6. Проблемы с обучением. Дети с аутизмом/СА могут очень сильно отличаться от ровесников по стилю обучения. У некоторых из них есть дислексия, и им очень трудно научиться читать. У других, напротив, есть гиперлексия, когда ребенок сам учится читать в необычно маленьком возрасте. У некоторых есть серьезные проблемы с математикой, и они не могут понять простейшие математические концепции. У других способности к математике намного выше нормы или даже близки к савантизму. Очень часто ребенку с СА нужен индивидуальный план обучения и дополнительная поддержка в учебе.
7. Проблемы с вниманием и поведением. Ни неспособность сосредоточить внимание, ни проблемы с поведением, ни нарушения исполнительной функции не входят в диагностические критерии, хотя они встречаются у подавляющего большинства людей с аутизмом/СА. Именно поэтому у многих детей аутистического спектра одновременно стоит диагноз СДВ/Г.
Как вы считаете, какие симптомы аутизма/СА приносят больше всего проблем? Это действительно способность к общению, или другие проблемы могут быть гораздо серьезнее?
Например, во всех статьях говорится, что аутизм/синдром Аспергера - это нарушения социального взаимодействия, проблемы в общении с другими людьми. При этом существует масса симптомов аутизма, которые не имеют вообще никакого отношения к социальной коммуникации:
1. Сенсорные нарушения. У большинства людей с аутизмом/синдромом Аспергера есть сенсорные проблемы, например, согласно Тони Эттвуду, у 70-80% детей с СА есть слуховая гиперчувствительность. А как можно нормально общаться/учиться, если человека выводят из себя неудачное освещение, звуки на заднем плане или ощущения от ткани одежды?
2. Проблемы с пищеварением. Иногда упоминается, что многих детей аутистического спектра часто встречаются проблемы с пищеварительной системой, и если они остаются без лечения, то это приводит, в том числе, к дополнительным проблемам в поведении и общении.
3. Эпилепсия. По статистике, тот или иной вид эпилепсии есть примерно у каждого четвертого ребенка с РАС. При этом эпилепсия может проходить без больших тонико-клонических приступов, а выражаться только в коротких потерях сознания.
4. Нарушения сна. Практически не проводилось исследований, посвященных этому вопросу, но известно, что многие люди с аутизмом/СА страдают от нарушений сна. Многие никак не могут заснуть, другие часто просыпаются ночью. Хроническая депривация сна может увеличивать другие проявления аутизма, в том числе ухудшить социальные навыки.
5. Тревожные расстройства и депрессия. У многих людей с синдромом Аспергера есть серьезные тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональне нарушения. У людей с СА они обычно связаны с ощущением своей непохожести на других людей, остракизмом окружающих и различным негативным опытом в отношениях с другими людьми. Впрочем, некоторые специалисты считают, что аутизм сам по себе означает сильную предрасположенность к таким проблемам.
6. Проблемы с обучением. Дети с аутизмом/СА могут очень сильно отличаться от ровесников по стилю обучения. У некоторых из них есть дислексия, и им очень трудно научиться читать. У других, напротив, есть гиперлексия, когда ребенок сам учится читать в необычно маленьком возрасте. У некоторых есть серьезные проблемы с математикой, и они не могут понять простейшие математические концепции. У других способности к математике намного выше нормы или даже близки к савантизму. Очень часто ребенку с СА нужен индивидуальный план обучения и дополнительная поддержка в учебе.
7. Проблемы с вниманием и поведением. Ни неспособность сосредоточить внимание, ни проблемы с поведением, ни нарушения исполнительной функции не входят в диагностические критерии, хотя они встречаются у подавляющего большинства людей с аутизмом/СА. Именно поэтому у многих детей аутистического спектра одновременно стоит диагноз СДВ/Г.
Как вы считаете, какие симптомы аутизма/СА приносят больше всего проблем? Это действительно способность к общению, или другие проблемы могут быть гораздо серьезнее?