Amina писал(а):
В том-то и дело, что я не пугаю его реально (сама не допускаю пугать ребенка типа "Заберет милиционер" "Сделают укол" "утащит Баба Яга" и прочей ерундой.) Он по сути сам выдумывает такие игры со страхом, как будто боясь в игре, он пытается перебороть реальные страхи.
Мне кажется, здесь я поняла, в чем дело и что можно делать. Вместе с ребенком понарошку "испугаться" того, что он назвал страшным, и вместе спасаться. Попробую завтра же. Сын тоже боится собак. Ему говорили о том, что не надо бояться, и теперь он старается не показывать страха, но сжимается, старается обойти собаку подальше. Я в детстве тоже очень боялась собак, воспринимала их как смертельную опасность и до сих пор уверена, что лучше с ними соблюдать осторожность. Но можно быть осторожным, не испытывая ужаса. Попробуем поиграть в "страшную собаку", если получится (понимаю, что важно, чтобы ребенок сам обозначил эту тему).
На предмет страхов у нас на днях получилась такая игра. Я рассказала маме, что в детстве, когда оставалась одна дома, очень боялась звука воды, капающей из крана в кухне (я не знала, что это вода). Сын подбежал к крану и закричал: "Капает вода! Капает вода!". Потом засмеялся и убежал из кухни. Он явно хотел играть (дразнил?). Я только засмеялась в ответ, ничего лучшего не придумала. Но, надеюсь, поиграть еще удастся. Возможно, надо было побежать за ним и поиграть в догонялки? Amina, спасибо за помощь.
О море. Осьминог и морской конек -- это заранее подготовленные фигурки из плотной бумаги (их сделали психологи). Осьминога мы намазывали клеем и посыпали манкой. Для конька сначала нарвали бумажек, потом тоже приклеили эти кусочки. В этой игре, как мне показалось, для ребенка дополнительным удовольствием может быть то, что предметы используются в необычной функции (хотя это же может и не понравиться): манку, картошку, лук обычно едят, а здесь из картошки и лука сделаны печати, манка -- как "краска". Возможность испытать новые свойства знакомых предметов.
Дома мы редко рисуем вместе. Ребенок рисует, вырезает, клеит один, хотя всегда показывает результат и всегда просит, чтобы я что-то сказала о его новом творении. Я не пыталась предложить ему компанию, возможно, есть смысл попробовать ("Давай сделаем аппликацию из разноцветных ниточек", например; думаю, он заинтересуется).
Amina писал(а):Но я даже не считаю это жертвой т.к. мне хорошо, когда моему ребенку хорошо... я чувствую боль, когда он плачет и готова отрекаться от всего этого (а возможно и от частички себя) ради него.
Мне кажется, это самая верная позиция. Очень жалею, что пока что не могу последовательно занять такую же из-за собственных проблем. Пока что научилась спокойно объяснять при необходимости, что, например, в данный момент ко мне не надо прикасаться, иначе я могу разозлиться; обязательно сообщаю, что мы обнимемся, к примеру, через 5 минут. А во многом мы как раз совпадаем, например, не один раз на предложение (не мое, другого человека) куда-то пойти сын отвечал "не пойти" как раз в то время, когда я думала то же самое.
Amina писал(а):Может быть вам сложно потому, что у вас тоже есть похожие проблемы и вы сами этот мир понимаете немного по-своему и в вашем детстве никто не "забыл о себе" и не отрекся от собственной жизни ради вас? Я так поняла, что вас перестраивали под этот мир, под себя и о самоотречении речи не шло...
В целом это так, особенно в детском саду, школе. У мамы тоже есть свои особенности, и их, наверное, в ее детстве тоже не учитывали. Мама воспитывала меня одна, теперь могу себе представить, как ей было тяжело. Да, думаю, она старалась воспитать меня "правильной", похожей на других детей в их лучшем варианте, из самых лучших побуждений. А в ответ часто получала истерики, агрессию. Но иногда мама делала то, что я просила, хотя просьбы были странными (например, щекотать и щипать меня, завернутую в одеяло, -- помню, какая радость мне была от этого); мама хотела меня порадовать, радовалась вместе со мной, помню целый ряд случаев. Это были только моменты, но, наверное, самоотречение было -- насколько это было возможно.
За этот месяц, когда я заподозрила аутистические черты у себя, постоянно вспоминается что-то из детства. Воспоминаний очень много, можно сказать, они всплывают одно за другим почти без перерыва. Среди них есть очень болезненные, но есть и приятные. Сейчас понимаю, что мама делала всё, что могла, и это очень много. Я в более выгодной ситуации и, что важно, владею информацией. Надеюсь, смогу помочь сыну научиться жить самостоятельно и избегать серьезных травм, по крайней мере, буду стараться.