Социализация в игре

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14876
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Социализация в игре

Сообщение ghoststory » 25 июн 2011, 13:18

ghoststory писал(а):Читаю такую книгу.
У меня получаются такие выводы (возможно, я неправа; боюсь, что не всё понимаю правильно):
1. Игры надо выбирать не произвольно, не какие попало: надо брать за основу стереотипные игры, которые имеются у данного ребенка, или желания, о которых дает знать ребенок.
2. Следующее утверждение меня действительно испугало. Но, насколько я поняла, это важный момент. Приведу цитату:
Предупредим сразу: работа по такому сценарию требует самоотречения. Действительно, не каждый согласится даже на время забыть себя, растворяясь в другом. Но если у вас получится, вы станете той тропинкой, по которой ребенок пойдет навстречу миру.
(источник)
Вопросы по поводу цитаты:
а) "Самоотречение", "забыть себя" -- что тогда от меня останется? Всё мое детство было "самоотречением" (в смысле, постоянно заставляли быть "как все", только это заслуживало одобрения, я была зависима от одобрения и старалась его заслужить) и старательными попытками если не "забыть себя", то не напоминать о себе (чтобы не заставили "забыть себя"). Дальше можно только исчезнуть. Какая польза от этого ребенку? Возможно, я что-то неправильно поняла?
б) Это утверждение относится только к терапевтическим играм, в разделе о которых содержится? Или к другим тоже?
в) (по поводу всего материала книги) Насколько я понимаю, речь идет об РДА, в том числе в тяжелых формах, когда дети не говорят и совершенно не идут на контакт. Хорошо и четко даны инструкции, но я часто не могу понять, какие из них относятся к нам (ребенок говорит, контакт со мной есть), а какие -- нет.
Играть пока ни во что не пробовали, собираюсь составить список игр, в которые можно поиграть, но перед этим хотела бы понять то, о чем задала вопросы (возможно, сама пойму позже?).
Amina писал(а): Еще на улице сам придумал игру. Когда солнечно, то есть тень и он наступает на мою тень, а я убегаю в другое место, он снова бежит и наступает (так обычно играем когда идем куда-то, получается и быстрее и веселее)
Забыла написать: мой сын тоже играет с тенью. Прыгает через наши тени и всё время спрашивает, может ли он перепрыгнуть через свою тень.

Аватара пользователя
Amina
родитель
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 23:44
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Социализация в игре

Сообщение Amina » 26 июн 2011, 14:44

Amina писал(а):
И еще когда ветер, то мы убегаем от ветра, я беру его за руку и мы бежим оооочень быстро, я при этом комментирую. что ветер сейчас нас догонит, схватит. У него появляется такой искусственный страх (читала что полезно играть в разных бабаек, это тренирует чувства и эмоции)
Для меня это новая информация -- о тренировке чувств. Помня, какие сильные у меня были страхи в детстве, стараюсь не пугать ребенка. Оказывается, здесь есть тонкости.
В том-то и дело, что я не пугаю его реально (сама не допускаю пугать ребенка типа "Заберет милиционер" "Сделают укол" "утащит Баба Яга" и прочей ерундой.) Он по сути сам выдумывает такие игры со страхом, как будто боясь в игре, он пытается перебороть реальные страхи. Он очень сильно боялся собак... так я ползаю на четвереньках и лаю, он с визгом убегает, я догоняю, кусаю его (понарошку конечно) Так у нас в этом деле реальный сдвиг, раньше он за видя собаку даже далеко, забирался ко мне на руки, а теперь может спокойно пройти мимо.. конечно опасается еще, но разница с прошлым огромная. Не знаю, что уж тут помогло, подобные игры со страхом или еще что-то.
И в такие "страшные" игры мы играем довольно часто. Он придумал, что в кладовке сидит паровоз с вООООООт такими глазами (большими), мы подходим к кладовке, а потом вместе убегаем с криками "паровоз догоняет, бежим" и прячемся под одеяло. При чем он когда не играет, то спокойно заходит в эту кладовку т.е. он понимает когда игра, а когда реальность.

Море у вас отличное!!! А дома вы сами с ним подобные не делаете? Кстати из чего морской конек и осьминог? Мой не хочет сейчас такими поделками заниматься. Я один раз купила аппликацию из песка, сделал.. правда не ту картинку, которая шла в комплекте, а свою... Я обрадовалась, что ребенку интересно, накупила разноцветного песка, а он больше не захотел это делать. И так почти со всем творчеством(термомозайки, аппликации, витражи...).. он делает только один раз и потом, только если заставить, но я не люблю заставлять... какое уж тут удовольствие.
а) "Самоотречение", "забыть себя" -- что тогда от меня останется? Всё мое детство было "самоотречением" (в смысле, постоянно заставляли быть "как все", только это заслуживало одобрения, я была зависима от одобрения и старалась его заслужить) и старательными попытками если не "забыть себя", то не напоминать о себе (чтобы не заставили "забыть себя"). Дальше можно только исчезнуть. Какая польза от этого ребенку? Возможно, я что-то неправильно поняла?
Мне кажется здесь речь идет об игре...в игре думать о ребенке, и забыть о себе... хотя с нашими детьми приходится играть почти все время. Я уже например смирилась с тем, что вся моя жизнь подчинена ему. Не в том плане, что я его балую, а в том, что ему необходимо помогать во всем, быть рядом и жить его интересами. Пытаться влиться в его мир, что бы он смог лучше понять наш...Получается, что я жертвую (мы не идем в гости куда он не хочет, не зовем к себе людей, от которых он плачет, не ходим на массовые мероприятия, хотя может мне иногда и хотелось бы...) Но я даже не считаю это жертвой т.к. мне хорошо, когда моему ребенку хорошо... я чувствую боль, когда он плачет и готова отрекаться от всего этого (а возможно и от частички себя) ради него. Возможно это не правильная позиция, но я по-другому не могу.

Может быть вам сложно потому, что у вас тоже есть похожие проблемы и вы сами этот мир понимаете немного по-своему и в вашем детстве никто не "забыл о себе" и не отрекся от собственной жизни ради вас? Я так поняла, что вас перестраивали под этот мир, под себя и о самоотречении речи не шло...
Ангельское терпение требует дьявольской силы...

Алекс (м) 16.03.2007

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14876
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Социализация в игре

Сообщение ghoststory » 27 июн 2011, 01:36

Amina писал(а): В том-то и дело, что я не пугаю его реально (сама не допускаю пугать ребенка типа "Заберет милиционер" "Сделают укол" "утащит Баба Яга" и прочей ерундой.) Он по сути сам выдумывает такие игры со страхом, как будто боясь в игре, он пытается перебороть реальные страхи.
Мне кажется, здесь я поняла, в чем дело и что можно делать. Вместе с ребенком понарошку "испугаться" того, что он назвал страшным, и вместе спасаться. Попробую завтра же. Сын тоже боится собак. Ему говорили о том, что не надо бояться, и теперь он старается не показывать страха, но сжимается, старается обойти собаку подальше. Я в детстве тоже очень боялась собак, воспринимала их как смертельную опасность и до сих пор уверена, что лучше с ними соблюдать осторожность. Но можно быть осторожным, не испытывая ужаса. Попробуем поиграть в "страшную собаку", если получится (понимаю, что важно, чтобы ребенок сам обозначил эту тему).
На предмет страхов у нас на днях получилась такая игра. Я рассказала маме, что в детстве, когда оставалась одна дома, очень боялась звука воды, капающей из крана в кухне (я не знала, что это вода). Сын подбежал к крану и закричал: "Капает вода! Капает вода!". Потом засмеялся и убежал из кухни. Он явно хотел играть (дразнил?). Я только засмеялась в ответ, ничего лучшего не придумала. Но, надеюсь, поиграть еще удастся. Возможно, надо было побежать за ним и поиграть в догонялки? Amina, спасибо за помощь.

О море. Осьминог и морской конек -- это заранее подготовленные фигурки из плотной бумаги (их сделали психологи). Осьминога мы намазывали клеем и посыпали манкой. Для конька сначала нарвали бумажек, потом тоже приклеили эти кусочки. В этой игре, как мне показалось, для ребенка дополнительным удовольствием может быть то, что предметы используются в необычной функции (хотя это же может и не понравиться): манку, картошку, лук обычно едят, а здесь из картошки и лука сделаны печати, манка -- как "краска". Возможность испытать новые свойства знакомых предметов.
Дома мы редко рисуем вместе. Ребенок рисует, вырезает, клеит один, хотя всегда показывает результат и всегда просит, чтобы я что-то сказала о его новом творении. Я не пыталась предложить ему компанию, возможно, есть смысл попробовать ("Давай сделаем аппликацию из разноцветных ниточек", например; думаю, он заинтересуется).
Amina писал(а):Но я даже не считаю это жертвой т.к. мне хорошо, когда моему ребенку хорошо... я чувствую боль, когда он плачет и готова отрекаться от всего этого (а возможно и от частички себя) ради него.
Мне кажется, это самая верная позиция. Очень жалею, что пока что не могу последовательно занять такую же из-за собственных проблем. Пока что научилась спокойно объяснять при необходимости, что, например, в данный момент ко мне не надо прикасаться, иначе я могу разозлиться; обязательно сообщаю, что мы обнимемся, к примеру, через 5 минут. А во многом мы как раз совпадаем, например, не один раз на предложение (не мое, другого человека) куда-то пойти сын отвечал "не пойти" как раз в то время, когда я думала то же самое.
Amina писал(а):Может быть вам сложно потому, что у вас тоже есть похожие проблемы и вы сами этот мир понимаете немного по-своему и в вашем детстве никто не "забыл о себе" и не отрекся от собственной жизни ради вас? Я так поняла, что вас перестраивали под этот мир, под себя и о самоотречении речи не шло...
В целом это так, особенно в детском саду, школе. У мамы тоже есть свои особенности, и их, наверное, в ее детстве тоже не учитывали. Мама воспитывала меня одна, теперь могу себе представить, как ей было тяжело. Да, думаю, она старалась воспитать меня "правильной", похожей на других детей в их лучшем варианте, из самых лучших побуждений. А в ответ часто получала истерики, агрессию. Но иногда мама делала то, что я просила, хотя просьбы были странными (например, щекотать и щипать меня, завернутую в одеяло, -- помню, какая радость мне была от этого); мама хотела меня порадовать, радовалась вместе со мной, помню целый ряд случаев. Это были только моменты, но, наверное, самоотречение было -- насколько это было возможно.
За этот месяц, когда я заподозрила аутистические черты у себя, постоянно вспоминается что-то из детства. Воспоминаний очень много, можно сказать, они всплывают одно за другим почти без перерыва. Среди них есть очень болезненные, но есть и приятные. Сейчас понимаю, что мама делала всё, что могла, и это очень много. Я в более выгодной ситуации и, что важно, владею информацией. Надеюсь, смогу помочь сыну научиться жить самостоятельно и избегать серьезных травм, по крайней мере, буду стараться.

Аватара пользователя
Amina
родитель
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 23:44
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Социализация в игре

Сообщение Amina » 27 июн 2011, 22:40

Мне кажется, это самая верная позиция. Очень жалею, что пока что не могу последовательно занять такую же из-за собственных проблем. Пока что научилась спокойно объяснять при необходимости, что, например, в данный момент ко мне не надо прикасаться, иначе я могу разозлиться; обязательно сообщаю, что мы обнимемся, к примеру, через 5 минут. А во многом мы как раз совпадаем, например, не один раз на предложение (не мое, другого человека) куда-то пойти сын отвечал "не пойти" как раз в то время, когда я думала то же самое.
Мне кажется у вас тоже верная позиция... вы делаете что можете.. и даже больше. вы пытаетесь понять и помочь не смотря на собственные проблемы. Лучше сказать, что вам дискомфортно в данный момент, чем терпеть, а потом сорваться от накопившегося негатива. Я тоже иногда, когда чувствую раздражение говорю, что сейчас я "Злая, расстроеная" и что бы дали мне немного успокоиться, что бы я не наругалась... Сын уже тоже понимает это и оставляет обычно меня в покое на пару минут ))) а потом пытается выяснять что же случилось.. почему я расстроилась.
У нас еще сегодня был "сдвиг" в играх. Ребенок в первый раз за долгое время (года за 2) катал машинку... даже 2 раза за день. Обычно он их просто носил и крутил в руках.
Ангельское терпение требует дьявольской силы...

Алекс (м) 16.03.2007

Аватара пользователя
tertia
родитель
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Социализация в игре

Сообщение tertia » 27 июн 2011, 23:03

Прогресс! :) А он машинку катал в какой-то игре, что-то куда-то вез? Или просто смотрел, как хорошо она катается?

Мне иногда жалко, когда дочка пытается невпопад игру организовать со сверстниками. Например, они играют в фотомоделей, а она стоит рядом и предлагает вдруг играть в прятки, и тут же начинает считалочку рассказывать и потом начинает считать, закрыв глаза, ждет, что они прятаться будут, а им, конечно, все равно, у них-то свое, но она даже не замечает этого. Как-то она не может влиться в общие игры. Вот подрастет, начнет больше понимать, заметит, что ее отторгают, и будет отстраняться сама уже от них... Обидно! И играть ей хочется со всеми, и она знает формально, как это делается, но делает это как-то очень неловко. Сейчас она пока что не понимает, что к ней иногда относятся как к глупенькой, навязчивой, если на нее закричат, то она поймет, а если со смехом убегут от нее, то она побежит следом, ищет их. Конечно, попадаются добрые дети, которые помогают ей влиться в игру, но так нечасто бывает. И я сама не хочу всегда руководить игрой, потому что приходится делать ей поблажки, а дети это замечают, им не нравится.
Наблюдала интересный момент: она прыгала по квадратным плиткам в саду, а дети играли на террасе, а потом они стали бегать туда-сюда, и она на середине пути зависла, то на детей посмотрит, то на плитки, а потом наплевала на всю "геометрию" и побежала следом за ними. Они бегали, потому что у них какая-то игра была, а она просто так, все равно ей было весело...

Аватара пользователя
Amina
родитель
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 23:44
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Социализация в игре

Сообщение Amina » 28 июн 2011, 15:28

Прогресс! :) А он машинку катал в какой-то игре, что-то куда-то вез? Или просто смотрел, как хорошо она катается?
В первый раз, по моему он мне просто хотел подействовать на нервы т.к. мы были о одном госучреждении и долго ожидали.. ему это надоело и он начал катать машину по столу при этом она довольно громко стучала, думал, что я ему замечание сделаю, но я так обрадовалась, что он вообще её катает, что не смотря на народ вокруг, которому он наврняка мешал, не стала делать замечание. А потом уже дома он взял скорую помощь (без колес) и стал её "катить" по полу и издавать звуки сирены. Я сразу включилась в игру, взяла другую машинку, сделала аварию и ждала пока скорая приедет. Он "приехал" сделал всем уколы, взял анализы и отвез мою машину в больницу.))))))
Мне иногда жалко, когда дочка пытается невпопад игру организовать со сверстниками. Например, они играют в фотомоделей, а она стоит рядом и предлагает вдруг играть в прятки, и тут же начинает считалочку рассказывать и потом начинает считать, закрыв глаза, ждет, что они прятаться будут, а им, конечно, все равно, у них-то свое, но она даже не замечает этого. Как-то она не может влиться в общие игры.
У нас тоже частенько такое происходит. Ему не интересны игры других и он просто начинает сам играть в свои... естественно почти никто не понимает его "специфические игры" и не обращают на него внимания, в лучшем случае спрашивают "Что он делает" у меня. Иногда я пытаюсь его подтолкнуть к совместной игре с детьми, обьясняю что они делают и что можно так же поиграть с ними, но обычно он отказывается.
Наблюдала интересный момент: она прыгала по квадратным плиткам в саду, а дети играли на террасе, а потом они стали бегать туда-сюда, и она на середине пути зависла, то на детей посмотрит, то на плитки, а потом наплевала на всю "геометрию" и побежала следом за ними. Они бегали, потому что у них какая-то игра была, а она просто так, все равно ей было весело...
Мне кажется это тоже хороший признак... она оставила свою игру ради "общего дела" и ей это показалось интереснее...Наверное родители обычных детей такой мелочи и не заметили бы... а мы радуемся любой мелочи!
Ангельское терпение требует дьявольской силы...

Алекс (м) 16.03.2007

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей