Инклюзивное образование для наших детей а России

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Ответить
iva
родитель
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 01 авг 2012, 23:57
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Инклюзивное образование для наших детей а России

Сообщение iva » 13 июн 2014, 14:30

Хотелось бы знать, есть ли у кого опыт обучения в обычной школе ребенка с СА по каким-то индивидуальным программам. Возможно, с тьютером. Я не имею в виду спецшколы или школы известные, типа Кашенкина Луга, а просто обычные и не в столице, а где-нибудь в глубинке.Возможно, с предварительным написанием проекта под это дело. С привлечением РОНО (или без). Сейчас тема инклюзии очень модна, но реально можно встретить скорее интеграцию, т. е. подтягивание особого ребенка под общую массу, и все это без особой поддержки специалистов.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14876
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Инклюзивное образование для наших детей а России

Сообщение ghoststory » 13 июн 2014, 15:21

Находимся не в России (Беларусь), сын учится в общеобразовательной школе, первые два года я с ним в качестве тьютора. Это стало возможно благодаря районному коррекционному центру, где составили документ с рекомендованным сопровождением законного представителя (другими способами ввести тьютора в общеобразовательную школу, насколько понимаю, пока что невозможно). В ЦКРОиР с ребенком постоянно занимается психолог, который руководит и организацией сопровождения (иначе от моего сопровождения не было бы никаого толка). Программ и проектов под это не делалось, что, считаю, плохо. Но пока что нет возможности организовать это надлежащим образом.
Результаты, считаю, положительные, ребенок учится находиться в коллективе (реально осваивает определенные навыки и правила, хотя медленно). В третий класс, возможно, ребенок сможет пойти самостоятельно, хотя сейчас это не гарантируется.

iva
родитель
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 01 авг 2012, 23:57
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Инклюзивное образование для наших детей а России

Сообщение iva » 16 июн 2014, 19:59

А администрацию школы устроил тот факт, что тьютор - родитель? А учительницу? Как они к этому отнеслись? Как это воспринял сам ребенок( моя при мне может больше баловаться)? Как восприняли одноклассники, что мальчик с мамой в школу ходит? Не пробовали предложить эту работу кому-то еще? Может, за деньги? Вас в школе никак не оформляли, вы не получали зарплату? Какая работа велась с учителями, которые учат ребенка( их ведь все равно не один, а 3-4 должно быть)? С родителями других детей и самими детьми?
Если не трудно, ответьте на все вопросы хотя бы кратко.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14876
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Инклюзивное образование для наших детей а России

Сообщение ghoststory » 16 июн 2014, 23:59

iva писал(а):А администрацию школы устроил тот факт, что тьютор - родитель?
Других возможностей сейчас нет. В обычной общеобразовательной школе нет законной возможности ввести дополнительную штатную единицу. В документе, где коррекционный центр прописывает рекомендации по обучению ребенка, было указано: "рекомендуется сопровождение законного представителя". Это не противоречит законам, дейцствующим сейчас в Беларуси. Но это возможно только при наличии такой записи в документе, выдаваемом ЦКРОиР.
В одной из школ Минска проводится эксперимент: набраны дети только с аутизмом (РДА с тяжелыми нарушениями речи). Класс интегрированный (среди обычных детей учатся дети с РАС, но большая часть уроков для них проводится отдельно учителем-дефектологом). Там есть тьюторы, но официально их должность называется "помощник воспитателя", то есть тьюторство официально не введено даже в этом специализированном классе. Сейчас эти дети окончили 1-й класс.
iva писал(а): А учительницу?
Учительница очень заинтересована в новых образовательных технологиях: интерактивное обучение, использование технических средств в обучении. Ученики класса активно участвуют в олимпиадах и в различных мероприятиях, которые проводит школа, учительница это всегда поддерживает. Но она сразу сказала мне, что совершенно не хочет заниматься вопросами дефектологии, это ей неинтересно и трудно. Поэтому такие вопросы решать старается психолог, занимающийся с ребенком, и я как постоянно сопровождавший ребенка человек (в третьем классе планируется попробовать не сопровождать ребенка). Но учительнице также приходится в этом участвовать.
Положительное: сын участвовал в классных и школьных олимпиадах, а также в международной обучающей олимпиаде по математике. Во всех олимпиадах он занял призовые места (получил 4 грамоты на итоговой линейке). Все олимпиады писал самостоятельно. Возможно, это можно считать доводом в пользу дальнейшего обучения в классе.
Отрицательное: в третьем классе будут оценки (в первом и втором не было), поэтому мое присутствие исключается (как объясняют в школе, чтобы не было конфликтов из-за хороших оценок, полученных в моем присутствии -- нет гарантий, что оценки будут получены без моей помощи). Если сын без меня не будет справляться, придется переходить на надомное обучение.
iva писал(а):Как это воспринял сам ребенок( моя при мне может больше баловаться)?
Об этом затрудняюсь написать. При мне он спокойнее, способен дольше работать, с меньшим напряжением. Одновременно я выполняю советы психолога (работа с сыном по коррекции поведения, по ориентации на уроке). Два раза по три урока занимался полностью сам, к третьему уроку ухудшалось поведение (бросал школьные принадлежности, говорил вслух и др.), после этого несколько дней было видно, что он переутомился. Но он оставался без меня оба раза по его собственному желанию. Возможно, у него есть мотивация учиться самостоятельно, мы обсуждаем это, и он выражает такое желание.
У меня бывали срывы из-за сенсорных перегрузок и из-за неясностей в ситуации, это тоже довод против моего присутствия.
iva писал(а): Как восприняли одноклассники, что мальчик с мамой в школу ходит?
Одноклассники относятся к ребенку хорошо. Учительница проводила с ними беседы. В конце года все писали друг другу пожелания, и среди пожеланий моему сыну были пожелания скорее научиться ходить в школу без мамы.
Кроме моего наличия у ребенка были необычные предметы: карточки для визуальных подсказок (очень удобно, когда нельзя подсказать вслух, значение карточек и схемы действий изучали с ребенком дома), эспандеры, которые ребенок сжимал для снятия напряжения. Дети спрашивали, что это и зачем, я объясняла. Сын разрешал или не разрешал посмотреть.
iva писал(а): Не пробовали предложить эту работу кому-то еще? Может, за деньги?
Нечто подобное постоянно обсуждается в родительской организации, в которую вхожу. Обсуждается возможность введения тьюторов, поскольку детям с РАС это действительно нужно: это облегчило бы многие ситуации, а грамотный тьютор мог бы вести и коррекционную работу. Но пока это только обсуждения, изменений в школе нет. Такие изменения требуют времени.
iva писал(а): Вас в школе никак не оформляли, вы не получали зарплату?
Нет. Присутствовала как "законный представитель ребенка", это не должность, а, скорее, обозначение статуса, который дает мне возможность при наличии соответствующего предписания находиться с ребенком в классе.
iva писал(а): Какая работа велась с учителями, которые учат ребенка( их ведь все равно не один, а 3-4 должно быть)? С родителями других детей и самими детьми?
Учителей должно было быть 4 (классный руководитель, учителя английского языка, музыки, физкультуры), было больше (смена двух учителей в течение года, замены). Все учителя знали о моем присутствии от директора, с которым изначально обсуждалась эта ситуация представителями коррекционного центра. Все очень хорошо относились к ребенку, не реагировали на его поведение, связанное с особенностями развития (у меня были схемы действий в таких ситуациях). Ребенок на уроках работает, хочет отвечать и часто отвечает хорошо. Во втором классе быстро освоил, что для ответа надо поднять руку, потом отвечать, поэтому с ним работают почти так же, как с другими детьми (проблема до конца второго класса осталась с ситуацией: "он поднял руку, но его не вызвали"; но мы работаем с этим, и уже есть прогресс).
Учительница физкультуры хвалила ребенка за каждое достижение, даже небольшое, в результате он заинтересовался спортом и дома отрабатывал упражнения, которые не получались. Также научился участию в некоторых играх. В третьей четверти эта учительница перестала заниматься с классом, но интерес к спортивным упражнениям у ребенка остался. Учительница музыки отметила, что ребенок внимательно слушает музыку (это удается не всем детям). Считаю, это очень хорошо -- когда учителя отмечают положительные качества ребенка.
С родителями и детьми беседовала классная руководительница, ей, насколько могу видеть, удалось создать положительное отношение к нам.

Вся описанная ситуация временная, в школе не знают, что будет в третьем классе. Но ребенок переведен в третий класс. Второй класс можно считать удачным, это уже хорошо.

iva
родитель
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 01 авг 2012, 23:57
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Инклюзивное образование для наших детей а России

Сообщение iva » 21 июн 2014, 08:08

Большое спасибо за развернутые ответы! У нас в России, в особенности в глубинке, это вообще - фантастика.Пробовала говорить с директором школы на эту тему, она говорит, что проблесков в системе образования в нашем городе - никаких в этом смысле, денег на это тоже нет.Что-то сделать можно только неофициально. И тоже , как и вы, я не знаю, что вообще можно спланировать( этого хотела бы школа), так как не могу сказать, как вдруг поведет себя ребенок в той или иной ситуации. Администрацию интересует только одна вещь - где взять денег, если среди года ребенка переведут на домашнее обучение, ведь изначально, если справки нет, то и деньги не запланированы и не выделены из бюджета.В противном случае,деньги придется брать из надтарифного фонда, то есть весь педсостав останется без премий и т.д.
Извините за длинное объяснение, я , наверное, просто сама для себя пытаюсь вникнуть в логику своих коллег. Потому что обидно, что про ребенка, его самочувствие в школе,вообще речи при разговоре с администрацией не заходит.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей