iva писал(а):А администрацию школы устроил тот факт, что тьютор - родитель?
Других возможностей сейчас нет. В обычной общеобразовательной школе нет законной возможности ввести дополнительную штатную единицу. В документе, где коррекционный центр прописывает рекомендации по обучению ребенка, было указано: "рекомендуется сопровождение законного представителя". Это не противоречит законам, дейцствующим сейчас в Беларуси. Но это возможно только при наличии такой записи в документе, выдаваемом ЦКРОиР.
В одной из школ Минска проводится эксперимент: набраны дети только с аутизмом (РДА с тяжелыми нарушениями речи). Класс интегрированный (среди обычных детей учатся дети с РАС, но большая часть уроков для них проводится отдельно учителем-дефектологом). Там есть тьюторы, но официально их должность называется "помощник воспитателя", то есть тьюторство официально не введено даже в этом специализированном классе. Сейчас эти дети окончили 1-й класс.
iva писал(а): А учительницу?
Учительница очень заинтересована в новых образовательных технологиях: интерактивное обучение, использование технических средств в обучении. Ученики класса активно участвуют в олимпиадах и в различных мероприятиях, которые проводит школа, учительница это всегда поддерживает. Но она сразу сказала мне, что совершенно не хочет заниматься вопросами дефектологии, это ей неинтересно и трудно. Поэтому такие вопросы решать старается психолог, занимающийся с ребенком, и я как постоянно сопровождавший ребенка человек (в третьем классе планируется попробовать не сопровождать ребенка). Но учительнице также приходится в этом участвовать.
Положительное: сын участвовал в классных и школьных олимпиадах, а также в международной обучающей олимпиаде по математике. Во всех олимпиадах он занял призовые места (получил 4 грамоты на итоговой линейке). Все олимпиады писал самостоятельно. Возможно, это можно считать доводом в пользу дальнейшего обучения в классе.
Отрицательное: в третьем классе будут оценки (в первом и втором не было), поэтому мое присутствие исключается (как объясняют в школе, чтобы не было конфликтов из-за хороших оценок, полученных в моем присутствии -- нет гарантий, что оценки будут получены без моей помощи). Если сын без меня не будет справляться, придется переходить на надомное обучение.
iva писал(а):Как это воспринял сам ребенок( моя при мне может больше баловаться)?
Об этом затрудняюсь написать. При мне он спокойнее, способен дольше работать, с меньшим напряжением. Одновременно я выполняю советы психолога (работа с сыном по коррекции поведения, по ориентации на уроке). Два раза по три урока занимался полностью сам, к третьему уроку ухудшалось поведение (бросал школьные принадлежности, говорил вслух и др.), после этого несколько дней было видно, что он переутомился. Но он оставался без меня оба раза по его собственному желанию. Возможно, у него есть мотивация учиться самостоятельно, мы обсуждаем это, и он выражает такое желание.
У меня бывали срывы из-за сенсорных перегрузок и из-за неясностей в ситуации, это тоже довод против моего присутствия.
iva писал(а): Как восприняли одноклассники, что мальчик с мамой в школу ходит?
Одноклассники относятся к ребенку хорошо. Учительница проводила с ними беседы. В конце года все писали друг другу пожелания, и среди пожеланий моему сыну были пожелания скорее научиться ходить в школу без мамы.
Кроме моего наличия у ребенка были необычные предметы: карточки для визуальных подсказок (очень удобно, когда нельзя подсказать вслух, значение карточек и схемы действий изучали с ребенком дома), эспандеры, которые ребенок сжимал для снятия напряжения. Дети спрашивали, что это и зачем, я объясняла. Сын разрешал или не разрешал посмотреть.
iva писал(а): Не пробовали предложить эту работу кому-то еще? Может, за деньги?
Нечто подобное постоянно обсуждается в родительской организации, в которую вхожу. Обсуждается возможность введения тьюторов, поскольку детям с РАС это действительно нужно: это облегчило бы многие ситуации, а грамотный тьютор мог бы вести и коррекционную работу. Но пока это только обсуждения, изменений в школе нет. Такие изменения требуют времени.
iva писал(а): Вас в школе никак не оформляли, вы не получали зарплату?
Нет. Присутствовала как "законный представитель ребенка", это не должность, а, скорее, обозначение статуса, который дает мне возможность при наличии соответствующего предписания находиться с ребенком в классе.
iva писал(а): Какая работа велась с учителями, которые учат ребенка( их ведь все равно не один, а 3-4 должно быть)? С родителями других детей и самими детьми?
Учителей должно было быть 4 (классный руководитель, учителя английского языка, музыки, физкультуры), было больше (смена двух учителей в течение года, замены). Все учителя знали о моем присутствии от директора, с которым изначально обсуждалась эта ситуация представителями коррекционного центра. Все очень хорошо относились к ребенку, не реагировали на его поведение, связанное с особенностями развития (у меня были схемы действий в таких ситуациях). Ребенок на уроках работает, хочет отвечать и часто отвечает хорошо. Во втором классе быстро освоил, что для ответа надо поднять руку, потом отвечать, поэтому с ним работают почти так же, как с другими детьми (проблема до конца второго класса осталась с ситуацией: "он поднял руку, но его не вызвали"; но мы работаем с этим, и уже есть прогресс).
Учительница физкультуры хвалила ребенка за каждое достижение, даже небольшое, в результате он заинтересовался спортом и дома отрабатывал упражнения, которые не получались. Также научился участию в некоторых играх. В третьей четверти эта учительница перестала заниматься с классом, но интерес к спортивным упражнениям у ребенка остался. Учительница музыки отметила, что ребенок внимательно слушает музыку (это удается не всем детям). Считаю, это очень хорошо -- когда учителя отмечают положительные качества ребенка.
С родителями и детьми беседовала классная руководительница, ей, насколько могу видеть, удалось создать положительное отношение к нам.
Вся описанная ситуация временная, в школе не знают, что будет в третьем классе. Но ребенок переведен в третий класс. Второй класс можно считать удачным, это уже хорошо.