Делаю немного иначе, от обратного. Если давит (-) эмоция, включаю музыку, с которой связаны определенные положительные воспоминания . То, что к этому надо добавлять движения очень точно подмечено. Я этого не осознавала раньше. Именно движение под музыку дает возможность переключиться. Если дома, то занимаюсь под музыку домашними делами, в том числе и ненавистным мытьем посуды. Под музыку нормально идет. И переключение происходит и посуда вымыта.pti писал(а):
К примеру у меня эмоция, давит, мне "плохо".. Не обязательно даже чтобы был навык определения конкретной эмоции, которая давит. Подбираю музыку, которая в данный момент соответствует моему состоянию, и начинаю что-то делать. Именно делать. Без "делать" - это катание в уме ваты.. Не поможет. Надо тело.. надо выражать.. Можно петь под нее. Можно танцевать..
.
Осознание чувств через движение
-
- постоянный пользователь
- Сообщения: 623
- Зарегистрирован: 22 мар 2014, 22:58
- Пол: Женский
- Статус: Неопределившийся
Re: Самодиагностика и очередная история)
Re: Самодиагностика и очередная история)
Вы очень много полезного и интересного написали. Может, заведете об этом отдельную тему? Я обдумаю и вас там поспрашиваю?pti писал(а): Действительно, это сложно объяснить заочно. RMO попал в точку.. вернее в мой специнтерес..
А еще потому, что аспи не очень хорошо получается расслабляться, поэтому походка немного деревянная.Выученные стереотипные паттерны движений как правило копируются с авторитета (в детстве с родителей или при дальнейшем обучении), а при смене типа движения вылазит сущность самого человека. Особенно видно по движениям человека в состоянии стресса..
У аспи поэтому и бывают такие "необычные" для большинства движения, потому что они "не скопированы" с авторитетов.
Я занимаюсь танго, это еще сложнее, т.к. нужно синхронно двигаться двум людям, один из которых обычно - нейротипичный :) Это серьезная задачка для аспи, но я с ней кажется справляюсь. Из танго я очень многое узнал про общение с людьми: как его строить, чтобы люди не разбегались ))Занималась айкидо - путем копирования тренера (как все) у меня ничего не получалось..
Потом, уже бросив занятия айкидо, прочитала все эти книжки поняла как оно действует, как работают все эти "рычаги" в теле и как хрупкая девушка может завалить крупного мужчину. Вот это как раз про "эффективность" применения тела. Тренировалась "понимать" с сыном дома.. В спокойной обстановке (не на занятиях). Это тоже очень помогло в отслеживании своих движений.
Еще большое значение имеет плавность движений и ритм..
Re: Самодиагностика и очередная история)
Есть варианты как назвать тему? У меня еще тут раскидано по другим топикам аналогичное.. можно все в кучу собрать..RMO писал(а):Может, заведете об этом отдельную тему? Я обдумаю и вас там поспрашиваю?
В айкидо тоже два человека движутся синхронно.. Основная идея айкидо в присоединении своей "ки" к ки соперника.. Да и парное жонглирование (перекидки) тоже, думаю, не проще..RMO писал(а): Я занимаюсь танго, это еще сложнее, т.к. нужно синхронно двигаться двум людям, один из которых обычно - нейротипичный :) Это серьезная задачка для аспи, но я с ней кажется справляюсь. Из танго я очень многое узнал про общение с людьми: как его строить, чтобы люди не разбегались ))
Танец - это круто, но я не могу.. У меня ступор. Я определяю как "стыд".. Если разбирать по косточкам, то это некое ощущение что "я недостойна", "не имею права"..
Может быть потому, что танец - это больше искусство.. У меня и с игрой на музыкальных инструментах такая же штука.. А со спортивными темами мне проще.. там я право имею..
Хотя боевые единоборства к искусству тоже часто относят..
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 14876
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Самодиагностика и очередная история)
Если дадите ссылки на сообщения, можно будет перенести их (сообщения) в эту тему.pti писал(а):Есть варианты как назвать тему? У меня еще тут раскидано по другим топикам аналогичное.. можно все в кучу собрать..RMO писал(а):Может, заведете об этом отдельную тему? Я обдумаю и вас там поспрашиваю?
Re: Осознание чувств через движение
У аспи еще больше напряжений в теле, поэтому и походка немного угловатая.pti писал(а): Выученные стереотипные паттерны движений как правило копируются с авторитета (в детстве с родителей или при дальнейшем обучении), а при смене типа движения вылазит сущность самого человека. Особенно видно по движениям человека в состоянии стресса..
У аспи поэтому и бывают такие "необычные" для большинства движения, потому что они "не скопированы" с авторитетов.
А мне интересно, как я делаю смену движений, например как я перехожу от завязывания шнурков к поиску ключа. С чего я вообще взял, что следующим действием надо искать ключ?На этих фишках основаны некоторые психотехники по управлению своим состоянием. Ведь то, что переводится из неосознанного в разряд осознанного - этим уже можно управлять. К примеру, начать наблюдать за своими повседневными действиями. Как я завязываю шнурки, как наливаю чаю.. Пытаться замедлить эти движения до предела.. увидеть ЧТО конкретно я делаю, попытаться воспроизвести это детально в уме..
То есть мышцы могут пойти от одного только представления о движении?Расширение своих двигательных паттернов - это расширение набора своих реакций. Предоставление большей свободы выражения эмоций своему телу.
Умственное представление движений (а это уже суть - йога, ведь йога - это не "завязаться узлом", а именно представить в уме так, чтобы "пошли" мышцы) - это обучение управлению своими состояниями.
Как тело можно обучать этому?Далее.. Не все йогурты одинаково полезны.. То есть не все движения энергетически эффективны. Обучая свое тело энергетически эффективным движениям (чтобы при движении мышцы антогонисты не работали друг против друга - мышцы-сгибатели расслаблялись при напряжении аналогичных мышц-разгибателей), мы можем научить свое тело вообще не замечать нагрузки от "протекания эмоций" - потому что течь будет правильно, эффективно.
Научиться не замечать нагрузки от эмоций это классно, потому что лишние эмоции иногда сильно мешают.
Когда я заново учусь танцу, вначале движения вообще противоречивые, напряженные, потом постепенно расслабляются.Вспомните свой опыт обучения любому движению (велосипед или что-то еще) сколько сил занимало движение вначале обучения - и сколько стало тратиться потом, когда мышцы нашли свои траектории и выучили их.
Вот и у меня в танго ничего не получилось путем копирования. Мне пришлось создать теорию танго с нуля, и тогда я затанцевал очень даже как..Занималась айкидо - путем копирования тренера (как все) у меня ничего не получалось..
А можете дать названия самых интересных книжек в этом отношении?Потом, уже бросив занятия айкидо, прочитала все эти книжки поняла как оно действует, как работают все эти "рычаги" в теле и как хрупкая девушка может завалить крупного мужчину. Вот это как раз про "эффективность" применения тела. Тренировалась "понимать" с сыном дома.. В спокойной обстановке (не на занятиях). Это тоже очень помогло в отслеживании своих движений.
Большое значение для чего?Еще большое значение имеет плавность движений и ритм..
У меня было подобное, я его легко преодолел простым приемом: я смотрю на танец не так как будто я танцую, а как будто я кручу полом, комнатой, всеми зрителями и вообще миром. То есть, я не танцую в буквальном смысле, я стою на месте. Такой прием почему-то резко снижает перегрузки, о которых вы говорите.pti писал(а): Танец - это круто, но я не могу.. У меня ступор. Я определяю как "стыд".. Если разбирать по косточкам, то это некое ощущение что "я недостойна", "не имею права"..
Может быть потому, что танец - это больше искусство.. У меня и с игрой на музыкальных инструментах такая же штука.. А со спортивными темами мне проще.. там я право имею..
Хотя боевые единоборства к искусству тоже часто относят..
Re: Осознание чувств через движение
Для начала хочу извиниться за столь долгую задержку с ответами. Хотелось перекомпоновать тему и разместить ее в нужном месте.
Еще немного текста "почему у нас такая тема":
Это тема касается и "праязыков" и вообще всей жизни человека. От образа "лимон" в голове, во рту выделяется слюна. Должна выделяться. Только это должен быть именно образ, а не слово. У маленьких детей так и есть. Зачем начинается "обучение" (здесь я употребляю это слово с негативным оттенком).. развитие левого полушария, обучение грамотности и письму. Далее в мозгу вместо образа остается слово. Текст. Никаких ощущений. Ощущения - это первоначальная тема, которая присуща человеку. В современном мире образы и сопровождающие их ощущения давно и прочно заменены "текстом", "словами" - отсюда и большинство проблем.
Именно выражать. Не физкультура, не бег.. Искусство, танец, музыка.. Желательно задействовать все тело - разные, скажем так, "слои" эмоций выражаются через разные части тела. Пальцы - тонкие эмоции - музыка.. Все тело (ноги, "центр тяжести") - танец - более грубые эмоции (к примеру "агрессия"). Взять танец "фламенко" - чем не выражение агрессии. Культурное.. не деструктивное.. созидательное.
Ведь агрессия - это просто энергия. Это сейчас в нашей культуре оно приобрело негативный оттенок. А на самом деле эту энергию моно направить и на созидание. На создание красоты - в танце.
Далее приобретать мастерство в том деле, которым ты занимаешься. Желательно найти хорошего учителя. (Хорошего пианиста, у которого УЖЕ мышцы двигаются эффективно). Но, вообще, не обязательно нужна модель. От долгого и вдумчивого или чувственного (это просто два пути - или наблюдать, замечать и логически выстраивать траекторию, или просто выражать самозабвенно) повторения одного и того же - мышцы сами встанут на места. Если ставить себе такую цель. А не тупо повторять "действия" по шаблону.. как на физкультуре.. сказали 10 раз присесть - приседаем.. тупо на счет.. неважно как это получается.. не наблюдая за собой и не делая никаких выводов. В общем-то это то, что делает хороший учитель - указывает на ошибки в эффективности выполнения. Но можно и самому - хоть и труднее - нужна бОльшая осознанность.
Да вот взять картинку: шеф-повар ресторана - с какой скоростью он может порезать, скажем, огурец.огурец на ровные миллиметровые пластики огромным ножом (ну видели, я думаю, такие тесаки у "классических" поваров). Простая домохозяйка так не сможет. А потому что человек любит свое дело, занимается им с чувством и долго. У него эффективность движений при нарезке огурца доведена до совершенства. Так вот я не про огурцы конечно.. а про выражение эмоций.. через что-то.. через действие..
При хорошо развитой идеомоторике (мышечном представлении движения) чувства будут выводиться автоматически. Идеомоторика берется не с "потолка". Это не врожденное качество - она вполне себе вырабатывается в процессе занятий.
То есть: вы испытали гнев.. вы его осознаете.. чтобы не метать табуретки вы идете танцевать фламенко.. вывели из организма данную эмоцию.. выразили.. со временем вам уже не нужно будет танцевать.. мышцы автоматически расслабятся после испытывания гнева. Они уже знают траекторию расслабления, траекторию выражения чувства. Мышца автоматически займут наиболее энергетически выгодное положение (т.е. расслабление). Сработает идеомоторика. Вы даже этого не заметите. Накатало и тут же отпустило.. Со временем перестанет и "накатывать".
Конечно, в основе всего - осознавание (движений, чувств).
Во-вторых, списком:
1. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. Написана советским психофизиологом. У него есть еще статьи.. я просто не читала. Руки пока не дошли. Книга написана достаточно тяжелым языком, я осилила со второго подхода. Какой-то советский, профессорский.. Но когда я смогла абстрагироваться от языка написания - эта книга стала для меня откровением.. потому что в ней с научной нейрофизиологической точки зрения выражено, то, до чего я дошла сама, через опыт.
2. Фельденкрайз. Сознавание через движение. Читается легко. Точно также книга подтвердила мои собственные наблюдения. Читала его интервью. Видно, что человек знает о чем говорит. Еще нравится его именно инженерный подход. С точки зрения физика. Прямо "мое". Никакой психологической гуманитарной жевачки.
Еще у него же есть книга: Искусство движения. Уроки мастера.
3. Далее просто направления куда копать - я даже не читала, листала, что-то выхватывала.. скорее все как подтверждение опыта..
Биомеханика Мейрехольда,
Танцы Гурджива,
Гиршон (танцевально-двигательная психотерапия),
Телесно-ориентированная психотерапия (Вильгельм Райх и др.)
На рутрекере есть подборка материалов под общим названием "психосоматика" - там целое собрание сочинений, методик и видео разных авторов на русском и английском языках..
Отсутствие плавности - это набор дискретных состояний, неких точек, в которых мы можем ощущать тело (конечность) и управлять ею. А то, что между точками происходит стремительно.. само.. никак не управляется.. от точки до точки ты как бы "падаешь", а это означает отсутствие равновесия. Не ты управляешь, а тобой управляет окружение (к примеру, сила тяжести). Ты можешь что-то менять только в этих точках "осознавания" - между точками тебя просто "несет".
При наличии плавности эта "дискретность" уходит. Имеем непрерывную траекторию в каждой точке которой мы можем ощущать тело - а значит и управлять им.
Ритм - тоже имеет отношение к управлению. Чувства и эмоции - вещи нематериальные - имеющие отношение к психическому пространству - то есть потрогать нельзя. А вот их выражение напрямую завязано на материальный мир. Какие параметры мы имеем в материальном мире? Время и пространство (координаты). Это значит для эффективного управления нам нужна точность во времени и в пространстве. Умение быть "в нужном месте у нужное время". А нужное время - это именно ритм.
И еще каждое движение должно быть обратимо. не знаю как в танце - наверняка и у танцоров есть такие моменты в обучении.. Расскажу о том, что знаю - музыканты учатся играть и от конца к началу. То есть каждую пару движений ты должен уметь воспроизводить от А к Б и от Б к А, причем по одной и той же траектории. (Книга: Коган, "У врат мастерства"). Это часто встречалось не только про музыку.. В общем-то, это общий закон природы - наибольшую работу (как физическую величину) дают обратимые процессы (они правда на практике не реализуемы).
Еще немного текста "почему у нас такая тема":
По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно-опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы.
В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях.
Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).
Да. В идеале это так и должно происходить.RMO писал(а):То есть мышцы могут пойти от одного только представления о движении?
Это тема касается и "праязыков" и вообще всей жизни человека. От образа "лимон" в голове, во рту выделяется слюна. Должна выделяться. Только это должен быть именно образ, а не слово. У маленьких детей так и есть. Зачем начинается "обучение" (здесь я употребляю это слово с негативным оттенком).. развитие левого полушария, обучение грамотности и письму. Далее в мозгу вместо образа остается слово. Текст. Никаких ощущений. Ощущения - это первоначальная тема, которая присуща человеку. В современном мире образы и сопровождающие их ощущения давно и прочно заменены "текстом", "словами" - отсюда и большинство проблем.
Это отдельная тема.. тоже весьма интересная.. вначале нужен навык "наблюдения за собой", за телом. Четкий, автоматический. Далее к этому можно прикрутить все что угодно. Вытащить любые свои стереотипы. На определенном этапе подсознание начинает подсказывать "что все это значит". То есть "С чего я вообще взял, что следующим действием надо искать ключ?"RMO писал(а):А мне интересно, как я делаю смену движений, например как я перехожу от завязывания шнурков к поиску ключа. С чего я вообще взял, что следующим действием надо искать ключ?
Найти занятие (физическое, двигательное) через которое вы действительно будете выражать эмоции.RMO писал(а):Как тело можно обучать этому?Далее.. Не все йогурты одинаково полезны.. То есть не все движения энергетически эффективны. Обучая свое тело энергетически эффективным движениям (чтобы при движении мышцы антогонисты не работали друг против друга - мышцы-сгибатели расслаблялись при напряжении аналогичных мышц-разгибателей), мы можем научить свое тело вообще не замечать нагрузки от "протекания эмоций" - потому что течь будет правильно, эффективно.
Научиться не замечать нагрузки от эмоций это классно, потому что лишние эмоции иногда сильно мешают.
Именно выражать. Не физкультура, не бег.. Искусство, танец, музыка.. Желательно задействовать все тело - разные, скажем так, "слои" эмоций выражаются через разные части тела. Пальцы - тонкие эмоции - музыка.. Все тело (ноги, "центр тяжести") - танец - более грубые эмоции (к примеру "агрессия"). Взять танец "фламенко" - чем не выражение агрессии. Культурное.. не деструктивное.. созидательное.
Ведь агрессия - это просто энергия. Это сейчас в нашей культуре оно приобрело негативный оттенок. А на самом деле эту энергию моно направить и на созидание. На создание красоты - в танце.
Далее приобретать мастерство в том деле, которым ты занимаешься. Желательно найти хорошего учителя. (Хорошего пианиста, у которого УЖЕ мышцы двигаются эффективно). Но, вообще, не обязательно нужна модель. От долгого и вдумчивого или чувственного (это просто два пути - или наблюдать, замечать и логически выстраивать траекторию, или просто выражать самозабвенно) повторения одного и того же - мышцы сами встанут на места. Если ставить себе такую цель. А не тупо повторять "действия" по шаблону.. как на физкультуре.. сказали 10 раз присесть - приседаем.. тупо на счет.. неважно как это получается.. не наблюдая за собой и не делая никаких выводов. В общем-то это то, что делает хороший учитель - указывает на ошибки в эффективности выполнения. Но можно и самому - хоть и труднее - нужна бОльшая осознанность.
Да вот взять картинку: шеф-повар ресторана - с какой скоростью он может порезать, скажем, огурец.огурец на ровные миллиметровые пластики огромным ножом (ну видели, я думаю, такие тесаки у "классических" поваров). Простая домохозяйка так не сможет. А потому что человек любит свое дело, занимается им с чувством и долго. У него эффективность движений при нарезке огурца доведена до совершенства. Так вот я не про огурцы конечно.. а про выражение эмоций.. через что-то.. через действие..
При хорошо развитой идеомоторике (мышечном представлении движения) чувства будут выводиться автоматически. Идеомоторика берется не с "потолка". Это не врожденное качество - она вполне себе вырабатывается в процессе занятий.
То есть: вы испытали гнев.. вы его осознаете.. чтобы не метать табуретки вы идете танцевать фламенко.. вывели из организма данную эмоцию.. выразили.. со временем вам уже не нужно будет танцевать.. мышцы автоматически расслабятся после испытывания гнева. Они уже знают траекторию расслабления, траекторию выражения чувства. Мышца автоматически займут наиболее энергетически выгодное положение (т.е. расслабление). Сработает идеомоторика. Вы даже этого не заметите. Накатало и тут же отпустило.. Со временем перестанет и "накатывать".
Конечно, в основе всего - осознавание (движений, чувств).
Если поделитесь теорией, я бы с удовольствием ознакомилась. Может вместе чего придумаем..RMO писал(а):Вот и у меня в танго ничего не получилось путем копирования. Мне пришлось создать теорию танго с нуля, и тогда я затанцевал очень даже как..
Во-первых, перечитайте топик (первое сообщение): мы там при переносе темы немного ее доработали.RMO писал(а):А можете дать названия самых интересных книжек в этом отношении?
Во-вторых, списком:
1. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. Написана советским психофизиологом. У него есть еще статьи.. я просто не читала. Руки пока не дошли. Книга написана достаточно тяжелым языком, я осилила со второго подхода. Какой-то советский, профессорский.. Но когда я смогла абстрагироваться от языка написания - эта книга стала для меня откровением.. потому что в ней с научной нейрофизиологической точки зрения выражено, то, до чего я дошла сама, через опыт.
2. Фельденкрайз. Сознавание через движение. Читается легко. Точно также книга подтвердила мои собственные наблюдения. Читала его интервью. Видно, что человек знает о чем говорит. Еще нравится его именно инженерный подход. С точки зрения физика. Прямо "мое". Никакой психологической гуманитарной жевачки.
Еще у него же есть книга: Искусство движения. Уроки мастера.
3. Далее просто направления куда копать - я даже не читала, листала, что-то выхватывала.. скорее все как подтверждение опыта..
Биомеханика Мейрехольда,
Танцы Гурджива,
Гиршон (танцевально-двигательная психотерапия),
Телесно-ориентированная психотерапия (Вильгельм Райх и др.)
На рутрекере есть подборка материалов под общим названием "психосоматика" - там целое собрание сочинений, методик и видео разных авторов на русском и английском языках..
Тут цитата из Фельденкрайза:RMO писал(а):У аспи еще больше напряжений в теле, поэтому и походка немного угловатая.
Люди, не очень хорошо осознающие своё тело, обычно держат в теле столько напряжения, что просто удивительно, как они вообще могут функционировать, ведь мышцы постоянно борются друг с другом. Разгибатели сокращены, и в это же время сгибатели пытаются сократиться, и наоборот. И выключателя просто нет. Жить в таком теле — это жить в ожидании срыва, который непременно должен произойти. Умение ощущать и осознавать собственное тело просто даёт вам возможность понять тот факт, что вы слишком сильно напряжены.
Нервная система занимается прежде всего движением и паттерны движения отражают состояние нервной системы. Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы напряжены, спешим, мы не можем учиться. Мы можем лишь повторять старые паттерны.
Важно восстановить связи между двигательными участками коры головного мозга и мышцами, которые напряжены или испорчены дурными привычками или негативными влияниями. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает.
Для эффективного выражения и управления.RMO писал(а):Большое значение для чего?Еще большое значение имеет плавность движений и ритм..
Отсутствие плавности - это набор дискретных состояний, неких точек, в которых мы можем ощущать тело (конечность) и управлять ею. А то, что между точками происходит стремительно.. само.. никак не управляется.. от точки до точки ты как бы "падаешь", а это означает отсутствие равновесия. Не ты управляешь, а тобой управляет окружение (к примеру, сила тяжести). Ты можешь что-то менять только в этих точках "осознавания" - между точками тебя просто "несет".
При наличии плавности эта "дискретность" уходит. Имеем непрерывную траекторию в каждой точке которой мы можем ощущать тело - а значит и управлять им.
Ритм - тоже имеет отношение к управлению. Чувства и эмоции - вещи нематериальные - имеющие отношение к психическому пространству - то есть потрогать нельзя. А вот их выражение напрямую завязано на материальный мир. Какие параметры мы имеем в материальном мире? Время и пространство (координаты). Это значит для эффективного управления нам нужна точность во времени и в пространстве. Умение быть "в нужном месте у нужное время". А нужное время - это именно ритм.
И еще каждое движение должно быть обратимо. не знаю как в танце - наверняка и у танцоров есть такие моменты в обучении.. Расскажу о том, что знаю - музыканты учатся играть и от конца к началу. То есть каждую пару движений ты должен уметь воспроизводить от А к Б и от Б к А, причем по одной и той же траектории. (Книга: Коган, "У врат мастерства"). Это часто встречалось не только про музыку.. В общем-то, это общий закон природы - наибольшую работу (как физическую величину) дают обратимые процессы (они правда на практике не реализуемы).
Я так на руках стоять училась. Представляешь, что ты просто стоишь "держа пол на вытянутых над головой руках". Надо подумать, это действительно можно почаще применять.RMO писал(а):У меня было подобное, я его легко преодолел простым приемом: я смотрю на танец не так как будто я танцую, а как будто я кручу полом, комнатой, всеми зрителями и вообще миром. То есть, я не танцую в буквальном смысле, я стою на месте. Такой прием почему-то резко снижает перегрузки, о которых вы говорите.
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают
Re: Осознание чувств через движение
Теорию - не теорию, но кое-что написал, в своей теме в "представлениях".pti писал(а):Если поделитесь теорией, я бы с удовольствием ознакомилась. Может вместе чего придумаем..RMO писал(а):Вот и у меня в танго ничего не получилось путем копирования. Мне пришлось создать теорию танго с нуля, и тогда я затанцевал очень даже как..
Надо бы заняться, но времени пока довольно мало..Во-первых, перечитайте топик (первое сообщение): мы там при переносе темы немного ее доработали.RMO писал(а):А можете дать названия самых интересных книжек в этом отношении?
Во-вторых, списком:
1. Бернштейн. О ловкости и ее развитии. Написана советским психофизиологом. У него есть еще статьи.. я просто не читала. Руки пока не дошли. Книга написана достаточно тяжелым языком, я осилила со второго подхода. Какой-то советский, профессорский.. Но когда я смогла абстрагироваться от языка написания - эта книга стала для меня откровением.. потому что в ней с научной нейрофизиологической точки зрения выражено, то, до чего я дошла сама, через опыт.
2. Фельденкрайз. Сознавание через движение. Читается легко. Точно также книга подтвердила мои собственные наблюдения. Читала его интервью. Видно, что человек знает о чем говорит. Еще нравится его именно инженерный подход. С точки зрения физика. Прямо "мое". Никакой психологической гуманитарной жевачки.
Еще у него же есть книга: Искусство движения. Уроки мастера.
3. Далее просто направления куда копать - я даже не читала, листала, что-то выхватывала.. скорее все как подтверждение опыта..
Биомеханика Мейрехольда,
Танцы Гурджива,
Гиршон (танцевально-двигательная психотерапия),
Телесно-ориентированная психотерапия (Вильгельм Райх и др.)
На рутрекере есть подборка материалов под общим названием "психосоматика" - там целое собрание сочинений, методик и видео разных авторов на русском и английском языках..
Интересное замечание. Подумаю над этим.Тут цитата из Фельденкрайза:Люди, не очень хорошо осознающие своё тело, обычно держат в теле столько напряжения, что просто удивительно, как они вообще могут функционировать, ведь мышцы постоянно борются друг с другом. Разгибатели сокращены, и в это же время сгибатели пытаются сократиться, и наоборот. И выключателя просто нет. Жить в таком теле — это жить в ожидании срыва, который непременно должен произойти. Умение ощущать и осознавать собственное тело просто даёт вам возможность понять тот факт, что вы слишком сильно напряжены.У меня танго стало поводом поработать над расслаблением - начал практиковать расслабленный шаг на улице, и привычное напряжение исчезло.Нервная система занимается прежде всего движением и паттерны движения отражают состояние нервной системы. Необходимо научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Мы должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому. Пока мы напряжены, спешим, мы не можем учиться. Мы можем лишь повторять старые паттерны.
У танцоров каждое движение должно быть управляемым, т.е. таким, чтобы была возможность сменить направление движения в любой момент(в определенных пределах, конечно)И еще каждое движение должно быть обратимо. не знаю как в танце - наверняка и у танцоров есть такие моменты в обучении..
Расскажу о том, что знаю - музыканты учатся играть и от конца к началу. То есть каждую пару движений ты должен уметь воспроизводить от А к Б и от Б к А, причем по одной и той же траектории. (Книга: Коган, "У врат мастерства"). Это часто встречалось не только про музыку.. В общем-то, это общий закон природы - наибольшую работу (как физическую величину) дают обратимые процессы (они правда на практике не реализуемы).
- Phobos
- аспи
- Сообщения: 2885
- Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
- Пол: Мужской
- Статус: Аутичный
- Откуда: Киев
Re: Осознание чувств через движение
Не только словесное описание может оставаться в мозгу. Например, могут зрительные образы (последовательности картинок, в том числе и придуманные, достроенные, скомпилированные, синтезированные) оставаться, могут звуковые последовательности, определённым образом классифицированные... В любом случае, такая память позволяет осмысливать реальность (реальную, либо виртуальную). А вот ощущения... По моим наблюдениям, люди, хранящие в памяти не образы или их описания-модели, а свои ощущения от восприятия образов, склонны к интуитивно-рефлекторному, а не осмысленному поведению. В моей картине мира, в моём мировосприятии есть четкое убеждение: отсюда у людей гораздо больше проблем, правда как таковые ими не осознаваемые. Они то счастливы. Но я то счастливым в неведении уже стать не смогу.pti писал(а):Зачем начинается "обучение" (здесь я употребляю это слово с негативным оттенком).. развитие левого полушария, обучение грамотности и письму. Далее в мозгу вместо образа остается слово. Текст. Никаких ощущений. Ощущения - это первоначальная тема, которая присуща человеку. В современном мире образы и сопровождающие их ощущения давно и прочно заменены "текстом", "словами" - отсюда и большинство проблем.
Вот именно. А не попытки понять и прокачать естественные для НТ скиллы, природные задатки для которых у аспи отсутствуют, либо очень ограничены, да ещё и с запаздыванием лет этак на 20-30. Уверен: всерьёз рассчитывать на эффективность такого подхода - это просто самообман. Как специнтерес - почему бы и нет.RMO писал(а):Аспи нужна не психология, а построение своеобразного мировоззрения.
Последний раз редактировалось Phobos 01 дек 2014, 05:47, всего редактировалось 1 раз.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger
Re: Осознание чувств через движение
А зрительные образы - это не ощущения? Здесь под ощущениями как раз имелся ввиду любой образ по любому органу чувств (обоняние, осязание, зрение, слух). Что конкретно (зрение или слух) - зависит от ведущей репрезентативной системы конкретного человека. Проблема в том, что по большей части (и у большинства) остаются как раз "голые" слова.Phobos писал(а):Во-первых, не только словесное описание может оставаться в мозгу. Например, могут зрительные образы (последовательности картинок, в том числе и достроенные) оставаться, могут звуковые последовательности...
Вы думаете красный цвет одинаково красен для каждого? И никак не зависит от органа зрения? Как вообще можно разделить ощущение субьективное от объективного (но которое хранится на том же носителе - т.е. в вашей памяти)? В любом случае свет от предмета уже преломился сквозь сетчатку именно вашего глаза - а дальше он уже хранится в ваших кодировках на вашем носителе - это уже не тот же свет который шел до хрусталика. Это если не лезть далеко в философию, где сам факт наблюдения меняет картинку (Кот Шредингера).Phobos писал(а):В любом случае, такая память позволяет осмысливать реальность (реальную, либо виртуальную). А вот ощущения... По моим наблюдениям, люди, хранящие в памяти не образы или их описания-модели, а свои ощущения от восприятия образов, склонны к интуитивно-рефлекторному, а не осмысленному поведению. В моей картине мира, в моём мировосприятии отсюда гораздо больше проблем.
Где гарантии, что, к примеру, у вас в детстве не произошло какого-то события, которое наложило отпечаток на ваше восприятие розового света - с тех пор к восприятию розового примешивается некое отвращение (которое не осознается) Одинаков ли ваш розовый и розовый в вовсприятии другого? Вы утверждаете, что "да" - но на чем это основано? Вы можете примерить на себя чужое восприятие и сравнить свой розовый и его розовый?
Как раз у НТ подобные скиллы тоже отсутствуют на уровне сознания. Есть кривые частично встроенные и не осознаваемые. А за счет того что не осознаваемые - то и без возможности исправить. А так как, какие-никакие, они все-такие есть, то и без мотивации что-то прокачивать.Phobos писал(а):Вот именно. А не попытки прокачать естественные для НТ скиллы, природные задатки для которых у аспи отсутствуют, или очень ограничены, да ещё и с запаздыванием лет этак на 20-30. По моему, всерьёз рассчитывать на эффективность такого подхода - это просто самообман. Как специнтерес - почему бы и нет.RMO писал(а):Аспи нужна не психология, а построение своеобразного мировоззрения.
А насчет мировоззрения - так вы не мировоззрением живете, а телом. Его не выкинешь просто так. Как минимум, будет сказываться сенсорными перегрузками. Мировоззрение это хорошо, но без тела никуда. Голое мировоззрение (пусть сколько угодно своеобразное) - это как выучить в совершенстве (пусть даже самое лучшее) боевое искусство в теории. Назубок знать все приемы, принципы и философию. А только тело не тренировано - мышцы не вывозят.. Это должно быть на рефлексах. Иначе можно сколько угодно философствовать и продолжать огребаться.
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают
- Phobos
- аспи
- Сообщения: 2885
- Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
- Пол: Мужской
- Статус: Аутичный
- Откуда: Киев
Re: Осознание чувств через движение
Ошибаетесь. Именно мировоззрением, в основном сформировавшимся, но продолжающим постоянно корректироваться в процессе миросозерцания-мировосприятия-мироосмысления. И это не для "порисоваться" сказано. Это правда. Именно так я воспринимаю своё существование. Почти всё в моей жизни оценивается, все решения принимаются исключительно исходя из соответствия или несоответствия умозрительным схемам, построенным в сознании на основе моего мировоззрения. Очень немногое - под влиянием физиологических потребностей тела. И ничего, никогда - под влиянием чувств. Чувственное восприятие у меня не сформировалось. Мировоззрение сформировалось без чувственного восприятия. Моя память состоит из образов (зрительных в основном), но без чувственных ассоциаций. Я умом понимаю, но практически не знаю, что это такое. И даже минимальные дозы чего-то такого необъяснимого, ни в какие мои схемы не вписывающегося, не поддающегося никакому управлению, настолько подрывают, дезорганизуют всего меня, что желать включения чувственного канала восприятия окружающего мира в процесс корректировки моего мировоззрения я не могу. Причем так было всегда, с раннего детства. Потому и пошло формирование моего мировоззрения по тому пути, по которому пошло...pti писал(а):А насчет мировоззрения - так вы не мировоззрением живете, а телом.
Мне очень интересно всё, что Вы по этой теме пишете. Но интерес остаётся теоретически-познавательным. А вот нападки (не от нейротипика) на мой способ мировосприятия как на ущербный, с призывами кардинальным образом его перестроить (и не надо говорить, что можно аккуратно встроить, совместить... то, что Вы пишете, свидетельствует об обратном) - мне кажутся странными.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей