По всему вышеописанному у меня есть небольшое наблюдение.. скорее ассоциации.. опять же мое любимое проведение параллелей устройства психики с физическим миром.. с миром «физики», миром объективного. Некая «
физика чувств».
Читала про устройство органа. Его клавиши не чувствительны к силе нажатия. То есть бинарная система, воздух либо идет в трубу, либо воздух не идет в трубу. В отличие от многих других инструментов (не всех, но многих), таких как фортепиано или гитара. Музыканты привыкли «выражать» эмоции с помощью таких характеристик как тембр, вибрации, динамика (сила нажатия, атака). На органе эмоции такими средствами получается передать нельзя. На органе, конечно, меняются тембры с помощью регистров, но это совсем не динамический процесс, это делается изредка и то, наверняка, между частями произведения – у органиста просто не хватит рук на частую смену регистров в процессе исполнения.
Читала про музыку барокко. Фуги Баха считаются именно «страстными», эмоциональными в отличии от месс и канонов эпохи ренессанса.
Fuga, буквально – бег, стремительное, трагическое, мятущееся биение души меж горним и дольним миром.
спойлер
Традиционно история полифонии делится на строгий и свободный стиль.
Строгий стиль сформировался в эпоху ренессанса в результате приблизительно шестисотлетнего развития и трансформации разных жанров хоровой церковной музыки. Оба подчеркнутых прилагательных значимы, оба определяют характер и стилевые нормы музыки католического богослужения. Интонационная основа строгого стиля – одноголосный грегорианский хорал, с его плавным ведением мелодии, мягкими, пластичными мелодическими ходами. Полифония строгого стиля ориентирована на удобство вокального интонирования, на хоровое исполнительство. Следовательно, в мелодии не встречается ничего слишком «субъективного», исключаются яркие, напряженные интонации, экспрессивные диссонансы. Это соответствует и требованиям, предъявляемым к церковной музыке. Строгостильные композиции отличаются возвышенно-объективным характером звучания.
Строгий стиль обращен более к разуму и духу, к высокой молитвенной медитации, а не к душе, ее страстям и, тем более, не к телесной жизни слушателя. Месса строгого стиля содержит своей моделью пифагорейско-христианское устройство мира, числовые законы, по которым запущен и функционирует колоссальный механизм Вселенной.
Работа с музыкальной материей предпринимается композитором не для того, чтобы поразить или развлечь праздный человеческий слух, а для того, чтобы глубже, в том числе через умное экстатическое созерцание, пережить молитвенное прикосновение к трансценденции.
Полифония свободного стиля – порождение эпохи барокко. Кажущаяся бескрасочность, медитативность ренессансной полифонии сменяется яркой эмоциональностью, подчеркнутой экспрессией; модель континуума Вселенной уступает место многослойности человеческого бытия, и страждущей индивидуальной души.
Большинство инструментальных фуг основано на риторических фигурах. Опираясь на риторический музыкальный лексикон, полифоническая музыка из абстрактного и возвышенного чертежа мироздания превращается в рассказанную страстную (passion) проповедь: практически все фуги из самого значительного полифонического компендиума барокко – «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха – можно пересказать как евангельский, в основном именно «страстной» сюжет.
Каким образом Бах передает эмоции, страсти?
Музыканты – гитаристы, пианисты.. они все пользуются тембрами для передачи эмоций.. своих эмоций.. не того, что «хотел сказать автор». Автор сказал это нотами.. А музыкант добавляет динамику.. тембр.. вибрацию.. свою.. Я видела как музыканты с упоением часами крутят ручки своих «примочек», комбиков, пультов.. в поисках «своего звука». У меня всегда в такие моменты возникало некое сожаление и разочарование – «я не музыкант, мне это не нравится, я не смогу часами искать тембр, мне это не интересно».
Тут кусочек статьи из просторов интернета:
Весь секрет в том, человеческий мозг по большому счёту вообще плевать хотел на структуру музыкального произведения, мелодию, гармонию, ритм, размер такта и так далее, т.к. воспринимает он в первую очередь ТЕМБР, т.е. звук как таковой — его частотную характеристику, спектр, наличие определённого набора гармоник.
…
как показали многочисленные исследования, человек улавливает настроение, т.е. эмоции, в большей части на основании тембральной характеристики голоса. Таким образом, в плане коммуникаций для нас по большей части важно не что нам говорят, а как нам это говорят, с какой интонацией и каким тембром голоса. Именно поэтому для нашего мозга, как «устройства», перерабатывающего звуковую информацию, определяющим фактором является всё-таки тембр.
Что такое тембр? Физически – это обертона.. гармоники высших порядков.
Оберто́ны (нем. Oberton — «верхний тон») в акустике — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.
Другими словами, это призвуки нот.
Теперь немного физиологии человеческого восприятия звука:
спойлер
На частотах выше 4 кГц возможности организации последовательной работы нейронов исчерпываются, и кодируется не сам сигнал, а его огибающая. Сигнал нейрона уже не несет информации о частоте, частотная информация извлекается из точки его подключения к коритеву органу. Иными словами, для определения высоты тона используется положение максимума амплитуды бегущей волны на основной мембране. В пользу изменения алгоритма определения частоты свидетельствует и тот факт, что музыкальный звукоряд простирается только до 4 кГц. Замена кодирования мгновенных значений сигнала на частотах выше 4 кГц кодированием огибающей имеет весьма важные последствия.
1. Разрешающая способность по частоте в диапазоне высоких частот заметно падает.
2. Наиболее важным становится наличие высокочастотного сигнала с определенной огибающей и не столь важно, какая у него частота заполнения (в пределах трети октавы).
3. Если огибающая высокочастотного сигнала является периодическим сигналом звуковой частоты, то ее частота и воспринимается в качестве высоты тона. В спектральной области это означает, что в качестве высоты тона воспринимается не какая-либо физически существующая частота, а период сложного сигнала.
Для нефизиков покороче. Человеческий мозг не может точно обработать сигнал с частотой свыше 4кГц. А именно это вотчина тембра, обертонов. Мозг начинает придумывать, достраивать.. Точности никакой. Мозг уже не измеряет конкретные параметры конкретной физической величины, а начинает сочинять сказку на тему «периода колебаний сложного сигнала». Конечно же, такое восприятие становится весьма субьективным. Относительно конкретного индивидуума и даже его текущего психического или физиологического состояния. Начинаются придумки и дорисовки. Другими словами каждый музыкант по-разному передает «что хотел сказать автор». Точно так же по-разному воспринимает это и слушатель. Далеко не то, что хотел сказать автор, и даже не то, что хотел сказать исполнитель. Нет, ну совпадения в этом плане, конечно, вероятны, но далеко не факт.
Теперь вернемся к Баху. Фуга – это набор вертикальных срезов. По другому – интервалов. Что такое интервалы? Два и более гармонических колебания определенных частот. Вместе в сложении они точно так же дают обертона или высшие гармоники. Только они дают это ТОЧНО. Без придумок и дорисовок. Это конкретные параметры конкретных физических величин. Это нарисованная не «нарисованная точка в пространстве без информации об осях и без линейки (то есть без способа измерения)». Это конкретные координаты x, y и z.
Если образно, то вот пара примеров того, что я хочу сказать.
Первый пример.
Возьмем график гиперболы и график экспоненты. Сам по себе рисунок кривой очень похож. Если удалить информацию об осях, и взять только участок кривой (самую серединку, перегиб), то кто бы их вообще отличил.. Вот так и с тембром – дается кусок графика. Картинкой.
Бах же вместе с интервалами – дает нам ФОРМУЛУ кривой, рисунок или графическое изображение которой мы ОДНОЗНАЧНО можем восстановить по этой формуле. Если конечно мы разбираемся в математике. Большинство в математике разбираться не любят, поэтому предпочитают иметь картинку. «Ну и что, что не точно? Зато картинка. Повешаю на стену. Пусть знают, что я человек культурный, у меня есть картинки на стенах».
Разница ощущается?
Второй пример.
Цвета. Художник рисует.. смешивает краски в разных пропорциях.. получает какой-то цвет.. я уже не говорю о точности соответствия названия и восприятия (сиреневый или лиловый?).. А как это зависит от освещения? Согласитесь сильно? Побирать цвет одежды в нынешних магазинах очень трудно – везде люминисцентное освещение, совершенно другая цветовая температура и цвет тряпки при естественном освещении сильно изменится. А как это зависит скажем от настроек монитора пользователя? Я в детстве проводила эксперимент: показывала разным людям здание (оно было нечто среднее между цвета морской волны и бирюзовым) и спрашивала – вот это ближе к синему или ближе к зеленому? Даже потом некую статистику подвела.. Мужчины чаще всего говорили ближе к синему. Женщины – ближе к зеленому. Я потом взяла в фотошопе величину RGB для этого цвета: оказалось чуть-чуть, но ближе к зеленому. А как на это повлиял мой фотоаппарат?
Так вот интервалы – это значение как RGB для эмоций, чувств. Точные физические параметры, точно измеренные характеристики, разложение чувств по осям «физического мира». А тембр – аналог цвета.. ближе к синему или ближе к зеленому? А у кого как..
Далее.. Есть подозрение, что аутистам свойственно выражать эмоции именно в такой версии. Точной.. формульной.. математической.. пространственной.. Баховской. Важно просто найти тот конкретный способ, свойственный конкретному человеку. Не обязательно это будут интервалы. Это просто один из вариантов.