elseif писал(а):А как, по-вашему, надо развивать?
Если коротко, то любые
двигательные координационные упражнения, с симметричной работой обоих конечностей (ног или рук). Ходьба и бег тоже туда относятся, но конкретно координации там мало. Чем выше сложность занятия – тем лучше развивается.
elseif писал(а): При решении задачи у аутистов корреляция между работой лобовой и теменной коры (функциональная связность) слабее, чем у нейротипоков.
Если конкретно о занятиях:
1. Жонглирование. Развивает не только corpus calossum, но и
взаимосвязь теменных долей с лобными. Так как именно теменные доли отвечают за пространственную ориентацию, а лобные за управление движением.
Тренировка внимания, распараллеливание процессов, периферическое зрение.
Про нейрофизиологию и жонглирование на русском языке очень мало.. Но на английском есть. Поищите (corpus calossum + juggling). Для России все таки это до сих пор "цирк".. А вообще есть и психотехники, где даже не надо собственно жонглировать, сколько представлять себе процесс. Это уже меняет физиологию мозга.
http://www.navaching.com/hawkeen/mjug.html
НЛПшники тоже вовсю пользуют, начиная с основателя Гриндера. На семинарах по НЛП жонглирование включено в курс (наряду с айкидо и танцами под африканские барабаны). Так учат будущих психологов и психотерапевтов.
2. Игра на барабанах.
Вот статьи:
Барабаны излечат от депрессии и аутизма?
http://ecovoice.ru/blog/health-beauty/712.html
Барабанная терапия для аутистов: быть частью ансамбля
http://a-u-t.livejournal.com/41958.html
Казанские психологи с помощью африканских барабанов лечат ДЦП и аутизм
http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/8874
3. Музыка
Ссылки и тема тут:
viewtopic.php?f=16&t=4982
elseif писал(а):Именно мозолистое тело развивают занятия музыкой, но это у детей до 7 лет.
Согласна, что развивают. Не согласна, что «до 7 лет». С какого потолка взята цифра? Да, у детей все проходит легче. Да, взрослым труднее, мозг уже не такой пластичный. Да, взрослые вообще редко «фанатеют» от занятий, чем бы то ни было не касающимся непосредственно быта или зарабатывания денег. И вообще не фанатеют от «процесса обучения» (в школе, видимо, достало). Но это не показатель, что это не работает для взрослых. Просто
труднее.
Что выбрать и что лучше работает? Зависит еще от ведущей репрезентативной системы человека. Кинестетик, аудиал, визуал..
Жонглирование – связь визуальной системы с кинестетикой.
Барабаны и музыка – аудиальная система с кинестетикой.
Да тысячи занятий - выбирайте, то что нравится. Танцы, боевые искусства. Тоже есть темы и тоже пишут, что помогает.
Проблема в том, что у большинства физические нагрузки вызывают некоторое неприятие. Потому что не получается. Уединиться (если неудобно "позориться") и тренироваться. И не психовать, если не получается. В такого рода занятиях - эффект накапливается и сработать потом может разом. То есть на получалось - не получалось, прогресса вроде ноль, но если человек не заморачивается на этом, то наступает этот прекрасный момент и получилось. Скачком. Количество переходит в качество. Опять же большинству очень трудно не заморачиваться на результате. И мне тоже трудно, но я уже знаю "как это работает" на собственном опыте, поэтому мне легче.
Еще один момент. Важно, чтобы работа конечностей была именно
симметрична. Скажем работа правой и левой руки при игре на гитаре заметно отличается. И занималась и тем, и другим, поэтому сразу скажу – фортепиано имеет значительно больший эффект. Работа пальцев обоих рук – аналогична.
Далее, обучение музыке имеет свою уже сложившуюся специфику.. поэтому важно помнить собственно
для чего мы занимается. Цель научиться играть или синхронизировать работу полушарий. Если цель - научиться играть, то играйте как говорит преподаватель (самоучитель), если цель - синхронизировать, то стоит немного поэкспериментировать. В сложившейся практике фортепиано для начинающих левая рука выполняет вспомогательную роль. Все-таки другие движения. Левая рука – мелодия – основа. Правая – аккомпанемент - вспомогательная. В партии левой руки, обычно если не аккорды, то какое-нибудь примитивное «ум-ца ум-ца». Поэтому берем и учимся «наоборот». Учимся играть мелодию левой рукой. Ну, а фуги Баха тут вообще незаменимы, так как полифония по определению – это когда оба голоса имеют равноважное значение. Нет основного и вспомогательного. Если упрощенно – то обе руки играют одну и ту же мелодию (со сдвигом по фазе).
Еще момент. Почему лучше работает до семи лет?
Потому что у взрослого очень большой шанс «наступить на грабли», на которые наступила я в свое время при обучении музыке. Опишу подробнее. У взрослого хорошо развита логика и память (логическая), у ребенка она еще более образная. За счет этого у взрослого процесс обучения музыке может получиться в таком варианте: в начале запоминаем логикой последовательность нот (аккордов).. затем, удерживая в памяти эту последовательность, механически нарабатываем навык и далее вступает в действие механическая память. Помнят пальцы. Все. Музыкой тут и не пахнет. Это механика.
У ребенка есть момент, когда он запоминает правым полушарием. Логики ему не хватает и он подсознательно «цепляет» музыку. Учится связи напрямую звука с движением пальцев (не используя логику).
Что мне помогло это понять? Жонглирование. Оно поставило меня в такую ситуацию, когда моя (весьма сильная и развитая) логика не сработала. Встала в ступор. В музыке в барабанах на ранних этапах обучения, когда все действия делает логика (а она очень медленная), мы можем позволить себе играть медленно. Насколько нам надо - настолько и медленнее. Пока не выработается телесный навык, механическая память.. Потом просто ускоряем.
В жонглировании такой трюк не пройдет. Медленнее нельзя. Сила тяжести не даст. Мячики падают. А логика не успевает отработать траектории. А они продолжают падать – не получается. В какой-то момент я поймала суть: когда не думаешь логикой – тело знает как ловить.. надо просто ему не мешать. Доверить телу. Убрать логику.
Затем этот акт «доверия телу» можно применять уже в чем угодно. Это работает. Логика далека от совершенства. Гармония именно в
совместном применении и того и другого.
Если касаться только музыки, то тут могу посоветовать, скажем, учиться играть в темноте. Логику это тоже немного ступорит. Я когда играла только логикой – вообще не понимала как музыканты могут играть в темноте. А они могут. Доверяют ощущениям. Вот надо научиться это делать.