Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение ghoststory » 04 окт 2014, 11:17

elseif писал(а):
Приведите пожалуйста, примеры из жизни, взрослых, которые находились на индивидуальном обучении. Я о таких не слышал раньше.
Я тоже таких не знаю. Речь в моём сообщении шла о выводах авторов статьи.
Знаю такой пример, молодой человек с РАС окончил школу, обучаясь на надомном. Проблемы с социализацией есть.

В статьях речь о нейротипичных детях. Дети с РАС развиваются по-другому; интересно было бы ознакомиться с исследованиями социализации детей с РАС при обучении на дому и в школе (в сравнении).

Если говорить не о нейротипичных детях, а о детях с РАС, думаю, здесь многое зависит от семьи (есть ли братья / сестры, которые могут составить альтернативный школьному детский коллектив; насколько общительны родители и есть ли круг людей, где ребенок может обучиться общению, и др.; теоретически возможна социализация не в школе, но не всегда в семье бывают такие условия). Также имеет значение то, насколько сам ребенок нуждается в общении. Есть случаи, когда нуждается, тогда недостаток общения негативно воспринимается.

В обычной школе ребенок с РАС, не получающий никакой дополнительной помощи, с очень большой долей вероятности будет страдать и ничему не научится (спонтанное обучение общению не произойдет). И с большой долей вероятности может быть переведен на надомное обучение администрацией школы, не понимающей, что происходит с ребенком, и опасающейся каких-то негативных последствий его пребывания в коллективе (с моим сыном это почти произошло, потому что поменялся директор школы; но сын получает помощь коррекционного центра, в том числе информационную помощь работникам школы по поводу РАС; пока что остается в школе; говорит, что хочет ходить на уроки, а не учиться дома, но хотел бы, чтобы в классе было меньше детей -- сейчас 23 человека). Со мной обсуждалось надомное обучение, и обсуждались формы ограниченного участия ребенка в деятельности класса (посещение мероприятий, факультативов), то есть, насколько понимаю, сейчас в системе образования рассматриваются варианты частичного включения ребенка, обучающегося на дому, в коллектив (насколько это эффективно, не знаю).

Для ребенка с РАС продуманность и планомерность очень важна, постоянство условий. Общению тоже надо учиться каким-то образом, по крайней мере, настолько, чтобы избежать полной инвалидизации. Крайности (школа, не учитывающая особенностей ребенка либо полностью надомное), скорее всего, плохо; лучшим был бы какой-то средний вариант.

iva
родитель
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 01 авг 2012, 23:57
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение iva » 04 окт 2014, 16:20

Дочка в прошлом году 2 месяца провела дома на домашнем обучении. Плюсы - учитель увидел, что она не дурочка, стала высыпаться, итоговые работы написала хорошо, дисциплина на уроке у учителя стала лучше.Минусы - перестала дома оставаться одна вообще(боится, но не ясно, чего), дома не хочет заниматься, делать домашку, мотивация учиться пропала;девочка, которая иногда к ней из класса приходила и играла с ней, перестала приходить; Аня все время одна, то есть с бабушкой, которая смотрит телевизор весь день - отличная возможность для всяких стимов, бесконечных разговоров с самой собой. При этом почти не гуляла, некому было. На мой взгляд минусов больше. На взгляд школы - главное, что она не мешала другим заниматься. Поэтому нас сейчас( а мы опять пошли в школу) всячески стараются отправить на надомное - минимум индивидуальной работы, требования, как ко всем(делай проверочную, а не стала - двойка), двойки пошли за несделанные работы( на уроке её трудно заставить писать всё вместе со всеми, где-то и не успевает, например, диктант). Мы пока держимся, главное, что ребенок ХОЧЕТ ходить вместе со всеми в школу. Если придет такое время, что она откажется, будут сильно обижать - тогда я согласна на домашнее. Кстати, частный дефектолог, с которым мы занимаемся, сказала, что негативный опыт может стимулировать самосознание ребенка, она поймет, в чем проблема, и тогда проблему будет легче решать.У нас в школе проблемы с поведением, поэтому улучшить это поведение дома не получится, домашнее поведение меня и так устраивает( в основном), а улучшать поведение в классе можно ТОЛЬКО В КЛАССЕ,Жаль, администрация этого не учитывает, их беспокоит общая успеваемость в классе, а не коммуникативные навыки отдельного ребенка.

elseif
аспи
Сообщения: 295
Зарегистрирован: 12 июл 2014, 03:23
Пол: Мужской
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение elseif » 05 окт 2014, 12:46

> Дочка в прошлом году 2 месяца провела дома на домашнем обучении.
> дисциплина на уроке у учителя стала лучше.

> улучшать поведение в классе можно ТОЛЬКО В КЛАССЕ

По-моему, первое противоречит второму.

Аватара пользователя
pti
аспи
Сообщения: 665
Зарегистрирован: 22 янв 2013, 04:51
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение pti » 06 окт 2014, 09:08

elseif писал(а):> Дочка в прошлом году 2 месяца провела дома на домашнем обучении.
> дисциплина на уроке у учителя стала лучше.

> улучшать поведение в классе можно ТОЛЬКО В КЛАССЕ

По-моему, первое противоречит второму.
По-моему, нисколько.
Тетрис учит нас, что ошибки в этой жизни накапливаются, а успехи исчезают

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение ghoststory » 06 окт 2014, 11:25

Противоречие кажущееся, пропущено информационное звено (не знаю, какое точно у iva; у моего сына похожая ситуация, поэтому далее описывается звено в цепочке именно его развития; хотя, возможно, связи могут быть разные у разных детей).

В случае с моим сыном вносит ясность особенность приобретения навыков, которую называют "скачкообразным развитием": в условиях для формирования какого-либо навыка в течение долгого времени внешне не видно, что этот навык формируется, но по прошествии времени, обычно после перерыва в пребывании в условиях для формирования навыка, при возвращении в эти условия навык оказывается уже хорошо сформированным.

Примеры: в 1 классе не мог самостоятельно находиться на уроках (не выполнял последовательности действий типа "приветствие учителя -- сесть -- открыть тетрадь -- взять ручку - отступить нужное количество пространства -- писать нужный текст", надо было всё это делать, физически управляя его телом), переход от урока к перемене занимал примерно 15 минут (крик, поскольку, видимо, не принимал внезапной перемены деятельности), работа на уроке не больше 10-15 минут (затем уставал). Детей не воспринимал как живые существа. Так продолжалось на протяжении всего 1 класса. Летом стал обращать внимание на детей.
2 класс: с самого начала мог сидеть на уроке 45 минут, работать с относительно небольшими отвлечениями, неплохо переключался на работу, если отвлекался (для переключения нужна была помощь); последовательности действий выполнял со словесными подсказками (требовались постоянно). Находиться самостоятельно на уроке пробовал (сам просил об этом), но это вызывало очень большое напряжение. С детьми разговаривает (отвечает на обращение, сам не обращается).
3 класс: находится в классе самостоятельно, напряжения почти нет. Проблемы с поведением на уроке при усталости или при начале уроков (переключение с пребывания дома на пребывание в школе) бывают, но не всегда. Я постоянно нахожусь в коридоре возле класса для оказания помощи (помощь: идем к кабинету психолога, возле которого висит такое изображение, ребенок сам обратил на него внимание; определяем, на какой ступени этого изображения находится ребенок сейчас и где он хочет находиться; за это время он успокаивается и затем возвращается в класс). Навык общения с детьми на уровне 2 класса, но летом много общался с мальчиком в деревне, сам обращался к нему, предлагал виды деятельности.

Навыки формируются совершенно точно, это показывают результаты следующего года обучения. Но цепочка "нахождение в условиях для формирования навыка" -- > "перерыв" -- > "демонстрация сформированного навыка" практически обязательна для моего сына. Если бы не было условий для формирования навыка, понятно, что он бы не формировался.

Ребенок сам высказывает желание ходить в школу на уроки, хочет хорошо учиться. Поэтому все описанные манипуляции считаю не бессмысленными.

Аватара пользователя
an4aso
аспи
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 18 июл 2012, 23:13
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение an4aso » 06 окт 2014, 11:32

Зачем-то многие бросаются из крайности в крайность. Почему обязательно 100% домашнее обучение или условно 100% посещаемость школы. Не спорю, наверняка, можно научить ребенка тому как правильно нужно общаться с людьми дома, но других детей этому ведь не всегда учат. Таким образом, если ребенок способен хоть как-то справляться с негативными аспектами школьной жизни, то его следует туда отправлять хотя бы периодически именно для того, чтобы он научился самостоятельно выживать в имеющейся среде обитания, а не воображаемой реальности полной альтруистов и вежливых сверстников. При этом совершенно не обязательно "убивать" ребенка школой. Так, например, я знаю семью, в которой существует договоренность о том, что ребенок имеет право не пойти в школу без уважительной причины при условии, что он освоит не только школьный материал, но и дополнительный, у них вообще обязательными для посещения являются только дни с контрольными работами. И я знаю человека проведшего большую часть школьного периода на домашнем обучении именно по психологическим проблемам - ничего хорошего, уверена, что в его случае интеграция в среду была бы гораздо полезней.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение ghoststory » 06 окт 2014, 11:37

an4aso писал(а):Почему обязательно 100% домашнее обучение или условно 100% посещаемость школы.
Часто другого выбора не дает система образования. Формально возможно или только надомное обучение или только школьное (за исключением особых образовательных программ, но в стране моего проживания это почти всегда предполагает умственное отставание и / или серьезные проблемы с речью). Естественно, если бы была возможность индивидуально разрабатывать и проводить обучение, это бы выбиралось.
Иногда, при соответствующих способностях родителей и готовности к этому работников школы, можно договориться о каком-то "среднем" варианте. Но такие способности родителей и готовность работников школы не всегда есть.

iva
родитель
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 01 авг 2012, 23:57
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение iva » 06 окт 2014, 17:24

pti писал(а):
elseif писал(а):> Дочка в прошлом году 2 месяца провела дома на домашнем обучении.
> дисциплина на уроке у учителя стала лучше.

> улучшать поведение в классе можно ТОЛЬКО В КЛАССЕ

По-моему, первое противоречит второму.
По-моему, нисколько.
Да, противоречия нет. Скорее, некая ирония: как только моя дочка перестала ходить на уроки, дисциплина в классе стала лучше( поскольку она никого не провоцирует и не отвлекает своими криками), но при этом у самой дочки дисциплина в классе не улучшилась, поскольку девочка вообще не ходила в класс. Да и не могла дисциплина улучшиться по этой же причине.

Madama
постоянный пользователь
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 22 мар 2014, 22:58
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение Madama » 06 окт 2014, 22:58

Часто другого выбора не дает система образования. Формально возможно или только надомное обучение или только школьное (за исключением особых образовательных программ, но в стране моего проживания это почти всегда предполагает умственное отставание и / или серьезные проблемы с речью). Естественно, если бы была возможность индивидуально разрабатывать и проводить обучение, это бы выбиралось.
Иногда, при соответствующих способностях родителей и готовности к этому работников школы, можно договориться о каком-то "среднем" варианте. Но такие способности родителей и готовность работников школы не всегда есть.
Дочка как раз и училась по этакому среднему варианту. Назывался он-индивидуальное обучение. По основным предметам типа математики, физики, литературы и т.д. занималась с учителями индивидуально, приходя непосредственно в школу. Предметы типа рисования и ОБЖ посещала вместе с классом. Эти совместные занятия были достаточно малочисленны .

Восхищена Вашей настойчивостью и заботой о ребенке: постоянно находится в школе рядом со своим сыном, дежурить в коридоре- это достойно уважения

babushka
родитель
Сообщения: 2101
Зарегистрирован: 15 июл 2013, 12:24
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Миф "школа полезна/необходима для социализации"

Сообщение babushka » 07 окт 2014, 16:23

Madama писал(а):Восхищена Вашей настойчивостью и заботой о ребенке: постоянно находится в школе рядом со своим сыном, дежурить в коридоре- это достойно уважения
Я тоже! Это подвиг! Сужу по себе, я бы уже умерла от такого напряжения психических сил.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей