Все же хочется разобраться с вторичной аутизацией. Если речь не о ребенке, а о взрослом (который про собственное детство помнит не всё, да и его родители могут не все помнить), как разобраться, были ли симптомы, проявляемые в детстве, достаточно выраженными, чтобы диагностировать СА? Или, возможно, в детстве симптомы были недостаточно выраженными, в рамках нормы, и если проявились уже в более позднем возрасте (например, у подростка), значит, речь о вторичной аутизации?
В статье по первой ссылке про вторичную аутизацию написано немного. Если не считать абзаца про то, из-за чего вторичная аутизация может возникнуть, остается буквально следующее:
Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, "модели психического" и социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, а специфических для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.
А если все перечисленное есть?
На самом деле я не совсем поняла, что считать сенсорными перегрузками, а что нет. Если ребенок от избытка сенсорных впечатлений кидается на пол и бьется в истерике, тогда, конечно, они есть. А если у ребенка сильный дискомфорт, он мучается (при том количестве внешних стимулов, которое для обычных детей было бы нормальным), но в истерике не бьется?
Я сейчас прочитала статью
http://www.childneurologyinfo.com/senso ... ticle4.php - там проводится разграничение между сенсорной перегрузкой и сенсорным срывом. И приводятся рекомендации, что делать родителям, чтобы у ребенка сенсорная перегрузка не перешла в сенсорный срыв. А если родители так в большинстве случаев и поступают, то есть очень внимательно относятся к потребностям своего ребенка, и до срыва в большинстве случаев не доходит? Как в этом случае "задним числом" определить, бывали у человека в детстве сенсорные перегрузки или нет?
То же касается нарушений эмпатии. Понятно, что если человек вообще неадекватно реагирует, не способен воспринимать состояние других людей и т.п., тут делать выводы можно. Правильно ли я понимаю, что взрослый человек может компенсировать неспособность интуитивно понимать эмоции? Компенсировать опытом, логическими рассуждениями и т.п.
Dig386 писал(а):sergey.r писал(а):Насколько плохим или хорошим должно быть понимание эмоций при СА? Я пока не разобрался.
Интуитивное понимание чужих эмоций по невербалике - плохим. Понимание с помощью навыков, жизненного опыта, памяти, логики - может доходить практически до нормы, но отнимать много сил и плохо работать в стрессовых ситуациях.
Правильно ли я понимаю, что при СА у человека не нарушается способность логически рассуждать и делать выводы? И что у детей с СА может не быть когнитивных проблем? Может ли в этом случае ребенок с СА просто накапливать опыт и использовать логические рассуждения для компенсации неспособности понимать чужие эмоции, мотивы и невербалику интуитивно (если речь о ребенке, у которого интеллектуальное развитие не ниже, чем у сверстников)? Если у ребенка с СА развито логическое мышление (при низком EQ), может ли он логическими рассуждениями скомпенсировать эту неспособность до такой степени, что будет похоже на норму? (при этом такая компенсация будет отнимать много сил и плохо работать в стрессовых ситуациях, но отнимание сил со стороны не заметно, а плохая работа в стрессовых ситуациях списывается на "детские капризы" и "ребенок еще маленький")?
Может ли при вторичной аутизации у ребенка, который изначально такую способность (интуитивно понимать невербалику, интуитивно чувствовать эмоции и т.п.) имел, произойти ее утрата?
Если на все предыдущие вопросы ответ "может", то как разобраться с ситуацией, когда взрослый человек осознает, что невербалику он интерпретирует в основном на основе опыта и логических рассуждений? Может быть, он в детстве ее тоже интерпретировал на основе логических рассуждений? А может, в детстве все было нормально, а потом такая способность утратилась?
Особенно интересно, может ли вообще при вторичной аутизации произойти утрата способности интерпретировать невербалику и распознавать эмоции "интуитивно", если вначале такая способность была.
Про специнтересы и приверженность ритуалам: верно ли я поняла из цитаты, что при вторичной аутизации их нет? Просто в статье, по-видимому, в этом месте опечатка, смысл фразы не совсем понятен.
Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, "модели психического" и социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, а специфических для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.
Я выделила синим цветом то место, где в построении фразы, по-видимому, допущена ошибка - должно стоять что-то другое, но я не понимаю, что.