Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16512
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Alarika » 28 июл 2018, 16:57

Zorastra писал(а):
28 июл 2018, 16:33
Попробуйте мой способ, возможно он вам поможет, как помогает мне.
Аналогичное могу советовать нейротипичным людям. На аутичных людях (мне и других, кого видела) советы такого рода "не работают". Причины перечислить могу, но нет необходимости (если написать коротко - аутические проявления прямо противоположны движению к новому). Относительно аутичных людей (с РФА) я больше даю советы другого рода (стабильность и упорядоченность, снижение тревожности и т.п.), так как выдать только положительный психологический стимул на новое при фактической непереносимости всего нового - может резко ухудшить их состояние (несовпадение желаемого и своих реальных возможностей).
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 28 июл 2018, 17:07

Zorastra писал(а): Вспомните, когда последний раз чувствовали радость от преодоления трудности (даже самой ничтожной).
Практически всегда. Только эта радость - на минуту (если больше - это уже самодовольство). Она не компенсирует все «муки», которые приходится терпеть в процессе деятельности.

Понимаете, аутизм не зря называют расстройством и не зря - неизлечимым (на данный момент). Думаю, предложенные вами методы должны хорошо работать на большинстве нейротипиков, у которых имеется хотя бы минимальное количество силы воли. Там в грамотно выбранной деятельности радость от успехов плюс радость от работы (или хотя бы ненапряжность работы) хорошо компенсируют проблемы. Мне часто хочется думать, что я не аутична, что я «всё могу, если захочу», но наличие проблем, подобных описанной, заставляет думать иначе (и чувствовать какое-то бессилие).

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 28 июл 2018, 17:25

Пока идеи такие:
  • Выяснить, какими способами успешно приучают к новому трудных аутичных детей. Что-то из этого теоретически может мне помочь.
  • Узнать побольше про патологическое избегание требований. Не обзорную информацию, а много конкретных методик борьбы с этим.
Похоже, для этого нужна работа с литературой (думаю, в основном с англоязычной), а когда я смогу её провести - пока непонятно.

Аватара пользователя
Zorastra
новичок
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 22 июл 2018, 19:26
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Zorastra » 28 июл 2018, 17:46

Ida писал(а): (если больше - это уже самодовольство)
радуйтесь как можно дольше, это вообще не самодовольно :)
Ida писал(а): Думаю, предложенные вами методы должны хорошо работать на большинстве нейротипиков, у которых имеется хотя бы минимальное количество силы воли.
Пробуй, если попробовали и не вышло. Стоит думать о своей особенности, почему не вышло, как же это решить.
Ida писал(а): но наличие проблем, подобных описанной, заставляет думать иначе (и чувствовать какое-то бессилие).
Примите себя такой какой вы являетесь, найдите положительные стороны в себе. Думать только об отрицательном, любого человека заведёт в депрессию.
Ida писал(а): Мне часто хочется думать, что я не аутична, что я «всё могу, если захочу»
Хочется, делай. Не отказывай себе в удовольствиях. Желания это радость, она даёт нам силы, жить дальше.
Прости за повелительный тон, не могу, перефразировать по иному.
AQ = 16, ASSQ = 29, EQ = 49, SPQ = 31.5, TAS = 53

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Ida » 28 июл 2018, 18:15

Zorastra писал(а): радуйтесь как можно дольше, это вообще не самодовольно :)
Не вижу смысла пытаться искусственно продлить радость. Да и не получится.
Стоит думать о своей особенности, почему не вышло, как же это решить.
Вероятно, вы могли заметить, что именно этим я сейчас здесь занимаюсь.
Примите себя такой какой вы являетесь, найдите положительные стороны в себе.
Мне известны мои положительные стороны. Образование, полученное в двух лучших вузах страны; неглупость во многих сферах жизни; умение логически и критически мыслить; хорошая обучаемость почти всему, за что берусь; желание помогать - там, где мне это интересно... Если я не пишу о положительном, это не значит, что думаю только об отрицательном: о положительном надо не писать, а проявлять его. Здесь, на форуме, я пытаюсь решить свои конкретные проблемы, поэтому и говорю о них. Имеющиеся положительные качества не помогают их решить.
Хочется, делай. Не отказывай себе в удовольствиях. Желания это радость, она даёт нам силы, жить дальше.
Мне хочется работать шесть часов в день над интересной проблемой, захватывающей моё воображение. А потом ещё пару часов всякие другие дела доделывать. Почему вышло так, что это не является для меня удовольствием, а является мучением (хотя так быть не должно!), объяснено в моих сообщениях в данной теме.

Спасибо за попытку помочь, но, к сожалению, мы с вами «на разных волнах». Советы, которые вы даёте, я много-много раз видела в психологических руководствах для нейротипиков и много раз пыталась их применить - с отрицательным результатом. Лучше не стоит продолжать.

В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16512
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Alarika » 28 июл 2018, 18:40

Ida писал(а):
28 июл 2018, 17:25
Выяснить, какими способами успешно приучают к новому трудных аутичных детей. Что-то из этого теоретически может мне помочь.
Да. Это разумно. А ещё лучше было бы, если бы всё-таки имелись специалисты по РАС, которые могут реально помочь (спрос нашёлся бы). А не психологи, которые дают рекомендации, аналогичные многочисленным уже имеющимся в интернете (многие из которых для аутичных людей не полезны, а часть которых - вредна).

Но, что тут с этим опять не вполне просто. Из того, что мною было прочитано про аутичных детей, а также из опыта общения с людьми с аутичными чертами - универсального подхода нет. Есть общее направление, есть разные конкретные приёмы (которые подбираются индивидуально). И во многом зависит от квалификации и опыта человека, работающего с этим. А самой по себе - это опять в какой-то мере экспериментирование (в пределах возможных к эффективности приёмов).

Не один раз в течение жизни мне приходилось кардинально пересматривать приёмы борьбы с "исполнительной дисфункцией". И в том числе каждый раз это особенно проявлялось после изменения условий работы или обязанностей (в нейротипичном мире нельзя без реформ и "улучшения качества работы"). И в последний раз это заняло у меня больше года. И не перешло на какой-то хороший или средний уровень. А только отвелось от критической точки (и то не по всем направлениям ещё), когда из-за 1) этой самой исполнительной дисфункции и 2) личной непрязни бывшего главного врача увольнение не происходило только из-за потенциального возмущения коллектива и населения. А кардинально решить проблему "исполнительной дисфункции" невозможно, так как фактическая работоспособность ниже 1 ставки (а ниже одной ставки работать не разрешают, только или работать, или увольняться).

Из последнего, что мне подействовало (частично и довольно приемлемо), я уже упоминала: максимально попытки на включению в зону интересов по всем возможным направлениям, рациональное планирование (про рациональность планирования хорошо написано в этой статье, она мне очень помогла, очень вовремя появилась на сайте), постепенное включение всех необходимый дел в ежедневный привычный распорядок. Но это не значит, что это же самое поможет и другим людям (или даже и мне при очередном изменении относительно привычного распорядка).

Особенно как для меня в этой статье написано:
ВНИМАНИЕ! Некоторые профессии требовательны к исполнительной функции сами по себе и не могут быть сделаны инклюзивными!
Выбирайте профессию правильно!
вёшенка🐾

Аватара пользователя
Zorastra
новичок
Сообщения: 154
Зарегистрирован: 22 июл 2018, 19:26
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Zorastra » 28 июл 2018, 19:19

Ida писал(а): Спасибо за попытку помочь, но, к сожалению, мы с вами «на разных волнах». Советы, которые вы даёте, я много-много раз видела в психологических руководствах для нейротипиков и много раз пыталась их применить - с отрицательным результатом. Лучше не стоит продолжать.
Хорошо, я вас понял. Сам не люблю слышать, уже известные мне вещи.
Ida писал(а): Образование, полученное в двух лучших вузах страны; неглупость во многих сферах жизни; умение логически и критически мыслить; хорошая обучаемость почти всему, за что берусь; желание помогать - там, где мне это интересно... Если я не пишу о положительном, это не значит, что думаю только об отрицательном
Всё это очень круто! Рад что такие девушки существуют, не только в моих мечтах :D
AQ = 16, ASSQ = 29, EQ = 49, SPQ = 31.5, TAS = 53

Аватара пользователя
sdfsdfgfgh
новичок
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 24 июл 2018, 12:23
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Ангарск

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение sdfsdfgfgh » 28 июл 2018, 21:13

Ida,
У меня что-то примерное похожее.
Работаю сисадмином, изучаю языки программирования c sharp и python. Первый изучаю гдето 4 года, второй пол года.
В обоих продвинулся процентов на 7-10. Т.е. что-то написать могу, но в духе бейсика, который в школе проходили.
причем по мимо этого надо еще узнать кучу разных скучных штук - теорию алгоритмов, математику (начинать с 5 класса школы, т.к. даже забыл что такое дифференциал)
По сути все это стопорится 2 вещами:
1. мозг после хождения по сайтам с приколами и ютубами перегорает. на практике это приводит к тому, что я включаю видеоролик, смотрю гдето минуту и выключаю. на планшете 2 месяца открыта интересная статья по особенностям оперативной памяти для программистов. как прочитал четверть так и висит.
2. сложность с восприятием концептуальных понятий. скажем пол года не могу освоить делегаты. прочитал определение - вроде понял примерно что написано, а своими словами изложить не могу. Поэтому и запомнить не могу. И вообще сложно в голове новые термины укладываются.
3. если решение проблемы найдено, то ее как бы и решать уже не надо. скажем сделал программу для печати этикеток из базы данных. надо доделать - добавить поддержку логов, причесать код, а я это уже месяц прокрастинирую.
изза этого ругаю себя и забываю опять на пол года.
вот прямо сейчас подумал, что это совсем не дело и до конца лета надо хотябы до 25% добить (100% в принципе врядли возможно, т.к. специфика очень глубокая).
думаю у меня получится.
Что я буду для этого делать:
1. разозлиться на себя. мол, возьми в руки себя уже.
2. включить режим студента перед сессией. благо он более менее освоен, привычен и в критических ситуациях не подводил (ну почти)
тупая зубрежка мне не поможет. мне надо неизвестную информацию говоря компьютерным языком транслировать в свою внутреннюю терминологию и свой язык. скажем те же делегаты - несколько прочитать определение, распробовать его, посмотреть 5 разных объяснений опять же несколько раз и тогда оно у меня в голове уложится. Критерием успешности я считаю, когда могу своими словами спокойно пересказать с приведением аналогий из реальной жизни. без специфической терминологии.
3. никаких планов и графиков. все растянется на последний день. просто возьму и все свободное время буду тратить на одну тему. со временем просто втянусь и начну получать удовольствие.
4. книжки придется читать по несколько раз. если не понял - идти дальше. или я со временем пойму о чем была речь или потом лучше еще раз перечитаю. а если застряну на одной странице - так и брошу.
5. после какого-то прогресса - практика. желательно много. доделать старые программки, написать новые как умею без этого перфекционизма. (если я не могу сделать "правильно" - не делаю вообще)

начну во вторник, потому что в понедельник надо еще с языком баз данных разбираться. надо из одно таблицы перекинуть 2 столбца в другую не удалив уже имеющиеся, а остальное заполнить значениями по умолчанию. вроде дело плевое, но именно мой код не на нагулил, поэтому придется брать чужой, вникать как он работает и подстраивать под свои нужны.

Резюмируя - придется включить навык обучения который у меня уже был, неприятен мне, но более-менее привычен и я его могу перетерпеть и направить на груду текста и видео, чтобы получить отструктурированный материал четко лежащий по полочкам.

Может, я конечно неправильно понял суть проблемы и у меня обычная прокрастинация (много текста написать получается, прочитать не очень), но мне с ней еще надо будет предметно разбираться наконец - что это такое помимо умного термина.
ну и да, на 100% истину не претендую, может это только у меня будет работать.

Аватара пользователя
Jesse
постоянный пользователь
Сообщения: 14947
Зарегистрирован: 04 ноя 2017, 17:26
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Jesse » 28 июл 2018, 22:12

Ida писал(а): Выяснить, какими способами успешно приучают к новому трудных аутичных детей. Что-то из этого теоретически может мне помочь.
Я работаю так:
1. Сформировать у ребёнка "форму" занятия: сел за стол, выполнил всё, отпустили.
2. Дать понять, что теперь это в его жизни регулярно, неизбежно и не обсуждается.
3. Сформировать у ребёнка на доступном для него уровне "честные правила игры" (например, всегда одну страницу или всегда 5 таблиц, или всегда один раз одну досточку). Всегда честно выполнять свою часть (ребёнок выполнил задание с кубиками - я убрала их в шкаф, а не придумала, например, ещё задание с кубиками).
4. Уровень сложности всегда должен быть оптимальным (тонко и индивидуально подбирается каждому ребёнку).

Всё (дальше уже 1000 нюансов взаимодействия). Форма занятия всегда "старая и знакомая", а наполнение занятия, сами задания, новые. Например ребёнок знает, что будет 5 заданий из учебника по математике, и это его успокаивает. А сами задания, конечно, постепенно, по мере усвоения старого, обновляются.

В сети
Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16512
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Alarika » 29 июл 2018, 07:37

Jesse писал(а):
28 июл 2018, 22:12
2. Дать понять, что теперь это в его жизни регулярно, неизбежно и не обсуждается.
Из всех пунктов у меня лично наиболее критично нарушение этого. Об этом явлении было упомянуто в работе Г.Аспергера "Аутистическая психопатия". У меня то, что в ежедневном или еженедельном распорядке вошло в этот распорядок и не обсуждается, будет сделано, независимо ни от чего. Однако, что вошло ещё неокончательно, стоит допустить лишь одну мысль типа такой, что "если будет плохое самочувствие, отложу на послезавтра", то эта мысль моментально переходит в уверенность "А, можно отложить, тогда я пока не буду это делать". Этот же приём - неизбежность действия, со мной применяет и непосредственный руководитель на работе (если другим образом ставить мне задание - я могу отказаться или слишком долго сопротивляться этому новому заданию).

Остальные пункты мне лично не столь критичны, как неизбежность и включённость в распорядок. "Честные правила игры" у меня просто основа взаимодействия сознания и подсознания, при нарушении этого правила бессознательные реакции перестают слушаться сознательных волевых указаний.
вёшенка🐾

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и 2 гостя