Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Вопросы дружбы, любви, создания семьи, социальных навыков, трудоустройства и всего, что беспокоит взрослых аутистов.
Аватара пользователя
Anechka
постоянный пользователь
Сообщения: 3157
Зарегистрирован: 19 апр 2016, 12:59
Пол: Женский
Статус: Неопределившийся
Откуда: Москва

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Anechka » 04 окт 2016, 21:01

Ну и вообще, что касается хозяйственных дел всяких, то это многим далеко не просто дается.
Лучше один раз вовремя, чем два раза правильно.

Elhana
аспи
Сообщения: 7163
Зарегистрирован: 21 июн 2012, 18:39
Пол: Женский
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Elhana » 06 окт 2016, 12:44

В последние пару лет стало значительно сложнее орагнизовываться. И не знаю, то ли потому, что многое брала на себя мама, то ли из-за депрессии, или скорее из-за того и другого вместе. На короткое время помогают книги по планированию уборки и дел, потом перестают. Вроде начинаю что-то делать, потом отвлекаюсь, снова отвлекаюсь и снова и трачу на большинство дел значительно больше времени, чем следовало бы.
Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь. Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект.
У меня есть привычка покупать все непродовольственное заблаговременно и в результате оказывается переизбыток вещей. Например, сейчас шампуней дома семь штук. С учетом того, что я живу одна, мне теперь не один год можно об этом не задумываться. И так практически со всем - с моющими средствами, с одеждой, средствами гигиены. В принципе, с продуктами похоже, из-за этого уже морозилки у двух холодильников и морозильная камера забиты под завязку. Пытаюсь их постепенно разгрузить, но в итоге опять что-то покупаю :(

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение ghoststory » 06 окт 2016, 13:15

Elhana писал(а):У меня есть привычка покупать все непродовольственное заблаговременно и в результате оказывается переизбыток вещей. Например, сейчас шампуней дома семь штук.
Была подобная проблема, намеренно от нее избавляюсь (для этого по списку необходимого проверяю, что в доме есть, а что кончается). Сейчас мешает то, что в доме нет желаемого порядка, и некоторые вещи теряются, покупается еще одна такая же, а старая не расходуется.

Vee
родитель
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 23:00
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Vee » 06 окт 2016, 18:20

Phobos писал(а): Есть проблемы и с планированием, и с исполнением планов. Особенно - с адекватной оценкой необходимых трудозатрат по времени, со стремлением к черезмерной (впрочем, я её считаю всегда недостаточно подробной) детализацией планов, с хоть сколько-нибудь приемлемыми сроками выполнения запланированного. В результате клубок нерешенных проблем и перечень невыполненных задач постоянно нарастает, и я становлюсь вообще не способен с ними справиться. И не нахожу никакого иного выхода, никакого иного подхода к разгребанию образовавшихся и постоянно увеличивающихся многочисленных завалов в различных сферах функционирования, кроме как всё-таки делать всё последовательно так, как планировал изначально. То есть я не способен пересмотреть свой подход к планированию как неверный. Любые попытки планировать или действовать иначе приводят к полной дезорганизации, беспомощности, и вызывают депрессивный эпизод.

И уж тем более не способен "просто взять и начать делать хоть как-нибудь".
Вот у меня тоже такое бывает... Накапливается и накапливается... И проблема в слишком подробном, сложном распределении. Понимаю, что такое не оcуществить быстро или в доступные сроки и я просто откладываю. Перестаю замечать. А потом возникает тот момент, что дальше никуда. Тогда уж приходится, иногда и через депрессивные эпизоды, что-то делать. И уже делаю хоть как могу... Благо, мне как нт это доступно...

Очень понимаю это стремление к упорядоченности и определенной последовательности. Могу тормозить важные дела из-за того, что в моем списке раньше появилось другое дело, которое никак не закончить.

А вообще все дело больше в том, как нас в раннем детстве научили... Видела пример семьи с идеальным порядком. И вижу пример своей семьи, где это проблема. Благо, что отец у меня все же был аккуратный, и с ним я провела в общем больше времени чем с матерью...

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Phobos » 06 окт 2016, 19:04

ViSla писал(а):А вообще все дело больше в том, как нас в раннем детстве научили... Видела пример семьи с идеальным порядком. И вижу пример своей семьи, где это проблема. Благо, что отец у меня все же был аккуратный, и с ним я провела в общем больше времени чем с матерью...
В моём случае это не результат неправильного научения. В моей семье родители поддерживали хороший порядок во всём. И нас с братом постоянно привлекали к его своевременному поддержанию... Это проблема моей аутичной тормозимости, ригидности, перфекционизма, однозадачности.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Phobos » 06 окт 2016, 19:35

У брата исполнительной дисфункции, проблем с организацией своей работы, поддержанием порядка - нет. Хотя тоже есть перфекционизм, но в значительно меньшей степени, чем у меня. Т.о., у меня это точно не проблема воспитания в семье.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Vee
родитель
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 23:00
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Vee » 06 окт 2016, 23:17

Phobos писал(а):У брата исполнительной дисфункции, проблем с организацией своей работы, поддержанием порядка - нет. Хотя тоже есть перфекционизм, но в значительно меньшей степени, чем у меня. Т.о., у меня это точно не проблема воспитания в семье.
Phobos, а тогда если попытаться понять, отчего возникает эта тормозимость? Если попытаться разбить одну большую задачу на небольшие? Если постоянно ставить себя в условия необходимости что-то делать в этом направлении? Будет ли относительный прогресс? Этот навык улучшается хоть немного?

У меня другая проблема - не понимаю слова "невозможно"...

И вот пример. Коля раньше шел с прогулки и заходил в комнату в обуви. И не понимал совершенно, что обувь уличную надо снимать. Причем, вcе взроcлые это делают и он это видел. Когда я решила его внимание на это обратить. Сначала предупреждаю, что мы заходим домой, снимаем обувь и куртку, моем руки и идем комнату. И через время (раз 5-10) он сам стал раздеваться в коридоре и шел мыть руки. Такие действия работают на автоматизме. Просто положить вещь на место. Это экономит время и силы...

Но другая проблема - когда вещей очень много. Книги, конспекты, игрушки и много всякого. И понятно, что нужно то всего найти для всего свое место, но тут и настуает тормоз...

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Phobos » 07 окт 2016, 02:01

Phobos писал(а):Это проблема моей аутичной тормозимости, ригидности, перфекционизма, однозадачности.
ViSla писал(а):Phobos, а тогда если попытаться понять, отчего возникает эта тормозимость?
В контексте этого перечисления причин исполнительной дисфункции под "тормозимостью" я имел в виду "залипание" на какой-то задаче и сильное нежелание переключаться с неё на что-то другое. Не сложность переключения между задачами (однозадачность), когда сложно заниматься несколькими делами одновременно, и таким образом продвигать все задачи по-немногу вперед к их выполнению. А именно нежелание переключаться на что-то другое. - Отчего возникает? - Видимо, вообще от предпочтения однообразной деятельности.
ViSla писал(а):Если попытаться разбить одну большую задачу на небольшие? Если постоянно ставить себя в условия необходимости что-то делать в этом направлении? Будет ли относительный прогресс? Этот навык улучшается хоть немного?
Чаще всего это невозможно. Поскольку большинство задач требуют полного погружения в них. Нужно вспомнить всё с самого начала во всех подробностях - чтобы продолжать ту же логику выполнения задачи, которая была на предыдущих этапах её выполнения. А это почти те же затраты времени, что и при выполнении всего с самого начала, с нуля. Я уже описывал, например, что по мере усложнения математики становился всё менее способным к решению задач, поскольку фактически не мог пользоваться готовыми формулами, не узнавал типовые шаблонные ситуации, позволяющие воспользоваться формулами или готовыми шаблонами решения, а если узнавал, то не было уверенности, пока всё не перепроверю. Нуждался каждый раз в выведении всего с нуля (что из чего следует, как возникает эта формула, почему может быть тут применена, и т.д.). Это требовало всё больших и больших трудозатрат по времени...

Даже в чём-то настолько простом, как продолжение наведения порядка с упорядочиванием предметов, приходится снова и снова вспоминать всю логику их сортировки с восстановлением в оперативной памяти в мозгу всей структуры их размещения. В результате, пока всё вспомнил, уже надо опять на что-то другое переключаться.
ViSla писал(а):Такие действия работают на автоматизме. Просто положить вещь на место. Это экономит время и силы...

Но другая проблема - когда вещей очень много. Книги, конспекты, игрушки и много всякого. И понятно, что нужно то всего найти для всего свое место, но тут и настуает тормоз...
Когда работаешь с множеством деталей и инструментов, которые необходимо разместить удобно под рукой, невозможно каждую из них постоянно ложить на место и снова брать оттуда. Приходится доставать их все, работать с ними, откладывать в сторону, брать другие, снова возвращаться к тем. В результате возникает новая (рабочая) структура их размещения на виду, в пределах зоны их оперативной, удобной досягаемости. Мозг переключается на работу с этой новой структурой их размещения, которую приходится оставлять непорушенной, неубранной по местам - если возникает необходимость прерваться, на что-то другое переключиться (а для той задачи - своя такая рабочая структура). В результате, возникает рабочий хаос, в котором удаётся вполне нормально ориентироваться, благодаря зрительной фиксации в памяти этих рабочих конфигураций и точных мест расположения предметов в этом хаосе... Если начать хотя бы часть предметов убирать на их прежние, постоянные места хранения, то во-первых это сложно и долго, т.к. требует фактически заново их сортировки, а во-вторых разрушает конфигурации предметов, запомненные как зрительные образы рабочих конфигураций. В результате, работа, основанная на рабочих конфигурациях, дезорганизуется, плюс всё время тратится не на работу, а на бесконечные сортировки, складывания уже ненужного, доставания, поиск вновь потребовавшегося...

Не знаю, удалось ли объяснить хоть сколько-нибудь понятно характер проблем. И это только в тех аспектах, о которых Вы спросили... А ещё ригидность, а ещё перфекционизм, и т.д. и т.п.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение levandowskij » 07 окт 2016, 06:07

Не знаю, удалось ли объяснить хоть сколько-нибудь понятно характер проблем
мне - вот понятно, логика процесса.
о себе: я помню куда ложу каждую вещь, и постепенно просто вещи занимают удобное место для меня, что бы их не искать обдуманно.
так же запоминаю куда другие ложат свои вещи и как - но это проблематичней, пока сам не сделаю тоже (должна появиться механическая память).

Vee
родитель
Сообщения: 2393
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 23:00
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный

Re: Исполнительная дисфункция и любовь к планированию

Сообщение Vee » 07 окт 2016, 09:41

Phobos писал(а):
ViSla писал(а):Если попытаться разбить одну большую задачу на небольшие? Если постоянно ставить себя в условия необходимости что-то делать в этом направлении? Будет ли относительный прогресс? Этот навык улучшается хоть немного?
Чаще всего это невозможно. Поскольку большинство задач требуют полного погружения в них. Нужно вспомнить всё с самого начала во всех подробностях - чтобы продолжать ту же логику выполнения задачи, которая была на предыдущих этапах её выполнения. А это почти те же затраты времени, что и при выполнении всего с самого начала, с нуля. Я уже описывал, например, что по мере усложнения математики становился всё менее способным к решению задач, поскольку фактически не мог пользоваться готовыми формулами, не узнавал типовые шаблонные ситуации, позволяющие воспользоваться формулами или готовыми шаблонами решения, а если узнавал, то не было уверенности, пока всё не перепроверю. Нуждался каждый раз в выведении всего с нуля (что из чего следует, как возникает эта формула, почему может быть тут применена, и т.д.). Это требовало всё больших и больших трудозатрат по времени...
У меня cовcем другая крайноcть. Я вообще не думала, брала формулы, подставляла. И это работало. С математикой было отлично. А сейчас я даже названий не помню... Как говорилка пересказывала тексты конспектов и получала хорошие оценки в универе. Только один преподаватель пыталась объяcнить ,что нужно думать, нужно информацию пропускать через себя. Остальным было вcе равно.
Phobos писал(а):Когда работаешь с множеством деталей и инструментов, которые необходимо разместить удобно под рукой, невозможно каждую из них постоянно ложить на место и снова брать оттуда. Приходится доставать их все, работать с ними, откладывать в сторону, брать другие, снова возвращаться к тем. В результате возникает новая (рабочая) структура их размещения на виду, в пределах зоны их оперативной, удобной досягаемости. Мозг переключается на работу с этой новой структурой их размещения, которую приходится оставлять непорушенной, неубранной по местам - если возникает необходимость прерваться, на что-то другое переключиться (а для той задачи - своя такая рабочая структура). В результате, возникает рабочий хаос, в котором удаётся вполне нормально ориентироваться, благодаря зрительной фиксации в памяти этих рабочих конфигураций и точных мест расположения предметов в этом хаосе... Если начать хотя бы часть предметов убирать на их прежние, постоянные места хранения, то во-первых это сложно и долго, т.к. требует фактически заново их сортировки, а во-вторых разрушает конфигурации предметов, запомненные как зрительные образы рабочих конфигураций. В результате, работа, основанная на рабочих конфигурациях, дезорганизуется, плюс всё время тратится не на работу, а на бесконечные сортировки, складывания уже ненужного, доставания, поиск вновь потребовавшегося...

Не знаю, удалось ли объяснить хоть сколько-нибудь понятно характер проблем. И это только в тех аспектах, о которых Вы спросили... А ещё ригидность, а ещё перфекционизм, и т.д. и т.п.
Все понятно, даже уже по стилю, в котором Вы пишете. И понятно, что если все постоянно складывать, то времени ни на что другое не останется. У меня так же. Времени нет, потому стараюсь наиболее актуальные предметы ложить в одно и то же место. Наиболее критичные документы - в отдельном ящике в шкафу. Когда удалось что-то упорядочить - это радостно.

Если в таком рабочем процеccе Вам удаетcя инcтрументы находить без труда - значит цель достигнута.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость