Упоминание о проблемах с планированием у аутистов также несколько раз попадалось в других источниках, и это слегка озадачило.Исполнительные функции включают навыки, которые мы используем, чтобы организовать и спланировать нашу жизнь. Они позволяют обычному взрослому человеку составлять планы заранее, обратить внимание, что шампунь заканчивается или составить расписание и следовать графику его выполнения для того, чтобы завершить долгосрочный проект. У большинства высокофункциональных аутистов исполнительные функции ослаблены. Из-за этого им очень сложно вести домашнее хозяйство, справляться с изменениями расписания учебы или работы, и т.п.
У меня есть сложности с самоорганизацией, вызванные как ленью, так и "глючной" исполнителной функцией (я рассеянна, забывчива, склонна к "залипанию" и "перескакиванию" через пункты действий). Но при этом очень люблю планировать. Подробные списки дел являются основным способом справляться с упомянутой "глючностью", а также дают очень приятное ощущение постоянства и "организованного хаоса". Отмечала, что моя приверженность планам заметно сильнее, чем у окружающих, и считала это как раз аутичной чертой - стремлением к рутине и предсказуемости. С планированием действительно возникают некоторые проблемы:
-неправильная расстановка приоритетов и определение крайнего срока
-желание сделать список максимально подробным, включающим все варианты, подпункты и спонтанные действия
-нарушение планов или привычного распорядка вызывает растерянность, раздражение и может испортить весь день, причем чем подробнее план, тем больше вероятность, что что-то пойдет не так.
Несмотря на это, все равно люблю расписания и графики. Если какой-то продукт заканчивается - своевременно вношу его в список покупок в телефоне (если, конечно, не умудрюсь забыть об этом по пути из ванной или от холодильника). В общем, информация о сниженной способности к планированию у аутичных людей удивила и хочется узнать, как у вас обстоит с этим дело.