Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Обсуждение вопросов, касающихся помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их воспитания.
Lenchitai
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 20:43
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Красноярск

Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Lenchitai » 30 мар 2016, 20:31

Учимся дома, дистанционно. Заканчиваем в этом году 6 класс. Вроде бы с интеллектом проблем нет, скорее наоборот - у нас "горе от ума". Я понимаю, что программа, по которой приходится сдавать аттестации по предметам, не очень то и привлекательна и интересна. Но почему приходиться каждый раз говорить на повышенных тонах, чтобы сын сел заниматься. Причем, самое сложное - это именно начать заниматься, заставить себя сесть за стол, открыть программу и начать выполнять задания. Для него нет сложных тем. Камень преткновения в вопросе "Зачем мне это?"... И я уже не нахожу слов для объяснений. Такое впечатление, что выведя меня из себя, доведя ситуацию до абсурда и истерик с моей стороны, сын получает энергию к действию. Каждый раз вынуждает меня "ломать"его сопротивление, а потом меня же и обвиняет в диктаторстве.
Учимся не бесплатно, объясняю ему каждый раз, что мне нелегко достаются возможности к дистанционному обучению, взываю к его ответственности, но... каждый раз все сначала. Сегодня очередной скандал, на очереди английский язык. Сегодня поставила его перед выбором - или занимается и выполняет весь объем заданий, который "задолжал" по этому предмету, причем делает это уже в письменном виде на бумаге, а не в компьютере, либо вообще в этом году прекращаем все занятия до осени и в сентябре по новой идет в 6-ой класс, но уже в обычную школу, из которой ушли. Там мне тоже придется его заставлять заниматься, и условия для него будут ужасающими (в школе), но при этом мне не придется тянуть материальную нагрузку. Те же муки, но за бесплатно. Дала на раздумье 5 минут ( это после трех часов споров и взаимных оскорблений, моей истерики и т.п.). Результат - сидит занимается, уже больше часа... Кто бы знал, как я устала от этих скандалов. Но почему-то именно через скандал есть результат? Как изменить ситуацию?

Аватара пользователя
rise
аспи
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 31 июл 2014, 23:45
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Московская обл.

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение rise » 30 мар 2016, 20:47

Темы хорошо запоминает или все забывается через пару дней?
AQ = 42, ASSQ = 44, TAS = 74, SPQ = 54, EQ = 34, RAADS-R = 168

Lenchitai
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 20:43
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Красноярск

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Lenchitai » 30 мар 2016, 22:59

Информацию запоминает по интересу и по потребности (востребованности). Даже в таких, казалось бы, элементарных понятиях, как дни недели и месяцы может "плохо плавать". Еще в прошлом году дни недели не запоминал (не зачем... ), в этом году стал ходить на занятия по роботехнике по четвергам. Отслеживает сам расписание, поэтому и в днях недели теперь "в теме". По месяцам знает что их 12, а порядок не считает нужным запоминать. Здесь ключевое слово "не считает нужным". Такое же отношение и к учебным материалам. Много споров по русскому языку бывает. Он пишет (вернее печатает) достаточно грамотно, так как много читает. Выручает хорошая зрительная память. Но каждый раз, разбирая какую-либо тему по русскому языку задает вопрос: "Зачем мне это запоминать? Ведь когда я пишу предложение, я не задумываюсь над тем, где здесь главные члены предложения, а где второстепенные... Если я пишу глагол, то не думаю какого он спряжения..." И т.д. При этом запоминает факты из каких-либо публицистических статей, научные или технические подробности о чем либо (то, что его заинтересовало на данный момент). Пишет небольшие фантастические рассказы ( по следам Стругацких). Вот и получается, что все обучение у нас идет через сопротивление и неприятие... Я бы рада отпустить поводья и пускай бы плавал сам в информационном море и выуживал необходимую для себя информацию. Но как совместить желаемое с необходимыми требования от нашей программы образования. Слушая его, мысленно с ним соглашаюсь во многом. Очень много информации дается в школе как спам (сын так говорит). В дальнейшем эти знания практического применения не имеют. Но ведь от этого понимания с моей стороны не легче... Каждый год надо выдать результат, необходимый больше для самой школы. чем для него. Ему наплевать на оценки и на мнение других людей. У него на все есть своя точка зрения... Может быть просто бросить нам школу и ну ее???

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Phobos » 31 мар 2016, 01:16

Lenchitai писал(а):Информацию запоминает по интересу и по потребности (востребованности)... ...не считает нужным запоминать. Здесь ключевое слово "не считает нужным". Такое же отношение и к учебным материалам... Выручает хорошая зрительная память. Но каждый раз ... задает вопрос: "Зачем мне это запоминать?... Очень много информации дается в школе как спам (сын так говорит). В дальнейшем эти знания практического применения не имеют... Вот и получается, что все обучение у нас идет через сопротивление и неприятие... У него на все есть своя точка зрения... Ему наплевать на оценки и на мнение других людей... Он вообще очень много интересного высказывает по поводу всех наших условностей, от которых мы зависим...
Хорошо его понимаю. Сам такой (и в его возрасте был, и теперь остаюсь)
Lenchitai писал(а):Я бы рада отпустить поводья и пускай бы плавал сам в информационном море и выуживал необходимую для себя информацию. Но как совместить желаемое с необходимыми требования от нашей программы образования. Слушая его, мысленно с ним соглашаюсь во многом. Но ведь от этого понимания с моей стороны не легче... Каждый год надо выдать результат, необходимый больше для самой школы. чем для него. Может быть просто бросить нам школу и ну ее???
А разве аттестат не нужен и ни на что не влияет?
Lenchitai писал(а):По поводу работы в будущем понимаю, что в офисе или на производстве он работать не сможет. Рассказала про фриланс, это выход в его состоянии. Сейчас заинтересовался программированием и занимается в этом направлении, опять таки с прицелом на будущую профессию...
Даже если на фриланс в будущем ориентироваться, разве он не планирует куда-то поступать, получать высшее образование?

Вот эту зависимость возможности в какой-то приличный ВУЗ поступить от аттестата я хорошо осознавал, аж до такой степени, что старался учиться на отлично по всем предметам, даже по тем (гуманитарным), которые очень не любил и считал бесполезными для меня. Благо, успешные результаты учёбы в принципе достижимы и без социализации (и всего, что с этим связано). Поэтому тут понимание давало достаточную мотивацию (кроме ненавистной, никогда совершенно не удававшейся мне физподготовки, от оценок по которой в старших классах удалось освободиться по здоровью).
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Lenchitai
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 20:43
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Красноярск

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Lenchitai » 31 мар 2016, 10:04

У меня складывается впечатление, что ему нужны мои эмоциональные взрывы - как толчок к действию. Может быть просто "включать" роль истерии, при этом внутри оставаясь спокойной? Я после таких взрывов опустошаюсь и выматываюсь, я не хочу доводить ситуацию до такой крайности, но приходится... Как избежать такого эмоционального износа? Каждый раз после таких скандалов он начинает заниматься сам, без напоминаний где-то в течение недели. Причем это касается не только учебы. но и бытовых мелочей - помыть за собой посуду, убрать за собой со стола, заправить постель и т.д. Рассуждая чисто арифметически для стимуляции необходимо в месяц 3-4 скандала. Я не выдержу такого накала, для меня это слишком ...

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение ghoststory » 31 мар 2016, 10:16

Lenchitai писал(а):У меня складывается впечатление, что ему нужны мои эмоциональные взрывы - как толчок к действию.
Такая возможность есть.
Lenchitai писал(а): Может быть просто "включать" роль истерии, при этом внутри оставаясь спокойной?
Если этот элемент будет входить в ритуал начала работы, что ему всю жизнь будет нужен кто-то, кто будет с целью начала его работы устраивать истерику.
Lenchitai писал(а): Причем это касается не только учебы. но и бытовых мелочей - помыть за собой посуду, убрать за собой со стола, заправить постель и т.д. Рассуждая чисто арифметически для стимуляции необходимо в месяц 3-4 скандала. Я не выдержу такого накала, для меня это слишком ...
Есть вероятность, что ребенку не очевидна последовательность действий. В таком случае могут помочь визуальные подсказки (для развитого интеллекта, скорее всего, в виде записей) вида: "Еда -> уборка посуды со стола -> мытье посуды", "Подъем -> уборка постели" (если нет выработанной последовательности уборки постели, может напрягать и это, тогда может понадобиться более подробный план).

Всё высказанное -- только предположения, может и не подходить вам. Мы с ребенком это используем.

Lenchitai
родитель
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 21 фев 2016, 20:43
Пол: Женский
Статус: Нейротипичный
Откуда: Красноярск

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Lenchitai » 31 мар 2016, 10:27

Нет. Не наш вариант, к сожалению... Пробовала писать напоминалки, он их просто не замечает. Есть такой момент, что очень внимателен к мелочам, но при этом может не увидеть "слона". Мои записки на видном месте - это стадо слонов))) Отказ что либо делать всегда для него мотивирован. К примеру: зачем заправлять постель, если через какой-то период опять ее расправлять? Зачем мыть сразу за собой посуду, если есть еще чистые тарелки и кружки, можно мыть посуду, когда кончится весь запас чистой посуды. Так и живем - от глобальной уборки до глобальной генеральной уборки. Чувствую себя героиней сказки - Золушкой))))

Аватара пользователя
Phobos
аспи
Сообщения: 2885
Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 01:58
Пол: Мужской
Статус: Аутичный
Откуда: Киев

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение Phobos » 31 мар 2016, 11:19

Lenchitai писал(а):У меня складывается впечатление, что ему нужны мои эмоциональные взрывы - как толчок к действию.
ghoststory писал(а):Если этот элемент будет входить в ритуал начала работы, что ему всю жизнь будет нужен кто-то, кто будет с целью начала его работы устраивать истерику.
Не как толчок к действию, а как отрицательный стимул, подталкивающий что-то неприятное, бессмысленное и бесполезное (с его точки зрения) делать. Дело не в получении энергии от эмоциональных взрывов, и не в закреплении истерики как ритуала для начала работы, а в стремлении таких эмоциональных скандалов избегать - как дополнительной мотивации, которой хватает, но не очень надолго... Нужно что-то весомое в противовес пониманию бесполезности некоторых школьных предметов. В моём случае таким весомым положительным стимулом к самоорганизации в учёбе оказалось понимание зависимости дальнейших перспектив поступления в ВУЗ (и, кстати, избегания службы в армии) от хорошего школьного аттестата... Кстати, школьный аттестат отличника и красный диплом из среднего специального УЗ не очень то помогли мне при поступлении (первый раз). Но я то этого, будучи школьником/учащимся, наперёд не знал.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14881
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение ghoststory » 31 мар 2016, 13:00

Lenchitai писал(а):Нет. Не наш вариант, к сожалению... Пробовала писать напоминалки, он их просто не замечает. Есть такой момент, что очень внимателен к мелочам, но при этом может не увидеть "слона". Мои записки на видном месте - это стадо слонов))) Отказ что либо делать всегда для него мотивирован. К примеру: зачем заправлять постель, если через какой-то период опять ее расправлять?
С сыном всегда вместе обсуждаем планы и записываем (иногда он сам записывает), мотивация всегда проговаривается. При этом делается то, что действительно необходимо (постели у нас складываются, иначе днем нельзя пройти через комнату; посуда накапливается в раковине, и проще ее помыть, пока ее мало; убирать мусор и грязь, мыть руки надо, потому что от грязи можно заболеть, etc.).
Есть вариант и с отсутствием Вашей мотивации к переменам, причем они действительно могут быть не нужны конкретно в Вашей ситуации.

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Мотивация в обучении - только через скандал. Что делать?

Сообщение levandowskij » 31 мар 2016, 17:31

К примеру: зачем заправлять постель, если через какой-то период опять ее расправлять? Зачем мыть сразу за собой посуду, если есть еще чистые тарелки и кружки, можно мыть посуду, когда кончится весь запас чистой посуды.
потому что это и вправду логично.
пути решения: избавиться от лишней посуды, купить посудомоечную машину.
а с кроватью не знаю как объяснить, дома люблю что бы было куча подушек, одеял, заправлять и в правду не за чем: кровать создана для сна (ну в более позднем возрасте сами знаете для чего).

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей