Страница 1 из 3

Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 11:11
Murori
Как вы осваивали социальные ситуации, начиная с детства?
О себе ничего определенного сказать не могу, к сожалению))

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 11:23
Alarika
Думать. Очень много думать и пробовать понять закономерности.

Когда особенно никого нет или время дневного сна (со сном у меня тоже были проблемы), лет с 3-4-х пересказывала себе сказки с разными вариациями. Кто куда пришёл и кто что сказал, бывает ли такое или он должен был сказать что-то другое, тогда начинать весь сюжет заново. Сначала шёпотом, потом мама как-то услышала, назвала бабкой-шептуньей. Тогда оказалось, что можно то же самое представлять и полностью в уме, без шёпота и рук-человечков, и что в уме всё выглядит совсем как по-настоящему. И можно придумать правдоподобные варианты поведения и разговора заранее. Потом корректировка вариантов, в зависимости, какой лучше подошёл на практике.
Конечно, в том возрасте я не описывала себе этот процесс такими словами, а просто думала, как лучше разговаривать в каких случаях, чтобы и получить желаемое, и чтобы потом никто не надоедал с нравоучениями, что, как я себя веду, вести и разговаривать нельзя.

Когда я говорила что-то не так, каждый раз потом мама мне объясняла, почему так говорить нельзя, в каждом конкретном случае, и как нужно. Постепенно набор таких запомненных случаев стал достаточным, чтобы хоть как-то обобщится.

Лет в 9 была какая-то художественная книжка с правилами вежливости, тоже много чего дала полезного.

Мама ещё думала, что художественные книги, которые я читала, будут помогать в жизненных ситуациях. Но это - абсолютно нет (в художественных книгах всё абсолютно не похоже на настоящее).
Следующий положительный сдвиг в общении у меня был только в институте, когда в небольшой группе студентов, положительно друг к другу настроенных, я смогла через какое-то время вести себя и разговаривать похоже на других.

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 12:30
Alarika
А вообще вопрос как "освоение социальных ситуаций" при аутизме не так формулируется, скорее всего. Проблема не в том изначально, что ситуации не осваиваются. Изначально проблема в том, что они и не видятся. Вообще не видятся, и не понимается, чего же хотят родители, и почему что-то не так. Лет до 8 я во многом и не понимала, чего же от меня хотят, и что не устраивает. Почему это я "не умею разговаривать с людьми", если вот только что поговорила. Потом примерно поняла, что имеется в виду, и дальше уже осознанно могла корректировать поведение. И, вообще, оказалось, лучше всего молчать.

Полной коррекции нет. Так до сих пор регулярно кто-нибудь ходит на меня жаловаться, что я что-то не так сказала. Но это уже текущее, и в большой мере зависит от привычности людей ко мне.

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 14:12
Alarika
На всякий случай. Вдруг кто ещё читать будет. Описанное - не настоящий детский аутизм. При настоящем детском аутизме, даже лёгкой степени, не будет такой осознанности, чтобы пытаться по-разному построить диалоги, по крайней мере, не в указанном мной возрасте. Это разновидность нормы. Но в качестве примера механизма осознания социальных ситуаций годится.

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 14:45
Murori
Я вот свое раннее детство не помню совсем, тут надо расспрашивать. Поэтому как хорошо я "видела" социальные ситуации в таком возрасте, не могу сказать ничего))
В детской медицинской карте у меня стояли диагнозы ЗПРР, ОНР, задержка психомоторного развития, задержка психоэмоционального развития, а я ничего из этого не помню))
Мама говорит, что да, были задержки развития, но разные врачи видели ситуацию по-разному))

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 14:58
Alarika
Всегда зависит от того, кто оценивает. В одном и том же случае один может сказать, что норма, а другой, что задержка развития. Поэтому и важен так опыт работы с этим всем, а не просто начитаться разных книжек. Тем более, что у всех по-разному, а оценивать всё нужно в комплексе и под правильным углом зрения. Поэтому и с диагностикой РАС у взрослых не советуют обращаться к кому попало, не все владеют ею.

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 15:04
Murori
Мама тут как-то упомянула, что она и один врач "видели" у меня аутичные черты в раннем детстве, но тем не менее такой диагноз в медицинской карте не стоял. Как говорит мама, тогда вообще почти никому аутизм не ставили, тогда даже классификация была другая))

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 15:26
Alarika
Аутизм раньше тоже был, и мне кажется, не меньше, чем сейчас. Но слова "аутичные черты" - это не диагноз, это даже в карточку по-нормальному не запишешь. Диагноз "аутизм" ставили, но редко, при лёгкой степени практически не ставили (особенно потому, что через какое-то время у части детей это действительно сглаживалось со временем, и ребёнок становился более-менее адаптированным). Ставили в таких случаях что-нибудь типа того, что написано в карточке и у Вас. Вот по детям я никогда не могу понять их диагноз, если что, тоже пишу что-нибудь типа "задержка психо-моторного развития", и дальше к неврологу.

Все помнят себя с разного возраста, некоторые даже только после 7 лет, например. Это у меня наоборот, я многое помню, некоторые разговоры дословно, а мама уже моё детство и не помнит, даже то, что раньше сама рассказывала.

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 20:33
Elhana
Alarika писал(а): Лет в 9 была какая-то художественная книжка с правилами вежливости, тоже много чего дала полезного.
Случайно не "Азбука вежливости" Васильевой-Гангнус? У меня она была одной из любимых книг в начальной школе https://www.livelib.ru/book/1000318196- ... a-petrovna

Re: Освоение социальных ситуаций

Добавлено: 18 июн 2017, 20:34
Alarika
Точно. Эта.