Это не совсем об эмпатии, а о постановке себя на место другого. Но у аутичных именно с этим проблемы: с постановкой себя на место другого. Есть тенденция анализировать не с точки зрения обстоятельств, возможностей, потребностей другого, а свои обстоятельства, возможности, потребности в описанной ситуации. Можно ещё согласиться, что на место другого надо стараться поставить себя, чтобы понять его тогда, когда с этим другим надо взаимодействовать, и надо понимать именно его с его пониманием его обстоятельств, а не себя на его месте со своим пониманием его обстоятельств.
Но что мы имеем на форуме?
Кто-то описывает ситуацию, и просит других "поделиться своим опытом", как правило, спрашивает совета не "как мне поступить?", а "как бы вы поступили в этой ситуации?", или "как правильно поступить в этой ситуации?", что с точки зрения аутичных равносильно: "как бы вы поступили?", а не как поступили бы нейротипичные, какие на этот счет существуют социальные стереотипы. Последнее логичнее спрашивать не у аутичных, а у нейротипичных, как минимум в специальном разделе форума. Но так обычно не спрашивают, спрашивают мнения аутичных, или вообще не спрашивают, а просто описывают ситуацию.
И тут же находятся участники, наперегонки, менторски упражняющиеся в правильной по нейротипичным меркам постановке себя на место другого, в правильной трансляции и навязывании аутичным нейротипичных стандартов поведения, социальных стереотипов, как будто аутичные именно в этом и испытывают недостаток в своей жизни, именно в этом и нуждаются.
А чисто аутичный подход: описать свои решения и своё поведение в этой, или аналогичной с его точки зрения ситуации, свои акценты сосредоточения на чем-то внимания, свои мотивы для принятия того или иного решения, свой ход рассуждений, свой анализ аргументов, свои обобщения, ведь "в чужую шкуру не влезешь" (эмпатия и ТОМ не развиты), да и зачем влезать в чужую ситуацию именно с его позиции? - с ним же не в отношения каждому участнику вступать, каждый взрослый аутичный участник знает и понимает, что не силен в этом, чтобы кого-то поучать; интересно же представить себя в этой ситуации, как бы сам поступил, поделиться как поступал в аналогичном случае, в чем удачно, в чем неудачно, дать возможность другим высказать своё мнение по этому поводу, покритиковать или согласиться, в чем-то поправить, что-то подсказать со своей точки зрения, аналогично узнать мнение других об описанной ситуации, их личные решения и действия умозрительно в этих, или в подобных реальных своих обстоятельствах, с чем-то согласиться, с чем-то нет, что-то в конечном итоге взять для себя интересное из таким образом собранного коллективного мнения, коллективного опыта аутичных; интересен же не в тысячный раз протранслированный, заезженый, не адаптированный к особенностям аутичных нормотипичный шаблон, а поиск оптимального и индивидуально приемлемого лично для себя решения, с учетом своих аутичных особенностей, узнанных в описаниях других о себе, в том, что для них сработало, и почему для них сработало, именно при учете ими таких же своих аутичных особенностей, какие есть и у тебя, а не тупым применением через "не могу", стиснув зубы, собрав последние силы, задействовав оставшиеся ресурсы нормотипично-социального шаблона; все аутичные люди разные, степень аутичных проблем разная, то, что у одного может раз за разом легко получаться, у другого не получится совсем, ресурсов может не хватить, или для конкретной попытки, или на протяжении длительного времени... нужно попытаться найти хоть сколько-нибудь умное решение, интеллектуальное в плане обобщения, синтеза коллективного опыта похожих людей, того же нейротипа, что и у самого, но не бездумным копированием кем-то тоже аутичным, вовсе не экспертом в нейротипичном стиле поведения, неправильно понятого и криво протранслированного шаблона.
Где он, аутичный подход, у большинства участников форума?
Только и могут обесценивать аутичные особенности восприятия, мышления, поведения, превознося и навязывая всё нормотипичное.
AQ:47, EQ:4, SQ:77, TAS:113, RME:17, NT/Aspie-quiz:28/164, RAADS-R:218, SPQ:30, BAPQ:5.53
Nicht alles, was aus der Reihe fällt, was also „abnorm“ ist, muß deshalb auch schon „minderwertig“ sein. © Hans Asperger