Слишком короткие ответы

Обсуждение проблем взаимодействия между нейротипиками и аспи/аутистами. Вопросы к нейротипичным пользователям форума по аспектам жизнедеятельности.
Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение Ida » 04 ноя 2017, 10:47

Patsak писал(а): Откровенно глупые вопросы лучше просто проигнорировать.
Моя бабушка работала учительницей математики, она рассказывала, как то ли в старших классах школы, то ли в техникуме, на занятии кто-то спросил ее "А что такое апогеи и перигеи?", на что она сказала суровым тоном "Берём тетради и записываем тему занятия!".
Разве же вопрос про апогей и перигей - глупый?! Я бы ответила и добавила бы, чем они отличаются от апогелия и перигелия. А ещё есть много других «пери-» и «апо-», и, кроме того, для них имеются общие слова «апоцентр» и «перицентр». И про линию апсид бы рассказала. Впрочем, это касается одного из моих ещё детских интересов, который, вероятно, на всю жизнь. Задай мне студенты такой вопрос, пришлось бы прилагать усилие, чтоб вернуться к теме занятия.

А глупые - это вопросы в стиле: «Почему у вас платье такое дурацкое?» Вот это можно проигнорировать и как-нибудь злобно посмотреть на задавшего.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение Ida » 04 ноя 2017, 10:54

Alarika писал(а): Поэтому мне просто пришлось категорически взять за правило - не разговаривать одновременно с любым другим занятием. Разговор - отдельное занятие, требующее сосредоточенности только на нём.
Я не могу одновременно писать на доске и нормально говорить. Поэтому прихожу за несколько минут до занятия и записываю на доску то, что мне понадобится. Надеюсь, мне никогда не придётся читать лекции по математике или какой-нибудь теорфизике, потому что там требуется в одно время много писать и говорить.

Аватара пользователя
Patsak
постоянный пользователь
Сообщения: 6330
Зарегистрирован: 03 янв 2012, 14:11
Пол: Мужской
Статус: Нейроотличный

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение Patsak » 04 ноя 2017, 13:27

Ida писал(а): Когда я работала в школе, меня учили, что нужно проявлять неравнодушие к ученикам. В целом с этим согласна. Ответ «Это в программу этой дисциплины не входит» слишком формальный. Лучше: «Спросите у преподавателя по Х, он, вероятно, знает», где Х - наиболее близкая к их вопросу область. Или (универсальное): «В нашу программу это не входит, но в интернете должно быть много информации, поищите». По содержанию они не сильно отличаются от вашего варианта, но людям так приятнее.
Согласен. Я как-то слишком формальный вариант предложил. Да, мне недостаёт эмпатии.
Ida писал(а): Разве же вопрос про апогей и перигей - глупый?! Я бы ответила и добавила бы, чем они отличаются от апогелия и перигелия. А ещё есть много других «пери-» и «апо-», и, кроме того, для них имеются общие слова «апоцентр» и «перицентр». И про линию апсид бы рассказала.
Вопрос был явно провокационный, имевший целью подорвать авторитет учителя.
Скорее всего, ученик задал его не потому что ему был интересен ответ на этот вопрос, а потому что хотел посмотреть, как учительница будет выкручиваться.
Ida писал(а): Впрочем, это касается одного из моих ещё детских интересов, который, вероятно, на всю жизнь. Задай мне студенты такой вопрос, пришлось бы прилагать усилие, чтоб вернуться к теме занятия.
Да, меня тоже переключение на разговор о специнтересе может надолго оторвать от основной темы беседы.

Аватара пользователя
hyppocampus
эксперт
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 24 окт 2017, 19:18
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение hyppocampus » 04 ноя 2017, 14:00

Alarika писал(а): Какая смысловая разница в том, что я скажу "это мазь от Вашей болезни" и "у Вас такая-то болезнь, при этой болезни бывает такое-то лечение, а эта мазь - одна из таких и даже самая лучшая в Вашем случае"?
Вот это отличный пример. Он даже менее утрированный, чем тот, который привел я.
Разница на самом деле есть, она - не во врачебной информации, а в считываемой коммуникативной позиции говорящего.

В первом случае - это сухое краткое информирование. Если бы такое сказал НТ, я бы, как пациент, подумал, что врачу не до меня, что он не слишком внимательно ко мне относится. Это ничего не говорит о компетенции специалиста, но если он относится ко мне (как к человеку) невнимательно, я могу предположить, что и к моей болезни он отнесся невнимательно и мог чего-то не учесть или просто назначить первую попавшуюся мазь, чтобы я отвязался. Это действительно так воспринимается.

Во втором случае манерой подачи информации говорящий утверждает себя на коммуникативной позиции эксперта. То, как вы строите фразу, говорит о том, что вы интуитивно освоили такую подачу, нужную вам в общении с пациентами, хотя и признаетесь, что не можете сформулировать, в чем разница. То, что врач проговаривает тривиальные для себя моменты - это здорово, поскольку для пациента они не являются тривиальными. Поскольку НТ всех меряют по себе, они могут предположить, что если врач это не озвучивает, он в чем-то не уверен или чего-то недопонимает.

Есть замечательный лингвист, А.А. Коростелева (https://willie-wonka.livejournal.com/), она занимается как раз изучением коммуникативных аспектов русского языка, в том числе, у аутистов. Пока ее работы на эту тему не опубликованы, насколько мне известно, но я запросил у нее разрешение на частичное или полное их цитирование на форуме.

Аватара пользователя
hyppocampus
эксперт
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 24 окт 2017, 19:18
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение hyppocampus » 04 ноя 2017, 14:05

Alarika писал(а): Дело в том, что как раз короткий и чёткий ответ у меня - признак хороший. А если я путаюсь в словах и не могу коротко однозначно сформулировать - значит, я пока ещё думаю и не дошла до верного варианта.
У вас - да, и у многих НТ в рамках профессионального общения тоже.
Но не для пациента в контексте приема врача (этот контекст многими рассматривается как контекст получения услуги, и люди склонны требовать больше "личного внимания").
Ida,
Вариант 1 почти наверняка, либо он не правильно понял вопрос, или не понял вопрос, но постеснялся это показывать.

Аватара пользователя
ghoststory
модератор
Сообщения: 14876
Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
Статус: Аутичный

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение ghoststory » 04 ноя 2017, 16:00

hyppocampus писал(а): Есть замечательный лингвист, А.А. Коростелева (https://willie-wonka.livejournal.com/), она занимается как раз изучением коммуникативных аспектов русского языка, в том числе, у аутистов. Пока ее работы на эту тему не опубликованы, насколько мне известно, но я запросил у нее разрешение на частичное или полное их цитирование на форуме.
Это очень интересно, спасибо!
На форуме уже есть темы, связанные с использованием речи (их можно увидеть в путеводителе), также можно открывать новые.

Аватара пользователя
Ida
модератор
Сообщения: 6535
Зарегистрирован: 19 окт 2017, 18:20
Статус: Аутичный

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение Ida » 04 ноя 2017, 16:03

Patsak писал(а): Вопрос был явно провокационный, имевший целью подорвать авторитет учителя.
Скорее всего, ученик задал его не потому что ему был интересен ответ на этот вопрос, а потому что хотел посмотреть, как учительница будет выкручиваться.
Кажется, я не очень понимаю, что такое "авторитет", особенно в этом контексте. Да, ученики иногда задают странные вопросы, чтобы посмотреть, как учитель будет реагировать. Задали вопрос, увидели реакцию, любопытство удовлетворено. От того, знает учитель или не знает ответ на вопрос из смежной области, не зависят его знания в своей области, не зависит умение преподносить материал чётко и понятно.

Аватара пользователя
Alarika
модератор
Сообщения: 16508
Зарегистрирован: 09 мар 2017, 12:18
Пол: Женский
Статус: Аутичный
Откуда: Черноземье

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение Alarika » 04 ноя 2017, 16:05

hyppocampus писал(а):
04 ноя 2017, 14:00
Это действительно так воспринимается.
Даже в этом у меня были сомнения. Какие-то принципы разговора с людьми в институте постоянно попутно говорили. И потом постепенно формулировки у меня были доведены до такой, чтобы нравилось людям. Но у меня были сомнения в их действительной нужности людям (несмотря на видимую разницу их реагирования на разные способы высказывания одного и того же). Потому что мне самой такие способы говорить чем-то напоминали разговоры разных торговых распространителей (и люди говорили, что не любят подобной их манеры разговаривать с навязчивой рекламой товара).

В этом вопросе тогда всё ясно. Спасибо.

Коммуникативные аспекты русского языка интересуют, если возможно их тут выкладывать, хорошо было бы.
вёшенка🐾

Аватара пользователя
hyppocampus
эксперт
Сообщения: 218
Зарегистрирован: 24 окт 2017, 19:18
Пол: Мужской
Статус: Нейротипичный
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение hyppocampus » 05 ноя 2017, 00:36

Мысли вслух, отчасти, чтобы самому не забыть: интересно, что будет, если для обучения коммуникативным навыкам использовать UX-подходы? В рамках этой концепции любой продукт, произведенный человеком и предназначенный другому человеку (предмет, товар, интерфейс, услуга, статья, комментарий на форуме, высказывание, жест), оценивается прежде всего с точки зрения и ощущений человека, которому этот продукт предназначен (user experience, UX). Насколько продукт однозначно воспринимается, насколько им удобно пользоваться, насколько понятен алгоритм взаимодействия с ним, насколько позитивные эмоции продукт вызывает. Изначально UX-подходы применялись в юзабилити, промышленном дизайне и маркетинге и помогали создавать продукты, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы запросы потребителя. Но эти же принципы можно использовать и в отношении любого акта коммуникации. Это, фактически, аналитическая технология, которая поможет четко разбирать позицию собеседника в типовых ситуациях, его возможные запросы, интенции и реакции на те или иные коммуникативные акты.
И надо это даже не аутистам, которые и так рационально относятся к коммуникации, просто с трудом считывают реакции и запросы собеседника. А тем НТ, которые им будут все это объяснять, чтобы помочь рационализировать и формализовать параметры коммуникации, и
с точки зрения языковых средств, и с точки зрения психологии общения.
К вопросу о торговых распространителях: хорошая реклама не должна и не может быть навязчивой, но она должна рекламировать именно то, что нужно покупателю, и именно так, чтобы покупатель понял, почему ему нужен этот продукт. Весь UX именно об этом.

Бинго.
Извините, если пока непонятно.

Alarika, Ida, alycha, Anechka, спасибо большое.

Приложил статью А.А. Коростелевой и О.В. Чаловой. Она пока не опубликована, поэтому прошу ее пока не выносить за пределы форума.
На мой взгляд, это лучшее, что есть по теме нарушений коммуникативного аспекта языка при аутизме на русском языке, хоть я и не во всем с ними согласен.

Статья удалена до публикации.

Аватара пользователя
levandowskij
постоянный пользователь
Сообщения: 4084
Зарегистрирован: 04 янв 2015, 17:39
Пол: Мужской
Статус: Неопределившийся
Откуда: ДВ

Re: Слишком короткие ответы

Сообщение levandowskij » 05 ноя 2017, 05:07

hyppocampus писал(а): К вопросу о торговых распространителях: хорошая реклама не должна и не может быть навязчивой, но она должна рекламировать именно то, что нужно покупателю, и именно так, чтобы покупатель понял, почему ему нужен этот продукт. Весь UX именно об этом.
наверное, не смотрю рекламу. то что надо на АлиЭкспресс и прочих аналогах куплю.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и 0 гостей