Особенности обучения знаниям, умениям и навыкам
Добавлено: 30 дек 2017, 15:11
Я давно заметил, что у меня есть определенные трудности с обучаемостью.
Для того, чтобы чему-то научиться, мне, как правило, требуется несколько больше времени, чем всем остальным.
Особенно это касается практических умений и навыков.
С теоретическими знаниями проще - здесь мне важно понять сам принцип, а дальше я ловлю всё на лету.
Пример - знания в области законодательства. Когда я, не имея юридического образования, понял иерархию нормативных правовых актов, принцип их принятия, изменения и отмены, я стал запоминать всё, что с этим связано, практически моментально и очень надёжно.
А до этого просто мог тупо зазубрить что-то вроде того, что у всех на слуху, "122-й закон о монетизации льгот", не понимая смысла этого.
С тем, чтобы научиться что-то делать практически, гораздо сложнее.
Это касается и спорта, и танцев, и умения что-то делать руками, и современных информационных технологий.
Ну, командный спорт - однозначно не моё.
На велосипеде и на лыжах тоже долго учился ездить.
Зато на лыжах (не горных) научился ездить довольно неплохо.
По поводу танцев - в детстве ходил на бальные танцы, ничего не получалось, да и мотивации не было (мама туда отправила).
В этом году на отдыхе пытался научиться танцевать хастл, но в итоге запомнил только четыре основных движения.
При желании мог бы научиться (для социализации и общения с женщинами), но что-то особой мотивации нет.
Это потребует достаточно много времени и сил, а этого у меня сейчас нет.
Насчёт умения делать что-то руками - в школе на уроках труда у меня почти ничего не получалось, и мне ничего ответственного не доверяли.
Однако в спокойной обстановке дома, я мог научиться необходимому навыку.
Был как-то случай в 6 классе, когда на уроке труда надо было сделать цепь из проволоки, все (или почти все) одноклассники с заданием справились, а я оказался неумехой и был высмеян. Однако дома я решил научиться этому, взял маленькие тиски и вскоре научился делать цепи очень ловко! Принёс в школу, показал трудовику, а он мне "а я откуда знаю, что это ты сделал, может, это за тебя бабушка сделала?".
Тут ещё в соседней теме обсуждался вопрос оказания первой помощи - так теоретически я этим вопросом владею, а в практическом плане не получается "оживить" даже тренажёр "Витим"...
Что касается компьютерных программ и информационных технологий, тут есть похожие сложности, и тоже проявляются с детства.
Ещё в 10 лет я ходил играть в компьютерный клуб (тогда появился первый у нас в городе, году в 1988) и из отведенного часа больше половины времени разбирался с тем, как запустить игру и как ей управлять.
Во время обучения в вузе столкнулся с трудностями на информатике. Пример - изучение Excel в 1996 году (ещё не в Windows). На занятии не смог разобраться с программой (хотя большинство одногруппников смогли, даже те, кто не блистал особыми успехами в учебе), пришлось моей маме договориться со знакомыми, у которых дома был компьютер, я пришёл к ним и где-то за час-два прекрасно разобрался с темой.
Аналогично - Microsoft Access, тоже на занятиях ничего не получалось, а самостоятельно освоил очень неплохо, потом даже подзаработать с помощью этого удалось.
В общем, основной вывод заключается в том, что для меня научиться многим навыкам можно очень даже неплохо, но для этого может потребоваться несколько больше времени, чем всем остальным. Может, и ненамного больше, а может, и существенно.
При обучении в коллективе (особенно при неблагоприятном морально-психологическом климате - жёсткая критика, сравнения с другими) можно заслужить репутацию тупицы и тормоза, исправить которую бывает очень трудно (если вообще возможно).
И крайне важно понимание моих особенностей преподавателем (инструктором, тренером).
Я вот во время попыток научить меня хастлу так и говорил моим "учителям" (таким же отдыхающим) - "я если хочу чему-то научиться, я этому научусь, но времени может потребоваться много". В итоге - никакого раздражения и критики с их стороны.
Для того, чтобы чему-то научиться, мне, как правило, требуется несколько больше времени, чем всем остальным.
Особенно это касается практических умений и навыков.
С теоретическими знаниями проще - здесь мне важно понять сам принцип, а дальше я ловлю всё на лету.
Пример - знания в области законодательства. Когда я, не имея юридического образования, понял иерархию нормативных правовых актов, принцип их принятия, изменения и отмены, я стал запоминать всё, что с этим связано, практически моментально и очень надёжно.
А до этого просто мог тупо зазубрить что-то вроде того, что у всех на слуху, "122-й закон о монетизации льгот", не понимая смысла этого.
С тем, чтобы научиться что-то делать практически, гораздо сложнее.
Это касается и спорта, и танцев, и умения что-то делать руками, и современных информационных технологий.
Ну, командный спорт - однозначно не моё.
На велосипеде и на лыжах тоже долго учился ездить.
Зато на лыжах (не горных) научился ездить довольно неплохо.
По поводу танцев - в детстве ходил на бальные танцы, ничего не получалось, да и мотивации не было (мама туда отправила).
В этом году на отдыхе пытался научиться танцевать хастл, но в итоге запомнил только четыре основных движения.
При желании мог бы научиться (для социализации и общения с женщинами), но что-то особой мотивации нет.
Это потребует достаточно много времени и сил, а этого у меня сейчас нет.
Насчёт умения делать что-то руками - в школе на уроках труда у меня почти ничего не получалось, и мне ничего ответственного не доверяли.
Однако в спокойной обстановке дома, я мог научиться необходимому навыку.
Был как-то случай в 6 классе, когда на уроке труда надо было сделать цепь из проволоки, все (или почти все) одноклассники с заданием справились, а я оказался неумехой и был высмеян. Однако дома я решил научиться этому, взял маленькие тиски и вскоре научился делать цепи очень ловко! Принёс в школу, показал трудовику, а он мне "а я откуда знаю, что это ты сделал, может, это за тебя бабушка сделала?".
Тут ещё в соседней теме обсуждался вопрос оказания первой помощи - так теоретически я этим вопросом владею, а в практическом плане не получается "оживить" даже тренажёр "Витим"...
Что касается компьютерных программ и информационных технологий, тут есть похожие сложности, и тоже проявляются с детства.
Ещё в 10 лет я ходил играть в компьютерный клуб (тогда появился первый у нас в городе, году в 1988) и из отведенного часа больше половины времени разбирался с тем, как запустить игру и как ей управлять.
Во время обучения в вузе столкнулся с трудностями на информатике. Пример - изучение Excel в 1996 году (ещё не в Windows). На занятии не смог разобраться с программой (хотя большинство одногруппников смогли, даже те, кто не блистал особыми успехами в учебе), пришлось моей маме договориться со знакомыми, у которых дома был компьютер, я пришёл к ним и где-то за час-два прекрасно разобрался с темой.
Аналогично - Microsoft Access, тоже на занятиях ничего не получалось, а самостоятельно освоил очень неплохо, потом даже подзаработать с помощью этого удалось.
В общем, основной вывод заключается в том, что для меня научиться многим навыкам можно очень даже неплохо, но для этого может потребоваться несколько больше времени, чем всем остальным. Может, и ненамного больше, а может, и существенно.
При обучении в коллективе (особенно при неблагоприятном морально-психологическом климате - жёсткая критика, сравнения с другими) можно заслужить репутацию тупицы и тормоза, исправить которую бывает очень трудно (если вообще возможно).
И крайне важно понимание моих особенностей преподавателем (инструктором, тренером).
Я вот во время попыток научить меня хастлу так и говорил моим "учителям" (таким же отдыхающим) - "я если хочу чему-то научиться, я этому научусь, но времени может потребоваться много". В итоге - никакого раздражения и критики с их стороны.